О НАПРАВЛЕНИИ ОБОБЩЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ
ВСЕРОССИЙСКОГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИХ
РЕКОМЕНДАЦИЙ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
С СЕМЬЕЙ
ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
31 января 2001 г.
N 90/30-16
(НЦПИ)
В рамках программы развития воспитания в системе образования
России на 1999-2001 годы с 4 по 6 декабря 2000 года проведено
Всероссийское родительское собрание "Воспитание подрастающего
поколения: идеалы, ценности, ориентиры".
Направляем обобщенные материалы по итогам проведения
Всероссийского родительского собрания и методические рекомендации о
взаимодействии образовательного учреждения с семьей.
Приглашаем руководителей органов управления образованием,
педагогические коллективы, родительскую общественность к обмену опытом
по взаимодействию образовательного учреждения и семьи на страницах
педагогических средств массовой информации. Материалы можете
направлять в адрес Управления воспитания и дополнительного образования
детей и молодежи.
Телефон для справок: 923-8450, Виноградова Л.И.
Заместитель министра образования
Российской Федерации
Е.Е. ЧЕПУРНЫХ
31 января 2001 г.
N 90/30-16
Приложение 1
к письму Министерства образования
Российской Федерации
от 31 января 2001 года
N 90/30-16
ОБОБЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ИТОГАМ ВСЕРОССИЙСКОГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
"ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ:
ИДЕАЛЫ, ЦЕННОСТИ, ОРИЕНТИРЫ"
4-6 декабря 2000 г. в Москве проходило Всероссийское родительское
собрание "Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности,
ориентиры" (далее - Собрание), ставшее одним из важнейших мероприятий
Программы развития воспитания в системе образования России на
1999-2001 годы. Цель проведения собрания - поиск новых путей
взаимодействия системы образования с различными социальными
институтами, ответственными за воспитание детей и молодежи, в первую
очередь - с семьей.
На Собрании присутствовало 320 человек из 55 регионов Российской
Федерации. Среди них: представители родительской и педагогической
общественности, ведомств, государственных и муниципальных органов
управления образованием, различных научных и общественных организаций.
Участники заинтересованно обсуждали актуальные проблемы воспитания
подрастающего поколения и пути усовершенствования взаимодействия семьи
и образовательных учреждений.
Участники Собрания отметили, что система воспитания находится в
состоянии острого кризиса, причинами которого являются: отсутствие в
обществе четких социально-нравственных ориентиров, разрушение
традиционных ценностей, низкий уровень жизни, сложность самореализации
вступающего в жизнь нового поколения.
Старшее поколение зачастую проявляет равнодушие к судьбам тех,
кто идет ему на смену, кому предстоит реально формировать новое
общество.
Необходимо привлечь внимание законодательной и исполнительной
власти, всех здоровых сил общества к проблемам воспитания
подрастающего поколения.
Участники Собрания отмечают, что:
1. В государственной политике в области образования и в
законотворческой деятельности государственных органов не в полной мере
реализуются следующие основополагающие принципы:
- приоритетность интересов детей, обеспечение государством их
особой защиты;
- признание преимущественного права родителей на воспитание,
обучение и охрану здоровья своих несовершеннолетних детей;
- признание права ребенка на обеспечение защиты со стороны
общества и государства от тех видов информации, которые представляют
опасность для жизни и здоровья детей, могут причинить вред их
нравственному, духовному, психическому и физическому развитию.
2. В полном объеме не обеспечена реализация законодательных актов
Российской Федерации, направленных на поддержку и социальную защиту
семьи, материнства и детства.
3. На законодательном уровне не предусмотрены правовые гарантии и
конкретные формы реализации прав родителей как участников
образовательного процесса, в том числе и права на осуществление
контроля за содержанием и качеством образования своих детей.
4. Недостаточно внимание органов исполнительной и законодательной
власти к формированию государственной политики в области гражданского,
патриотического и духовно-нравственного воспитания, к необходимости
защиты историко-культурного и нравственно-этического наследия нашего
народа, более широкому использованию этого наследия в процессе
воспитания детей, сохранения и укрепления физического и духовного
здоровья нации.
5. Отсутствуют законодательные и нормативные акты,
предусматривающие ответственность СМИ за распространение информации,
наносящей вред моральному и духовно-нравственному развитию ребенка, за
пропаганду жестокости, насилия и всех форм сексуального развращения.
Не организована государственно-общественная экспертиза информационных
продуктов, распространяемых СМИ.
Участники Собрания заявляют о целесообразности:
- создания различных объединений родительской общественности в
целях реализации законных прав и интересов участников образовательного
процесса, поиска новых форм их взаимодействия;
- возрождения системы родительского всеобуча, развития
разнообразных форм психолого-педагогического просвещения родителей,
повышения их культурно-образовательного уровня;
- организации общественной экспертизы инновационных
образовательных программ, учебно-наглядных пособий и средств обучения
в целях охраны здоровья и нравственности ребенка;
- сохранения и развития системы дополнительного образования
детей, обеспечения его доступности для всех желающих;
- расширения взаимодействия образовательных учреждений и органов
управления образованием с традиционными для нашей страны религиозными
конфессиями в деле образования и духовно-нравственного воспитания
подрастающего поколения;
- объединения усилий правоохранительных и здравоохранительных
органов, родительской и педагогической общественности, представителей
религиозных конфессий в борьбе с наркоманией; ужесточения мер
ответственности за сбыт и распространение наркотических и других
психоактивных веществ.
Участники Собрания считают необходимым:
1. Одобрить инициативу Министерства образования Российской
Федерации о проведении Всероссийского родительского собрания.
2. Рекомендовать Минобразованию России организовать в 2001 году
Научно-практическую конференцию по проблемам воспитания детей с
участием представителей родительской общественности и общественных
организаций.
3. Направить обобщенные материалы по итогам Всероссийского
родительского собрания в Совет Федерации и Правительство России.
Приложение 2
к письму Министерства образования
Российской Федерации
от 31 января 2001 года
N 90/30-16
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ
С принятием Закона Российской Федерации "Об образовании" возникли
предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного
взаимодействия семьи и образовательных учреждений.. Это должно
выразиться в ориентации на государственно-общественное управление
образованием, праве на существование всех форм образования, в том
числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания,
образовании по выбору.
Во многих регионах России семейная политика признается одним из
приоритетных направлений социальной политики. В Иванове и Москве,
Саранске и Петрозаводске созданы и действуют городские советы
родительской общественности; практически в каждом районном центре
Ленинградской области - общественные родительские организации; в
Магаданской, Саратовской и других областях - областные родительские
комитеты; в Тверской области - Тверская родительская общественная
организация. Разнообразная практика работы с семьей складывается в
республиках Башкортостан и Татарстан, Краснодарском и Красноярском
краях, Волгоградской, Воронежской, Курганской, Мурманской,
Новосибирской, Оренбургской, Псковской, Пермской и Ростовской
областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, гг.
Санкт-Петербурге и Москве, других регионах России.
Так, с 1998 г. в Нижегородской области разработана и действует
межведомственная программа "Семья", объединяющая различные направления
деятельности: социальная поддержка, здоровье, отдых, дополнительное
образование детей, поддержка одаренных детей, профилактика
безнадзорности.
Правительством Республики Саха (Якутия) в 1992 г. утверждена
"Концепция воспитания детей в Республике Саха (Якутия)". Большая роль
в организации процесса воспитания отведена общественной организации
"Открытая школа", которая объединяет учителей, родителей, учащихся во
всех 35 улусах (районах) Республики. Основная задача этой организации
- консолидация сил по воспитанию детей и молодежи. Важно подчеркнуть,
что данное направление деятельности активно поддержано Президентом и
Правительством Республики. Их указы и постановления обеспечивают
необходимую нормативную правовую поддержку реализации названных
программ, обеспечивая приоритетность воспитания в образовательной
политике Республики.
В ряде регионов приоритетное внимание в объединении
взаимодействия семьи и школы уделено вопросам сохранения и укрепления
здоровья детей. В Республике Татарстан разработана эффективная
региональная модель содействия укреплению здоровья обучающихся,
воспитанников, получившая одобрение коллегии Минобразования России в
декабре 2000 года. В Ставропольском крае проведен конкурс
здоровьесберегающих образовательных проектов. При краевом ИПК
создается лаборатория "Образование и здоровье", что позволит
оперативно диагностировать состояние здоровья обучающихся в школах
районов края. Повышается активность родительской общественности,
создан Попечительский совет.
В г. Волжске Республики Марий-Эл большое внимание в совместной
работе семьи и школы уделяется проблеме предупреждения употребления
психоактивных веществ. Важными условиями успеха родители и педагоги
считают "воспитание всем миром", поддержку на городском уровне задачи
создания единого образовательного пространства города. Городским
собранием принята целевая программа воспитания на 2001 - 2004 гг.,
предусмотрено ее бюджетное финансирование.
В общеобразовательной школе с. Соболенка Каменского района
Пензенской области большое внимание уделено координации усилий семьи и
педагогических коллективов по социальной защите детей.
В Кировской области при активном участии кабинета воспитательной
работы областного ИУУ успешно исследуется проблема
"Духовно-нравственное возрождение личности на традициях народной
культуры". Залогом успеха в реализации данной идеи является
объединение усилий родительской и педагогической общественности на
всех уровнях.
Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено
решением проблем экономического, а порой и физического выживания,
усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от
решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители,
не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных
особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую,
интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и
детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешнее, зачастую
негативное окружение, что приводит к "выходу" ребенка из-под влияния
семьи.
Создавшееся положение наряду с другими объективными и
субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности,
преступности, наркомании и других негативных явлений в детской,
подростковой и молодежной среде. Кроме того, далеко не все
образовательные учреждения уделяют должное внимание совершенствованию
воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с
семьей и другими социальными институтами. Вследствие этого происходит
отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов - от семьи,
семьи - от интересов творческого и свободного развития личности
ребенка.
Образовательное учреждение было, есть и останется одним из
важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс
и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть
успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит
им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким
образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей,
развитии их способностей, формировании ценностных жизненных
ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого
воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.
Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка
нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют
специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в
установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь
совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы,
определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании
союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не
все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству,
проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.
Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения
этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.
В образовательных учреждениях проблемами взаимодействия с семьей
занимаются в соответствии со своими должностными обязанностями
заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора
по социальной защите детей, учитель, социальный педагог,
педагог-психолог и, конечно, классные руководители и классные
воспитатели. В их задачу входит создание условий для творческого
развития детей, защита их прав, решение актуальных проблем воспитания
учащихся и многое другое.
На основании нормативных правовых документов педагогический
коллектив каждого образовательного учреждения стремится к своему
становлению как открытой социально-педагогической системы, готовой к
укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными
институтами и прежде всего с семьей. Актуальными оказываются анализ,
обобщение и проектирование взаимодействия семьи и образовательных
учреждений в интересах развития личности ребенка.
Основные направления организации работы образовательного
учреждения с семьей
Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей,
сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).
Организация диагностической работы по изучению семей.
Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной
групповой и индивидуальной работе с семьей.
Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по
организации совместной общественно значимой деятельности и досуга
родителей и учащихся (воспитанников).
Выявление и использование в практической деятельности позитивного
опыта семейного воспитания.
Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.
Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа
жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении
других негативных проявлений у детей и подростков.
Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами.
Вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую
деятельность, направленную на повышение их авторитета.
Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в
управлении образовательным учреждением, организации учебно -
воспитательного процесса: помощь в организации деятельности
общественных родительских формирований (Совет учреждения,
Попечительский совет, родительский комитет, Совет отцов и др.);
объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей,
союз, ассоциация, клуб молодой семьи, одиноких отцов, одиноких
матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы).
Активное включение в работу с семьей педагога-психолога,
социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, старшего
вожатого, педагогов-организаторов, библиотекаря, воспитателей (групп
продленного дня, интернатов, класса).
Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта,
коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к
семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам
"Этика и психология семейной жизни", "Основы семейного
воспитания").
Разработка тематического оформления по работе с семьей (зал,
уголок для родителей, музей семейных традиций и др.).
Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых
услуг.
В системе образования в настоящее время разрабатываются новые
модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. При этом
процесс такого сотворчества, его особенности определяются, прежде
всего, типом и видом образовательного учреждения, спецификой
деятельности педагогического коллектива.
Так, в системе дошкольного образования взаимодействие педагогов и
родителей осуществляется в основном через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- неограниченное (по времени) пребывание родителей в дошкольном
образовательном учреждении в период адаптации ребенка;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ,
которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой
дошкольного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей
средой;
- объединение усилий педагога и родителя в совместной
деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения
следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным
ребенком на основе знания психических особенностей его возраста,
учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и
обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя
чувства и эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного
учреждения.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в
общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое
целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет
только в том случае, если организована совместная деятельность
педагогов, детей, родителей. Педагогам в школе чаще всего приходится
мириться с данностью семейного микроклимата обучающегося, помогать ему
в решении личных проблем на основе педагогической поддержки,
вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации
его творческих интересов.
Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного
процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а
возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не
ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более
высоких результатов.
Особое значение в разработке перспективных форм взаимодействия с
семьей имеет опыт учреждений дополнительного образования детей,
особенностью которых является свободное творческое развитие личности
ребенка на основе свободы выбора занятий. Педагогов системы
дополнительного образования детей и родителей их воспитанников
объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создании атмосферы
доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Взаимодействие семьи и учреждений дополнительного образования
детей в интересах творческого развития личности ребенка осуществляется
через:
- разнообразные программы совместной деятельности детей и
родителей;
- семейные туристско-краеведческие и экскурсионные программы;
- систему социально-правовых и медико-педагогических занятий для
родителей (университетов, лекториев, практикумов и др.);
- традиционные встречи многодетных семей;
- благотворительные праздники и концерты для семей, в которых
воспитываются дети-инвалиды;
- встречи опекунов детей, оставшихся без родителей;
- семейные клубы и мастерские.
Эти и другие направления совместной работы могут реализовываться
как в государственных, так и в муниципальных учреждениях
дополнительного образования детей.
Формы взаимодействия педагогов и родителей
Формы взаимодействия педагогов и родителей - это многообразие
организации их совместной деятельности и общения.
Родительское собрание - одна из основных форм работы с
родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни классного и
родительского коллективов. Классный руководитель направляет
деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны
сводиться к монологу учителя. Это - взаимный обмен мнениями, идеями,
совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: "Мы -
одна семья", "О доброте и милосердии", "Учимся
общению",
"Психологический климат в коллективе" и др.
Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей:
как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их
роль в воспитании ребенка. С этой целью классный руководитель
организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции,
размышления, собрание "Роль отца в воспитании детей" и др.
Многие образовательные учреждения с учетом современных требований
существенно разнообразили саму форму проведения родительского
собрания. Оно может проходить в форме "круглого стола", тематической
дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых
заинтересована семья, консультации со специалистами и др.
Родительский лекторий, "Университет педагогических знаний" и др.
- способствуют повышению педагогической культуры родителей, их
психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании,
выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В
определении тематики мероприятий участвуют родители.
Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на
всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает
внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки
и культуры, представителей общественных организаций.
Презентации опыта семейного воспитания
в средствах массовой информации
Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов,
юристов, врачей и других специалистов, на них приглашаются родители с
учетом возрастных особенностей детей (например, родители
первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы учениц 8-9 классов).
Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания - одна
из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры.
Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует
формированию умения всесторонне анализировать факты и явления,
опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое
мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.
Встречи родительской общественности с администрацией школы,
учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят
родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают
пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно
составление программ действий, перспективных планов совместной работы.
Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и
родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского
комитета. Родительский актив - это опора педагогов и при умелом
взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет
стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных
дел, решению проблем жизни коллектива.
Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от
организаторов специальной подготовки. Цель клуба - вовлечь родителей в
обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч,
дискуссий - добровольность и взаимная заинтересованность.
Организация совместной деятельности родителей и детей
Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения -
это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье,
реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. В
общеобразовательных школах - единственном социальном институте, через
который проходят практически все дети, сложились разнообразные формы
взаимодействия с семьей.
Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний,
творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний
и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск
предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т.д.
Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов,
оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях,
создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы:
"Семья-эрудит", "Семейное увлечение"; читательские
конференции "Круг
семейного чтения" и др.
Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов,
благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание
классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки
"Мир наших увлечений" и др.
Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов,
спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей, соревнования,
конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. В
домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских
групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое
распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери,
День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного
благодарения; игровые семейные конкурсы: "Спортивная семья",
"Музыкальная семья", конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек,
конкурс "Мужчины на поверке" (соревнования между отцами и сыновьями) и
др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной
направленности, музеях и т.п.
Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения
характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей,
утверждением родителей как субъектов целостного образовательного
процесса наряду с педагогами и детьми.
Управление воспитания
и дополнительного образования
детей и молодежи
Минобразования России
|