На главную страницу | На главную страницу раздела

Законы | Права родителей | Семья и школа | Семья и демография | Дети и СМИ
Родительское движение | Родительский форум | О нас |

ВТОРОЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС

"МИР СЕМЬИ"

15 ноября 2001 г.

СЕКЦИЯ: СЕМЬЯ - ПРАВОСЛАВНАЯ ТРАДИЦИЯ


ДОКЛАДЫ СЕКЦИИ:

протоиерей Димитрий Смирнов
" БИБЛЕЙСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬИ"

Павлова Л.О. - член Некоммерческого партнерства в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья "Родительский комитет", г. Москва, адвокат, член Московской городской коллегии адвокатов
"Кризис современной семьи и роль общественных организаций в укреплении правового статуса семьи. "

Волосова Е.П. - врач-психиатр 1-ой Градской больницы г. Москвы
"Влияние православной семейной традиции на психическое и духовно-нравственное здоровье личности в семье."

Н. В. Шляхтина - Институт этнологии и антропологии Российской Академии наук
"Православная традиция домостроительства в современной русской семье (по материалам этнографических экспедиций)"


Протоиерей Димитрий Смирнов
" БИБЛЕЙСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬИ"

Чтобы подойти к теме моего выступления, необходимо договориться о терминах. Итак, что такое семья в библейском понимании этого слова? Говоря о библейском, идеальном строе семьи, надо понимать и помнить, что он не был массовым явлением. По аналогии можно рассмотреть всем известное понятие "Святая Русь". Его существование не означает, что все люди, населявшие нашу землю, были святые. Святость являлась духовным идеалом народа, и в отдельных его представителях она реализовывалась и достигалась. Нечто подобное можно наблюдать и здесь, в семье.
Что есть человек? Во-первых, человек - духовное творение Божие. Из Священного Писания мы знаем, что Господь даровал ему бессмертную душу, наличие которой принципиально выделяет человека из остального живого мира. Но откровение Божие нам предлагает некий образ, который для человека не катехизированного не понятен, поэтому попытаемся найти некие признаки присутствия бессмертной души. Например: человек разумен, животное - нет; человек имеет словесность, животное - нет; человек имеет религиозность, животное - нет. Мы понимаем, что животное не может быть религиозно.
Остановимся на религиозности, как более трудном для уяснения качестве. Человек может быть незначительно религиозен, даже говорить о себе, что он вообще отрицает существование Бога и божественного, однако это не так. Даже если кто-то заявляет себя атеистом, в его проявлениях часто можно наблюдать обращение к Богу. Но самое интересное возникает на похоронах, где такой атеист начинает, например, говорить о покойнике как о живом. И о многих вещах говорит, как самый обычный религиозный человек, вроде: "Мы всегда будем его помнить". Как всегда, тебе семь лет осталось жить! Или вообще (фантастика!) меня в свое время поразило, как Брежнев с трибуны мавзолея, обращаясь ко гробу Суслова, сказал: "Прощай, дорогой друг!" Интересно, к кому он обращался? А он ведь был главный атеист страны - ну не страны, скажем, партии. Но это же религиозный акт, когда человек к трупу обращается с такими словами, то есть он обращался к чему-то невидимому, принадлежащему иному миру.
Поэтому всякий атеизм условен и никогда не достигает полного религиозного нуля по Кельвину. Известная религиозность присутствует в каждом человеке, и даже сумасшедшее увлечение всякими гороскопами и прочими вещами свидетельствует о существовании религиозного чувства, хотя оно и отливается в такие примитивные, архаичные формы времен древних египтян и халдеев. В силу того что наш народ практически оказался отброшен на тысячи лет назад в своем духовном состоянии, освоить христианство сразу всем не представляется возможным, не хватает на это ни культуры, ни разума, ни способности читать книги. Если бы хотя газеты предложили простую катехизацию вместо хиромантии, может быть, народ это как-то и воспринял. Но даже такое примитивное рагу, составленное из газетных вырезок и фрагментов теле-шоу, свидетельствует о присутствии религиозности на вытоптанном атеизмом поле народной души.
Помимо религиозности есть еще фундаментальный признак человека - семья. Животные не имеют семьи, хотя какие-то временные элементы у них, безусловно, наличествуют. Правда, у современного человека может возникнуть то же предположение, что у Дарвина: поскольку в XIX веке поведение людей стало весьма походить на поведение обезьян, он предложил теорию, что, может быть, человек от обезьяны произошел? И в этом нет ничего удивительного. В XVII веке такой теории не могло даже возникнуть, а в XIX уже пожалуйста. А в ХХI в этом можно быть совершенно уверенным, если исходить из внешних наблюдений, хотя бы за эстрадой, модой и т. д.
Везде в некогда христианском мире семья распадается, и эта тенденция нарастает. Поэтому можно предположить: а вдруг это древняя форма существования человека? На самом деле это не так. И Сам Господь, когда беседовал с вопрошающим Его о многоженстве, говорил, что изначала так не было. Мы видим, что Господь сотворил Адаму только одну жену, и жена эта создана из него. И то, что означает этот символ, должно стать предметом нашего размышления.
Надо отметить, что, когда человек теряет какой-то из своих признаков, он становится много ближе к животному миру. Если человек потерял разум, это вполне животное, и часто очень опасное, поэтому его даже нужно изолировать. Если человек теряет словесность, остается мимика, которая скорее отличает его от остальных людей, чем от животных. Чем меньше слов в лексиконе, тем ближе человек к животному миру. Если человек теряет религиозность, у него почти ничего не остается от человека, он утрачивает понятие красоты, теряет совесть, становится разрушителем. Мы знаем, чт/о/ принесла вера в коммунизм, эта псевдорелигия, в нашей стране: уничтожение сотен миллионов людей, разрушение культуры, замена ее некой имитацией и пр. Хотя человечество как-то приспосабливается даже в пределах этой имитации, и были какие-то потуги нечто создать, но это только исключения из правила.
Так же и с семьей. Если человек теряет семью, перестает в ней нуждаться, он теряет очень многое из того, что его отличает от животного мира, то есть он деградирует, сначала духовно, потом интеллектуально, потом культурно и т. д. и т. п. Это совершенно очевидно, хотя можно привести и доказательства, и эта тема может быть отдельным исследованием.
Поэтому первый тезис, который хотелось бы довести до вашего внимания,- то, что библейская история происхождения семьи единственно достойна какого-то рассмотрения. Во-вторых, присутствие семьи в человечестве - это есть фундаментальный признак отличия от всего остального животного мира на таком же важном уровне, как слово, разум, религиозность.
Теперь о самой семье. Почему Богу было угодно разделить человека на мужчину и женщину? Именно разделить. Признаки этого разделения даже видны на мужском теле. Никто не может сказать, зачем мужчине два сосца на его груди. Они не несут никаких функций. У женщины понятно: предполагается, что она будет матерью, будет кормить дитя. А мужчина? У него нет даже молочных желез, но сосцы присутствуют. Загадка, тайна, на нее нет ответа. В Библии об этом тоже не говорится. "Вопрос на засыпку".
В Библии рассказывается, что Господь навел на человека крепкий сон, взял у него ребро и создал из него жену. Понятно, что это образ, и мы можем пытаться его толковать. Разделение показывает вполне определенный замысел Творца. Оно подвигает взаимное стремление мужчины и женщины друг к другу, к воссоединению, хотя с точки зрения чисто технической размножение делением эффективней, экономичней, конструктивней и пр. Но деление - стремление центробежное, "от...", а Богу угодно движение центростремительное, "к...". Библия нам свидетельствует - это даже атеисты знают,- что Бог сотворил человека по Своему образу и подобию. Что такое образ Божий? Это довольно трудно изъясняется даже богословами, а уж люди, которые не знают Бога, понятно, вообще не могут об этом рассуждать. Ибо если я не знаю, о чем мыслит данный человек, откуда я могу знать образ его мыслей? Образ этот может существовать либо на бумаге, либо в устной речи и частично в выражении лица - все, других каналов нет. Поэтому если я не имею никаких письменных источников, никогда человека не слышал, не видел его лица, для меня он terra incognita, мне не понятно, что у него там в голове, какие образы.
Церковь на основании Откровения Божия, Священного Писания, толкований святых богословов свидетельствует, что Бог есть Троица - Отец, Сын и Святый Дух. Это есть догмат Церкви, зафиксированная Истина, хотя слова "Троица" в Библии нет. Это есть попытка человека изъяснить образ Божий. Мы можем рискнуть, попытаться найти, в чем явлен образ Божий в человеке. И такие попытки делались. Например, древние духоносные мыслители, близкие к Богу люди, наблюдали в человеке троичность его строения: тело, душу и дух. Или отмечали, что душа сама по себе имеет три силы: волю, разум, чувство. Но в еще большей степени, мне кажется, образ Божий содержится в семье.
Когда Бог вдохнул в человека дыхание жизни, запечатлел в нем Свой образ, Он передал человеку некоторые свойства. Главное свойство Божества - любовь. Господь создал одного-единственного Адама, который был бесконечно выше всех живых и неживых творений и мало чем умален от ангелов по своей духовной природе, правда ограниченной телом. В этом смысле он пограничное существо между двумя мирами, духовным и материальным. Человек духовно-материален: духом своим он принадлежит миру духовному, а плотью - миру материальному. Поэтому, когда Господь вдохнул в него дыхание жизни, человек оказался в ситуации, в которой он не мог реализовать свойства своего духа - любви. Потому что все творения Божии в материальном мире ниже, а мир небесный выше, чем он, любить же можно только ровню. И Отец Небесный как бы вынужден был сотворить из него же, из Адама, ему помощника, для того, чтобы они могли любить друг друга.
Мир материальный и духовный имеют свое начало в Боге. Следовательно, хотя изначала не было такой категории, как "время", мы можем условно сказать, что некогда мира не было, раз он имеет начало. Однако нельзя сказать, что Бога не было, так как одно из свойств Бога - вечность. Но одно из главных свойств Бога - это любовь. Причем свойств настолько важных, что, как говорит апостол Иоанн Богослов: "Бог есть любовь". А если нет тварного мира, то как эта любовь реализуется? Она осуществляется между Лицами Пресвятой Троицы: Отец любит Сына, Сын любит Отца, Отец любит Духа, Дух любит Сына и далее.
То же самое в человечестве: начавшись даже с одной пары людей, любовь уже может быть реализована - Адам любит Еву, а Ева любит Адама. Причем интересно - я это заметил только вчера,- что Адам любит Еву христианской любовью, потому что он ее любит, как самого себя. Мы в результате греха утратили возможность полной любви и поэтому всегда другого, даже если это наше дитя, любим несколько меньше, чем самих себя. А Господь, желая, чтобы в нас любовь кипела и клокотала, стала нашим свойством, заповедал нам любить ближнего, как самого себя. И пророк Моисей из глубины времен нам передает, что Адам, глядя на Еву, сказал: "Это кость от костей моих и плоть от плоти моей", то есть она - это я. Это тоже не случайно. Это есть свидетельство его христианской любви.
И результатом этой любви стало появление человечества на земле. Господь дал заповедь: "Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю", чтобы именно любовь, как творческая сила, была источником существования человечества на земле. Поэтому недаром одним из докладов нашей конференции называется "Семья - профилактика правонарушений, наркомании и т. д…" Отчего человек идет во всякие злые вещи? От недостатка любви. Мне приходится бывать в тюрьмах, где сидят молодые ребята. Первое чувство, когда на них смотришь, такое же, как в детском доме, потому что они все какие-то недолюбленные, недоласканные, все несчастные. До того, как я в первый раз посетил тюрьму, я не задумывался, почему людей, которых вели в кандалах по шоссе Энтузиастов (Владимирке) в Сибирь, назвали несчастными. Не заключенными - такого слова как бы не было, не употреблялось,- именно несчастными, потому что у них действительно очень несчастный вид, хотя они смеются, курят, балагурят. И именно эта недолюбленность - причина (не повод) совершенных правонарушений.
Господь хотел, чтобы семья стала источником любви, чтобы человек рос в атмосфере любви, аккумулировал ее в себе и дальше, плодясь и размножаясь, этой любовью наполнял землю. Любовь есть единственная творческая сила. Все мы слышали выражение "искусство требует жертв". Наука тоже. И вообще для того, чтобы достичь чего-либо на нашей грешной земле, нужна любовь. Чтобы создать вот этот зал, его гармоничные линии, модерн с элементами барокко, нужно очень много знаний, понимания, культуры. Человек, который это рисовал, был умным, в известной степени развитым эстетически и образованным. Чтобы приобрести эти качества, нужны годы. Потом другой человек, неумный, необразованный, эстетически не воспитанный, пришел сюда, сделал этот потолок и повесил эти лампочки. А третий поставил совершенно идиотские стеллажи и часы повесил, которые эстетически сюда абсолютно не идут. "Как корове седло".
Один вложил свое внутреннее богатство, потом пришел хунвейбин, для которого все равно, что окно круглое, что квадратное, что члененное в пропорцию на три части, что нет. Вот здесь зеркало, а нам надо вентилятор - разрежем, сделаем черную дыру. И когда человек теряет понимание красоты, мы видим, он превращается в животное, не отличающее жемчуг от песчаника. Тот, кто все это испортил, гораздо ближе к животному миру, чем тот, который все это нарисовал. Он гораздо примитивнее, он вместо того, чтобы подхватить эстафету развития и идти дальше, пошел по пути наименьшего сопротивления. Понятно, что это проще.
Бог предполагал (если можно так выразиться), что человечество будет единый род, а семья - некий организм, клеточка этого рода, причем, что характерно, связанный не только телесно, но духовно. Хотя время от времени два существа соединяются и телесно, основа брака, конечно, не телесна. Однако безумные, а лучше сказать, продажные люди, ибо они это делают за деньги, внедряют в сознание наших детей через школы, отделенные от Церкви и от семьи, понятия о семье как о чисто сексуальных отношениях. Причем имеется в виду секс не как пол - совокупность духовных, душевных и телесных компонентов,- а именно как низшая компонента брака человека. Детям внушают, что вот это есть основа, эти отношения самые главные. Хотя самое главное совсем не это, более того, в Библии изначала ничего не сказано о механизме продолжения рода человеческого. Некоторые богословы вообще усматривают, что в мире, где не было греха, может быть, был задуман другой механизм деторождения. Но первые дети появились после грехопадения, Адам познал Еву также после своего греха, поэтому мы не знаем, как это могло бы быть ранее.
Событие, изображенное Моисеем в форме того, что Ева сорвала плод и предложила Адаму, явилось вселенской катастрофой. Ева сорвала не яблоко, не грушу, не инжир. Это было то, что запрещал Бог. Этот плод - с дерева познания добра и зла, которое растет не в ботаническом саду, а посреди рая, куда нам с вами, грешным, вход запрещен, просто невозможен. И понять до конца библейское повествование нашим трехмерным умом невозможно. Мы можем лишь попытаться интеллектуально, интуитивно созерцать эту таинственную формулу и смутно догадываться, что за ней стоит.
Итак, семья создана как источник любви и творческой силы для всего человечества, существующего на земле. Только любовь к науке движет науку, только любовь к искусству движет искусство, только любовь к земле движет агрономию. И только любовь к своей семье, к своим детям дает плоды. Лучший педагог - не самый знающий, а самый любящий. Если есть любовь к детям, на это можно что-то нанизать, если ее нет - никаких педагогических успехов не будет. Любовь есть основа.
Слова Господа, что Он, "придя, найдет ли веру на земле" и "по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь", касаются нашей эпохи. Мы видим, что людям настолько не хватает любви, настолько она в них скудна, что даже такая вещь, как брак, когда люди связаны не просто дружбой, общим делом, эстетическими и этическими нитями, не удерживает людей, они разводятся, рвутся слабые семейные узы. Сейчас все происходит довольно быстро. Скорей, скорей! Не успели соединиться, срастись - какая-то ссора уже дает разлад, трещину. Сила разрушительных страстей более мощна, чем любовь, и человек пренебрегает всем - детьми, ответственностью перед другим человеком. Идет на разрыв, так как ненависть своей силой преодолевает любовь.
Можно ли сделать программы, вложить большие деньги, чтобы как-то укрепить семью? Радикально этим ничего не решишь, от денег любовь не прибудет. Можно с помощью денег снять социальные проблемы, уменьшить количество предметов раздражения. Тесно? Люди ссорятся? Переехали в просторную квартиру - и развелись. Казалось бы, источник напряжения снят, но это был только повод, который находится вовне, а причина-то, раздражение - оно внутри, и с большим успехом реализуется и на более обширной жилплощади.
Что же делать? Может быть, с помощью денег можно добиться, чтобы люди вернулись к Богу? Нет, если бы это было возможно, то Господь, когда посылал апостолам благодать Божию в Сионской горнице, устроил бы, чтобы вместе с огненными языками на них упало по мешку золота, как начальный капитал. Чтобы они могли сделать программы на телевидении, на радио, издательства, учебники по Закону Божию, хорошие колледжи, институт Свято-Тихоновский Богословский. Но нет, Господь так не делает, и не это нужно, как едино на потребу.
Конечно, внешние обстоятельства важны. Можно, например, устроить гонение на Церковь, и эффективность этого очевидна. Как Горбачев сказал: "За годы советской власти неузнаваемо изменился облик советского человека". Точно! Узнать уже нельзя, это совершенно другой народ, говорит на похожем русском языке, но совершенно в голове иное. Из народа, где в 1913 году в каждой семье рождалось 5-7 детей, он превратился в народ, который каждого ребенка считает обузой. Какая ломка сознания - даже в том, какими именами люди называют своих детей. Самое частое имя до 30-х годов у нас было Иван, даже среди расстрелянных самое большое количество Иванов. Перед войной так уже практически не называли. Русского Ивана реально уничтожали, физически. И это, конечно, привело к определенному результату, так как он был не только носитель имени. Имя - это как бы некий символ: называя детей Иванами, люди хотели видеть вполне определенного человека, они знали, к какому идеалу хотят его привести.
Спросить у современного - не русского, а, скажем, россиянина: "Кого хочешь воспитать из своего сына?" или спросить у человека 15-го года - и мы получим два разных идеала. Это говорит о катастрофе народной жизни. Она достигалась и физическим уничтожением (главная мера!) и, конечно, идеологической псевдодуховной обработкой. Как следствие - разрушение семьи, которое шло по разным направлениям. С одной стороны, легализация аборта. С другой, основная из коммунистических идей по отношению к семье - общие жены, общие дети. Сейчас это как-то забылось, но вот Лаврентий Павлович Берия это здорово реализовал с женами членов ЦК КПСС, был в этом настоящий коммунист - непонятно, почему его расстреляли. Месть преодолела идеологию? Разводы были легализованы, упрощены. И вот сейчас мы пришли к весьма грустной ситуации.
На что же направить нашу мысль? Что предложить, чтоб хотя бы не участвовать в потоке, который несет наш народ в сторону апокалипсиса? Главное - оповестить тех, кто хочет слушать, о том, чт/о/ должно быть основой семьи, о степени важности этого, о последствиях иного отношения к браку, к семье, к детям.
Агротехника состоит из двух вещей: подъем урожайности почвы и семян и борьба с насекомыми и болезнями растений. Должно бороться со всеми тенденциями в сторону уничтожения семьи, которые существуют в обществе. Отнести (мысленно) людей, которые трудятся над уничтожением семьи, к той же категории, что торговцы наркотиками и оружием, ибо они убивают души людей. Мир и так секуляризован, не только отделен от Бога, но и практически враждебен Ему. Современная цивилизация открыто враждебна христианству. В самой передовой стране, Америке, это просто декларируется: человеку нельзя у себя во дворе дома крест поставить - этим он дескать оскорбляет иеговиста, живущего напротив; запрещено молиться в школе и т. д.
Надо начать труд по воссозданию семьи и своей собственной, и оказывать в этом помощь ближнему. Начать учить детей правильному библейскому, Божественному пониманию семьи. Слава Богу, мы живем пока в свободной стране, и здесь еще что-то сделать возможно. Поэтому, если мы потрудимся над тем, чтобы как-то изменить сознание русского человека, вернуть его в сторону библейского осмысления наших проблем, и в первую очередь семейных, то успех возможен. И хотя кажется, что "поезд ушел" и ничего не вернуть (технически это так), тем не менее все может еще быть иначе. Дмитрий Иванович Менделеев в 13-м году, когда исследовал перепись населения, сказал, что к концу ХХ века в России будут жить 400-500 миллионов человек. Сейчас XXI век, и у нас живет 137 миллионов человек. Куда девались остальные 360? Это, с одной стороны, убитые, с другой, не рожденные.
Дмитрий Иванович, несмотря на весь его колоссальный ум, ошибся, поскольку он исходил из тех тенденций, которые были в его время. Так же и сегодня - тенденция может поменяться, и мы обязательно должны учитывать фактор Бога. Почему до сих пор великая Китайская империя не перешла 6-тысячекилометровую границу и китайцы не стали жить у нас в Сибири и пользоваться ее ресурсами? Почему они должны жить тесно, а мы так просторно? Что их сдерживает, кроме Бога? Никто, никакая наша армейская сила не в состоянии их остановить. Что мы можем, жалкие 137 миллионов? На наши 30 миллионов солдат выйдет 300 миллионов молодых мужчин от 20 до 25 лет (а в Китае их колоссальное количество, так что 100 миллионов мужчин не имеют даже жены).
Видя наши духовные усилия, Господь нам дает время. И мы не можем что-то программировать пессимистически или оптимистически. Все в руках Божиих. Но каждый семьянин противостоит хаосу и благословляется Богом. Каждый разрушитель семьи идет против Бога. Демография как наука показывает с математической суровостью: противников Бога больше. Проповедь исконной семейственности, то есть той, которая дана Богом искони, в начале, может изменить ситуацию с самоуничтожения на процветание.

На главную страницу | На главную страницу раздела

Законы | Права родителей | Семья и школа | Семья и демография | Дети и СМИ
Родительское движение | Внимание! Опасность! | Гостевая книга | Родительский форум | О нас |