Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет


Top.Mail.Ru

Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Мероприятия

СЕМЕЙНОЕ ОБУЧЕНИЕ МОЖЕТ СТАТЬ БРИЛЛЛИАНТОМ В РОССИЙСКОЙ КОРОНЕ ОБРАЗОВАНИЯ

20 ноября 2015 г. Некоммерческое партнерство «Родительский комитет» приняло участие в Круглом столе Общественной палаты Российской Федерации на тему «Как помочь развитию семейного образования: роль семейных объединений и школ в развитии семейного образования, необходимость государственной поддержки».

В обсуждении принимали участие: член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию науки и образования митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий; председатель Патриаршей Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Дмитрий (Смирнов); заведующий социальной и семейной педагогики Российского государственного социального университета Лев Мардахаев; советник Председателя Патриаршей Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства по вопросам развития домашнего образования Ирина Шамолина; председатель правления НП «Родительский комитет» адвокат Лариса Павлова, председатель Московского городского родительского комитета Руслан Ткаченко, ученые, представители общественности, родители.

Участники Круглого стола были единодушны в том, что семейное образование является современной и эффективной формой обучения. Его позитивные академические и социальные результаты подтверждены научными исследованиями. По оценкам экспертов, на сегодня это наиболее быстро растущая форма получения общего образования в мире. Возрастает интерес к семейному образованию как со стороны российских семей, так и со стороны экспертов в области образования и представителей академического сообщества из разных стран мира. Россия в целом остается одним из лидеров по соблюдению прав человека в этой области в современной Европе.

Член Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию науки и образования митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий отметил важность развития форм семейного образования и выразил мнение о том, что чиновники должны быть союзниками сторонников семейного образования и помогать в развитии этой формы образования..

Советник Ирина Шамолина рассказала об опыте семейного образования в мире. Отметила в докладе, что «нешкольные» дети демонстрируют прекрасное образование. В советское время семейное образование было запрещено, оно было признано как форма обучения только в 1992 году. И сейчас уже 75 тысяч детей обучаются по этой форме обучения в России, в США 2,5 миллиона (5% учащихся). Преимуществом этой формы образования является его высокая степень индивидуализации. А вовлечение родителей в процесс обучения дает более качественный результат в академическом плане. Исторически складывается, что Россия по качеству высшего образования Россия по-прежнему занимает первое место, на втором месте Канада, на третьем Израиль, США только на четвертом месте.

Протоиерей Димитрий Смирнов, положительно оценив семейное образование, с сожалением отметил, что современный русский родитель чрезвычайно пассивен и очень маленький процент родителей осознает ответственность перед Богом. По его мнению первый предмет должен называться «Семья». Чем дальше, сказал о. Дмитрий, мы продлим ситуацию, когда ребенок находится внутри семьи, тем он будет крепче, и народ будет здоров. Детские учреждения — тяжелая для детей атмосфера«.

Адвокат Лариса Павлова отметила, что в ежегодном докладе Правительства РФ Федеральному собранию на его 250 страницах вообще отсутствует словосочетание «семейное образование». Она обратила внимание участников на необходимость усиления гарантий получения ребенком семейной формы образования. Для чего требуется законодательное расширения прав родителей, содержащихся в ФЗ «Об образовании в РФ», в именно статьи 34 и 44 Закона. Л.Павлова привела статистические данные, в соответствии с которыми сегодня на одного учителя в России приходится примерно 13 учеников, в сельской школе около — 7,5 человека. На каждого ученика выделяется финансирование, при этом семейное образование наименее затратно. По мнению Л. Павловой, нужно работать в двух направлениях. Во-первых в правовой сфере — расширять правовые и финансовые гарантии семейного образования. Для этого надо, прежде всего, понять, кто является заказчиком образования. К сожалению, сейчас не проводится мониторинг запроса семейного образования, но его надо проводить и делать это лучше по субъектам федерации. Во-вторых, необходимо разрабатывать методическую литературу, пособия для семейного образования и другие необходимые родителям документы. Очень важна совместная работа с Министерством образования РФ в этой области различных общественных, родительских организаций, Уполномоченного по правам ребенка, средств массовой информации. Л.Павлова коснулась также вопроса возможности проникновения в эту сферу различных сект, пытающихся использовать разные сферы образования. Основным контролем качества семейного образования и его соответствия имеющимся стандартам является проверка усвоенных знаний способами контроля, установленными Законом, отметила выступающая.

Профессор кафедры социальной и семейной педагогики РГСУ Александр Егорычев подчеркнул, что семейное воспитание никогда не заменит общественного государственного воспитания, но будет бриллиантом в этой короне и предложил разработать стратегию развития российской семьи до 2030 года, Концепцию поддержки развития семейного образования в Российской Федерации до 2030 года.

Александр Егорычев предложил создать научно-методический центр, который стал бы стартовой площадкой по поддержке семейного образования в Российской Федерации, он будет заниматься разработкой методических пособий, консультациями, мониторингом семейного образования и т.д.

По мнению представителя Ассоциации в защиту семьи, родителей и детей Марины Ожеговой, главная проблема заключается в том, что родительский труд никак не оценивается, а вся дискуссия, которая разворачивается между государством и родителями сводится к финансам. Теперь перед нами стоит задача — образовать систему взаимодействия.

В ходе Круглого стола были разработаны конкретные предложения Государственной Думе Федерального собрания РФ, Совету Федерации Федерального собрания РФ и их профильным комитетам.

По мнению участников круглого стола, семейное образование оказывает существенное положительное влияние на общество в целом. Оно не только отвечает всем требованиям к современным формам обучения, но и создает уникальные возможности для укрепления семьи и связей между поколениями, традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни. Семейное образование содействует повышению педагогической культуры родителей, возвращает семье присущую ей осознанную ответственность за воспитание и образование своих детей, вызывает к жизни различные формы самоорганизации семей.

Марина Шелкова