Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ
(правовая база и перспективы развития института уполномоченных по правам ребенка)
1. Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ.
Должность, полномочия, нормативная база.
Должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка введена Указом главы государства от 1 сентября 2009 года N 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка».
Новая должность учреждена «в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации».
Уполномоченному при президенте РФ по правам ребенка для выполнения возложенных на него обязанностей предоставлено право:
— запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;
— беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации;
— проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;
— направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;
— привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.
Кроме того, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка наделен иными полномочиями, предусмотренными действующим российским законодательством.
Заняв свое место в системе государственных органов, данный институт стал инструментом независимого государственного контроля за соблюдением прав и интересов ребенка, эффективным механизмом комплексной защиты прав и законных интересов как отдельных детей, так и целых групп.
2. Институт уполномоченных по правам ребенка в регионах Российской Федерации.
Создание такого института в каждом регионе страны — это задача, поставленная главой государства. Единой правовой базы для регионов на сегодняшний день не существует. В ряде регионов разработаны законы о региональном уполномоченном по правам ребенка, которые, с точки зрения их авторов, позволят быстро создать региональную законодательную базу для работы уполномоченных.
Уполномоченные по правам ребенка в каждом регионе по предлагаемым моделям должны не только активно защищать права детей, оставшимся без попечения родителей, но и содействовать решению их социальных и бытовых проблем.
Единой структуры уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации пока не существует. Вместе с тем в целом по стране более чем в
«Я не будут добиваться разграничения институтов уполномоченного по правам человека и по правам ребенка в тех регионах, где это уже создано», — проинформировал Головань. Однако при этом он выразил мнение: «Мы будем ставить цель, чтобы институт Уполномоченного по правам ребенка был самостоятельным органом».
Головань привел в пример Краснодарский край, Вологодскую область, Ямало-Ненецкий автономный округ, где уже сейчас институты Уполномоченного по правам ребенка являются самостоятельным органом.
В целом по стране более чем в
Таким образом, прорабатывается правовая база по созданию системы уполномоченных по правам ребенка от президента РФ до губернаторов.
3. Омбудсмен в школе.
Правовая база для введения структуры уполномоченного по правам участников образовательного процесса в школе отсутствует. Инициативы по введению подобной структурной единицы в школе сомнительны с правовой точки зрения. Законным представителем ребенка являются его родители. Представительство интересов совершеннолетних граждан, каковыми являются родители и учителя, регулируется нормами гражданского законодательства. Уполномоченный не имеет правовых оснований на представление интересов как школьников, так и их родителей и учителей. Наделение омбудсмена какими-либо полномочиями затрагивает законные права и интересы граждан и имеется опасность незаконного вмешательства омбудсмена в частную жизнь граждан, которая защищена законом. Высказывается мнение, что деятельность омбудсмена возможна в рамках договорных отношений участников образовательного процесса. Однако, деятельность омбудсмена не относится к сфере образовательных услуг, поэтому подобная точка зрения вряд ли имеет реальные правовые перспективы. Поэтому в ряде школ предлагается омбудсмена сделать независимой фигурой, назначаемой советом школы. При этом
Вместе с тем, в ряде школ Москвы, Волгоградской области и других регионов России уже действуют школьные омбудсмены, которые занимаются как детьми, так и учителями и родителями. Часто эти функции выполняют социальные педагоги. Бывший уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ А. Головань пояснял, что омбудсмены выявляют нарушения и устраняют проблемы. Кроме того, высказался о необходимости создания механизмов подачи жалоб детьми на возникающие конфликты, и на нарушение их прав. «Это может быть как телефон доверия, так и специальные почтовые ящики. Нужно развивать самоуправление детей», — пояснил Головань.
Управление образования Южного округа г. Москвы, к примеру, реализует экспериментальный проект «Учреждение института уполномоченного по правам в школе», конечной целью которого является формирование правового пространства в школе и избрание Уполномоченного по правам участников образовательного процесса (омбудсмена).
Как указано на сайте, уполномоченный в школе омбудсмен — это неофициальное лицо, которое разбирает конфликтные ситуации, отслеживает соблюдение законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей, занимается правовым воспитанием, образованием и профилактикой правонарушений. Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей. По мнению авторов сайта, в основе работы Уполномоченного лежит философия сотрудничества.
Дополнительную информацию об Институте Омбудсмена можно найти на сайтах: www.school-sector.relarn.ru и www.prpc.ru
С учетом изложенного, обеспокоенность вызывает заявление уполномоченного по правам ребенка в Москве Евгения Бунимовича, сделанное им 08 февраля 2010 года, что во всех столичных школах будут созданы институты уполномоченных по правам участников образовательного процесса. Ожидается, что данное нововведение упростит разрешение конфликтных ситуаций в учебных заведениях. Уполномоченные по правам участников образовательного процесса появятся предположительно с 1 сентября 2010 года в школах каждого округа Москвы. Сначала омбудсмены появятся хотя бы в одном учебном заведении административного округа столицы. А на следующем этапе этот опыт будет распространяться внутри округа. Детский омбудсмен столицы подчеркнул, что такие люди появятся в школах лишь «на добровольной основе».
В интервью сайту «Милосердие.ru» Евгений БУНИМОВИЧ сказал, что речь идет не об обязательном введении уполномоченных, но о такой возможности. Нужен ли школе омбудсмен, каждая школа решит сама.
«Если в школе хорошая атмосфера, нет серьезных конфликтов учителей с учениками, и учителя не видят необходимости в таких уполномоченных, то они вправе оставить все так, как есть. Но если постоянно вспыхивают и усугубляются конфликты, мы с такой школы спросим: почему вы не сделали так, чтобы не доводить конфликт до кризисной ситуации?», — пояснил Бунимович.
Также только сама школа может решить, кому доверить функции уполномоченного. По словам Бунимовича, это должны быть самые уважаемые люди в коллективе из числа учителей или психологов. Теоретически допускается и член родительского комитета, но сегодня родители не настолько в курсе учебного процесса. Как уполномоченный по правам ребенка в Москве видит эту помощь?
Однако выяснилось, что нет никаких специальных инструкций, методических пособий. Предполагаются только семинары по обучению и обмену опытом на базе Института открытого образования (бывшего Института усовершенствования учителей). Не продуман алгоритм обращения учителя или ученика за помощью. Евгений Бунимович считает, что достаточно доверия учителя или ученика к омбудсмену, а возможность на перемене или после уроков подойти к нему посоветоваться всегда найдется.
Выводы:
- Введение в школе штатной единицы уполномоченного по правам участников образовательного процесса (омбудсмена) не обязательно, каждая школа решает самостоятельно — нужен ей омбудсмен или нет.
- Правовой основы для деятельности школьных омбудсменов нет. Отсутствуют нормативные документы, регламентирующие деятельность омбудсменов. Школы, которые введут единицу омбудсмена должны самостоятельно определить его полномочия, ответственность, финансирование.
- Самое сложное определиться в том, кого, от кого, и как должны защищать и чьи права от кого и как охранять школьные уполномоченные: то ли детей от учителей, то ли наоборот, то ли их всех вместе от родителей.
- Родителям и учителям стоит серьезно подумать о том, стоит ли соглашаться на введение омбудсмена в школе и как это отразится на их правах и интересах.