Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет


Top.Mail.Ru

Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Статистика рождаемости / смертности по РФ

Родившиеся:
2003 г................... 2002 г.

1359800............1283100

Умершие:
2003г................... 2002г.

2160500.............2122200

Убыль населения:
2003 г................... 2002 г.

-800700.............. -839100

Источник: Госкомстат РФ

По данным статистиков, к 2050 году население России сократится на 30 млн человек

Россия находится на 162 месте в мире по уровню смертности

Смертность в РФ в 1,6 раза превышает рождаемость

Современное демографическое положение в России

Аппарат Совета Федерации ФС РФ

Дети-инвалиды

Проблема общества
У меня родился ребенок инвалид…

Проблема СПИДА

В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ

Священник
А. Дубинин:

Священник
А. Ильяшенко:

Социальное благополучие...

В законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» в версии, предложенной ко второму чтению Комитетом по охране здоровья, возвращается опасное для семьи определение здоровья, которое ранее было изменено под давлением общественности. Поправка номер 2 в перечне поправок, рекомендуемых к принятию Комитетом Государственной Думы РФ по охране здоровья вновь приводит законодательное определение здоровья в соответствие с определением ВОЗ:

«Здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма».

Это определение присутствовало в первоначальной версии проекта, однако упоминание о «социальном благополучии» было оттуда изъято в процессе работы над законопроектом под давлением общественности, поскольку оно может привести к массовому изъятию детей из семей в случае социального неблагополучия.

В результате массовых протестов общественности термин «социальное благополучие» был исключен из законопроектного определения здоровья, но сегодня вновь возвращен туда в виде «рекомендуемой к принятию» поправки инициированной группой депутатов.

Включение понятия «социального благополучия» в легальное определение здоровья может повести к серьезным проблемам в связи с тем, что ст. 63 п. 1 Семейного Кодекса РФ предусматривает обязанность родителей «заботиться о здоровье … своих детей». Фактически, это дает основания для обвинения социально неблагополучных семей (в том числе — находящихся в «социально опасном положении») и граждан в ненадлежащей заботе о своем здоровье и здоровье своих детей. Бедность, являющаяся одним из наиболее часто встречающихся проявлений социального неблагополучия, таким образом, может, при определенных обстоятельствах, быть вменена в вину гражданам и родителям детей.

Этот риск становится особенно значимым при учете уже существующей практик в этой области, возникшей при действующем законодательстве. В России уже были примеры отобрания и попыток отобрания детей у родителей в связи с бедностью семьи или ее социальным неблагополучием, возникающими не по вине самих родителей.

Так, в 2010 г. в Санкт-Петербурге были по решению суда, под предлогом «ненадлежащего содержания», фактически именно за бедность и невозможность самостоятельно обеспечить необходимый материальный уровень жизни семьи отняты дети у Веры Камкиной. Не помогли обращения к Президенту, уполномоченным по правам человека. В этом же году в г. Дзержинске в связи с бедностью семьи были отняты дети у Сергея Пчелинцева (благодаря помощи общественности детей удалось вернуть).

Подобные действия не только противоестественны и циничны, но и противоречат международным обязательствам Российской Федерации (мч. 3 ст. 27 Конвенции ООН о правах ребенка1, а также практике Европейского Суда по правам человека, которая, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ должна учитываться на всех уровнях правоприменительной системы России. Согласно правовой практике Европейского Суда бедность или иные проблемы родителей которые могут быть решены иным путем (например адресной социальной помощью) и возможность помещения детей в более благоприятные для их воспитания условия сами по себе не могут служить достаточным основанием для разделения семьи2. Тем не менее, подобная практика существует.

Включение в легальное определение здоровья «полного социального благополучия» дает существенную дополнительную почву для практики неправомерного отобрания детей. Так, ст. 77 Семейного Кодекса РФ позволяет немедленно отобрать ребенка у родителей «при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью». Новое легальное определение здоровья, таким образом, даст прямое законное основание для отнятия детей у малообеспеченных родителей, у семей, попавших в трудные социальные обстоятельства. Противоестественная и циничная практика отнятия детей у материально неблагополучных семей вместо оказания им необходимой финансовой поддержки, предоставления достаточных для решения проблем семьи льгот, таким образом, при принятии законопроекта в нынешнем варианте получит дальнейшее развитие.

Дополнительную угрозу в этом отношении представляет уточнение, что речь идет также о полном физическом и душевном благополучии. Очевидно, что полное физическое и душевное благополучие в действительности недостижимо. С другой стороны, любой стресс, конфликт — ведут к душевному неблагополучию человека. К сожалению, это дает дополнительные возможности злоупотребления. Так конфликт с родителями, иные события в семье, ведущие к душевным переживаниям у ребенка также, с учетом нового легального определения здоровья, смогут рассматриваться как угроза его здоровью.

Предлагаемое определение здоровья как «физического, душевного и социального благополучия» предложено Всемирной организацией здравоохранения. Однако оно содержится в преамбуле устава ВОЗ, т.е.  не имеет обязывающей юридической силы. Перенос этого, экспертного по своему характеру определения, предложенного для оценки здоровья на популяционном уровне, в закон в качестве легального определения является необоснованным и безграмотным. Законодательство большинства стран мира воздерживается от юридического определения здоровья в связи с сопряженными с таким определениями сложными моментами и правовыми трудностями.

Таким образом, включение в определение здоровья «социального благополучия» может повлечь к тяжелым, разрушительным последствиям для десятков тысяч российских семей, увеличению количества искусственно созданных российских социальных сирот, насильственно лишенных родителей.

В связи с сопряженными с предлагаемым определением здоровья серьезными опасностями для семьи, Межрегиональная общественная организация «За права семьи» настоятельно просит депутатов потребовать отдельного рассмотрения поправки номер 2 из списка рекомендованных к принятию Комитетом по охране здоровья поправок (авторы поправки: А.М.Чухраёв, С.И.Колесников, Э.Г.Глубоковская, И.В.Архипов, И.М.Берхеев, С.Ш.Мурзабаева), добиться отклонения данной поправки.

С уважением,
Павел Парфентьев,
Председатель Межрегиональной общественной организации
«За права семьи»

Примечания:

1. «Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем».

2. «С другой стороны, один тот факт, что ребенок может быть помещен в более благоприятную для его или ее воспитания среду, сам по себе не оправдывает такую меру, как принудительное отнятие ребенка. Не может эта мера быть оправдана и простой ссылкой на рискованное положение родителей, при котором могут помочь менее радикальные меры, чем разделение семьи, такие как целевая финансовая поддержка и социальное консультирование», Савины против Украины — no.39948/06, 18 марта 2009. См. Также: K.A.  против Финляндии, no.27751/95, § 92 ECHR 2003-I; Мозер против Австрии, no. 12643/02, § 68, 21 сентября 2006; Валлова и Валла против Чехии, §§ 73–76,  no. 23848/04, § 72, 26 октября 2006 и др