Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет



Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Информация

Дети и Уголовный кодекс РФ.
Получил паспорт — отвечай.

Председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин выступил с докладом на заседании коллегии, посвященном итогам работы следственных органов за 2014 год и задачам на 2015 год.

Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ был принят в декабре 2012 г.
Изменения в законодательстве комментируют руководитель Юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега) и главный юрисконсульт Отдела -религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Елена Зайчикова.

Обсуждение законопроекта «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» и статью 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

Как будет применяться уголовный закон в отношении несовершеннолетних и их родителей?

Закон о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних принят Госдумой. 11 июня 2013 г.

Гомосексуализм — снова становится преступлением

Принят закон, защищающий детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений.

В пенсионный стаж засчитают 4,5 года ухода за ребенком.

Закон о запрете курения вступает в силу.

8 ноября 2012 года в Госдуме прошли парламентские слушания «Законодательное обеспечение государственной образовательной политики».

Закон Об образовании в РФ принят в первом чтении.

Родители против законопроекта «Об охране здоровья».
Тысячи обращений граждан были направлены в Государственную Думу с возражениями по поводу законопроекта «Об охране здоровья». Однако далее Рабочей группы они не продвинулись и реальных шагов по учету мнения родителей по закону не сделано. Копию ответа прилагаем.

Министерство здравоохранения и социального развития в связи с предложения по поводу законопроекта «Об охране здоровья» опубликовало сообщение на официальном сайте Минздравсоцразвития России.

Работа Некоммерческого партнерства «Родительский комитет» по защите семьи и детства в области охраны здоровья получила поддержку тысяч родителей, Русской Православной Церкви. Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеймон в связи с этим направил письмо в Родительский комитет.

Законопроект «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» может способствовать нанесению вреда детям, ноябрь 2010 г. Подробнее...

Основные положения о регистрации рождения ребенка

Примерный устав некоммерческого партнерства

План работы комитетов Госдумы по общественным слушаниям в области защиты семьи, образования и семейной политики

Снят с рассмотрения Госдумы законопроект (Лаховой), продвигающий элементы ювенальной юстиции

Право и нравственность
Многим родителям и специалистам будет интересно познакомиться с поступившим к нам Сборником материалов «Гражданско-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности»

Ювенальная юстиция, основные этапы реализации данного проекта, его предыстория, цели и задачи.

Право против ксеноморфов в области общественной нравственности
Методология противодействия. Сборник материалов.

Дети и СМИ

Представление Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации С.Н.Фридинского Руководителю Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Боярскову Б.А. об устранении нарушений законов, направленных на защиту детей от распространения информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию и антиобщественное поведение.

Представление Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации С.Н.Фридинского Министру внутренних дел Российской Федерации Нургалиеву Р.Г. об устранении нарушений законов в сфере защиты несовершеннолетних от преступлений, совершаемых с использованием новых информационных технологий, включая Интернет.

Страсбург, 11 июня 2009

DH-LGBT(2009)008rev

РУКОВОДЯЩИЙ КОМИТЕТ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
(CDDH)

ЭКСПЕРТНАЯ КОМИССИЯ
ПО РАЗВИТИЮ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
(DH-DEV)

ЭКСПЕРТНАЯ КОМИССИЯ ПО ДИСКРИМИНАЦИИ
НА ОСНОВАНИИ СЕКСУАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
И ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
(DH-LGBT)

Отчет о заседании

Заседание второе

Пункт 1: Открытие заседания

1.  Экспертная комиссия по дискриминации на основании сексуальной ориентации и половой идентичности (DH-LGBT) провела свое второе заседание в Страсбурге с 3 по 5 июня 2009 года под председательством г-на Ханса ИТТЕРБЕРГА (Hans YTTERBERG) (Швеция). Г-н Йерун ШОККЕНБРУК (Jeroen SCHOKKENBROEK), глава Департамента по развитию прав человека (Генеральная Дирекция по правам человека и юридическим вопросам, DG-HL)  произнес вступительную речь и поприветствовал всех участников. Список участников можно найти в Приложении 1. Принятый план работы и ссылки на рабочие документы находятся в Приложении 2.

Пункт 2: Полученные сведения — отчет FRA : гомофобия и дискриминация на основании сексуальной ориентации и половой идентичности в странах-членах Европейского Союза, Часть II — Социальное положение

2. Г-жа Ева СОБОТКА (Eva SOBOTKA) (служащий-правозащитник, Агентство по базовым правам) и доктор Израэль БАТЛЕР (Israel BUTLER) (прикомандированный национальный эксперт, Агентство по базовым правам) представили сведения, полученные на основе отчета FRА (Агентство по базовым правам) по гомофобии и дискриминации на основании сексуальной ориентации и половой идентичности в странах-членах Европейского Союза — Часть II — Социальное положение и сделали несколько предложений по содержанию проекта рекомендаций. Данную презентацию можно найти в Приложении 4.

Пункт 3:  Проект рекомендаций Комитета министров по мерам, направленным против дискриминации, основанной на сексуальной ориентации или половой идентичности

3. Г-н ИТТЕРБЕРГ (YTTERBERG) проинформировал Комитет об обсуждении, прошедшем на 68 заседании CDDH относительно формы и содержания проекта рекомендаций. Он подчеркнул, что Комитету следует придерживаться более традиционной формы рекомендаций Комитета министров, которой является короткая рекомендация с приложением. Что касается содержания, он предложил Комитету основывать тексты своих рекомендаций на источниках, подтвержденных фактами (таких, как Европейская конвенция о правах человека и другие международные документы). Все подробности будут более уместны в Пояснительной записке.

4. Комитет согласился сохранить традиционную форму рекомендаций, как это и было обозначено в документе DH-LGBT (2009)006 и завершил оформление текста проекта рекомендаций. Обновленный текст проекта рекомендаций можно найти в Приложении 3. Комитет согласился передать текст проекта рекомендаций DH-DEV для обсуждения и руководства на ее следующем заседании.

5. Было роздано письменное обращение представителя Святейшего престола.

Пункт 4: Другие вопросы

6. Даты следующего заседания DH-LGBT были назначены на 4–6 ноября 2009г.

Приложение 1

СПИСОК УЧАСТНИКОВ

ЧЛЕНЫ

АВСТРИЯ
БЕЛЬГИЯ
ХОРВАТИЯ
ЭСТОНИЯ
ФИНЛЯНДИЯ
ГЕРМАНИЯ
ВЕНГРИЯ
ИТАЛИЯ
НИДЕРЛАНДЫ
НОРВЕГИЯ
ПОЛЬША
ИСПАНИЯ
ШВЕЦИЯ
ШВЕЙЦАРИЯ
«БЫВШАЯ ЮГОСЛАВСКАЯ РЕСПУБЛИКА МАКЕДОНИЯ»

НАБЛЮДАТЕЛИ И ДРУГИЕ УЧАСТНИКИ

Святейший престол
Европейский комитет по правовому сотрудничеству (CDCJ)
Парламентская Ассамблея
Уполномоченный Совета Европы по правам человека
Агентство Европейского Союза по базовым правам (FRA)
г-жа Ева СОБОТКА (Eva SOBOTKA), правозащитник
Отделение по ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (ODIHR)
Европейская группа национальных институтов по развитию и защите прав человека
Освобождена
Организация «Международная амнистия»
Европейское отделение Международной ассоциации геев и лесбиянок (ILGA — Europe)
«Транссексуалы Европейского Союза» (TGEU)
Группа «На страже прав человека»
Конференция европейских церквей (KEK)

СЕКРЕТАРИАТ

Генеральная Дирекция по правам человека и юридическим вопросам

Совет Европы

Приложение 2

Повестка дня

Пункт 2: Полученные сведения — отчет FRA : гомофобия и дискриминация на основании сексуальной ориентации и половой идентичности в странах-членах Европейского Союза, Часть II - Социальное положение, презентация Евы Соботка, служащей-правозащитника и доктора Израэля Батлера, прикомандированного национального эксперта, Европейский Союз, Агентство по базовым правам

Пункт 3:  Проект рекомендаций Комитета министров по мерам, направленным против дискриминации, основанной на сексуальной ориентации или половой идентичности

Рабочие документы

Предварительный проект будущих РекомендацийDH-LGBT (2009)006
Письменные предложения от членов ГруппыDH-LGBT(2009)007
Bilingual
Отчет по первому заседанию ГруппыDH-LGBT (2009)005rev
Исходные требования и решения Комитета министровDH-LGBT(2009)001rev1
Различные примеры проектов рекомендаций Комитета министров DH-LGBT(2009)002
Относящиеся к делу источники Совета Европы (включая прецедентное право Европейского суда по правам человека) и других международных организацийDH-LGBT(2009)003rev
Приложения к относящимся к делу источникам Совета Европы (включая прецедентное право Европейского суда по правам человека) и других международных организацийDH-LGBT(2009)003add

Информационные документы

Гомофобия и дискриминация на основании сексуальной ориентации и половой идентичности в странах-членах Европейского Союза, Часть II - Социальное положение, доклад Агентства по базовым правам (FRA)FRA-PARTII
Комитет по юридическим вопросам и правам человека Парламентской Ассамблеи, Дискриминация на основе сексуальной ориентации и половой идентичности
Вступительная записка, докладчик: г-н Андреас Гросс (Andreas Gross), Швейцария, Группа социалистовDeclassified?
ajdoc16 2009
Права и правовой статус детей при различных формах брачного и внебрачного партнерства и сожительства, Найджел Лоу (Nigel Lowe) для Экспертной комиссии по семейному праву (CJ-FA)CJ-FA (2008) 5
Сравнительное исследование регулирования партнерства в странах-членах Совета Европы на предмет выявления возможных мер предотвращения дискриминации на основании сексуальной ориентации или половой идентичности - Европейский комитет по правовому сотрудничеству (для служебного пользования) - Европейский комитет по правовому сотрудничеству (CDCJ)CDCJ (009) 9 (restricted)
Участие Уполномоченного по правам человека в работе Европейского комитета по правовому сотрудничеству (CDCJ)CommDH(2009)19

Приложение III

Проект рекомендаций Комитета министров по мерам, направленным против дискриминации, основанной на сексуальной ориентации или половой идентичности в целях обеспечения уважения прав человека лесбиянок, геев, бисексуалов и треанссексуалов и повышения терпимости к ним

Комитет министров в соответствии с условиями Статьи 15.b Устава Совета Европы;

Принимая во внимание, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами и что данная цель может достигаться, в частности, посредством совместных действий в области прав человека;

Подчеркивая свое обязательство гарантировать всем лицам равное достоинство и пользование правами и свободами без дискриминации на каком бы то ни было основании, таком как пол, раса, цвет, язык, религия, политические или иные взгляды, национальное или социальное происхождение, в связи с принадлежностью к национальному меньшинству, имущественным, сословным или иным положением, в соответствии с Европейской конвенцией о правах человека и протоколами к ней;

Принимая во внимание прецедентное право Европейского суда по правам человека, бывшей Европейской комиссии по правам человека, а также Европейского Суда, которые признают сексуальную ориентацию в качестве запрещенного основания для дискриминации и уже внесли существенный вклад в дело защиты прав транссексуалов;

Признавая, что исключение дискриминации со стороны государственных субъектов, равно как и положительные государственные меры по защите от дискриминации со стороны негосударственных субъектов, являются базовыми составляющими международной системы защиты прав и базовых свобод человека;

Признавая, что лесбиянки, геи, бисексуалы и транссексуалы подвергались в течение многих веков распространенной и длительной дискриминации, неприятию, объявлению вне закона и маргинализации по всей Европе и во всех сферах жизни на основании сексуальной ориентации и половой идентичности;

Принимая во внимание, что гомофобия и трансфобия являются специфическими формами нетерпимости, ведущими к враждебным актам, начиная с социальной изоляции до дискриминации и насилия в отношении людей вследствие их сексуальной ориентации или половой идентичности;

Признавая, что дискриминация, унижение или стереотипное представление о людях вследствие их сексуальной ориентации или половой идентичности привели к тому, что бесчисленному количеству людей приходится скрывать или подавлять свою идентичность, жить в страхе и стараться быть незаметными, даже в своих семьях, и что это продолжается во многих уголках Европы сегодня;

Выражая озабоченность характерной дискриминацией, испытываемой лесбиянками, бисексуальными и транссексуальными женщинами, и признавая проблему разнообразных проявлений дискриминации по отношению к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации, которые подвергаются дискриминации по другим основаниям, таким как раса, религия, возраст и поражению в правах;

Выражая озабоченность серьезными последствиями для здоровья геев, лебиянок, бисексуалов и транссексуалов, вызванными дискриминацией и унижениями на основании сексуальной ориентации и половой идентичности, в частности для молодых людей, что отражается на высоком уровне самоубийств среди них;

Принимая во внимание, что во многих государствах Совета Европы те, кто стремится реализовать свою самоопределенную половую идентичность, все еще могут столкнуться со значительными препятствиями, или даже с невозможностью такой реализации при получении правового признания и медицинского лечения, которые им необходимы;

Учитывая принцип, что никакие культурные или религиозные ценности, никакие правила «господствующей культуры» не могут быть призваны для оправдания языка вражды или иной формы дискриминации, включая таковую на основании сексуальной ориентации или половой идентичности, как это и заявлено в информационном документе Совета Европы по межкультурному диалогу;

С учетом послания Комитета министров руководящим комитетам и другим комитетам, задействованным в межправительственном сотрудничестве в Совете Европы, касающегося равных прав и достоинства лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов, принятого 2 июля 2008 года;

Напоминая о Рекомендации № R (93) 13rev Комитета министров относительно пересмотренной Европейской Спортивной Хартии, в которой указывается недопустимость дискриминации в доступе к спортивным соревнованиям;

Напоминая о Рекомендации № R (97) 21 Комитета министров относительно СМИ и популяризации культуры терпимости, подчеркивающей важную роль СМИ в борьбе против нетерпимости, в особенности там, где они воспитывают культуру понимания между различными социальными группами;

С учетом Рекомендаций 924 (1981) Парламентской Ассамблеи в отношении дискриминации гомосексуалистов, Рекомендаций 1117 (1989) в отношении положения транссексуалов, Рекомендаций 1470 (2000) в отношении положения геев и лесбиянок и их партнеров в части убежища и иммиграции в страны-члены Совета Европы и Рекомендаций 1474 (2000) в отношении положения геев и лесбиянок в странах-членах Совета Европы, все из которых были направлены в Комитет министров, равно как и Рекомендации 1635 (2003) относительно лесбиянок и геев в спорте, направленные странам-членам, Комитету министров и в европейские спортивные организации, Резолюции 1608 (2008) — Детский и подростковый суицид в Европе: серьезный вопрос общественного здоровья и продолжающейся работы Ассамблеи, касающейся сексуальной ориентации и половой идентичности;

Напоминая о Рекомендации 211 (2007) Конгресса местных и региональных органов власти в отношении свободы собраний и самовыражения лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов, призывающей Комитет министров предложить странам-членам принять соответствующие меры для обеспечения полного пользования ими данными правами;

Высоко ценя важную роль Уполномоченного по правам человека в наблюдении за положением в странах-членах лиц, подвергающихся дискриминации на основании сексуальной ориентации или половой идентичности, и принимая во внимание точку зрения, рекомендации, высказанные в актах оценки соблюдения прав человека в данных странах, и иные публикации Уполномоченного;

Приветствуя совместное заявление, сделанное 18 декабря 2008 года на Генеральной ассамблее ООН, в котором были осуждены нарушения прав человека, основанные на сексуальной ориентации или половой идентичности, такие как убийства, пытки, незаконные аресты и «лишение экономических, социальных и культурных прав, включая право на здоровье»;

Принимая во внимание исследования, сбор данных и заключений специалистов, проведенные Агентством по базовым правам (FRA) Европейского Союза и его конкретные отчеты по гомофобии и дискриминации на основании сексуальной ориентации или половой идентичности в странах-членах Европейского Союза;

Подчеркивая, что дискриминация и социальная изоляция вследствие сексуальной ориентации или половой идентичности может быть полностью преодолена при помощи всесторонней, последовательной и активной политики, нацеленной как на тех, кто испытывает такую дискриминацию или изоляцию, так и на население в целом, направленной на создание возможности для всех людей жить открыто, в равенстве, с уважением к их личности независимо от сексуальной ориентации или половой идентичности;

Рекомендует правительствам стран-членов,

1.  Провести всесторонний обзор и внести все необходимые поправки в существующее законодательство и практику, которые могут прямо или косвенно приводить к преследованию, наказанию или дискриминации на основании сексуальной ориентации и половой идентичности; и в связи с изложенным регулярно и эффективно следить за законодательной деятельностью, стратегией и иными мерами на предмет их влияния на право недопущения дискриминации;

2.  Обеспечить принятие и эффективное практическое проведение в жизнь данного сводного законодательства, политики и стратегий, направленных на борьбу с дискриминацией на основании сексуальной ориентации и половой идентичности, в частности в отношении трудоустройства и доступа к товарам и услугам, включая образование, здравоохранение, жилищные вопросы и социальные блага;

3. Обеспечить сбор и анализ всесторонних данных в отношении распространения и сущности дискриминации и нетерпимости на основании сексуальной ориентации и половой идентичности, и, в частности, в отношении «преступлений на почве ненависти» и «происшествий, для которых ненависть послужила мотивом», связанных с сексуальной ориентацией и половой идентичностью;

4. Обеспечить включение в национальное законодательство в отношении дискриминации санкций за нарушения. Санкции должны быть эффективными, соразмерными и убедительными, и включать предоставление адекватной компенсации жертвам дискриминации;

5. Обеспечить информирование и доступ жертв дискриминации к эффективным средствам правовой защиты в присутствии национальных властей, не взирая на то, что нарушение могло быть совершено лицами, действующими в соответствии с должностным положением;

6. Обеспечить национальным правозащитным организациям четкие полномочия по решению вопросов, связанных с дискриминацией на основании сексуальной ориентации и половой идентичности; в частности, они должны быть в состоянии давать рекомендации по законодательству и политике, рассматривать индивидуальные жалобы в отношении как частного, так и государственного сектора, повышать информированность населения в целом, равно как и возбуждать судебные разбирательства либо участвовать в них в соответствии с правилами, установленными национальным законодательством;

7.  Обеспечить принятие всех необходимых мер в сфере образования, профессиональной подготовки и повышения информированности с целью эффективной популяризации уважительного отношения к культурному многообразию, соблюдению равенства и терпимости, а также с целью борьбы с проявлениями дискриминации на основании сексуальной ориентации и половой идентичности, включая, в особенности, предвзятое мнение и негативные стереотипы среди государственных служащих;

8.  Обеспечить в полном объеме консультирование неправительственных организаций, выступающих в защиту прав лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов по вопросам принятия и эффективного выполнения законодательства, политики и стратегии, которые могут иметь влияние на права данной категории лиц;

9. Руководствоваться в своем законодательстве, политике и практических методах принципами и мерами, изложенными в приложении к данным Рекомендациям;

10. Обеспечить перевод и максимально широкое распространение настоящих Рекомендаций и принципов и мер, изложенных в приложении.

[Контроль сроков исполнения]

Приложение к предварительному проекту рекомендаций

I. Право на жизнь, безопасность и защиту от насилия

A. «Преступления на почве ненависти» и другие «происшествия, для которых ненависть послужила побудительным мотивом»

1. Страны-члены должны обеспечить эффективное, скорое и беспристрастное расследование всех предполагаемых случаев преступлений и иных происшествий, в которых предположительно сексуальная ориентация или половая идентичность жертвы составляли мотив виновника (в дальнейшем связанные с сексуальной ориентацией и половой идентичностью «преступления на почве ненависти» или «происшествия, для которых ненависть послужила мотивом»); они должны в дальнейшем гарантировать, что особое внимание будет уделяться расследованию таких преступлений и происшествий, предположительно совершенных служащими правоохранительных органов, и что виновные в данных действиях будут фактически привлечены к ответственности и в необходимых случаях подвергнуты наказанию во избежание безнаказанности;

2.  Страны-члены должны гарантировать, что при определении предусмотренной законом меры наказания, в случаях, когда предубеждение, связанное с сексуальной ориентацией или половой идентичностью, послужило мотивом, оно будет принято в расчет в качестве отягчающего обстоятельства;

3.  Страны-члены должны принять все возможные меры к обеспечению того, чтобы жертвы и свидетели «преступлений на почве ненависти» или «происшествий, для которых ненависть послужила мотивом», связанных с сексуальной ориентацией или половой идентичностью, поощрялись к сообщению о таких преступлениях или происшествиях; для этого страны-члены должны предпринять все возможные шаги для обеспечения правоохранительных структур, включая судебные органы, необходимыми знаниями и навыками для выявления таких преступлений и происшествий и предоставления адекватной помощи и поддержки жертвам и свидетелям.

4.  Страны-члены должны принять надлежащие меры для гарантии безопасности и достоинства лесбиянок, геев, бискесуалов и транссексуалов во время тюремного заключения или иных видов лишения свободы, включая особые защитные меры в отношении угрозы физического насилия, изнасилования и иных форм сексуального насилия, совершенного как другими заключенными, так и персоналом; размещение должно быть организовано таким образом, чтобы уважалось право на самоопределяемую половую идентичность лиц нетрадиционной сексуальной ориентации;

B.  «Язык вражды» и иные «изъявления, для которых ненависть послужила побудительным мотивом»

5.  Страны-члены должны принять надлежащие меры по борьбе с созданием отрицательных стереотипов и иными изъявлениями, как в СМИ, так и в Интернете, распространяющими, подстрекающими, способствующими или оправдывающими ненависть или вызывающе враждебное отношение, основанное на нетерпимости в отношении лесбиянок, геев, бискесуалов и транссексуалов (в дальнейшем «язык вражды» и иные «изъявления, для которых ненависть послужила побудительным мотивом», связанные с сексуальной ориентацией и половой идентичностью); подобный «язык вражды» и иные «изъявления, для которых ненависть послужила побудительным мотивом» должен быть запрещен и всякий раз публично дезавуирован; все указанные меры не должны приводить к нарушению базового права на свободу волеизъявления в соответствии со Статьей 10 Европейской конвенции о правах человека и прецедентным правом Европейского суда по правам человека;

6.  Страны-члены должны повышать степень информированности служащих государственных органов и институтов всех уровней ответственности с тем, чтобы они воздерживались от заявлений, в частности в СМИ, которые могут быть истолкованы как узаконивающие такую ненависть или вызывающе враждебное отношение;

7.  Государственные служащие и иные представители государственной власти должны поощряться к повышению терпимости и уважения к правам лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов во всех случаях привлечения к диалогу ведущих представителей гражданского общества, включая СМИ и спортивные организации, политические объединения и религиозные сообщества;

II.  Свобода объединений

8.  Страны-члены должны принять надлежащие меры для гарантии фактического осуществления права на свободу объединений без дискриминации на основании сексуальной ориентации и половой идентичности; в частности, дискриминационные административные процедуры, в т.ч.  излишние формальности для регистрации и практического функционирования объединений должны быть фактически устранены или предотвращены; должны быть также приняты меры по предотвращению злоупотребления правовыми или административными нормами, такими как здоровье, нравственность или общественный порядок;

9.  Доступ к государственному финансированию неправительственных организаций должен быть гарантирован без дискриминации на основании сексуальной ориентации и половой идентичности;

10.  Страны-члены должны принять надлежащие меры для эффективной защиты защитников прав лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов от враждебности и агрессии, которой они особенно могут подвергаться, в т.ч.  от предполагаемых действий государственных агентов, позволяющие им свободно проводить свои мероприятия и создающие благоприятную среду для их работы;

III. Свобода волеизъявления и мирных собраний

11.  Страны-члены должны на всех уровнях принять надлежащие меры для гарантии фактического осуществления права на свободу волеизъявления без дискриминации на основании сексуальной ориентации и половой идентичности, в т.ч.  в отношении свободы получения и передачи информации по вопросам, касающимся сексуальной ориентации и половой идентичности;

12.  Страны-члены должны принять на национальном, региональном и местном уровне надлежащие меры для гарантии фактического осуществления права на свободу мирных собраний без дискриминации на основании сексуальной ориентации и половой идентичности;

13. Страны-члены должны гарантировать, что мирные демонстрации в защиту прав лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов не будут иметь препятствий для проведения или не будут запрещаться исключительно по причине существования враждебного отношения к демонстрантам или к делу, в защиту которого они выступают;

14. Правоохранительные органы должны принять надлежащие меры для защиты участников данных мирных демонстраций от любых попыток незаконного срыва или препятствования фактическому осуществлению их прав на свободу волеизъявления и мирных собраний;

15. Страны-члены должны принять надлежащие меры для предотвращения ограничений фактического осуществления прав на свободу волеизъявления и мирных собраний, если такие ограничения происходят в результате злоупотребления правовыми или административными нормами, такими как здоровье, нравственность или общественный порядок;

16. Органы государственной власти всех уровней должны поощряться к публичному осуждению, особенно в СМИ, любых незаконных вмешательств в право лиц или группы лиц осуществлять свободу своего волеизъявления и мирных собраний, особенно связанную с правами лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов;

IV. Право на уважение частной и семейной жизни

17. Страны-члены должны гарантировать, что дискриминационное законодательство, объявляющее вне закона половые акты между лицами брачного возраста, в т.ч.  любые расхождения в отношении полового совершеннолетия для однополых и разнополых актов — аннулируется; они также должны принять надлежащие меры для обеспечения аннулирования норм уголовного права либо внесения поправок в них в связи с формулировками, которые могут приводить к дискриминационному применению, либо применение данных норм должно совмещаться с принципом недопущения дискриминации;

18. Страны-члены должны гарантировать, что личные данные, имеющие отношение к сексуальной ориентации или половой идентичности индивида не будут собираться, храниться или каким-либо образом использоваться государственными институтами, включая, в особенности, правоохранительные структуры, за исключением случаев, когда это необходимо для достижения конкретных, правомерных и законных целей; существующие документы, не удовлетворяющие данным требованиям, должны быть уничтожены;

19. Существующая система, предъявляющая такие требования как гормональное либо хирургическое лечение, стерилизация или развод прежде юридического признания предпочитаемого пола или для доступа к услугам по перемене пола, должны быть пересмотрены, и все излишние требования — устранены;

20. Страны-члены должны принять все необходимые меры для гарантии принятия и эффективного выполнения законодательства, гарантирующего полное юридическое признание перемены пола индивида во всех сферах жизни, в частности, способствуя смене имени и пола во всех официальных документах быстрым, прозрачным и доступным образом; страны-члены должны также обеспечить соответствующее признание со стороны негосударственных субъектов и внесение ими изменений в основные документы, каковыми являются свидетельства об образовании или удостоверения о работе;

21. Страны-члены должны принять все необходимые меры для обеспечения фактической гарантии права транссексуалов вступать в брак с лицами пола, противоположного их измененному полу;

22. Там, где национальное законодательство предоставляет права и накладывает обязанности на пары, не состоящие в браке, страны-члены должны гарантировать, что оно применяется без ущемления прав как однополых, так и разнополых пар, в т.ч.  в отношении пенсионного обеспечения и права владения имуществом для оставшегося в живых наследника;

23. Там, где национальное законодательство признает зарегистрированное однополое партнерство, его правовой статус, права и обязанности должны быть равноценны правовому статусу, правам и обязанностям разнополых пар в аналогичной ситуации;

24. Там, где национальное законодательство не признает ни зарегистрированного однополого партнерства, ни однополых пар, не состоящих в браке, странам-членам предлагается рассмотреть возможность обеспечения однополых пар правовыми либо иными средствами для решения практических проблем, связанных с социальной реальностью, в которой они живут.

25. Страны-члены должны принять все необходимые меры по недопущению использования сексуальной ориентации или половой идентичности личности в качестве основания для неблагоприятных решений относительно родительской ответственности за ребенка либо опеки и попечительства над ним;

26. Там, где национальное законодательство позволяет лицам, не состоящим в браке, усыновлять детей, страны-члены должны гарантировать применение закона без различия, основанного на сексуальной ориентации или половой идентичности претендента;

27. Там, где национальное законодательство позволяет использовать вспомогательные репродуктивные технологии для женщин, не состоящих в браке, страны-члены должны стремиться обеспечить доступ к таким технологиям, который будет осуществляться без дискриминации на основании сексуальной ориентации;

V. Трудоустройство

28. Страны-члены должны гарантировать введение и выполнение законодательства, политических и иных мер, обеспечивающих эффективную защиту от дискриминации на основании сексуальной ориентации и половой идентичности при трудоустройстве и занятости как в государственном секторе, включая, в особенности, вооруженные силы и правоохранительные структуры, так и в частном секторе, в части условий доступа к трудоустройству, повышения по службе, увольнений, оплаты и других условий труда, в т.ч.  предупреждение, борьбу и наказание за преследование и иные формы репрессивных мер.

29.  Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективной защиты права на частную жизнь транссексуалов в связи их с трудоустройством, в частности, касательно заявлений о приеме на работу, во избежание любого неуместного оглашения их гендерной истории или их предыдущего имени работодателю и другим работникам;

VI. Образование 

30. Страны-члены должны принять все необходимые законодательные и иные меры, направленные на учебный персонал и учеников, для гарантии фактического осуществления права на образование без дискриминации на основании сексуальной ориентации и половой идентичности; это включает, в частности, охрану прав детей и молодых людей, являющихся лесбиянками, геями, бисексуалами и транссексуалами, на образование в безопасном окружении, свободном от насилия, издевательства, преследования, социальной изоляции и иных форм дискриминационного и унизительного отношения, связанного с сексуальной ориентацией и половой идентичностью;

31. С этой целью на всех уровнях должны быть приняты соответствующие меры по популяризации в школе взаимной терпимости и уважения независимо от сексуальной ориентации или половой идентичности; в частности, это включает:

a) обеспечение школьного учебного плана и методических материалов, содержащих объективные сведения относительно сексуальной ориентации и половой идентичности;
b) разработку и осуществление стратегии школьного равенства и безопасности и соответствующих планов действий;
c) обеспечение доступа к соответствующей анти-дискриминационной подготовке и учебно-методическим материалам;
d) предоставление ученикам необходимых сведений, защиты и поддержки, позволяющих им жить в соответствии с их сексуальной ориентацией или самоопределенной половой идентичностью;

VII. Здоровье

32. Страны-члены должны принять все необходимые законодательные и иные меры для обеспечения фактического осуществления права на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации на основании сексуальной ориентации и половой идентичности; в частности, они должны принимать во внимание специфические потребности лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов при разработке национальных программ медицинского обслуживания, исследований в области здравоохранения, учебных планов для медицинских учебных заведений, подготовительных курсов и материалов, при контроле и оценке качества медицинских услуг;

33. В соответствии с нормами Всемирной Организации Здравоохранения, должны быть приняты соответствующие меры во избежание классификации гомосексуализма как болезни.

34. Транссексуалам должен быть обеспечен эффективный доступ к соответствующим услугам по перемене пола, включая психологическую, эндокринологическую и хирургическую экспертизу в сфере транссексуальной медицинской помощи, без предъявления чрезмерных требований; никто не должен подвергаться процедуре перемены пола без своего согласия;

35. Страны-члены должны принять все необходимые законодательные и иные меры для обеспечения правомерности, объективности и соразмерности любых решений, ограничивающих расходы на процедуры по перемене пола, покрываемые за счет средств медицинского страхования;

VIII. Жилищные вопросы

36. Должны быть предприняты меры по обеспечению эффективного и равного осуществления права всех лиц на удовлетворительное жилье без дискриминации на основании сексуальной ориентации и половой идентичности; такие меры должны, в частности, быть направлены на предоставление эффективной защиты от дискриминационного выселения и гарантирование равных прав на приобретение и сохранение в силе права собственности на землю и имущество;

37. Особое внимание должно уделяться опасности отсутствия постоянного места жительства, с которой сталкиваются лесбиянки, геи, бисексуалы и транссексуалы, в частности молодые люди и дети, которые могут быть особенно уязвимы с точки зрения социальной изоляции, включая изоляцию от их собственных семей; в связи с этим им должны предоставляться соответствующие социальные услуги на основе объективной оценки потребностей каждого, без дискриминации;

IX. Участие в спорте

38.  С гомофобией, трансфорбией и дискриминацией на основании сексуальной ориентации и половой идентичности в спорте следует бороться также как с расизмом и иными формами дискриминации;

39.  Профессиональные и оздоровительные спортивные мероприятия и объекты должны быть открыты для всех без дискриминации на основании сексуальной ориентации и половой идентичности; в частности, должны приниматься эффективные меры с целью предотвращения, противодействия и наказания за применение клеветы и оскорблений, мотивом для которых послужила сексуальная ориентация или половая идентичность во время и в связи со спортивными соревнованиями;

40. Страны-члены должны способствовать развитию диалога, поддерживая спортивные ассоциации и клубы болельщиков в мероприятиях, направленных на повышение степени информированности касательно дискриминации в спорте лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов и в выражении осуждения нетерпимости по отношению к ним;

X. Право на поиск убежища

41. Страны-члены должны принять меры для обеспечения допустимости подкрепленного фактами страха преследования, основанного на сексуальной ориентации или половой идентичности, в качестве основания для предоставления статуса беженца или убежища в соответствии с национальным законодательством, принимая во внимание руководящие документы Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев по данным вопросам;

42. Страны-члены должны гарантировать, в частности, что лица, ищущие убежища, не будут направлены в страну, где они могут подвергнуться риску пыток, бесчеловечного или унизительного обращения, наказания или иного серьезного нарушения прав человека, включая преследование на основании сексуальной ориентации или половой идентичности;

43. Лица, ищущие убежища, должны быть защищены от любой дискриминационной политики или практики, основанной на сексуальной ориентации или половой идентичности; в частности, соответствующие меры должны быть приняты с целью предотвращения риска физического насилия, в т.ч.  сексуального насилия, словесной агрессии или иных форм преследования в отношении лиц, ищущих убежища, размещенных в приютах и компаундах. Следует гарантировать доступ указанных лиц к сведениям, имеющим отношение к их специфическому положению;

XI. Множественная дискриминация

44.  Страны-члены призываются к принятию мер по обеспечению правовых норм национального законодательства, запрещающих дискриминацию и препятствующих ей, а также защищающих от дискриминации по различным основаниям, в т.ч.  на основании сексуальной ориентации или половой идентичности; национальные правозащитные структуры должны иметь широкие полномочия, позволяющие им брать на себя такие вопросы.

Приложение IV

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ АГЕНТСТВА ПО БАЗОВЫМ ПРАВАМ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ДЛЯ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ СОВЕТА ЕВРОПЫ ПО ДИСКРИМИНАЦИИ НА ОСНОВАНИИ СЕКСУАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (DG-LGBT)

В 2008 году Агентство по базовым правам по запросу Европейского Парламента провело исследование относительно положения LGBT-лиц в Европейском Союзе, рассмотрев как их правовой, так и социальный статус (Для доступа к обоим отчетам FRA по гомофобии см. ссылку). У Комиссии уже была возможность изучить отзывы и экспертные заключения исследования правового положения LGBT-лиц на своем последнем заседании. Данное резюме содержит краткое изложение отзывов и экспертных заключений исследования социального влияния и представлено с целью информирования по Предварительному проекту будущих Рекомендаций Комитета Министров о мерах, направленных на борьбу с дискриминацией, основанной на сексуальной ориентации или половой идентичности.

Главной трудностью LGBT-лиц является отношение к ним людей. Существует недостаток понимания обществом сексуальной ориентации и половой идентичности. Самым сложным из стоящих вопросов является «как повлиять на данное отношение и изменить его?». Изменение установки является центральным в борьбе с большинством проблем, встречавшихся во всех сторонах жизни общества, исследованных FRA.

Второй главной трудностью является хроническое отсутствие данных касательно LGBT-лиц. Существует значительная нехватка как научных исследований, так и неофициальных данных, предоставляемых неправительственными организациями в отношении гомофобии, трансфобии и дискриминации на основании сексуальной ориентации и половой идентичности во многих странах-членах и на уроне Европейского Союза в целом. Анализ пробелов в данных показывает, что существует основательный недостаток качественных и количественных исследований и статистики. Область, обычно представляющаяся наиболее исследованной, касается отношения к LGBT-лицам. В некоторых странах-членах области преступлений на почве ненависти, языка вражды, доступа к медицинской помощи, рынка труда и образования удостоились внимания исследователей. Однако, проблемы транссексуалов, множественной дискриминации, религии, свободы объединений, предоставления убежища и сферы спорта представляются весьма мало исследованными. Эти данные нужны с целью создания базы для проведения информированной политики.

Данное резюме далее содержит: (1) Краткое описание положения LGBT-лиц в заданных областях (2) Непосредственные сведения для проекта Рекомендаций (курсивом) и (3) Примеры добросовестной практики для Пояснительной записки, если таковая будет сопровождать Рекомендации.

Отношение к LGBT-лицам

Исследования Евробарометр (Eurobarometer) [серия исследований, проводимых по поручению Еврокомиссии с 1973 года в странах-членах Евросоюза — прим.пер.] 2008 года указывают на широко распространенное в некоторых странах нежелание даже общаться с LGBT-лицами. Десятибалльная «шкала комфорта», по которой определялась степень согласия людей проживать по соседству с гомосексуалистом, показала следующие цифры:

— Швеция (9.5), Нидерланды и Дания (9.3)
— Болгария (5.3), Латвия (5.5)  и Литва (6.1)

Аналогичное расхождение во мнениях существует в связи с вопросом о возможности однополых пар вступать в брак или становиться усыновителями.

Похоже, что существует тенденция среди многих LGBT-лиц скрывать свою сексуальную ориентацию от коллег, друзей и семьи, предположительно в результате данных предубеждений. Это не только оказывает серьезное влияние на общее благополучие, но также влияет на степень возможности выявления дискриминации.

В связи с изложенным, Комитет министров мог бы рассмотреть следующую формулировку:

Рекомендовать правительствам стран-членов провести мероприятия по повышению степени информированности населения с целью улучшения общественного понимания LGBT-вопросов и борьбы с предубеждениями. LGBT-организации должны привлекаться к планированию и осуществлению данных мероприятий.

ПРИМЕР ДОБРОСОВЕСТНОЙ ПРАКТИКИ:

Кампания по повышению степени информированности. В Польше первая кампания по повышению степени информированности, направленная на способствование принятию геев и лесбиянок, под названием «Дайте им увидеть нас» была организована в 2003 году Кампанией против гомофобии. Тридцать картин с изображением гомосексуальных и лесбийских пар, держащихся за руки, были показаны в художественных галереях и на рекламных щитах в крупнейших польских городах. Эта кампания вызвала горячие дебаты в прессе по LGB-вопросам (См. (23.10.2008).).

В январе 2005 года, Португальское отделение Международной ассоциаций геев и лесбиянок в сотрудничестве с рекламным агентством W/Portugal, безвозмездно внесшим свой вклад в работу, запустило кампанию в СМИ, в т.ч.  по телевидению, на радио, в прессе и Интернете. Кампания представляла собой демонстрацию эмоциональной привязанности лесбийских и гомосексуальных пар по телевидению и в печатных изданиях с целью улучшения мнения о LGBT-лицах посредством позитивных представлений (См. (17.10.2008)).

Религиозные институты, политические деятели и СМИ

В то время как отсутствие информированности населения по LGBT-вопросам само по себе дает свободу для расцвета предубеждений в обществе, исследование FRA также предположило, что определенные субъекты, имеющие влияние на общественное мнение, активно распространяют и пропагандируют негативный образ LGBT-лиц. В частности, это определенные религиозные институты, политические деятели и некоторые СМИ.

Во многих странах-членах консервативные религиозные институты активно высказываются против LGBT-лиц, как правило, в качестве довода приводя то, что быть LGBT — противоречит религиозному учению и должно скорее встречать сопротивление, нежели поощряться. Они могут лоббировать принятие законодательства, направленного на защиту LGBT-лиц и проводить кампании против LGBT-мероприятий.

В то же время некоторые церкви или части церквей (например, в Нидерландах, Финляндии и Швеции) приняли LGBT-лиц в свое сообщество и постарались рассеять нетерпимость, основанную на религиозных убеждениях.

Соответственно, Комитет мог бы рассмотреть рекомендацию в данной формулировке:

Рекомендовать правительствам стран-членов способствовать развитию диалога между LGBT-группами и представителями религиозных институтов с целью улучшения взаимопонимания и преодоления предвзятого отношения.

ПРИМЕР ДОБРОСОВЕСТНОЙ ПРАКТИКИ:

В Нидерландах в 1995 году синод Реформатской церкви Нидерландов уже издал заявление о том, что члены церкви имеют равные права, независимо от их сексуальной ориентации или образа жизни. В Финляндии, по имеющимся данным, с 1999 года церковный приход Каллио (Kallion seurakunta) в Хельсинки принял "многоцветных людей", и "многоцветные мессы" были проведены в связи с мероприятиями движения в защиту сексуальных меньшинств в Вааса, Хельсинки и Тампере. В Швеции в 2008 году церковь принимала участие в мероприятиях движения в защиту сексуальных меньшинств.

Наше исследование обнаружило, что консервативные политики в некоторых странах часто делают унизительные заявления о LGBT-лицах в публичных дебатах. Они изображают их аморальными, аналогично наркоманам или алкоголикам и представляющими угрозу традиционным семейным ценностям. На основе данных предубеждений политики пытаются противостоять изменениям в законодательстве, благоприятствующим LGBT-лицам, навлекая и подтверждая отрицательное к ним отношение среди населения в целом.

Соответственно, Комитет мог бы рассмотреть рекомендацию в данной формулировке:

Рекомендовать странам-членам способствовать более взвешенным и аккуратным публичным дебатам, касающимся LGBT-лиц, в сочетании с общими мероприятиями, направленными на повышение степени информированности.

ПРИМЕР ДОБРОСОВЕСТНОЙ ПРАКТИКИ: (см. ниже, свобода объединений)

Исследования СМИ в различных странах отражают, что газеты и радиовещательные компании готовы публиковать материалы, в различной степени нарушающие права гомосексуалистов, которые были бы неприемлемы, будь они о нарушениях прав на основе расовой дискриминации. Например, заголовок в румынской газете гласил: «Гомосексуалистов следует казнить». Подобным решительным заявлениям можно, разумеется, противодействовать посредством законодательства о языке вражды, речь о котором пойдет ниже.

Однако, более распространенной и едва различимой проблемой является такое изображение LGBT-лиц в СМИ, когда поощряются негативные стереотипы, нацеленные на определенные мероприятия, такие как защита прав сексуальных меньшинств, и подчеркивающие отличительные особенности сексуального поведения LGBT-лиц. Практически нет взвешенного изображения или обсуждения проблем, с которыми сталкиваются LGBT-лица (за исключением медицинских проблем), или LGBT-лиц как «нормальных» людей.

Соответственно, Комитет мог бы рассмотреть рекомендацию в данной формулировке:

Рекомендовать странам-членам способствовать включению средствами массовой информации в свои нормы поведения положений, запрещающих уничижительные или наносящие ущерб высказывания о LGBT-лицах.

Рекомендовать странам-членам рассмотреть создание жалобного органа, уполномоченного на рассмотрение претензий к СМИ по поводу несоблюдения данных норм и правил.

Рекомендовать странам-членам оказать поддержку и способствовать введению тренингов для СМИ по культурным различиям с целью противодействия предубеждениям и языку вражды.

ПРИМЕР ДОБРОСОВЕСТНОЙ ПРАКТИКИ:

Ассоциация геев Литвы совместно с Европейским радиовещательным союзом разработала Руководство по улучшению освещения в СМИ LGBT-вопросов. Руководство предоставляет журналистам и активистам легко применимые средства для положительного усовершенствования репортажей по LGBT-вопросам. Как следствие, было достигнуто более тесное сотрудничество со СМИ, имевшее результатом более взвешенные статьи и материалы о LGBT-лицах в СМИ.

В Великобритании Комиссия по рассмотрению жалоб на СМИ, независимый орган, уполномоченный на рассмотрение жалоб на редакционное содержание газет и журналов, в мае 2005 года расширил Статью 12 (Дискриминация) своего Кодекса с целью ее распространения на дискриминационные репортажи о транссексуалах. В соответствии с новой редакцией Статьи, пресса должна избегать наносящих ущерб или уничижительных высказываний по поводу расы, цвета, религии, пола, сексуальной ориентации или любого физического или психического заболевания или инвалидности человека.

Физическая и словесная агрессия в отношении LGBT-лиц (преступление на почве ненависти)

Как уже упоминалось, СМИ, политические деятели и религиозные институты некоторых стран могут оказывать влияние на язык вражды или преступления на почве ненависти. Однако, в целом, по-видимому, насилие и словесная агрессия направлены на LGBT-лиц на повседневной основе.

Существуют две главные проблемы в связи с преступлениями на почве ненависти и языком вражды, под которыми подразумеваются словесные оскорбления или физическое насилие, мотивом для которых служит боязнь LGBT-лиц по причине их сексуальной ориентации или идентичности.

Во-первых, невозможно сформировать точное представление о частоте подобных инцидентов. В большинстве стран нет статистики по данному вопросу. В Великобритании в 2007 году было около 1000 случаев судебного преследования за преступления на почве ненависти. В датском исследовании 12% LGB-лиц сообщали о случаях физического насилия. В Италии одно исследование предположило, что около 50% геев и 1/3 лесбиянок подвергались преступлениям на почве ненависти или языку вражды. В значительной степени нехватка данных обусловлена тем фактом, что в немногих странах существуют средства сообщения в полицию о таких действиях: жертвы часто не чувствуют себя в безопасности для того, чтобы сообщать об инцидентах, боясь предвзятого отношения; служащим полиции самим обычно недостает специфической подготовки для борьбы с преступлениями на почве ненависти или средств для регистрации намеренных проявления нетерпимости в отношении LGB-лиц. Некоторые исследования предполагают, что более 80% преступлений на почве ненависти не регистрируется.

Во-вторых, не все страны относят проявления гомофобии к разряду противозаконных вслед за оскорблениями. Только в 10 странах-членах Евросоюза гомофобия прямо классифицируется в качестве отягчающего обстоятельства. В 12 странах-членах проявления гомофобии изобличаются общими законоположениями и в 4 странах-членах LGBT-лица не фигурируют в списке групп, которым данная защита может быть нужна.

В свете изложенного, Комитет мог бы рассмотреть рекомендацию в данной формулировке:

Рекомендовать странам-членам рассмотреть применение уголовного права в качестве средства противодействия словесным и физическим нападкам в отношении LGBT-лиц, побудительным мотивом для которых служит предубеждение против их сексуальной ориентации и половой идентичности.

Рекомендовать странам-членам рассмотреть введение тренингов для служащих полиции, направленных на борьбу с распространением преступлений на почве ненависти и развитие средств, располагающих к сообщению собственных данных или сообщению данных сторонними лицами, при которых контакт между полицейскими и жертвой может иметь место вне пределов полицейского участка либо проходить при посредничестве.

Рекомендовать странам-членам обеспечить расследование правоохранительными органами преступлений на почве гомофобии в соответствии с теми же государственными нормами, что и расследование иных преступлений.

Рекомендовать странам-членам изучить средства сбора данных о распространенности словесных оскорблений и физического насилия в отношении LGBT-лиц.

ПРИМЕР ДОБРОСОВЕСТНОЙ ПРАКТИКИ:

Анонимное сообщение о преступлениях на почве ненависти: Оперативное исследование обнаружило, что в Нидерландах был начат пилотный проект, в рамках которого о преступлениях на почве ненависти можно анонимно сообщать через Интернет. Таким образом, сведения могут быть собраны даже в случаях, если жертвы не желают напрямую обращаться в полицию (Оперативное совещание с Комиссией по равноправию (Нидерланды, 1 апреля)). Аналогично, в Дании, муниципалитет Копенгагена учредил Интернет-сайт для анонимных сообщений об инцидентах на почве ненависти (См. (17.10.2008)). В Словении, LGBT-неправительственная организация Легебитра стала инициатором программы «Povej naprej!» («Включайся!»), направленной на содействие сообщениям о преступлениях на почве ненависти и случаях дискриминации в отношении LGBT-лиц посредством анонимного опроса жертв(См. (17.10.2008)).

Тренинги и информационные материалы: Во Франции союзом частных предприятий, подразделениями полиции и ассоциациями геев и лесбиянок было разработано «Руководство для жертвы преступления на почве ненависти и дискриминации». Согласно оперативным опросам, Национальная жандармерия во Франции с 2006 года включила в свою программу обучения модули по повышению степени информированности в отношении гомосексуализма и гомофобии (Оперативное совещание с Inter-LGBT и L'Autre Cercle, (Франция, 10 марта 2008г.)). Оперативные опросы показывают, что в Бельгии национальный правозащитный орган Центр равных возможностей и противодействия расизму предпринял аналогичную инициативу, направленную на профессиональную подготовку полицейских (Оперативное совещание с Центром равных возможностей и противодействия расизму (Бельгия, 3 апреля) ).

Свобода объединений

В нескольких странах наблюдалось запрещение мероприятий, связанных с геями, таких как марши в защиту прав сексуальных меньшинств, равно как и демонстрации их противников (в ряде случаев организованные политическими или религиозными деятелями), а также фиксировались случаи физического нападения на демонстрантов. Известно так же, что LGBT-группы встречали проблемы при аренде помещений для собраний или доступе на культурные или политические места сбора.

Запреты были наложены под предлогом защиты общественной морали в связи с непопулярностью данной идеи, а также под предлогом угрозы общественной безопасности в связи с возможными демонстрациями противников. В то же время в некоторых странах государственные и религиозные деятели открыто выступали в поддержку связанных с геями общественных мероприятий и принимали участие в них, демонстрируя свою приверженность равноправию. Свобода объединений не только должна охраняться как право человека, она также играет важную роль в мероприятиях по повышению степени информированности, которые могут способствовать изменению негативного отношения общества.

На основании вышеизложенного, Комитет мог бы рассмотреть рекомендацию в данной формулировке:

Рекомендовать странам-членам, особенно на местном уровне, способствовать LGBT-группам в их усилиях по организации мероприятий, принимая во внимание их важность в повышении степени информированности в обществе и преодолении предвзятого отношения.

Рекомендовать странам-членам в полном объеме соблюдать право на свободу объединений и свободу волеизъявления, а также судебную практику Европейского суда по правам человека. Правительствам следует принимать во внимание тот факт, что в демократическом обществе свобода волеизъявления должна быть гарантирована даже в тех случаях, когда выражаемые взгляды могут «задевать, шокировать или смущать». Национальные власти должны прилагать все усилия для гарантии безопасности участников и запрещать LGBT-мероприятия на основании обеспечения общественной безопасности только в качестве крайней меры.

ПРИМЕР ДОБРОСОВЕСТНОЙ ПРАКТИКИ:

Рынок труда

В тех странах, где были проведены исследования данного вопроса, они предположили, что около 30% LGBT-лиц, не скрывающих своей сексуальной ориентации на работе, сталкиваются с неблагоприятным отношением, таким как преследование, социальная изоляция и уменьшение возможностей продвижения по службе. Вероятно, из опасения подобных последствий около половины LGB-лиц скрывают свою сексуальную ориентацию на работе.

В настоящее время законодательство Евросоюза запрещает дискриминацию на основании сексуальной ориентации или половой идентичности только в сфере трудоустройства. Однако, некоторые страны расширили его с учетом охвата доступа к товарам и услугам, что соответствует законодательству Евросоюза в сфере расовой дискриминации. В то же время не следует забывать, что в соответствии с судебной практикой Европейского суда по правам человека, дискриминация на основании сексуальной ориентации может быть оправдана только в очень стесненных обстоятельствах (см., например, Карнер против Австрии, Заявление 40016/98 от 24 июля 2003г.).

Соответственно, Комитет мог бы рассмотреть рекомендацию в данной формулировке:

Рекомендовать странам-членам поощрять участие работников в тренингах для персонала, направленных на преодоление предвзятого отношения.

Рекомендовать странам-членам гарантировать запрет любого дискриминационного отношения, основанного на сексуальной ориентации или половой идентичности, во всех областях экономической, социальной, политической и культурной жизни, за исключением случаев наличия тщательных и объективных оправдывающих обстоятельств.

ПРИМЕР ДОБРОСОВЕСТНОЙ ПРАКТИКИ:

Во Франции HALDE (Высший орган по борьбе с дискриминацией и неравенством) разработал и распространил на сотнях французских предприятий Хартию культурного многообразия [la charte de la diversit?], способствуя повышению степени информированности и побуждая основных акционеров пересмотреть установленный ими порядок в данной сфере.

Программы Культурного многообразия. В 2001 году в Великобритании была начата программа Stonewall Diversity Champions (Стоунволлские защитники культурного разнообразия), целью которой является объединение организаций, намеренных бороться с дискриминацией на основании сексуальной ориентации, делиться примерами добросовестной практики, демонстрировать и развивать данные идеи и способствовать развитию культурного моногообразия на рабочих местах. Компании-участники предприняли ряд шагов, обозначенных в программе Stonewall Diversity Champions: например, они разработали и популяризировали стратегию равноправия и культурного многообразия, направленную на пресечение дискриминации и, в частности, определяющую сексуальную ориентацию в качестве одного из параметров для дискриминации; они создали рабочую группу/команду по культурному многообразию, рассматривающую, в т.ч. LGB-вопросы; они определили руководителя, ответственного за LGB-вопросы на уровне правления/директора; они создали на рабочих местах LGBT-группы для оказания поддержки, консультаций и стратегического руководства.

Образование

Издевательство и преследование LGBT-лиц в учреждениях образования представляется повсеместным, включая словесные оскорбления и физическое насилие. Это привело к социальной маргинализации и увеличило процент отсеявшихся среди LGBT-молодежи. Исследование предполагает, что сотрудники учреждений образования редко когда имеют специальную подготовку по решению LGBT-вопросов, а также не готовы открыто обсуждать сексуальную идентичность и ориентацию.

Соответственно, Комитет мог бы рассмотреть рекомендации следующего содержания:

Рекомендовать странам-членам рассмотреть введение LGBT-вопросов в учебные программы, в которых LGBT-лица будут представлены с уважением и достоинством.

Рекомендовать странам-членам поощрять школы к созданию атмосферы безопасности и поддержки для LGBT-лиц, включая принятие стратегии недопущения использования оскорблений, издевательств или преследования на основании сексуальной ориентации или половой идентичности.

Рекомендовать странам-членам обеспечить сотрудников учреждений образования соответствующей подготовкой для противостояния предубеждениям и обсуждения LGBT-вопросов с учащимися.

ПРИМЕР ДОБРОСОВЕСТНОЙ ПРАКТИКИ:

Школьная кампания, направленная против преследования LGBT-лиц: В Ирландии Органом по защите прав и организацией BeLonG To был предпринят ряд инициатив под названием Сделаем нашу школу безопасной, адресованных директорам школ, учителям и учащимся. Они включали различные мероприятия, такие как школьные плакаты следующего содержания: "В нашей школе преследование лиц нетрадиционной сексуальной ориентации неприемлемо", буклеты, флаеры и т.п. Проект был направлен на побуждение школ к дальнейшим действиям, например, к разработке стратегии, препятствующей издевательствам и преследованиям, и соответствующего кодекса поведения; включение LGBT-вопросов в школьную политику равноправия; профессиональную подготовку сотрудников и наделение их более эффективными полномочиями по решению проблем издевательств и преследования LGBT-лиц в школе; обеспечение советников по методологическим вопросам соответствующей подготовкой по вопросам сексуальной идентичности.

Методические материалы для школ: В Бельгии министр образования французской части страны в 2006 году издал методическое пособие по проявлениям нетерпимости к LGBT-лицам в школе, которое было разослано во все начальные и средние школы франко-говорящего региона. Также в Бельгии в 2007 году фламандская администрация субсидировала исследовательский проект в регионе Фламандский Брабант, направленный на разработку учебно-просветительского инструментария по вопросу "полового многообразия и транссексуальности" для учеников 14-18 лет.

Здоровье

Отрицательное отношение к LGBT-лицам — включая мнение, что гомосексуализм является состоянием, поддающимся лечению с медицинской точки зрения — зачастую приводит к тому, что они избегают медицинской помощи, что может иметь долгосрочные последствия для их здоровья. Кроме того, среди LGBT-лиц наблюдается более высокий уровень слабого психического здоровья, суицида и злоупотребления психоактивными веществами, чем среди основного населения. Тот факт, что многие LBG-лица скрывают свою сексуальную ориентацию, делает неясным истинный масштаб дискриминации в сфере здравоохранения. Непризнание однополых партнеров «ближайшими родственниками» также создает трудности в доступе к сведениям о лечении партнера и к поиску решения проблем со здоровьем, а также создает проблемы при посещении лечебных учреждений. В немногих странах существует свободный доступ LGB-лиц к службам репродуктивного здравоохранения, а медицинская экспертиза для транссексуалов, желающих подвергнуться операции, часто недоступна либо недоброкачественна.

Соответственно, Комитет мог бы рассмотреть следующие рекомендации:

Рекомендовать странам-членам способствовать включению LGBT-параметров в национальные исследования в области здравоохранения.

Рекомендовать странам-членам введение соответствующей профессиональной подготовки для лиц, занятых в обеспечении медицинской помощи с целью противодействия предубеждениям в отношении LGBT-лиц.

Рекомендовать странам-членам рассмотреть возможность для однополых партнеров претендовать на статус «ближайший родственник».

ПРИМЕР ДОБРОСОВЕСТНОЙ ПРАКТИКИ:

Подготовка работников здравоохранения в сфере LGBT-компетентности: В Швеции LGBT-неправительственная организация RFSL проводит обучение работников здравоохранения в сфере LGBT-компетентности. В течение последнего года около 15 больниц и студенческих групп сектора здравоохранения прошли данное обучение. В течение 2007 года RFSL-Стокгольм и RFSL-Национальная начали работу над определением критериев, которые делали бы больницу LGBT-компетентной.

Опросы показали, что во Франции все возрастающее число лесбиянок, обращающихся в LGBT-центр Paris-IDF за направлением к непредвзятому гинекологу, побудило центр к созданию Справочника здоровья лесбиянок с указанием адресов "дружественных" гинекологов. В справочнике рассмотрены вопросы общего здоровья, в частности, риск рака груди и рака матки.

Спорт

Гомофобия присутствует как среди болельщиков, так и среди спортсменов, когда упреки в нетрадиционной сексуальной ориентации часто используется в качестве оскорбления. В связи с риском преследования или непринятия со стороны коллег или болельщиков, LGBT-лица неохотно идут на раскрытие своей сексуальной ориентации. В противоположность усилиям по ликвидации расизма в спорте, вопросам гомофобии уделялось ограниченное внимание.

Соответственно, Комитет мог бы рассмотреть рекомендации следующего содержания:

Рекомендовать странам-членам поддержать спортивные ассоциации и клубы болельщиков в разработке кампаний по повышению степени информированности о LGBT-лицах в спорте и осуждению проявлений гомофобии и связанной с ними нетерпимости.

ПРИМЕР ДОБРОСОВЕСТНОЙ ПРАКТИКИ:

В Германии Футбольная конфедерация Германии (Deutscher Fu?ball Bund) в 2007 году провела кампанию под названием "Футбол и гомофобия" и подписала декларацию против дискриминации на основании сексуальной ориентации.

Partnerships developing education programmes: С 2007 года Шведская федерация по правам лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов (RFSL) и HomO (Уполномоченный против дискриминации на основании сексуальной ориентации) работали над проектом совместно с Riksidrottsf?rbundet (Национальая спортивная федерация) и SISU, организацией в области спортивного образования. Проект направлен на подготовку тренеров по LGBT-вопросам. RFSL и SISU планируют разработать обучающие программы и предложить их спортивным клубам. Тем временем Riksidrottsf?rbundet намечает и проводит исследования по LGBT-вопросам в спорте.

Предоставление убежища

Женевская конвенция о беженцах 1951 года запрещает возвращение не-граждан на территорию, где они могут подвергнуться преследованию в силу их принадлежности к определенной социальной группе. В связи с изложенным, LGBT-лица получают право на защиту и обращаются за предоставлением убежища. Исследование предположило, однако, что на практике процедура засвидетельствования правильности иска может быть чрезвычайно затруднительной. Во-первых, сотрудники иммиграционных служб могут быть неподготовлены для проведения собеседований по интимным, сексуальным или запретным темам. Во-вторых, иски могут отклоняться в случаях, когда индивиды рассматриваются в качестве не заслуживающих доверия (например, если человек не состоит в браке) или потому что предполагается, что индивид намерен избегнуть преследования посредством сокрытия своей сексуальной ориентации в стране своего происхождения. Существуют сведения, что в некоторых странах проводятся медицинские обследования претендентов с целью определения их сексуальной ориентации путем измерения их ответных реакций на гетеросексуальную эротику. Это само по себе является вторжением в личную жизнь и может представлять собой бесчеловечное или унизительное отношение, противоречащее Европейской конвенции о правах человека. В-третьих, в исправительных учреждениях LGBT-лица могут подвергаться жестокому обращению со стороны других задержанных.

Соответственно, Комитет мог бы рассмотреть следующие рекомендации:

Рекомендовать странам-членам разработку руководящих документов по работе с LGBT-лицами, обращающимися за предоставлением убежища, во время процедуры подачи заявления, включая соответствующую подготовку служащих. В частности, сфера половых отношений должна уважаться как часть личной жизни. Правительства должны также принимать во внимание Руководящие указания Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев по рассмотрению заявлений беженцев, связанных с их сексуальной ориентацией и половой идентичностью, опубликованные 21 ноября 2008 года.

Рекомендовать странам-членам обратить особое внимание на потребности LGBT-лиц, содержащихся в исправительных учреждениях.

ПРИМЕР ДОБРОСОВЕСТНОЙ ПРАКТИКИ:

Migrationsv?rket (Шведское миграционное управление) рассмотрело потребности уязвимых групп и обязательства, накладываемые им на органы и институты, участвующие в процедуре подачи заявления. С 2004 года сотрудники, работающие с лицами, обращающимися за предоставлением убежища, и занимающиеся процедурой определения статуса, прошли подготовку с точки зрения гендерной концепции и сексуальной ориентации в рамках программы "гарантии качества услуг" Управления. Riksf?rbundet F?r Sexuellt Likaber?ttigande (RFSL) (Шведская федерация по правам лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов) внесла свой вклад в разработку программы курсов.

В Бельгии в Commissariat G?n?ral aux R?fugi?s et aux Apatrides (Генеральный комиссариат по делам беженцев и лиц без гражданства) есть сотрудник, отвечающий исключительно за работу с заявлениями лиц, обращающихся за предоставлением убежища по причине своей сексуальной ориентации, а руководящие документы касательно предоставления убежища в связи с сексуальной ориентацией были выработаны совместно с LGBT-группами.

Множественная дискриминация

Предубеждения, с которыми сталкиваются LGBT-лица, могут сочетаться с дискриминацией на иных основаниях. Например, инвалиды или пожилые LGBT-лица могут подвергаться «стерилизации», изоляции или предубежденному отношению как со стороны лиц, осуществляющих уход за ними, так и со стороны ровесников. Пожилые или инвалиды LGBT также могут сталкиваться с дискриминацией со стороны других LGBT-лиц, а LGBT-лица, принадлежащие к национальным или религиозным меньшинствам, могут столкнуться с предубеждениями, связанными с их сексуальной ориентацией, со стороны членов своего религиозного сообщества, и связанными с их национальностью — со стороны лиц иной национальности.

Национальные правозащитные органы часто сосредоточены только на одном основании для дискриминации при работе с жалобами, особенно во время судебных процессов, с целью максимального повышения шансов на успех. Более того, неправительственные организации обычно создаются для решения одной конкретной проблемы. Это означает, что разнообразные проявления дискриминации, с которыми сталкивается индивид, могут не рассматриваться со всей компетентностью.

Комитет может счесть приемлемыми следующие рекомендации:

Рекомендовать странам-членам разработку стратегий эффективного рассмотрения жалоб на множественную дискриминацию, таких как координация работы различных национальных правозащитных организаций.

Рекомендовать странам-членам способствовать созданию неправительственных организаций, занимающихся вопросами множественной дискриминации, или сотрудничеству между неправительственными организациями, специализирующимися на различных основаниях для дискриминации, с целью укрепления поддержки, оказываемой жертвам множественной дискриминации.

ПРИМЕР ДОБРОСОВЕСТНОЙ ПРАКТИКИ:

Голландский проект, касающийся пожилых LGBT-лиц, был начат несколькими правозащитными организациями при финансовой поддержке правительства. Проект направлен на выявление потребностей пожилых LGBT-лиц, в частности, в сфере социальной и медицинской помощи.

Неправительственные организации, занимающиеся вопросами множественной дискриминации: Sabaah (Сабаах) является правозащитной организацией, занимающейся проблемами LGBT-лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, в Дании. Она была основана с целью создания социальной общности, позволяющей LGBT-лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, решать проблемы, с которыми они сталкиваются, сочетающими их сексуальную ориентацию и принадлежность к национальному меньшинству.

Транссексуалы

Транссексуалы — это лица, желающие изобразить свою половую идентичность отличной от определенной с рождения, будь то посредством изменения своего тела, косметики или одежды. Исследование FRA показывает, что транссексуалы подвергаются дискриминации во всех рассмотренных областях в степени, аналогичной дискриминации LGB-лиц. Однако, дискриминация в связи со здоровьем и трудоустройством является более ярко выраженной, а общественное отношение — даже более негативным, нежели то, с которым сталкиваются лесбиянки, геи и бисексуалы.

Дискриминация на основании половой идентичности прямо не указана в качестве запрещенного основания для дифференцированного отношения в рамках законодательства Евросоюза. Однако, судебная практика Европейского суда по правам человека рассматривает данное основание как одну из форм дискриминации на основании пола. Шестнадцать стран Евросоюза защищают транссексуалов от дискриминации путем ее классификации либо как дискриминации по полу, либо по сексуальной ориентации или идентичности. В отношении остальных стран Евросоюза не ясно, существует ли защита транссексуалов от дискриминации.

Комитет мог бы рассмотреть следующие рекомендации:

Рекомендовать правительствам стран-членов способствовать мероприятиям, направленным на повышение степени информированности с целью улучшения понимания проблем транссексуалов и преодоления предвзятого отношения к ним.

Рекомендовать странам-членам обеспечить законодательное и практическое разрешение полного признания новой половой идентичности индивида, включая перемену имени, номера социального страхования и иных возможных указателей пола.

Рекомендовать странам-членам обеспечить формально декларированные гарантии по защите транссексуалов от дискриминации.

Рекомендовать странам-членам принять во внимание, что дискриминация в отношении транссексуалов связана не обязательно с их сексуальной ориентацией, но скорее с выражением их половой идентичности. Меры, принятые с целью противодействия дискриминации в отношении транссексуалов, должны это отражать.

ПРИМЕР ДОБРОСОВЕСТНОЙ ПРАКТИКИ:

В Великобритании Департамент здравоохранения совместно с сообществом трансвеститов разработал серию листовок и справочников, доступных на бумажном носителе и в Интернете, по всем аспектам здоровья транссексуалов. Различные справочники включают один справочник для врачей общей практики, справочник по гормональному лечению, по лечению подростков и общий справочник для транссексуалов как работников и пациентов медицинских служб.

В Великобритании Служебные обязанности по равенству мужчин и женщин (Gender Equality Duty) в государственном секторе требуют от всех государственных органов (включая и тех, кто с ними контактирует) ликвидировать незаконную дискриминацию и преследование на основании пола и способствовать равенству возможностей для мужчин и женщин, включая транссексуалов обоих полов. Благодаря Служебным обязанностям по равенству мужчин и женщин повысилась информированность о потребностях транссексуалов на рабочих местах и увеличилось число работодателей, работники которых проходят подготовку по вопросам, связанным с транссексуальностью.

Нехватка данных

В целом среди стран-членов Европейского союза существует нехватка данных, связанных с распространением дискриминации в различных областях. Только некоторые страны-члены ведут статистику, связанную с сексуальной ориентацией, и только в специфическом разрезе, таком как предоставление убежища или трудоустройство.

В связи с изложенным, Комитет мог бы рассмотреть следующую рекомендацию:

Рекомендовать странам-членам способствовать исследованиям дискриминации на основании сексуальной ориентации и половой идентичности, рассматривающим, в частности, ее масштабы, сущность, причины и последствия, с целью предоставления данных для эффективной разработки политического курса.