Почему нужна родительская экспертиза образовательных программ
«Школа плохому не научит» — кажется, так это звучало
Наверное, неправильно было бы обвинять в этом только школу — её «организм» состоит, в первую очередь, из учителей — таких же людей, как и все прочие, как и все мы. Людей, посещавших те же детские сады и школы, читавших те же газеты, вместе со всеми остальными жителями большой страны глядевших в один и тот же экран телевизора. И, как и все, не избежавших информационной деформации.
В
«Мы наш, мы новый мир построим», — было написано на невидимых знамёнах наступавших времён. Школьные учителя тех лет вдруг стали невостребованными, как если бы общество разом потеряло к ним интерес. Пытаясь вырваться из состояния «человека-неведимки»,
И вот, отныне, «воспитание» было провозглашено «насилием»! Гуляя
Педагогам столь мощно и долго внушалось в ту пору про их отсталость, что не придерживаться кодекса чести вдруг стало хорошим тоном в их среде. В Законе «Об образовании» 1992 г. появилась статья о наказании педагогов за «появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения» (!). Одна «педагогиня» в те годы с пылом утверждала, что ей и её коллегам просто необходимо принимать алкоголь, чтобы «расслабиться». Повальным стало пьянство педперсонала детских лагерей отдыха. Нормы морали «вышли из моды». В такой ситуации стало абсолютно безпроблемным изменение содержания образования. И стоило это тогда, вероятно, недорого…
В 1990 г. в СССР вступила в силу «Конвенция о правах ребёнка», и в ней уже впервые прозвучали известные всем ныне слова «планирование семьи»:
ст. 24 1. Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.
2. Государства-участники добиваются полного осуществления данного права, и в частности принимают необходимые меры для: ….f) развития просветительной работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и планирования размера семьи. А в 1991г. МФПС пришла в Россию.
С тех пор эти, а также другие разрушительные программы, наводнили наше бедное образование. И теперь именно в образовании находится один из участков невидимого фронта, через который они внедряются. По своей направленности их, вероятно, можно отнести к 3 большим группам:
1. Программы полового просвещения
(программа РАПСа «Изменения», программа «Ресурсы здоровья» центра «Холис», «Проект 13+», «Зелёный портфель», ШАСО и т.п.)
2. Программы формирования наркопотребления
(программы «Ресурсы здоровья», «Снижение вреда», «Твой выбор» и т.п.)
3. Программы подготовки общества к принятию ювенальной юстиции
(программы «Граждановедение», «Права ребёнка», «Ресурсы здоровья», «Участие молодёжи в процессе принятия решений», Молодёжные парламенты, Молодёжные ассамблеи)
Стратегия и тактика их внедрения тоже отработана:
— через медико-просветительские программы
(Центры планирования семьи, Молодёжные центры репродуктивного здоровья, Общественная организация «Красный крест», центры «Анти — СПИД», программы гинекологических осмотров детей)
— через молодёжные программы
(система волонтариата, программы «Ровесник — ровеснику», «Подросток — подростку», «Участие молодёжи в процессе принятия решений»)
— через программы первичной профилактики
(Центры медицинской профилактики, профилактические программы: «Снижение вреда», «Изменения», «Ресурсы здоровья», «Профилактика зависимостей» и т.п.).
I. Молодёжные программы
1. «Ровесник — ровеснику»
(на примере программы «Смотри по жизни вперёд», РБОО «Центр профилактики наркомании»,
— делает акцент на клубной работе. При этом программа приравнивается к «замкнутому технологическому циклу, привязанному к учебному году», и имеет
Формы работы:
в школе: спецкурс, дискуссионный клуб, тематический день, тематическое занятие, педсовет, тренинг для педагогов, родительское собрание
в клубе: =Обучающий курс = Кино не для всех = Дискотека = Загородный выезд = Акция = Служба писем = Работа по направлениям =
2. Волонариат
Являются непременным атрибутом т.н. «профилактических» программ, когда, играя на свойственной возрасту готовности к социально значимой деятельности, подростками совершенно беззастенчиво манипулируют. Волонтёры, работающие по программам «равный — равному», «подросток — подростку», в процессе подготовки подвергаются психологической обработке, вызывающей
Сложившаяся в России практика последних лет должна ориентировать нас на то, что слово «волонтёр» — тревожный знак: при внимательном рассмотрении рядом с ним всегда обнаружится «безопасный секс» с провозглашаемой РАПсом в качестве своей миссии «защитой прав всех молодых людей наслаждаться своей половой жизнью». Хотя на смену ему идёт, не меняя содержания, новая «обёртка» — «добровольчество».
3. Проекты молодёжного участия
— «Участие молодёжи в процессе принятия решений»
Отправной точкой может также служить Конвенция о правах ребёнка. В статье 12(1) Конвенции содержится призыв к участию детей:
Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.
Далее в статье 13 (1) Конвенции утверждается, что:
Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной формах, в форме произведений искусства или с помощью средств по выбору ребенка.
Согласно праву на участие, обозначенному в Конвенции, необходимо учитывать взгляды людей независимо от их общественного положения, возраста, пола, этнической принадлежности, состояния физического и умственного развития.
В середине
Хартия призывает муниципалитеты и региональные власти поддерживать «организационную основу участия молодежи в процессе принятия ими решений и обсуждения проблем» (Хартия, п.
- представителя молодежи в местных и региональных органах (п. 37);
- механизма совместного управления проектами (п.
38–41); - механизма консультаций (п. 42).
«Степень участия может быть различной, но даже дети могут принимать участие разными способами, начиная с раннего возраста» — говорится в программе. А в официальном обращении, направленном от участников Форума детей и молодёжи к специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2002 г. вообще звучит угроза: «Мы — дети, к чьим голосам не прислушиваются: пришло время принять нас во внимание». И тут же предъявляется требование: «дети (должны быть) активно привлечены к процессам принятия решений на всех уровнях: в планировании, реализации, мониторинге и оценке всех видов деятельности, затрагивающих их права». За послушание нам сулят: «Мы обещаем равное партнерство в борьбе за права детей». А чтобы не сомневались в компетентности, утверждают: «У нас есть воля, знания, чувства и преданность». Это — официальный документ!
В 2001 г., «по инициативе снизу», в Москве была создана Общественная молодежная палата при Государственной Думе РФ — «для расширения участия молодежи в работе органов власти». В 2004 г. молодежная палата направила текст Европейской хартии (молодежной Конституции Европы) «об обязательном участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований» в молодежные парламенты страны.
В феврале 2006 г. в школах Калининграда прошла деловая игра, в результате которой должен был сформироваться школьный парламент, готовый «представлять интересы несовершеннолетних избирателей» в мэрии (а разве избирательное право не совпадает с совершеннолетием?!). В двух школах из тринадцати выборы были признаны недействительными — ребятишки выполнили всё, чему их научили взрослые: в одной школе после подсчета голосов исчезли все бюллетени, в другой их оказалось больше, чем выдавалось. А вот те школьники, кто прошёл-таки в парламент, радовались: «Мы теперь сможем любого директора школы уволить, который нам не нравится. Напишем бумагу в Министерство образования — и всё. Нам так в мэрии объяснили!»
В течение последнего все СМИ, как сговорившись, вещают на тему насилия в семье и в системе образования: то телесюжет о том, как родители в воспитательных целях приковывают своего ребенка к батарее, то радиорассказ об ужасной воспитательнице, сурово наказывающей детей за непослушание. Истории учащаются, сюжеты становятся всё мрачнее. На улицах Москвы и Санкт-Петербурга выросли плакаты: «Насилие в семье? Участковый — от слова участие». Общественные организации, отрабатывающие западные деньги, проводят тренинги, на которых разучивают с подростками речёвки: «Нет — насилию в семье!», и всё это
Ни в одной из культур никогда не ставились под сомнение вековые традиции возрастной иерархии в отношениях родителей и детей — всегда было ясно, что «яйца курицу не учат». Сегодняшние дети — завтрашние взрослые, а значит, лицо страны. Нашей страны, которая необычайно привлекательна в плане сырья, но чрезвычайно раздражает некоторых наличием слишком большого количества народа. Ковровыми бомбардировками с ней не справиться, но можно попробовать лишить народ разума и здоровья — духовного и нравственного.
Продвижение Закона началось в 1995 г., после ратификации Россией Международной Конвенции о правах ребенка и подписания «Пекинских правил». В 2002 г. Закон был принят Госдумой в первом чтении. В статье «Об организационном обеспечении» Проекта прямо говорится о том, что необходимо «внедрение в общественное сознание базовых сведений о международных стандартах, принципах, правилах и нормах, составляющих основу системы ювенальной юстиции».
4. Молодёжное движение «Здоровое поколение»
В Ульяновской области в ноябре состоялся очередной слет волонтеров по предупреждению социальных заболеваний среди молодежи «Профессия волонтер». Организует мероприятие Молодежная общественная организация «Здоровое поколение». 23 мая в Центральном Доме журналистов состоялся круглый стол на тему: национальная идея России: «Здоровое поколение — будущее страны!». Организаторы круглого стола: ЦДЖ, Межрегиональное общественное спортивно-оздоровительное движение «Здоровое поколение» (МОСОД), объединяющее спортивные, детские, молодежные, студенческие и др. общественные организации с целью формирования здорового образа граждан РФ.
На сайте УГОО Социально-информационный центр «Здоровое поколение» размещены уникальные, максимально полно информирующие интерактивные игры: «Стажёр», «Пасьянс», «Возьми с собой», «Кроссворд», «СПИДометр» и т.д.
http://www.sexcontrol.ru/flash/04/04.htm
II. Медико-просветительские программы
1. Первичная профилактическая работа (ППР)
на примере программы «Новое поколение за здоровый образ жизни» (Новосибирск, 2002): предлагает организацию первичной профилактической работы (ППР) строить в педвузах, т.к. первичную профилактическую работу лучше всего проводить педагогам.
Студенты педвузов одновременно являются представителями как целевой — те, с кем работают так и ключевой групп — те, кто работают, то есть имеют возможность проводить ППР по принципу «равный — равному» со школьниками и другими студентами. Учителя всех специальностей готовы к такой работе уже потому, что изучали в педагогическом ВУЗе психологию, педагогику, теорию и методику обучения, возрастную анатомию и физиологию, основы медицинских знаний и безопасности жизнедеятельности. Идеально подходит проректор по воспитательной работе. Организовать ППР в педвузе может любой увлеченный человек (даже начальник охраны).
В активе программы — самое активное использование таких форм работы как семинары, тренинги, анкетирование, акции, олимпиады, издательская деятельность и — курсовые проекты, при выполнении которых рекомендуется использовать комплексный подход с отражением тематики здорового образа жизни:
Темы курсовых работ в рамках программы предлагаются следующие:
— на филологическом.факулътете — «Тема материнства в романе Л. Н. Толстого »Война и мир«, »Аддиктивное поведение на примере главного героя рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
— на естестественно -географическом факультете — «Многообразие форм полового поведения. Причины и профилактика половых девиаций», «Место смерти в жизни человека. Формирование адекватного танатологического восприятия у школьников»
— на художественно-графическом факультете — «Отражение темы здорового образа жизни в наскальной живописи»
— на факультете дошкольной педагогики и психологии — «Выработка навыков здорового образа жизни в игровой форме»
— на историческом факультете_- «Семейно-брачные отношения в разных культурах и религиях»
2. Программа «Ресурсы здоровья» центра «Холис»
Вышеупомянутый подход перекликается с приёмами, используемыми в программе «Ресурсы здоровья» центра «Холис», нашумевшей в Екатеринбурге и в Калининграде, также заявленной как ППР.
В ней также обучающие блоки и модули «должны быть встроены в рамки
— интеграция в географию: когда на уроке «Главные особенности населения материков» учительница расскажет детям не только об индейцах, но и о марихуане и о том, что испытывает человек, который ее употребляет
— в историю: рассказывая, допустим, о Курской битве, педагог может начать с «боевых ста грамм» и перейти к более детальному разговору о вреде алкоголизма
— в литературу: разбирая главу о Сонечке Мармеладовой и борделе из «Преступления и наказания» Достоевского, можно поговорить о проституции и венерических заболеваниях
— в математику: прочитав, к примеру, такую веселую считалочку, в которую интегрирована таблица умножения, можно проверить знание детишек о презервативах и колпачках:
«Дважды два — четыре, есть контрацептивы в мире.
Пятью пять — двадцать пять, беги приобретать.
Шестью шесть — тридцать шесть, в магазине они есть«.
Основную информационную нагрузку должны нести «профилактические классные часы», на которых детям покажут т.н. «профилактические мультфильмы» из жизни малолетних представителей маргинальных слоёв стран Латинской Америки.
В Калининграде программа вошла в школу под маской направления «Здоровьесберегающие технологии», и органы управления образованием её столь высоко оценили, что даже профинансировали. К счастью, длилось это не столь долго, как в Екатеринбурге, но остановить её удалось с огромным трудом и «большой кровью». Направленность программы позволяет ей мимикрировать в зависимости от исходных условий: оскандалились с половым просвещением в Екатеринбурге — привезли в Калининград «Профилактику зависимостей», и стали учить первоклассников, что, помимо «нелегальных» наркотиков (героин, анаша, марихуана), в мире есть «легальные», т.е. «разрешённые» наркотики (сладости, солёные орешки, телевизор, компьютер, общение с друзьями). И тогда, если мир полон наркотиков, то вопрос употребления марихуаны или героина — только вопрос возрастного ценза: если ты маленький — то орешки, если большой — то гашиш. Наркотик как символ инициации — как с сигаретами…
В «Ресурсах здоровья» также используются приёмы поэтапного сетевого охвата целевых групп, расписанные пошагово: — сначала обучение одного педагога, введение для него новой специальной должности, выделение помещения под кабинет профилактики, подготовка силами педагога 10 классных руководителей, разработка ими под его руководством информационных материалов, их тиражирование и составление на педсовете стратегических планов работы с родителями. (Похоже на захват неприятеля!).
Затем — мощная «вербовка» родителей, чтобы не мешали процессу: подготовленные классные руководители проводят родительские собрания по параллелям и тематические родительские вечера. Уже на второй год предусмотрено создание из родителей «добровольного общественного объединения», подготовка из их числа лидеров, вовлечение их в профилактическую работу, создание ими проектов и их реализация. Этакая дружина против собственных детей!
Педагоги Калининградских школ успели начать осуществлять первый этап: 10 из них, получив от «Холиса» удостоверения методистов, приступили к подготовке коллег, и все они после первого же семинара стали проводить занятия с детьми. По отзывам участников, особое удовлетворение они получили от проведения с детьми занятия на тему «Косячок». До мультфильмов, к счастью, дело не дошло…
3. Общественная организация «Жизнь в цвете»,
В Калининграде в декабре 2006 г. появилась новая организация, первой акцией которой стал проведённый совместно с местным РАПСом семинар «Аборт как ответственное решение в планировании семьи». Результатом семинара явилось решение о создании и внедрении в ВУЗах и ССУЗах города просветительских программ, нацеленных на решение вопросов репродуктивного здоровья молодёжи, а также — о создании постоянных рубрик в местных СМИ и постоянной передачи на одном из местных телеканалов.
III. Программы первичной профилактики
1. Центры медицинской профилактики
В течение девяти лет учителя-валеологи возят детей согласно договорам со школами Центр медицинской профилактики. На занятиях, которые там проводят, с детьми
2. Программы РАПС
В школах детям всё ещё раздают пакеты с прокладками, дополненные буклетами «Программа »Изменения«. »Добрый Дедушка Мороз« в этом случае — Центры планирования семьи. Красочные брошюрки в стиле комиксов — отдельно для мальчиков и для девочек — настойчиво внушают: »Главное в твоей жизни — то, что ниже пояса«. При этом буклет для мальчиков не смог обойтись без рисунка на развороте того, как устроена девочка (»вид снизу«!).
3. Валеология
Программа, которой
4. ШАСО
Именно такие программы предлагает для наших школьников ещё один персонаж — ШАСО (Шведская Ассоциация сексуального образования). Основана в 1933 г.; в 1956 г. добилась поголовного, сексуального просвещения шведских детей начиная с детского сада, к 2006 г. освободила страну от забот о будущем, поскольку в Швеции больше не осталось молодёжи, и некому зарабатывать для страны деньги — пенсионный фонд Швеции закрывается. В стране опомнились и
5. МЦРЗ (молодёжные центры репродуктивного здоровья)
Шведские программы, где вопросы полового просвещения считаются социальным, а не личным делом каждой семьи. Бесплатные молодежные консультации существуют там уже 25 лет и нацелены на «обеспечение молодежи дешевыми, надежными и безопасными способами и методами контрацепции и предупреждения ЗППП, а также на привлечение волонтеров для работы с молодежью по пропаганде нравственности и безопасного секса».
Региональные центры Российской Ассоциации планирования семьи (РАПС) — организации, имеющей статус негосударственной, по
Для того, чтобы поведать обо всех опасностях, подстерегающих наших детей в школе и около неё, любого количества времени будет мало. И даже при беглом и неполном знакомстве с этим и подобным ему списками может наступить уныние: «Всё равно ничего не изменишь».
Наше твёрдое убеждение, вынесенное из очень тяжёлой и затяжной борьбы против растления наших детей — в следующем: останавливать растлителей можно и нужно! И использовать необходимо те тенденции, которые сложились сейчас в общественно-политической жизни. Резко возросла роль общественности в принятии решений в сфере образования. Наши шустрые «общественники», «питающиеся» от зарубежных грантов и привозящие к нам в город «холисы», это сразу поняли. Нам нужно поторопиться, иначе ниша будет занята. Итогом нашей борьбы с местным министерством образования стало решение о создании общественно-государственного экспертного Совета для экспертизы поступающих в сферу образования программ. Ещё раньше мы, по согласованию с Федеральной антимонопольной службой создали при нашем Движении общественный Экспертный совет по этике, заключения которого стали основанием для инициирования местным ФАСом (Федеральная антимонопольная служба) мер по отношению к недобросовестным рекламодателям. Нельзя сидеть, сложа руки, ибо бездействие равносильно предательству. Предательству собственных детей.
К сожалению, информационное воздействие, которому мы все подвергаемся, столь мощно воздействует на нас, что незаметно для нас разрушает всё то, что составляет нашу суть. То, что сейчас оставляет нас равнодушными,
Л.А. Рябиченко, руководитель Калининградского регионального молодёжного общественного движения «За духовно-нравственное возрождение»
г. Калининград