Некоммерческое партнерство в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья “Родительский комитет”

На главную страницу раздела

Главная | Законы | Семья и школа | Здравоохранение | Дети и СМИ | Демография | Родительское движение | Мероприятия | О нас | Контакты

 

XII Международные Рождественские образовательные чтения

 

Конференция "Изучение православной культуры в светской школе"

 

27 января 2004 г. в рамках XII Международных Рождественских образовательных чтений в Министерстве образования Российской Федерации состоялась конференция "Изучение православной культуры в светской школе".

В конференции участвовали представители Русской Православной Церкви, Министерства образования Российской Федерации, представители органов исполнительной власти, общественных организаций из разных регионов России.

С докладами выступили Архиепископ Калужский и Боровский Климент, заместитель министра образования Гребнев Л.С., директор института педагогических инноваций Слободчиков В.И., ректор Православного Свято-Тихоновского богословского института протоиерей Владимир Воробьев, заместитель начальника Департамента Смоленской области Довгий Т.А. и другие.

По итогам Конференции был принят Итоговый документ "Изучение православной культуры в светской школе".

 

ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ КОНФЕРЕНЦИИ

"ИЗУЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В СВЕТСКОЙ ШКОЛЕ"

ПРОЕКТ

 

27 января 2004 г. в рамках XII Международных Рождественских образовательных чтений в Министерстве образования Российской Федерации состоялась конференция "Изучение православной культуры в светской школе".

В конференции участвовали представители Русской Православной Церкви, Министерства образования Российской Федерации, Мэрии г. Москвы, органов управления образованием городов Москвы и Санкт-Петербурга, Московской, Смоленской, Курской, Екатеринбургской, Нижегородской, Самарской областей и других регионов России, ученые Российской академии образования, ведущих вузов России, преподаватели вузов, директора и учителя общеобразовательных школ, работники дошкольных учреждений.

Признавая актуальность и значимость духовно-нравственного обновления российской школы, восстановления воспитательных функций национальной системы образования, значимость взаимодействия в этих процессах педагогов, родителей, учащихся, общественных и религиозных организаций, других институтов гражданского общества, участники конференции констатировали, что в системе образования Российской Федерации идут позитивные процессы восстановления исторической и культурной преемственности, освоения отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций, утраченных в предшествующий исторический период.

Однако всё ещё не вполне обеспечена возможность приобщения учащихся к знаниям о традициях и ценностях Православия, других культурообразующих религий народов России при получении дошкольного, общего и профессионального образования. В курсах гуманитарных дисциплин история, традиции и культура Православия представлены неадекватно их действительному значению в прошлом и в современной жизни российского общества. Это препятствует модернизации российской школы, решению актуальных задач обучения и воспитания детей и молодежи. Сложившееся положение затрудняет освоение учащимися базовых ценностей национальной культуры, формирование компетентных, нравственных, ответственных граждан России.

Участники конференции считают, что для совершенствования деятельности российской системы образования в современных условиях необходимы следующие действия:

1. Необходимо пересмотреть и доработать содержание государственных образовательных стандартов, программ дошкольного, общего и профессионального образования с целью включения в них знаний о ценностях и традициях отечественной духовной культуры, в том числе истории и культуре Православия. Роль православного христианства в создании, укреплении и развитии российской государственности и российской культуры должна быть адекватно отражена в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. Прежде всего, посредством внесения соответствующих изменений и дополнений в обсуждаемый в настоящее время проект федерального компонента государственного стандарта общего образования. Примерные программы по таким учебным предметам, как литература и русский язык, всеобщая и отечественная история, обществознание, изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура не могут не включать разделы, темы о православном христианстве, его значении в мировой культуре, в истории и культуре русского народа, российского общества и государства в целом.

2. Государство должно обеспечить возможность реализации законных прав граждан на изучение традиционной религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Нельзя допускать навязывания углубленного изучения истории и культуры Православия всем учащимся. В то же время надо решительно пресекать попытки административными мерами исключить или ограничить развитие практики изучения истории и культуры Православия в дошкольных учреждениях и общеобразовательной школе, изучение теологии в системе профессионального образования. Такие попытки противоречат нормам российского законодательства и признанным Российской Федерацией международным гуманитарным соглашениям в области прав человека.

3. Необходимо активизировать разработку учебных и методических пособий для изучения православной культуры в форме учебного предмета по выбору родителей и учащихся с учетом принятого в 2002 г. Примерного содержания образования по учебному предмету "Православная культура" (приложение к письму Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов Российской Федерации №14-52-876 ин/16 от 22.10.2002). Включение в содержание общего образования учебного предмета религиозно-культурологической направленности "Православная культура" будет способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся, противодействию продолжающейся массированной пропаганде среди детей и молодежи насилия, жестокости, половой распущенности, социальной безответственности, что угрожает существованию и будущему российского общества и государства.

4. Целесообразно создать общественно-государственное объединение - научно-методический совет по вопросам изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Создание такого органа необходимо для информационной, научно-педагогической, методической поддержки практики изучения истории и культуры Православия в российской системе образования, координации действий педагогов, ученых, общественности, государственных органов управления образованием и церковных организаций по данному направлению модернизации российской школы на федеральном и региональном уровнях.

5. Следует осуществлять более тесное взаимодействие государства с организациями Русской Православной Церкви, других традиционных религий народов России в области образования, духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей, учащейся молодежи. Такое взаимодействие социальных институтов в гражданском обществе является общепринятым в большинстве стран мира и не противоречит принципу светскости государства и государственно-общественному характеру системы образования. Принцип светскости не может трактоваться как запрет на изучение религии, на приобщение учащихся к ценностям религиозной культуры в государственно-общественной школе.

6. Изучение религии в российской государственной школе должно проводиться на равных основаниях с изучением нерелигиозных мировоззрений, философских и социальных учений в соответствии с задачами образовательной деятельности учреждений разного типа и запросами родителей, учащихся, общества. Российское законодательство не предусматривает запретов или ограничений в отношении изучения в государственной школе каких-либо мировоззрений и учений, за исключением антигуманных, асоциальных и экстремистских, представляющих опасность для личности, общества и государства. Православная христианская религия к таким мировоззрениям и учениям не относится.

7. Необходимо усовершенствовать российское законодательство об образовании (следует внести изменения в обсуждаемый в настоящее время проект Кодекса Российской Федерации об образовании или в действующий Закон Российской Федерации "Об образовании"), закрепив, в частности, положения, устанавливающие:

 

27 января 2004 г.

 

На главную страницу раздела

Главная | Законы | Семья и школа | Здравоохранение | Дети и СМИ | Демография | Родительское движение | Мероприятия | О нас | Контакты