Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет


Top.Mail.Ru

Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Материалы дела

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

Психолого-педагогический анализ статьи «Удовольствие без раскаяния» из ежегодного издания для одиннадцатиклассников и их родителей «Выпускной класс»

Ежегодное издание для одиннадцатиклассников и их родителей «Выпускной класс» тиражом 40 тыс. экземпляров отпечатано за пределами РФ и вручено старшеклассникам образовательного учреждения Санкт-Петербурга учителем в начале 2001–2002 учебного года. На обложке издания написано обращение к родителям и детям: «Открой. Найди. Выбери. Готовься».

Прямого указания в издании, какие статьи адресованы родителям, а какие детям — нет. Это выясняется только после их прочтения.

Надо полагать, что обращение «Открой. Найди. Выбери. Готовься» относится и к статье «Удовольствие без раскаяния» (стр.40) Т.С.  Смирновой, глав. врача городского КВД, к.м.н., расположенной в рубрике «На здоровье» (стр.4). Статья адресована одиннадцатиклассникам, то есть несовершеннолетним детям 15–16 лет, которые не достигли эмоционально-нравственной, социальной, физической зрелости для принятия на себя ответственности за собственные поступки, не обладают жизненным опытом, наивно верят в святость печатного слова и воспринимают всё, исходящее от значимых, авторитетных взрослых, буквально.

В статье используются психологические приёмы подачи информации школьникам.

Название статьи «Удовольствие без раскаяния» привлекает и акцентирует внимание школьника на «удовольствии» в привязке к «сексуальным контактам», что недопустимо. Содержание статьи не просто фиксирует их внимание на интимной стороне «взрослой» жизни, но и искусно поощряет сексуальную вседозволенность с обнадёживающей безнаказанностью, при использовании прямого адресного обращения к детям, например: «Чтобы защитить себя и других каждый раз, когда ты занимаешься сексом (включая анальный и оральный) — используй презерватив».

С психолого-педагогической точки зрения, данная статья врача городского КВД, сомнительна по морально-мировоззренческой ориентации несовершеннолетних детей и противоречит отечественной традиции, национальной культуре их воспитания.

Российская педагогическая мысль и медицинская практика не знали прежде такой этической «нормы», как широкое обсуждение ситуации «…если у тебя больше одного партнёра…» или массовое просвещение детей правилам использования презерватива: «Как правильно пользоваться презервативом? Его нужно надевать в самом начале полового акта. При этом на конце необходимо обязательно оставить свободное пространство для сбора спермы. Он должен облегать половой член до самого основания. После полового акта нужно обхватить презерватив у его основания и снять до момента прекращения эрекции».

Недостатком статьи врача является отсутствие слов о нравственности, о личностной половой любви, о ценности семейной жизни, о необходимости советоваться с родителями. Нет упоминания о действии законодательных и моральных норм ответственности родителей за поступки своих несовершеннолетних детей, об обязанности родителей заботиться о здоровье, психическом и нравственном развитии детей. Информирование школьников о телефоне доверия без рекомендации обращаться за советом к родителям при решении жизненно важных вопросов, будет способствовать определённому стереотипу у детей — при решении жизненно важных вопросов можно обойтись и без родителей: «Если ты оказался в сложной ситуации, не оставайся с ней один на один. Позвони!», «По всем вопросам консультирования необходимо обращаться только к специалистам…»

Информирование школьников об инфекциях, передающихся половым путём, закладывание в их сознание переживаний и чувства озабоченности по поводу возможных венерических заболеваний, недопустимо при отсутствии упоминаний о болезни духовно-нравственной, которая поражает всякого, давшего власть своим чувствам, и приводит к нарушению нравственного и психического развития личности школьника. «ИППП — одни из самых распространённых заболевании. Это инфекции, которые передаются при сексуальном контакте с инфицированным партнёром. Таких болезней насчитывается более 20…»". 15-16-летний школьник — прежде всего личность, поэтому недопустимо редуцировать его до биологического уровня организма. В данной статье речь идет об организмах, о сексуальных партнёрах: «Инфицированный партнёр», «здоровый партнёр», «новый партнёр», «случайный партнёр», «больше одного партнёра».

Справедливо врач предупреждает в статье: «Ни одного эффективного на 100% профилактического способа защиты от этих инфекций нет…Иммунитета к этим болезням нет ни у кого… Существует лишь два абсолютно надёжных пути, полностью устраняющих риск передачи ИППП — половое воздержание и секс между здоровыми партнёрами, не изменяющими друг другу», — но при этом отсутствует оценка преждевременного начала половой жизни как чего-то недопустимого и нежелательного. Отсутствие в статье осуждения или пренебрежения к пороку и порочному образу жизни уравнивает в правах порок и добродетель, и всё сводится только к личному отношению, что способствует закреплению психотипа безответственного и самонадеянного.

Автор статьи не учитывает, что 15-16-летний  школьник, входящий в период физического расцвета, чувствующий себя неуязвимым, и самой природой запрограммированный на бесстрашие, на риск, не считает высшей ценностью своё здоровье и жизнь. Это снижает роль предостережения врача: «…они могут стать серьёзной угрозой для здоровья, а некоторые (например, СПИД или гепатит В) могут привести к смерти».

В 15-16-летнем возрасте повышенная секреция половых органов обусловливает повышенную эмоциональность. У школьника возникает представление о себе не как о ребёнке, а как о взрослом человеке, что отражается в его стремлении к независимости. Он с готовностью пренебрегает «устаревшими нормами» старших поколений и стремится доказать окружающим свою взрослость, специфическое проявление которой во многом бывает обусловлено информацией, поступающей от взрослых. В данной статье откровенное, направленное к детям, информирование про сексуальное «удовольствие», «как правильно пользоваться презервативом?», о «любой форме половых отношений (генитальных, анальных и оральных), — способно спровоцировать у подростка представление о том, что полученные знания и их последующее применение на практике и являются главным, а может и единственным признаком взрослости.

Информирование школьников о различных формах сексуальной активности, трактование как о варианте нормы половой жизни психических расстройств в форме половых извращений и нарушений: гомосексуализме (мужеложство- мужчина с мужчиной и лесбиянство- женщина с женщиной), анальном сексе (через задний проход), оральном сексе (через рот), беспорядочных половых связях (случайный партнёр), внедряет в сознание школьника психическое расстройство, акцентирует внимание на психических сексуальных расстройствах (В.Г.  Остроглазов, руководитель отделения психосоматических расстройств МНИИ скорой помощи им. Н.В.  Склифософского, д.м.н.): «Венерические заболевания передаются при любой форме половых отношений (генитальных, анальных, оральных) — от женщины к мужчине и наоборот, а также от мужчины к мужчине и от женщины к женщине».

В статье под видом вопроса осуществляется скрытое внушение: «Но почему порой твоё поведение противоречит этим знаниям?» — «Твоё поведение противоречит этим знаниям», « Может быть потому, что они недостаточно глубоки?» — «Потому, что они недостаточно глубоки», «Как сделать секс безопасным?» — «Сделать секс безопасным», «Как правильно пользоваться презервативом?» — «Правильно пользоваться презервативом».

15-16-летним школьникам навязывается использование презерватива: «Когда ты занимаешься сексом, (включая анальный и оральный) используй презерватив».

Содержание данной статьи не способствует формированию у школьников нравственно-волевых качеств, присущих взрослым.

Ответственные взрослые должны понимать, что условием для успешного вступления школьника во взрослую жизнь (социализации) и утверждения в роли взрослого, является выбор профессии и получение образования при поддержке значимых взрослых людей (эго-идентификация), духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников, а не массовое просвещение об «удовольствии без раскаяния».

Предупреждение в статье: «Помни! Секс плюс алкоголь или наркотик — опасное сочетание!» не учитывает, что «…Подростки, раньше других проявляющие сексуальную активность, как правило, начинают употреблять спиртное и наркотики в следующем после полового контакта году (особенно это относится к женщинам)». (Мастере У., Джонсон В., Колодни Р. Основы сексологии. М., 1998г., стр.226).

Взрослые, используя свободу слова и плюрализм мнений, предлагают несовершеннолетним детям самостоятельно «выбирать» «на здоровье» (стр.4) не только хорошее, но и плохое, не учитывая особенность психологии несовершеннолетних детей, способных к восприятию и к подражанию не только положительного примера, но и негативного. Нарушен важный принцип отечественной педагогики, что «дурной пример заразителен». Несовершеннолетним детям, предлагается взять на себя ответственность за своё здоровье, за свой «выбор»: «Твоё здоровье в твоих руках. Главное — сделать правильный выбор».

На сегодняшний день действуют приказ №781 от 22.04.97г. Министерства образования РФ, приказ №316 от 27.05.97г. и письмо №1190-уд от 01.07.97 Комитета по образованию Санкт-Петербурга, которые приостановили половое воспитание российских школьников в образовательных учреждениях РФ и города. Представление прокуратуры Санкт-Петербурга на имя губернатора в 1997 году и в 2000 году также выявили факты нарушения законодательства РФ при проведении полового воспитания в школах города. Поэтому образовательное учреждение нарушило данные решения, распространив среди одиннадцатиклассников издание, просвещающее несовершеннолетних детей «удовольствию без раскаяния».

Заведующий кафедрой психологии СГУПМ,
доктор психологических наук, профессор А.К.  Колеченко

Доцент кафедры психологии СГУПМ,
кандидат психологических наук Л.Ф.  Шеховцова