Некоммерческое партнерство в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья “Родительский комитет”

На главную страницу раздела

Главная | Законы | Семья и школа | Здравоохранение | Дети и СМИ | Демография | Родительское движение | Мероприятия | О нас | Контакты

 

Учебник по русскому языку не устраивает родителей второклассников

 

Родители вздохнули свободнее, когда в Министерстве образования РФ заработал Федеральный Экспертный Совет. Появилась надежда на то, что плохие учебники исчезнут из школы. Однако жизнь показала, что само по себе создание экспертного совета не является гарантией повышения качества учебников. Школа и чиновники по-прежнему отстаивают право учить детей по внедряемым ими без согласования с родителями некачественным учебникам и пособиям

В настоящее время идет спор между родителями второклассников школы № 1012 г. Москвы и администрацией школы по поводу замены некачественного по мнению родителей учебника русского языка для четырехлетней начальной школы для 2 класса " К тайнам нашего языка", авт. М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко, изд. "Ассоциация ХХI ВЕК", АО " Московские учебники", 2002 г. На учебнике стоит гриф "Допущено Министерством образования Российской Федерации".

Директор школы на письменную просьбу родителей заменить некачественный учебник другим, ответила отказом, предложив родителям, если они не согласны с этим, обратиться в Федеральный экспертный совет Минобразования к Петровой Ирине Анатольевне.

Родители обратились в Федеральный экспертный совет и ждут ответа.

Мы решили полностью опубликовать ответ родителям директора школы с комментариями по нему нашего специалиста.


Выдержки из письма Родителей:

 

"... Посылаю все, что есть: ответы, заявления, письма, аналитические материалы, копии учебника. В основном вопрос касается комплекта "Гармония" (учебник русского языка. 1-4 классы, автор Соловейчик М.С. "К тайнам нашего языка").

Если вы увидите, что наша проблема может коснуться и других родителей, и у Вас будет возможность помочь нам с экспертизой учебников, то можете распоряжаться всем по своему усмотрению.

Ждем ответ из Министерства Образования. Думаем, что он мало чем будет отличаться от ответа администрации школы (прилагаем).

Глубоко убеждена, что вопрос о школьных учебниках надо широко обсуждать на профессиональном уровне. Их количество необходимо сократить, а качество повысить, то же касается детских книг, справочников и словарей.

Вопрос о защите русского языка, как языка национального и межнационального общения надо ставить решительно и громко.

Изучив работы автора (список прил.) мы убедились, что автор о детях не думает. То, что в ее технологиях предусмотрено отторжение детей от родителей, можно убедиться прочитав внимательно ее статью. Ну, какая же это традиционная школа, если она ломает и разрушает традиции, нормы морали, уклад и семью, дает искаженное понятие о Родине.

Мы не рассматривали положительное, по понятным причинам, что деготь всегда добавляют в бочку с медом. Мы ставили вопросы о том, что для нас неприемлемо, и не потому, что оно "ново", и не потому, что "нас так не учили", а потому, что эти методики, приемы, технологии неприемлемы с точки зрения здравого смысла.

По большому счету "нового" в этом учебнике нет. Что может быть нового в коверкании языка, в издевательстве над детьми и родителями?

 

С благодарностью за поддержку и с уважением.

Библиот-библиограф Плешкова О.Н."


Ответ директора школы родителям:

Исх.№ 321 от 19.04.2004

Родителям учащихся 1 "Б" класса, школы № 1012, ЗОУО ДОГМ

 

На Ваше заявление по вопросу замены учебников по русскому языку М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко "К тайнам нашего языка" для 1-4 кл. сообщаю следующее.

На этапе обновления содержания образования школам были предложены смоделированные комплекты учебников по всем предметам с 1 по 4 кл. Таких моделей было предложено несколько. Комплекты разные, но, по мнению специалистов, все они образуют завершенную модель обучения для современной четырехлетней школы. Педколлектив нашей начальной школы выбрал комплект учебников "Гармония" (под редакцией Н.Б.Истоминой). Учителя школы ознакомились с предложенными методическим кабинетом округа комплектами и выбрали комплект "Гармония". Все учителя прошли переподготовку по данному курсу. Наш выбор был обоснован тем, что, по мнению наших учителей, замечу, практиков с 17-25 летним стажем педагогической работы в начальной школе, именно этот комплект дает возможность эффективно организовывать дифференцированную работу с учащимися разного уровня подготовленности к обучению.

Среди Вас немало наших бывших выпускников. Поэтому позволю себе сказать: мы понимаем Вас, ибо много лет в обучении преобладал репродуктивный вид деятельности: сделай по образцу, выполни по алгоритму, воспроизведи и т.д.

Налицо была низкая степень осознания своей деятельности. Да. вас учили иначе. И сейчас, когда ваши дети учатся по-другому, очень важно терпение, важно чтобы с вашей стороны не было возмущения, раздражения. Новая программа - это трудный процесс, может быть даже болезненный для вас, но не для ваших детей - ваши дети просто учатся, они - не первые, кто учится по комплекту "Гармония". Есть положительные результаты и не только в нашей школе. Не забывайте, пожалуйста, что право выбора учебника предоставлено Законом учителю, т.е. тому, кто учит ваших детей. Учитель выбрала эту программу, подготовлена к ней, советуется с теми, кто уже не первый год работает по ней и готова помогать Вам в освоении учебника Соловейчик, который в значительной мере, по сравнению с другими учебниками готовит учащихся к восприятию программы по развитию речи - коммуникативной грамотности, которой придается серьезное значение сегодня. Будет немало сложностей в освоении программы школы и в дальнейшем, поэтому готовьтесь сейчас "говорить" с детьми на языке науки.

Вижу преимущества этого учебника в том, что его упражнения нацелены на формирование орфографической зоркости. Не случайно, мнение учителей, работающих не первый год по учебникам Соловейчик, таковы, что грамотность детей повышается.

Преимущества этого учебника и в том, что новые технологии предусматривают деятельность учащихся на принципах природосообразности. Не случайно профессор П.И.Третьяков считает, что на первом месте у детей в начальной школе должна быть игра - как ведущий тип деятельности ребенка.

По поводу замены на учебник Т.Г. Рамзаевой. Ничего не имею против этого учебника. Но практика показала, что замена учебника русского языка комплекта "Гармония" другими учебниками нарушает целостность, преемственность в обучении, ибо содержание всех предметов: русский язык, математика, чтение, природоведение, трудовое обучение выстраивается в единой логике, выдернутый из этого комплекта какой-либо учебник нарушает единство психолого-педагогической основы.

По поводу приложенной статьи можно сказать лишь одно: каждое новое всегда встречает неприязнь защитников старого, но проходит время - и все встает на свои места.

Если мой ответ Вас не удовлетворил, то Вы можете все ваши соображения, мнения отправить в экспертный совет Министерства образования РФ по адресу: г. Москва. Чистые пруды. 6., Петровой Ирине Анатольевне.

 

Директор ГОУ СОШ №1012 Л.Ф. Буданцева

20.04.2004


Наши комментарии ответа директора.

 

- в ответе нет конкретного ответа на поставленный вопрос, хотя в целом из текста понятно негативное отношение к просьбе родителей, однако указано, что против замены учебника на учебник Рамзаевой Т.Г. директор "ничего не имеет против этого учебника"

- директор высказывает свою личную точку зрения, указывая на то, что учебник выбран педколлективом, не конкретизируя процедуру принятия решения. Необходимо иметь в виду, что должно быть конкретное решение педсовета, кроме того, родители вправе принимать участие в обсуждении вопроса о принятии учебника.

- недопустим неуважительный тон письма по отношению к родителям, разговор сверху- вниз, причисление их к "защитникам старого". Директор позволяет себе "поучать" родителей, тогда как родители и учителя равные субъекты образовательного процесса и между ними необходим достойный диалог, со ссылкой на реальные, научно-обоснованные положительные результаты использования учебников.

- обращает на себя внимание подмена целей и задачей учебника. По мнению директора его преимущества в нацеленности на формирование орфографической зоркости, тогда как учебник должен быть доступен в понимании и должен научить ученика грамотности.

- директор чувствует себя уверенно, потому что на учебнике есть гриф Министерства образования РФ, а комплект учебников предложен методическим кабинетом округа.

- директору трудно самостоятельно отказаться от учебника, так как он "спущен" сверху и, кроме того, учителя прошли переподготовку по нему.


 

М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко

"К ТАЙНАМ НАШЕГО ЯЗЫКА"

2 КЛАСС

Учебник русского языка для четырёхлетней начальной школы

Допущено Министерством образования Российской Федерации

Ассоциация XXI ВЕК АО "Московские учебники" 2002г.

 

СТРАНИЦЫ УЧЕБНИКА


 

На главную страницу раздела

Главная | Законы | Семья и школа | Здравоохранение | Дети и СМИ | Демография | Родительское движение | Мероприятия | О нас | Контакты