Некоммерческое партнерство в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья “Родительский комитет”

На главную страницу раздела

Главная | Законы | Семья и школа | Здравоохранение | Дети и СМИ | Демография | Родительское движение | Мероприятия | О нас | Контакты

 

Всероссийская выставка "Школа - 2004"

 

22 апреля 2004 года в рамках ежегодной Всероссийской выставки "Школа - 2004" прошел круглый стол на тему "Обновление содержания гуманитарного образования: историко-культурологический аспект".
Его организаторы - Министерство образования и науки РФ, Российская академия образования (РАО), Союз писателей России, журнал "Вестник образования России", журнал "Образование".

На круглом столе выступил Гребнев Леонид Сергеевич, замминистра образования, доктор экономических наук, профессор, главный редактор журнала "Образование" с докладом "Актуальные проблемы гуманитарного образования". Гребнев Л.С. выразил свою точку зрения по поводу недостатков стандартов образования. В частности он пояснил, что вышел новый образовательный стандарт, в котором нет имени Христа, однако есть Будда, Конфуций. В стандарте перечисляются конфуцианская цивилизация, буддисткая и иудео-христианская. Есть отдельно запись о католической церкви, о некоей ортодоксальной церкви и старообрядчестве. Упоминания о традиционной для России православной Церкви в стандарте нет. Гребнев Л.С. призвал участников круглого стола, в частности представителей разных конфессий, высказаться о необходимости равноправных подходов к преподаванию основ православной культуры в сравнении с другими религиями. По мнению Гребнева Л.С., православие как традиционная религия не занимает своих "естественных позиций" в рамках преподавания в школе.

"Я, как и многие другие, тоже слишком поздно просмотрел эти стандарты и пришел в удивление, почему в них нет имени Христа. Эти стандарты издаются на 10 лет, а ведь потом мы будем думать, как вообще с этими стандартами работать," - сказал докладчик.

Васильева Ольга Юрьевна, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ выступила с докладом "Об учебнике "Религии в России" ". В частности, она рассказала собравшимся о том, что готовится к изданию учебник "Религии в России", который прошел промежуточный этап. Само название учебника "Религии в России" сложилось несколько позже. Она согласна с тем, что возникает вопрос о соотношении преподавания в школе традиционных и нетрадиционных религий и степени их воздействия на ментальность обучающихся.

Она акцентировала внимание на том, что принцип толерантности означает право на исповедование разных религий.

Протоиерей Димитрий Смирнов, руководитель Синодального отдела по связям Московской Патриархии с Вооруженными силами и правоохранительными органами, проректор Православного Свято-Тихоновского богословского института, декан факультета православной культуры Академии ракетных войск стратегического назначения обратил внимание участников круглого стола на важность содержания образования. "У меня создается впечатление, - сказал он, - что те люди, которые профессионально занимаются образованием, во-первых, не ставят перед собой основной вопрос: кого мы хотим воспитать? Где конечный продукт? Во-вторых, не отвечают на вопрос о том, что мы хотим для этого сделать? Все слышали, что идет "реформа образования", а какая ее цель? Многие ответят - чтобы сделать образование платным. Но сейчас не об этом. Меня волнует содержание образования. Образование - это то, что мы хотим образовать из дитя, которое еще мягкое и податливое. Надо ответить на вопрос: "почему традиционное образование менее важно, чем, например, химия?". Счастье человека зависит от того, религиозен он или не религиозен, а не от того, знает он ботанику или нет. Откуда взялись в школе эти дисциплины? Можно сказать, что они традиционно там сложились. Но слово традиционность уже звучит религиозно. С латыни "традиционный" переводится как религиозный.

Система нашего образования до сих пор зиждется на некоторых религиозных предрассудках, например: марксизме - ленинизме, который привел к гибели наших соотечественников и разорению страны. Традиционные религии обязаны что-то доказывать, объяснять, вместо того, чтобы обучать своих детей за свои деньги.

Поэтому надо нашу систему образования насытить доказательными вещами исходя из того, что желает народ. В этом аспекте очень важно именно то, что называется традиционной религией. Сейчас религиозность в нашей стране выше, чем в Западной Европе, это константа, с которой надо согласиться, но люди, которые решают вопросы нашего образования, навязывают нам свои представления об этом. Система образования, к сожалению, у нас очень отстает, она подходит к человеку механически. Если мы слепо идем за либеральными ценностями, то они приведут к уничтожению всего живого".

Докладчик еще раз констатировал свою основную мысль о том, что прежде всего необходимо подумать над тем, кого мы хотим воспитать и для чего. Либо мы будем действовать вслепую и идти за теми людьми, которые понимают, что делают, но не говорят, любо мы осознанно делаем то, что нужно нашим детям.

Коган Зиновий Львович, раввин, председатель Конгресса еврейских религиозных организация и объединений в России (КЕРООР) выступил с докладом "Религиозное образование и моральные ценности".

Докладчик сказал, что преподавание религиозной культуры в светских школах - это альтернатива растлению. Религия - образ жизни, философия, это "вера, надежда, любовь". Россия и есть наша главная религия, вся вера и надежда связана с Россией. Перед каждым новым поколением появляется задача улучшить мир, и сегодня, безусловно, Русское Православие - это не только обряды, но и образ жизни.

Мы за то, сказал он, чтобы еврейские дети знали православие, чтобы русские дети были знакомы с иудаизмом, исламом. "Полагаю, что курс "Религии России" является важным и нужным. Важно, чтобы азиаты, которые живут здесь, знали, какой здесь образ жизни. А как они будут это знать? - Только через школу".

Бородина Алла Валентиновна, автор и разработчик курса "История религиозной культуры", главный редактор издательства "Православная педагогика", член СП России в своем выступлении "История религиозной культуры как один из путей обновления гуманитарного образования", в частности, сказала: "Главная проблема сейчас - это снижение качества гуманитарного образования.

В центре актуальных проблем образования -введение курса "Основы Православной культуры", который необходим в силу культурно-исторических условий, есть заказ социума на этот предмет". Бородина А.В. полагает, что ОПК должны изучать во всех школах в сетке часов, на первых порах - факультативно, но качество преподавания будет тогда, когда этот предмет будет в сетке часов. По ее мнению, должен быть введен единый курс на один час в неделю в целях единого образования, повышения качества, параллельно с этим может быть введен религиозный компонент.

Троицкий Всеволод Юрьевич, доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института мировой литературы им. Горького Российской академии наук (РАН), руководитель Комиссии по вопросам преподавания литературы и русского языка в школе Отделения литературы и языка РАН, обратился к собравшимся со следующими словами.

Здесь в зале, сказал он, на плакате написано: "Цель модернизации российского образования: создание устойчивого развития системы образования". Как это возможно без традиций? "Достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования" Какого нового? "Цель ФПРО (Федеральная программа российского образования): формирование гармонично развитой, социально-активной, творческой личности". Без традиций этот вопрос решить тоже невозможно. Вся наша культура выросла в лоне православия и вне православия она либо не понятна, либо искажается. Нужно сохранить свое лицо, у каждого народа есть свои черты, своя неповторимость. В частности, что касается русского образа мыслей - все питается Православием. В России была государственная Православная религия, которая позволяла жить всем религиям.

Модернизация означает обновление, но лучше было бы говорить о усовершенствовании, а не о модернизации. При этой модернизации заменяют хорошую программу на худшую, снижается количество часов, программа ужимается. Курса истории в том виде, в котором она должна быть нет. Сейчас, когда есть возможность спокойно изучать свою культуры, в образовательных стандартах нет упоминания о Христе. Что это такое?

Эта политика свидетельствует не о невежестве, а о том, что выполняется чей-то заказ.

Чтобы говорить о личности, надо говорить о национальной культуре, а чтобы говорить о личности 80% населения России, нужно говорить о православной культуре".

Перевезенцев Сергей Вячеславович, доктор исторических наук, профессор, секретарь Правления СП России - выступая по теме "Православные подходы к преподаванию курса истории в средней школе" сказал, что сейчас происходят бесконечные революции, бесконечные преобразования, без каких-либо остановок. Тем, кто готовил минимум, было указано уже в свое время, что в стандарте нет даже упоминания имени Христа, а о Православии сказано как о иудео-христианской цивилизации. Такое определение может быть применимо к сектам, а не ко всей христианской цивилизации, потому что это откровенное оскорбление как иудеям, так и христианам. И, естественно, они не могли включить "Основы Православной культуры", потому что это для них принципиальный подход - исключение традиций. Такой же подход наблюдается в отношении к другим религиям. Этот активно атеистический подход крайне губителен, потому что одна из важнейших проблем - безнравственность, а нравственное воспитание возможно только в религиозном контексте.

Если говорить об истории, то эти стандарты учат ненавидеть собственную страну. В этом минимуме самые высокие оценки относятся к западной истории и уничижительные оценки к России. Изначально ребенка учат не любить Россию. Мне представляется, что мы должны выступить против этого минимума образования и ввести в школу курс "Основы православной культуры".

Шорохов Алексей Алексеевич, лауреат премии "Хрустальная роза", литературный критик, член СП России высказался о том, что курс "Основы православной культуры" был обвинен в покушении на свободу. Почему курс "Основы православной культуры" вызвал такие споры? В российские школы входили растлители с валеологией, академики несуществующих наук, и все это практически не вызвало никакого отклика, удалось противостоять только введению секс просвещения.

Курс Бородиной вызвал отклик. В России был "Закон Божий". Спас он нашу Россию от ужасов Революции? Нет. Курс "Основ православной культуры" восполняет существующий недостаток в нашем образовании и должен быть выделен в отдельный предмет.

Кокшенева Капитолина Антоновна, доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы им. Горького РАН, зав. отделом культуры журнала "Москва", член СП России выступила с докладом "Традиционное гуманитарное мышление: консервативные смыслы русской культуры и современная литература". Она обратила внимание на то, что всякое общество, которое 15 лет преобразовывается, нуждается в противодействии традициями. "Основы православной культуры" - это не конкретные учебники, мы отстаиваем достоинство человека, высокий культурный статус, не смешение в культуре (где равнозначны террорист и философ). Человеку естественно относиться к миру иерархическому.


 

На главную страницу раздела

Главная | Законы | Семья и школа | Здравоохранение | Дети и СМИ | Демография | Родительское движение | Мероприятия | О нас | Контакты