Краткая оценка проекта федерального закона «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации», внесенного Советом Федерации ФС РФ
Анализ представленного законопроекта позволяет сделать следующие выводы.
Несмотря на то, что преамбула законопроекта декларирует, что законопроект «устанавливает правовые основы государственной поддержки семьи в Российской Федерации, определяет цели, принципы и приоритеты государственной поддержки семьи как важного направления государственной социальной политики», в действительности, никаких юридически значимых новых основ и принципов законопроект не содержит, дублируя или перелагая в другом написании положения Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федерального закона «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», ряда других нормативных правовых актов. Такое дублирование является совершенно избыточным, ничего не дает.
Подавляющее большинство норм законопроекта носит декларативный характер, при этом отсутствуют
Государственная поддержка семьи реальной и эффективной является только тогда, когда принимаются и надлежащим образом реализуются конкретные меры, финансово обеспеченные. Но законопроект не содержит конкретных мер поддержки, подкрепленных финансовыми обязательствами государства, поэтому принятие данного законопроекта явится фикцией, а не реальным продвижением государства в деле ликвидации демографического кризиса.
Из наиболее важных и значимых можно выделить лишь норму статьи 9 законопроекта, устанавливающую требование «поэтапного увеличения доли расходов на семейные пособия (включая пособия по беременности и родам и по уходу за детьми в возрасте до полутора лет) в валовом внутреннем продукте до 2,2 процента». Однако не определена «поэтапность», не указано, к какому году объем финансирования семейных пособий должен быть доведен до обозначенного уровня.
Важным является и содержащийся в статье 13 запрет на «изготовление, распространение и рекламу печатных изданий, изображений, видеокассет, иных изделий, пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости». Но в настоящее время требуются не такого рода размытые, абстрактные декларации, а конкретные действенные нормы, реализующие такие запреты, опосредованно и прямо и без того уже закрепленные в законодательстве Российской Федерации.
Не будучи подкрепленными правовыми механизмами, способными воплотить их в жизнь, большая часть этих деклараций так и останется «на бумаге».
Многие из содержащихся в законопроекте деклараций, если бы они были конкретизированы по цифрам (объему финансирования, либо по величинам выплат или обеспечения), по кругу лиц, по условиям реализации (предоставления), явились бы существенным вкладом в дело преодоления демографического кризиса в России. В том виде, в каком они закреплены в законопроекте, оценивать их как эффективные правовые регуляторы, способные оказать существенное позитивное влияние на демографическое развитие страны, не представляется возможным.
Законопроект, ограничиваясь, в подавляющем большинстве случаев, банальными утверждениями, не содержит множества наиважнейших требований, законодательное закрепление которых весьма насущно, учитывая кризис института семьи в России (катастрофически большое количество разводов, абортов, фактов насилия в семьях, брошенных детей и др. показатели), учитывая крайне неудовлетворительное нравственное состояние российского общества.
Законопроект содержит ряд откровенно вредных положений, закрепление которых ни в коем случае не допустимо.
Так, статья 12 закрепляет в качестве направлений и условий «охраны здоровья и формирования здорового образа жизни» следующие: «развития системы охраны репродуктивного здоровья семьи, укрепления службы планирования семьи; … осуществления санитарного просвещения, особенно подростков, по вопросам полового воспитания, безопасного материнства, профилактики заболеваний, передающихся половым путем».
Российская ассоциация «Планирование семьи» крайне негативно зарекомендовала себя скандальной противоправной деятельностью по осуществлению интеллектуальных форм развратных действий в отношении несовершеннолетних. Поэтому данная норма должна быть существенно уточнена.
Имеющийся достаточно большой опыт реализации т.н. «полового воспитания» в российских школах показал, что в подавляющем большинстве случаев «половое воспитание» реализовывалось лицами с перверсивным сознанием, с грубейшими нарушениями законодательства Российской Федерации, явным попранием прав несовершеннолетних и их родителей (законных представителей), сопровождалось (или вообще исчерпывалось) противоправным навязыванием представлений о нормальности, обыденности и социальной престижности педерастии и лесбиянства, т.н. «однополых семей», детской проституции и педофилии1.
Поэтому положение о «половом воспитании подростков» должно быть изъято из законопроекта.
Либо этому вопросу должна быть посвящена отдельная статья, где были бы подробно закреплены:
- гарантии соблюдения прав несовершеннолетних на нормальное духовно-нравственное, физическое и психологическое развитие, на половое воспитание исключительно в рамках и на основе национальных культурных ценностей и традиций;
- требования культуросообразности и жесткой централизации при утверждении и допуске в школы учебных программ и пособий полового воспитания (исключительно федеральный уровень рассмотрения, утверждения и допуска (несмотря на то, в рамках какой части образовательной программы преподается), никакой самодеятельности учителей, жесткое следование утвержденной методике, жесткий контроль)
- правовые механизмы согласования с родителями учащихся содержания образования по предмету (тематическому блоку занятий в рамках существующего другого предмета и т.д.) полового воспитания, получения от них согласия на посещение их детьми таких занятий (такого информирования), гарантии возможности отказа от посещения таких занятий (такого информирования);
- жесткий запрет формирования и, тем более, навязывания обучающимся представлений о нормальности, обыденности и социальной престижности педерастии и лесбиянства, т.н. «однополых семей», детской проституции и педофилии, супружеских измен, добрачной и внебрачной половой жизни; одновременное установление ответственности за нарушение указанного запрета (уголовной ответственности — за навязывание несовершеннолетним гомосексуализма, административной — за прочие), внесение соответствующих изменений в Уголовный кодекс РФ и в Кодекс РФ об административной ответственности;
- запрет использования иностранных образовательных программ и учебных пособий по духовно-нравственному и половому воспитанию в государственных и муниципальных образовательных, медицинских и социальных учреждениях Российской Федерации;
- прочие гарантии исключения допуска к учащимся детям извращенцев, «новаторов»-растлителей, прочих лиц, разрушающих нравственность детей.
Содержащаяся в статье 13 норма о «государственной координации и финансовой поддержке нравственного, этического и экологического просвещения населения и введения программ такого просвещения для детей и молодежи в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях» написана крайне неудовлетворительно. В общем виде, эти вопросы уже урегулированы Законом РФ «Об образовании». Это, и без того, вопрос компетенции государства в области образования. И в данном законопроекте должна была бы появиться глава, посвященная подробной регламентации требований, условий и основных подходов в содержании духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних. В ней должны были бы быть закреплены действенные гарантии недопущения ситуаций, когда под видом духовно-нравственного воспитания школьников в систему образования вторгаются деструктивные религиозные секты2. Одних пустых деклараций явно недостаточно.
Законопроект требует существенной переработки. Необходимо существенно сократить объем декларативных норм, переработав их и оставив (дополнив) только наиболее значимые декларации, требования и гарантии. Необходимо принятие дополнительных мер поддержки семьи, уточнение и дополнение уже существующих мер. Должна появиться статья или глава, определяющая основания, объем, направления и меры государственной политики по пропаганде семейных ценностей в российском обществе, по пресечению разрушающей институт семьи пропаганды.
15.11.2007
Доктор юридических наук И.В. Понкин
ПРИМЕЧАНИЯ
1. См., к примеру, заключения автора настоящего материала и других экспертов по деятельности центра «Холис», пособия для родителей «Как уберечь ребенка от ВИЧ/СПИДа» под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной и проф. Л.С.Шпилени
2. Секта С.М. Муна в лице Федерации «Семьи за единство и мир во всем мире», секта «Брахма Кумарис», секта последователей Рерихов, секта «ноосферитов» и др. ^