НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ
Обзор законодательства
Все чаще родителям приходится сталкиваться с понятием «неблагополучная семья». Часто этот термин используется органами милиции и органами опеки при решении вопросов, связанных с воспитанием детей. либо в случаях профилактики правонарушений. Очевидна тенденция относить те, или иные семьи к неблагополучным и «семьям риска» без наличия четких правовых критериев данного понятия и при отсутствии реальных социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, что вызывает негативную реакцию родителей. По просьбе родителей и общественных организаций размещаем обзор действующего законодательства по данной тематике.
1) В российском законодательстве отсутствует определение понятия «неблагополучная семья», хотя оно встречается в ряде нормативно-правовых актов субъектов РФ.
— Закон г. Москвы от 07.04.1999 N 16 (ред. от 28.05.2008) «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве»
ст. 10 п. 3. Учреждения культуры, физической культуры и спорта, получающие средства из бюджета города Москвы или целевых бюджетных фондов развития территорий административных округов и районов города Москвы, обязаны бесплатно выделять не менее 1 процента от реализуемых (распространяемых) ими билетов (абонементов) для детей из неблагополучных семей. (в ред. Закона г. Москвы от 21.02.2001 N 6)
п. 6. Негосударственные образовательные учреждения, в том числе учреждения дополнительного образования и учреждения по организации досуга несовершеннолетних, учреждения культуры, физической культуры и спорта, не получающие средства из городского бюджета и иные льготы и средства, предоставляемые органами власти города Москвы, предоставляют помещения и билеты (абонементы) для несовершеннолетних из неблагополучных семей в соответствии с условиями лицензий или договоров, заключаемых ими с органами власти города Москвы.
— Закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45 (ред. от 23.06.2010) «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»
Статья 2.9. Невыполнение обязанности по выделению бесплатных билетов для организации досуга несовершеннолетних.
Невыполнение учреждением культуры, физической культуры и спорта, получающим денежные средства из бюджета города Москвы или целевых бюджетных фондов развития территорий административных округов и районов города Москвы, обязанности по выделению для детей из неблагополучных семей установленного правовыми актами города Москвы количества реализуемых (распространяемых) указанным учреждением билетов (абонементов) -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
2) Встречается понятие «неблагополучная семья» и в судебной практике.
Обобщение Московского областного суда «Обобщение судебной практики по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними» за 2005 — 2009 годы.
«Данные цифры указывают на то, что на протяжении последних лет
3) Другие акты:
«Социально-гигиеническая характеристика подростков-школьников
«Основными факторами риска распространения ИППП у подростков-школьников являются высокий уровень девиантного поведения (73%), несоблюдение здорового образа жизни в целом (60%), комплекс неблагоприятных условий жизни (80%) и высокий уровень неблагополучных семей (до 50%) — конфликтных, неполных, материально необеспеченных, семей с неудовлетворительными жилищными условиями, а также воспитание подростка в семьях с большим материальным достатком».
На федеральном уровне отсутствует законодательное определение неблагополучной семьи и критерии отнесения семьи к неблагополучной.
ФЗ от 24.06.1999 года №
Вместе с тем в федеральном законодательстве отсутствует определение семьи. В разных отраслях права к членам семьи относится разный круг лиц.
Семья в Российской Федерации является объектом государственной семейной политики, цель которой — обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи.
Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Семейного кодекса РФ семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.
Таким образом, семья признается естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.
Ст. 54 Семейного кодекса РФ предусматривает право ребенка жить и воспитываться в семье. В соответствии с п. 2 статьи 54 «каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам».
Из текста статьи следует, что семья — это дети и родители.
Статья 31 Жилищного кодекса РФ предусматривает права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении.
1. К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. N 712 (в ред. от 05.10.2002) были утверждены Основные направления государственной семейной политики,
В соответствии с п. 3. Объектом государственной семейной политики является семья. Сегодня преобладающим типом российской семьи является простая семья, состоящая из супругов с детьми или без них, — 67 процентов семей.
Еще 12 процентов супружеских пар живут с одним из родителей супругов или с другими родственниками. Сложных семей, включающих две или более супружеские пары, в семейной структуре всего 3,4 процента.
Все возрастающую долю семей составляют неполные семьи -13 процентов. В подавляющем большинстве случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдов с детьми, в которых один, реже два ребенка.
В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 3 Семейного кодекса РФ предусматривает семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2. Семейное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов (далее — законы), а также законов субъектов Российской Федерации.
Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 настоящего Кодекса, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным.
Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации.
Определение понятия семьи и социально неблагополучной семьи имеется на региональном уровне в «Положение о работе органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Саратовской области с социально неблагополучными семьями, имеющими в своем составе несовершеннолетних детей» утвержденном Постановлением Губернатора Саратовской области от 14.09.1998 № 528 «О совершенствовании работы органов исполнительной власти по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов».
«Семья — малая социальная группа, определенная форма социальной общности, основанная на браке или кровном родстве, члены которой заинтересованы в совместном проживании и взаимопомощи.
Социально неблагополучная семья:
педагогически несостоятельная;
конфликтная;
аморальная;
семья, где родители злоупотребляют алкоголем;
семья с наркотической зависимостью«.
«Семья группы риска — семья, которая в силу различных неблагоприятных социально-экономических, социально-демографических психолого-педагогических и других факторов не может создать надлежащие условия воспитания детей и которая также нуждается в социальной поддержке и помощи для более успешного выполнения своих функций по содержанию и воспитанию детей».
Положение предусматривает
— понятия, применяемые в положении;
— распределение функциональных обязанностей между органами исполнительной государственной власти и органами местного самоуправления Саратовской области по работе с социально неблагополучными семьями;
— основные этапы работы органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления Саратовской области с социально неблагополучными семьями, которые включают в себя:
1) выявление и постановку на учет социально неблагополучных семей с целью установления контроля и оказания помощи;
2) обследование жилищно-бытовых условий социально неблагополучной семьи;
3) непосредственную работу с социально неблагополучными семьями, направления и формы;
4) анализ и прогнозирование ситуации с социально неблагополучной семьей;
5) профилактическую работу по предупреждению роста количества социально неблагополучных семей, направления и формы.
Также утверждены рекомендации по совершенствованию деятельности комиссии по делам несовершеннолетних органов исполнительной власти по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов.
Вопрос о правомерности понятия «неблагополучная семья» в различных правовых документах должен быть оценен специальной правовой экспертизой. Есть основания говорить, о том, что употребление данного термина способствует необоснованному вмешательству в дела семьи, что запрещено законом. Родительский комитет планирует рассмотрение данного вопроса на заседании экспертной группы для выработки соответствующих рекомендаций.