Доклад
«Современное законодательство России с точки зрения защиты семьи и практические вопросы защиты семьи».
Докладчик: Павлова Лариса Октябристовна — Председатель Правления Некоммерческого партнерства в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья «Родительский комитет», адвокат МГКА.
Секция «Катастрофические последствия 1917 года для народной жизни» в рамках XXV Международных образовательных Рождественских чтений по теме
Патриарх Кирилл призывал в своей речи на епархиальном собрании в декабре 2016 г. всех участников Рождественских чтений не столько на теоретическое осмысление причин катастрофы 1917 г., сколько на решение практических задач.
Для того, чтобы сформулировать практические задачи в области защиты семьи необходимо определиться с вопросом о том, какие наиболее серьезные угрозы для семьи существуют на сегодня:
первое — в российском законодательстве,
второе — в уже созданной государством межведомственной системе, регулирующей семейные отношения и прямо влияющей как на взаимоотношения родителей и детей, так и на семью в целом.
В России к настоящему времени сформирована законодательная база , которая в значительной степени направлена на продвижение и защиту западных стереотипов гуманистических ценностей, приоритета прав человека, взглядов на семью, взаимоотношения полов, не совместимых с традиционными ценностями России, тем более с православными. Не взирая на сопротивление большой части общества, позицию Русской православной церкви законодательная система в отношении семьи, прав родителей и детей имеет ювенальный характер. Уже создана и работает на основе федеральных и региональных законов система межведомственного взаимодействия органов власти, органов здравоохранения, образования, полиции, подкрепленная практикой работы судов. Она действует в целом по образу и подобию западной ювенальной системы, использующей практически бесконтрольное вмешательство государства в дела семьи. То есть ювенальная система российского образца — в действии.
Общество еще запоздало реагирует на все это. Примером такой реакции является «закон о шлепках», а именно редакция ст. 116 УК РФ о побоях, предусматривающая уголовную ответственность членов семьи. Все возмутились, статью подправили, «декриминализировали», уголовная ответственность родителей за побои переведена в административную. Но не надо забывать, что при повторном случае побоев может быть и уголовная ответственность; а в случае привлечения родителя к административной ответственности за побои , возникают основания для возбуждения уголовного дела по ст. 156 УК РФ ( воспитание, связанное с насилием). К сожалению, все это уже проходит мимо общественного сознания и по существу не вызывает возражений.
Чтобы понять сегодня, надо немного вернуться к прошлому: сравнить, что было и что стало. То есть, немного истории или о том, как реформировалось российское законодательство, напрямую коснувшееся семьи после 1992 г..
В Конституции России, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., указано, что мы чтим память предков. Однако в ст. 15 Конституции РФ, про память предков уже забыто, в систему законодательства заложен приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, которые, как указано в Конституции являются частью нашей правовой системы.
Пока народ разбирался с принципами демократии, ваучерами, правом на приватизацию, возможностью обладать долларами и свободным выездом за рубеж, российское законодательство уже с 1992 года, до того, как Конституция 1993 г. закрепила приоритет международного права, стало активно и срочно трансформироваться с учетом норм международного права.
Какие же «общепринятые международные нормы и принципы» принципиально повлияли на ухудшение положения семьи в России?
Одним из ключевых документов международного права явилась Каирская конференция. В 1994 году 179 наций, включая Российскую Федерацию, приняли участие в Международной конференции по народонаселению и развитию в Каире.
Данная конференция явилось стартовым этапом в глобальном партнерстве участников. Именно в ней сформулирована необходимость снижение народонаселения через реализацию программ так называемой профилактики венерических заболеваний, ВИЧ/Спида, внедрения контрацептивов, стерилизации в рамках так называемых программ планирования семьи и различных программ в области репродуктивного здоровья граждан. В данном международном акте заложены столь знакомые ныне словочетания и понятия: «репродуктивные права», «планирование семьи», которое означает как и что надо сделать, чтоб не иметь детей, «равные права женщин», понимаемые правом на аборт и «гендерное равенство». Здесь же знакомый термин «борьба с насилием» , теперь уже в аспекте семейного насилия и приоритета прав ребенка.
Российские система здравоохранения и система образования стали ареной битвы для прозападных лоббистов за глобальное изменение ценностных ориентаций общества и прежде всего молодежи, и спонтанного сопротивления российского общества пропаганде безнравственности, неуважения к семейным ценностям, праву на аборты, свободному взаимоотношения полов.
Случилась так, что ранее существовавшая система медицинской профилактики практически рухнула, ее заменили Центры планирования семьи, Центры АНТИСПИД, входящие в систему здравоохранения. Параллельно в страну торжествующе и нагло вошла Российская ассоциация планирования семьи — филиал Международной организации возникшей более ста лет назад из «Американской лигой по контролю рождаемости». С 1992 года она за счет российского бюджета ввозила в страну контрацептивы, пропагандистские материалы, под разными названиями программы которые были направлены на реальное снижение населения России, занимались растлением населения и были направлены и на изменение ценностных ориентаций общества. По словам основательницы этой организации Маргарет Зангер «Самое милосердное, что большая семья может сделать для своего младенца, — это убить его». Этот принцип стал правилом для всех современных организаций, прикрывающихся «планированием семьи».
Наступил глубокий кризис института семьи. В 1992 г население России было 148,7 миллионов. К 2010 г. оно сократилось до 142,4 миллиона, то есть на 6, 3 миллиона.
Изменение законодательства было стремительно продолжено, его реформирование продолжается и сегодня, не взирая на очевидность отрицательного опыта западных стран в плане защиты семейных ценностей, ювенальной юстиции, напрямую связанно с отходом западной цивилизации. от христианских корней.
Для примера рассмотрим, как трансформировалось право граждан на охрану здоровья после 1992 г..
Почему я обращаю внимание на закон в области здравоохранении, потому что он стал частью правовой системы, которая создала условия для торжества ювенальной юстиции и сексуального просвещения в школе.
Хочу отметить, что даже в 2011 г., когда Россия ратифицировала «Европейскую социальную Хартию» (ЕСХ) — один из ключевых правовых документов глобального общества, многие не понимали, что в ней заложен обязательный «секспросвет» в школе, как международное обязательство России. Отчеты по выполнению ст. 11 и ст.17 ЕСХ о механизмах реализации «секспросвета» в школе таких христианских стран как Греция, Болгария, Польша и др. перед Советом Министров ЕС подтверждали наши опасения. Требования родителей, возражавших против ратификации, услышаны не были. Не удивительно, ведь ключевые положения ЕСХ уже ранее были включены в российский закон в области здравоохранения.
Еще немного о реформировании законодательства в области здравоохранения.
В Основах законодательства о здравоохранении Союза ССР и союзных республик было четко и понятно для всех указано, что право граждан на охрану здоровья обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью для лечения и укрепления здоровья граждан, особой заботой здоровье подрастающего поколения, направленно на обеспечение долголетия и является обязанностью всех госорганов , предприятий, учреждений и организаций.
В Законе РФ «Об основах охраны здоровья граждан», 1992 г. о здоровье уже по иному. Слово болезнь, ушло из лексикона медиков. Они и мы вместе с ними, теперь живем по правилам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которая определила понятие здоровья как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов. В российском законе указано, что здоровье — это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма. Право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, и т. д. и последнее: доступной медико-социальной помощью. Ни тебе лечения, ни тебе укрепления здоровья, ни долголетия. В нашем законе появляется понятие «социальное благополучие». Именно оно стает антитезой часто критикуемому термину «неблагополучная семья». Много внимания в законе уделено «профилактике здоровья» и «здоровому образу жизни». Именно эти постулаты от медицины станут окном для «секспросвета» в школе, а сегодня еще правовой основой для преследования родителей за нарушения ими обязанностей по охране здоровья .
Дальше начинается уже дискриминация прав родителей. В действующем законе ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N
Много интересного и нового с точки зрения прав родителей влиять на воспитание ребенка появилось в ФЗ «Об образовании», 2012 г..
Закон предусматривает для школы обязательность программ по профилактике здоровья. Реализацию таких программ теперь осуществляет сама школа, а не органы здравоохранения, как ранее.. Согласно ч. 2 ст. 11 ФЗ «Об образовании» организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями. Это значит, что школа может осуществлять профилактику своими силами, может заключать договоры на стороннюю помощь, например с органами здравоохранения, или с НКО, оказывающими такие услуги.
Реальностью становится механизм воздействия на родителей в вопросах воспитания и профилактики здоровья. То есть, если родитель будет возражать против школьной профилактической программы например по ВИЧ, содержащий «секспросвет», то, как это уже происходит, например, в Германии, он будет преследоваться по закону, потому что он нарушает право ребенка и на образование и на охрану здоровья. Возникает конфликт прав и интересов: с одной стороны родители обязаны защищать законные права и интересы ребенка до достижения им 18 лет, у них есть преимущественное право на воспитание ребенка; с другой стороны, в отношении родителей введены законодательные ограничения по защите этого права. Право есть, а реализовать его нельзя.
С 1992 г. в России, активно стали приниматься не только основы законодательства, но и новые кодексы, в которых указано что российский законодатель признает приоритет международного права.
Новый Семейный кодекс РФ был принят 8 декабря 1995 г.. Он исключил из своего названия слово «брак» ( ранее был кодекс о браке и семье) и предусмотрел право ребенка самостоятельно обращаться в органы опеки при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями своих обязанностей, а по достижении
В 1997 г. из Уголовного кодекса РФ ушла статья, предусматривающая уголовною ответственность за занятие гомосексуализмом. Только через 15 лет начались попытки ограничить пропаганду гомосексуализма среди детей, да и то, только путем административной ответственности.
Параллельно, после принятия нового закона «О СМИ», который требует самостоятельного исследовании, средства массовой информации начали практически не контролируемую атаку на нравственность общества и прежде всего детей. Наводнившие в это время Россию детские журналы, издававшиеся на западе, телепрограммы упорно работали над изменением нравственных устоев общества. Западные программы полового просвещения, в рамках школьных предметов валеологии, ОБЖ, граждановедение стали развращать детей, под видом борьбы со СПИДом обучать их «безопасному сексу», дискредитировать семью, родителей.
В 1999 году принят федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в котором даны понятия, которыми мы и сегодня возмущены. «Безнадзорность, беспризорность», понятия «семьи, находящейся в социально опасной ситуации», позднее «в тяжелой жизненной ситуации». Эти понятия используются при составлении разных актов, при решении вопроса об отобрании ребенка из семьи, при постановке семьи на учет как неблагополучной. Понятия неконкретны, могут трактоваться субъективно.
Сегодня мы накануне новой опасности. С 01 января 2017 г. вступило в действие постановление Правительства № 1096 от 27.10.2016 г. на основании указа Президента РФ «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг». Этим постановлением определены виды услуг, которые могут оказываться социально ориентированными НКО. Например, такие как выявление несовершеннолетних, нуждающихся в установлении над ними опеки, услуги направленные на семейное устройство детей и еще 20 направлений. При том, что в СК РФ имеется положения (ч. 1 ст.121) в которой указано, что деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей не допускается. Однако новый закон о социально ориентированных НКО принят, после регистрации в Минюсте такие НК имеют законодательную базу для работы в тех областях, которыми ранее занималось государство. Чем это плохо. Прежде всего тем, что эта деятельность почти не поддается контролю и кроме того, лица ее осуществляющие, не несут за нее никакой ответственности. Ну разве что, после какого-нибудь громкого скандала с «плохим» НКО расторгнут договор на оказание услуг.
Статистика по НКО впечатляет. По данным Росстата, на конец 2014 года в России было более 132 000. СО НКО, на конец
Быстрыми темпами растет число добровольцев СО НКО, которых по итогам 2015 года насчитывалось 2 444 000 тыс. На одну социально ориентированную НКО в среднем приходится 7 работников и 18 волонтеров. Анализ деятельности НКО говорит о том, что значительная часть СО НКО занимается вопросами, связанными с семьей и детьми, вопросами здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни. Поэтому через эти организации возможно и вмешательство в дела семьи, и реализация «секспросвета». В числе направлений работы таких НКО: выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в опеке. Выявление несовершеннолетних, нуждающихся в опеке теперь услуга государства, которую будут оказывать неизвестные нам добровольны. Все — в руки некоммерческих организаций. Но за все надо платить. Часть будет платить государство, а кто будет оплачивать остальное? Время покажет. А как же действующий Семейный кодекс? Думаю скоро изменят статью 121 СК РФ и вопрос о сомнительной законности ряда направлений деятельности НКО отпадет.
Перечисленные мной законы исходят из приоритета прав ребенка. При этом неприкосновенность семьи, права родителей являются второстепенными, отсюда и ювенальный характер законодательства по защите прав ребенка. Давайте смотреть правде в глаза и констатировать, то, что на сегодня система ювенальной юстиции сложилась и действует.
Я привела только некоторые примеры законодательные ограничения прав родителей. Можно более подробно рассказать и об ограничении прав родителей в рамках закона «Об образовании», когда родитель в вопросах образования ребенка должен подчиниться в случае конфликта решению школьной конфликтной комиссии и выполнять его. Можно более подробно рассказать о том, как термин «безнадзорность» использованный в законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дает широкую возможность для произвольного вмешательства в дела семьи. Этот термин расшифровывается в законе так: «безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц».
Он применяется по субъективному усмотрению лиц, имеющих информацию о ребенке и его семье и лиц, которым законом уже предоставлена возможность применять к родителям санкции. Лица, информированные о ребенке и его семье это прежде всего роддом, дошкольное учреждение, школа, поликлиника, больница, правоохранительные органы, все в лице их сотрудников: медсестер, врачей воспитателей, учителей, , участковых, инспекторов по делам несовершеннолетних, полицейских и т.д. собирают информацию о семье, принимают предписанные им действия по передачи этой информации в соответствующие органы, имеющие право применять к родителям санкции: это комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы опеки; органы полиции и прокуратуры, наконец суд.
Все указанные структуры в работе с семьей уже объединены подзаконными нормативными актами и обязаны к межведомственному сотрудничеству в рамках так называемой защиты прав ребенка. Межведомственное сотрудничество устанавливается специальными регламентами, принимаемыми органами региональной власти.
Вот она ювенальная система, основанная на законодательстве, ограничивающем права родителей, их административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности, плоть до лишения родительских прав и реального лишения свободы. На пороге школы маячит и уже готов войти в нее «секспросвет» под видом школьной профилактики ВИЧ\СПИДА, наркомании, алкоголизма.
Выводы.
1. Необходимо принятие срочных мер, направленных на защиту и укрепление прав семьи, прежде всего в законодательной сфере.
Для этого требуется подробный и научный мониторинг законодательства с точки зрения соблюдения прав родителей, необоснованного вмешательства в дела семьи со стороны государства. Нужны специальные исследования и конкретные предложения в области законодательной инициативы, направленные на соблюдение российским законодательством баланса прав и обязанностей родителей, ликвидацию необоснованного расширения прав несовершеннолетних, которые они не в состоянии реализовать. Законы должны быть сформулированы так, чтобы исключить возможность произвольного вмешательство в дела семьи и нарушения законодательных гарантий независимости семьи. Необходимо устранить из действующих законов и иных правовых норм и ведомственных актов положения, позволяющие произвольно и субъективно трактовать термин «неисполнения» или «ненадлежащего исполнения обязанностей» по его воспитанию, обучению и (или) содержанию ребенка.
Такая работа требует специальной подготовки и специальных познаний в области законодательства. Поэтому в целях укрепления и защиты семьи, гарантии ее независимости, мы вправе требовать у Правительства и Президента, Государственной думы организацию мониторинга законодательства, регулирующего семейные отношения, права родителей, его комплексного правового анализа, с целью выявления и исключения из законодательства норм права, нарушающих конституционный принцип защиты семьи.
Практические шаги для защиты семьи.
2.1. Необходимо знать правовую ситуацию в вопросах защиты семьи в целом, разъяснять обществу суть законов, их негативное влияние не просто на семью, а на жизнь каждого человека;
2.2. Надо осознать, что нельзя ограничиваться только православной средой. Защита семьи может идти только при сложении всех здоровых сил общества, для чего следует использовать действующие структуры гражданского общества:
— Общественную палату при Президенте РФ и общественные палаты субъектов Федерации, которые обладают правом законодательной инициативы, правом общественной экспертизы законопроектов и хотят внедрить нулевое чтение законопроектов.
— Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека является консультативным органом при главе российского государства.
— Общественный совет при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка;
— органы общественного контроля на федеральном и региональных уровнях, например Общественный совет при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки который является постоянно действующим совещательно-консультативным органом общественного контроля;
2. 3. Возможно создание своих Общественных советов, Общественных уполномоченных по правам ребенка или, к примеру, по правам семьи, наделенных определенными правами, например правом общественной экспертизы законопроектов, наблюдательными функциями в различных сферах общественной жизни. Существует закон регулирующий деятельность Общественных Советов, который стоит почитать.
2. 4. Надо шире использовать существующие общественные и общественно-политические движения. Широко известна деятельность ООД «НАРОДНЫЙ ФРОНТ »ЗА РОССИЮ« , созданный по инициативе Президента РФ Путина В.В.
2. Необходима активная разъяснительная работа о важности защиты семьи на всех уровнях, с использованием возможности интернета , СМИ, радио, ТВ, не исключая бесед на эти темы с прихожанами, молодежью.