«Как могут родители в условиях светского образования содействовать христианскому воспитанию детей».
Павлова Лариса Октябристовна, адвокат, Председатель правления некоммерческого партнерства в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья «Родительский комитет»
Семейное образование — это одна их форм образования, которая помогает родителям придерживаться христианской системы воспитания, уйти от исключительно атеистического взгляда на мир.
Хочу высказать свою точку зрения на то, что именно препятствует развитию семейного образования и какие пути имеются на сегодня для преодоления данных факторов.
Надо отметить, что семейное образование берут на вооружение не только православные родители, но и родители других религиозных конфессий, или просто светские люди, желающие дать детям качественное образование. Есть еще одна категория родители, которые выбирают семейное образование. Это родители тех детей, которые в связи с заболеваниями или их индивидуальными особенностями не могут учиться в обычной школе. То есть достаточно широкий круг родителей, желающих избрать семейное образование. И было бы правильно таким родителям кооперироваться в вопросах защиты права на семейное образование
Светское образование предполагает освоение учащимися государственных образовательных программ, содержание которых не устраивают многих родителей.
Уйти от них пытались многие православные родители путем семейного обучения. Несколько ранее семейное образование представлялось многим стабильной нишей в системе образования для получения ребенком качественного образования и его воспитания в христианской системе ценностей. Востребованность семейного образования на сегодня по прежнему актуальна, однако стали понятны проблемы, которые не позволяют этой форме образования стать массовой и доступной в частности для православных родителей.
Хочу остановиться на тех факторах, которые тормозят развитие семейного образования. Очевидными, на мой взгляд, являются следующие обстоятельства, препятствующие свободному развитию системы семейного образования в России:
Первое. Усиление контроля государства над системой образования. Политические и правовые реалии сегодняшнего дня свидетельствуют о том, что государство не только не ослабляет контроль над системой образования, но и усиливает его, в том числе в области доступности семейного воспитания. Я не думаю, что усиление государственного контроли над системой образования будет снижено. Об этом говорит и мировая тенденция, вмешательства в дела семьи, путем контроля семей через школы, усиление контроля над человеком с помощью цифровых технологий, которые все более входят в школы.
Второе . Светский характер образования и его гуманистический характер, установленный законом РФ «Об образовании» Данная установка по содержанию образованию непосредственно влияет на содержание образование и формирование обязательных государственных образовательных программ Государственные образовательные программы являются основой для содержания тестовой промежуточной и итоговой аттестации ученика. Основой таких программ является атеизм, начиная от теории дарвинизма, заканчивая трактовкой человеческой истории и нравственных ценностей, основанных на так называемых «общечеловеческих ценностях». При семейном обучении, подготавливая детей к аттестации, родители имеют возможность ознакомить детей с альтернативными программами.
Третье. Сложность организации процесса семейного обучения силами самих родителей, необходимость наличия у них знаний в различных областях знаний, практической сложности организации систематического обучения ребенка.
Четвертое. Экономическая сторона вопроса, которая состоит в затратах на семейное обучение, при отсутствии реального финансирования этих затрат родителей на семейное обучение . Это и прямые затраты при обучении ребенка своими силами, так и обучение с помощью разнообразных центров семейного образования, привлечение репетиторов, за которые надо платить.
Встает вопрос. Можно ли преодолеть сложности в реализации семейного обучения, и, если да, то какие возможности для этого имеются? Непросто, но надо искать пути.
На сегодня имеется достаточно большой опыт семейного образования, который позволяет родителям определиться в том, какие формы семейного образовании наиболее доступны для данной семьи, помимо самостоятельного обучения детей родителями, каковы перспективы по семейному образованию в настоящее время и в ближайшем будущем.
О каких направлениях в этой области можно говорить.
1. Использование родителями уже имеющихся сегодня профессиональных программ по различным областям знаний, созданных сторонниками семейного образования. Эти программы учитывают требования аттестации по государственным образовательным программам. Мы знаем, что в ряде регионов разработаны новые и восстановлены образовательные программы из числа лучших образовательных программ СССР. Это программы по русскому языку, литературе, математике. Созданы новые программы в рамках классических гимназий прошлого. Эти программы реализуются частью родителей, или родительскими сообществами, естественно с учетом обязательных государственных образовательных программ, усвоение которых необходимо для прохождения аттестации.
2. Получение государственной компенсации за образование, которая частично решает вопрос финансирования семейного обучения.
Далеко не всем родителям доступно обучение детей в центрах семейного образования, путем привлечения репетиторов в связи с необходимостью оплаты. В рамках этой проблемы необходимо отметить, что получение родителями компенсации за семейное образование решается крайне тяжело. Необходимы усилия родительского сообщества для решения этой проблемы. Два — три года назад НП «Родительский комитет» разрабатывал совместно с родителями проект, по созданию методик получения компенсаций за семейное образование. Начали изучать имеющуюся практику в этом вопросе, в том числе возможности судебного взыскания с учетом федерального и региональных законодательных актов. Однако реализовать проект полностью не удалось, так это требует кропотливой работы родителей в самих регионах (согласно действующему закону получать компенсации за семейное обучение детей возможно только из региональных бюджетов). Кроме того, необходима выработка законодательных предложений по включению в ФЗ «Об образовании» и другие нормативные акты федеральных и региональных положений о компенсации. Необходима также поддержка общественности, депутатского корпуса в этом вопросе, но это отдельная большая тема.
Еще в конце 2019 г. Министерством просвещения РФ подготовлен приказ, утверждающий Порядок реализации образовательными учреждениями общего среднего образования. Этот порядок ужесточает систему учета и контроля за детьми, которые переходят на систему семейного обучения. Важно, что этим Порядком ограничивается свобода выбора образовательного учреждения, где проходит аттестацию ребенок. В целом это оценивается родителями отрицательно. Можно ожидать, что в последующем вопросы компенсации затрат на семейное обучение со стороны государства могут быть напрямую связаны с образовательными услугами, которые оказывает данное образовательное учреждение ( Компенсация в долях). Такой жесткий порядок дает государству дополнительную возможность контроля как за порядком прохождения семейного образования, так и за финансированием семейного образования. Имею ввиду сокращение размера компенсации, которая может быть возмещена родителям. Не исключаю, что жесткая привязка ученика к конкретной принимающей « семейника» школе, может и облегчить в дальнейшем вопрос получения родителями компенсации, так как позволяет более четко определить в затратах на «семейное образование» долю расходов принимающей школы, долю расходов родителей. Это также отдельная большая тема.
3. Возможность создания независимых родительских сообществ для реализации семейного образования, путем объединения в общественные организации, которые существуют без регистрации. Своего рода клуба по интересам.
Преимущество таких объединений: максимальное снижение затрат родителей и доступ к более качественному семейному образованию, возможностью привлечения компетентных педагогов из числа родителей — членов сообщества, а также снижение затрат при занятиях детей в группах.
В настоящий момент такие объединения уже действуют . Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N
Обязательное сексуальное образование в школе, один из факторов перехода детей на семейное обучение. Он сохраняет свою актуальность не только в России, но и во всем мире и мы можем предположить более активный перевод детей на эту форму обучения.
Опасность обязательного сексуального просвещения детей в школе
ФЗ «Об образовании» 2012 г. значительно сократил права родителей. Фактически у родителей осталось самостоятельное ничем не ограниченное право на ознакомление с уставом , локальными актами школы, принятыми школой программами образования, ознакомление с оценками ребенка, заключение договора на образование. Все иные права, включая выбор семейного образования ограничены, либо учетом мнения ребенка, либо рекомендациями психоло-педагогических комиссий. Согласно закону «Об образовании», при наличии спорных вопросов, конфликта участников учебного процесса, конфликт передается на разрешение школьной Комиссии по урегулированию споров. Решение этой является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе для родителей, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением. Правовая возможность обязательного школьного сексуального образования без согласия родителей заключена в расширении права школы в области охраны здоровья учащихся. Именно школа теперь осуществляет профилактику здорового образа жизни и всех профилактических программ. А мы знаем, что в 1998 г. программа »Половое воспитание российских школьников, реализуемая Минобром РФ, была переименована и стала называться «Здоровый образ жизни российских школьников». И это одна из причин, почему нас очень волнует передача школе значительных полномочий на охрану здоровья учащихся. Родитель не имеет возможности теперь запретить ребенку посещать занятия по секспросвету, если их проводит школа как одну из профилактических программ, так как протест родителя может быть квалифицирован как ограничения прав ребенка на образование и охрану его здоровья.
В целом круг вопросов сложностей «семейного образования», важность свободного доступа к этой форме образования ясен. Решать их непросто. И конечно для этого требуются согласованные действия всех заинтересованных сторон: , церкви, родителей, общественных объединений, образовательных центров, педагогов, юристов. ученых, обосновывающих необходимость существования и свободного доступа к семейному образованию различных слоев населения и гарантированности со стороны государства финансирования такого обучения, в рамках конституционного права на бесплатное образование.