ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
Психолого-педагогический анализ статьи «Удовольствие без раскаяния» из ежегодного издания для одиннадцатиклассников и их родителей «Выпускной класс»
Ежегодное издание для одиннадцатиклассников и их родителей «Выпускной класс» тиражом 40 тыс. экземпляров отпечатано за пределами РФ и вручено старшеклассникам образовательного учреждения Санкт-Петербурга учителем в начале
Прямого указания в издании, какие статьи адресованы родителям, а какие детям — нет. Это выясняется только после их прочтения.
Надо полагать, что обращение «Открой. Найди. Выбери. Готовься» относится и к статье «Удовольствие без раскаяния» (стр.40) Т.С. Смирновой, глав. врача городского КВД, к.м.н., расположенной в рубрике «На здоровье» (стр.4). Статья адресована одиннадцатиклассникам, то есть несовершеннолетним детям
В статье используются психологические приёмы подачи информации школьникам.
Название статьи «Удовольствие без раскаяния» привлекает и акцентирует внимание школьника на «удовольствии» в привязке к «сексуальным контактам», что недопустимо. Содержание статьи не просто фиксирует их внимание на интимной стороне «взрослой» жизни, но и искусно поощряет сексуальную вседозволенность с обнадёживающей безнаказанностью, при использовании прямого адресного обращения к детям, например: «Чтобы защитить себя и других каждый раз, когда ты занимаешься сексом (включая анальный и оральный) — используй презерватив».
С психолого-педагогической точки зрения, данная статья врача городского КВД, сомнительна по морально-мировоззренческой ориентации несовершеннолетних детей и противоречит отечественной традиции, национальной культуре их воспитания.
Российская педагогическая мысль и медицинская практика не знали прежде такой этической «нормы», как широкое обсуждение ситуации «…если у тебя больше одного партнёра…» или массовое просвещение детей правилам использования презерватива: «Как правильно пользоваться презервативом? Его нужно надевать в самом начале полового акта. При этом на конце необходимо обязательно оставить свободное пространство для сбора спермы. Он должен облегать половой член до самого основания. После полового акта нужно обхватить презерватив у его основания и снять до момента прекращения эрекции».
Недостатком статьи врача является отсутствие слов о нравственности, о личностной половой любви, о ценности семейной жизни, о необходимости советоваться с родителями. Нет упоминания о действии законодательных и моральных норм ответственности родителей за поступки своих несовершеннолетних детей, об обязанности родителей заботиться о здоровье, психическом и нравственном развитии детей. Информирование школьников о телефоне доверия без рекомендации обращаться за советом к родителям при решении жизненно важных вопросов, будет способствовать определённому стереотипу у детей — при решении жизненно важных вопросов можно обойтись и без родителей: «Если ты оказался в сложной ситуации, не оставайся с ней один на один. Позвони!», «По всем вопросам консультирования необходимо обращаться только к специалистам…»
Информирование школьников об инфекциях, передающихся половым путём, закладывание в их сознание переживаний и чувства озабоченности по поводу возможных венерических заболеваний, недопустимо при отсутствии упоминаний о болезни духовно-нравственной, которая поражает всякого, давшего власть своим чувствам, и приводит к нарушению нравственного и психического развития личности школьника. «ИППП — одни из самых распространённых заболевании. Это инфекции, которые передаются при сексуальном контакте с инфицированным партнёром. Таких болезней насчитывается более 20…»".
Справедливо врач предупреждает в статье: «Ни одного эффективного на 100% профилактического способа защиты от этих инфекций нет…Иммунитета к этим болезням нет ни у кого… Существует лишь два абсолютно надёжных пути, полностью устраняющих риск передачи ИППП — половое воздержание и секс между здоровыми партнёрами, не изменяющими друг другу», — но при этом отсутствует оценка преждевременного начала половой жизни как
Автор статьи не учитывает, что
В
Информирование школьников о различных формах сексуальной активности, трактование как о варианте нормы половой жизни психических расстройств в форме половых извращений и нарушений: гомосексуализме (мужеложство- мужчина с мужчиной и лесбиянство- женщина с женщиной), анальном сексе (через задний проход), оральном сексе (через рот), беспорядочных половых связях (случайный партнёр), внедряет в сознание школьника психическое расстройство, акцентирует внимание на психических сексуальных расстройствах (В.Г. Остроглазов, руководитель отделения психосоматических расстройств МНИИ скорой помощи им. Н.В. Склифософского, д.м.н.): «Венерические заболевания передаются при любой форме половых отношений (генитальных, анальных, оральных) — от женщины к мужчине и наоборот, а также от мужчины к мужчине и от женщины к женщине».
В статье под видом вопроса осуществляется скрытое внушение: «Но почему порой твоё поведение противоречит этим знаниям?» — «Твоё поведение противоречит этим знаниям», « Может быть потому, что они недостаточно глубоки?» — «Потому, что они недостаточно глубоки», «Как сделать секс безопасным?» — «Сделать секс безопасным», «Как правильно пользоваться презервативом?» — «Правильно пользоваться презервативом».
Содержание данной статьи не способствует формированию у школьников нравственно-волевых качеств, присущих взрослым.
Ответственные взрослые должны понимать, что условием для успешного вступления школьника во взрослую жизнь (социализации) и утверждения в роли взрослого, является выбор профессии и получение образования при поддержке значимых взрослых людей
Предупреждение в статье: «Помни! Секс плюс алкоголь или наркотик — опасное сочетание!» не учитывает, что «…Подростки, раньше других проявляющие сексуальную активность, как правило, начинают употреблять спиртное и наркотики в следующем после полового контакта году (особенно это относится к женщинам)». (Мастере У., Джонсон В., Колодни Р. Основы сексологии. М., 1998г., стр.226).
Взрослые, используя свободу слова и плюрализм мнений, предлагают несовершеннолетним детям самостоятельно «выбирать» «на здоровье» (стр.4) не только хорошее, но и плохое, не учитывая особенность психологии несовершеннолетних детей, способных к восприятию и к подражанию не только положительного примера, но и негативного. Нарушен важный принцип отечественной педагогики, что «дурной пример заразителен». Несовершеннолетним детям, предлагается взять на себя ответственность за своё здоровье, за свой «выбор»: «Твоё здоровье в твоих руках. Главное — сделать правильный выбор».
На сегодняшний день действуют приказ №781 от 22.04.97г. Министерства образования РФ, приказ №316 от 27.05.97г. и письмо
Заведующий кафедрой психологии СГУПМ,
доктор психологических наук, профессор А.К. Колеченко
Доцент кафедры психологии СГУПМ,
кандидат психологических наук Л.Ф. Шеховцова