Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет


Top.Mail.Ru

Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Семья в России — статистика:

на 1 215 000 браков приходится почти 640 тысяч разводов

в 2011 году родилось 1 814 000 детей и произведено абортов 1 230 000 — (цифры неофициальной статистики более 3 мнл.абортов).

в России около 700 тысяч детей-сирот, большинство из которых — социальные сироты, то есть сироты при живых родителях.

из 700 тысяч детей-сирот от 10–11 тысяч детей родители отказались в роддоме.

20% от всех самоубийств — самоубийства среди подростков (по данным Генпрокуратуры 62% всех самоубийств несовершеннолетних связаны с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.)

33% юношей и 20% девушек, начиная с 13 лет. ежедневно употребляют алкоголь (данные Роспотребнадзора)

— около 100 тысяч молодых людей в возрасте от 15 до 35 лет гибнет от злоупотребления наркотиками. Общее количество ежегодных смертей в данной возрастной категории 130 тысяч. (данные Государственного антинаркотического комитета)

Как воспитывать мальчиков, чтобы они выросли счастливыми людьми, советует психолог.

психолог - Ольга Ракитина, (Извлечения из интернет сайта)

Современные представления о воспитании мальчиков меняются. К счастью, в лучшую сторону. Стереотипы воспитания говорили, что «мальчики не плачут», «мальчики должны терпеть», «мальчики должны давать сдачи», «мальчики должны выигрывать». Не-маскулинность высмеивалась, а доброта и сочувствие принимались за слабость. Воспитание в этом духе продолжается и сегодня, но делает ли оно счастливыми наших мальчиков, особенно когда они вырастают в мужчин?

Одно долгосрочное исследование мальчиков в возрасте от 4 до 6 лет красноречиво показало, как сильно менялось поведение детей по мере того, как они усваивали социальные нормы, какими должны быть мальчики. И если в возрасте 4 лет они еще были эмоционально честны в отношениях со своими сверстниками, то к 6 годам они прочно усваивали стандарт позерства и бравады, демонстрации силы и грубости, стараясь придерживаться «нормы». По следам этого исследования Кэрол Гиллиган, одна из влиятельных психологов мира, основоположница этики заботы, выпустила книгу «Когда мальчики становятся мальчиками» иллюстрирует факт, что мальчики не рождаются со стремлением к лидерству и агрессии, они такими становятся в результате воспитания.

Доктор психологии Майкл Райхерт более 30 лет изучает поведение мальчиков, их мысли и чувства. На русский язык переведена одна из его книг, посвященных психологии мальчиков, «Мальчики есть мальчики. Как помочь сыну стать настоящим мужчиной». Он убежден, что мальчиков можно и нужно воспитывать мягче, чем мы, в большинстве своем, это делаем. Без давления, без провокаций, без того, чтобы заставлять их демонстрировать силу, жесткость, агрессивность, лидерство и другие черты общепринятого мужского поведения. Потому что такое давление на мальчиков с детства далеко не всегда дает нужные плоды во взрослом возрасте. Большинству мужчин воспитание в традиционной модели поведения приносит массу психологических проблем.

Вот, например, мы учим практически всех мальчиков, что для успеха в жизни им нужно быть лидерами. Что это значит? То, что мальчик должен силой, дерзостью, агрессией выбивать себе место в первом ряду, постоянно соперничать, устранять конкурентов, доказывать, что он лучший. Мальчик все время живет в стрессе, в готовности сжать кулаки, вступить в бой, он не должен бояться насилия и боли. Но миру не нужно столько лидеров, столько победителей.

Когда мальчик, воспитанный в убеждении, что он должен быть лидером, не становится лидером, он испытывает стресс от столкновения с реальностью, от собственной неполноценности. Еще бы - эта неполноценность навязана ему родителями, окружением, обществом (взять хотя бы кино). Он не стал тем, на кого рассчитывали все вокруг, воспитывая в нем «настоящего мужчину». Ни основателем собственной компании, ни чемпионом, ни политическим деятелем, ни еще каким-либо авторитетом… Он стал рабочим на заводе или на складе, столяром, сантехником, сборщиком мебели. (А это ведь не круто, да?) Кем ему командовать? Гайками? Коробками? Коллегами по цеху, такими же как он? Неудовлетворенный собственной жизнью, но «одаренный» обществом правом применять силу, все время готовый показать всем, кто тут хозяин, приходит такой «настоящий мужчина» домой и начинает лупить жену и детей, компенсируя себе «право» на лидерство и самоутверждение.

Или другой нюанс в воспитании мальчиков - эмоциональный стоицизм. Больно тебе физически или душевно, ты должен терпеть и не плакать! «Настоящие мальчики не плачут», «Ревут только девчонки», «Нюня», «Слабак»… Мужские слезы в нашем обществе стигматизируются за редкими исключениями. Например, плакать можно киногерою, спасшему страну и потерявшему при этом всю семью. Тут поплакать можно, но и то «скупой мужской слезой», в остальных случаях - слабак.

Заставляя наших мальчиков подавлять эмоции, не обращать внимания на свои чувства, мы растим эмоциональных инвалидов, которые даже когда понимают, что нуждаются в психологической поддержке, все равно боятся обратиться за помощью, потому что это тоже порицается в «настоящем мужчине», ведь он со всем должен справляться сам. «Стиснул зубы и вперед»… Но не у всех получается разобраться с проблемами психического здоровья самостоятельно, многие пикируют в депрессию, усугубляя ее алкоголем, наркотиками и насилием. психологически здоровыми людьми?

Самое простое, что могут сделать родители, чтобы поддержать эмоциональное развитие и становление характера у мальчиков, это… слушать их. «Умение слушать - самый важный инструмент воспитания, который только есть у родителей, - говорит доктор Райхерт. - Я не встречал ни одного мальчика, у которого не было бы истории, которую он хотел бы рассказать кому-то. Но большинство мальчиков просто не получают такой возможности, чтобы их внимательно слушали».

И мальчики, и девочки живут богатой эмоциональной жизнью. Но мы, взрослые, запрещаем им выражать свои чувства. Девочкам мы обычно говорим, что им не следует злиться, ведь «хорошенькие девочки не злятся». А мальчикам мы говорим, чтобы они не проявляли страха, не вздумали плакать, не принимали близко к сердцу обиды, не переживали «по пустякам».

Родителям очень важно научиться слушать своих сыновей. Не на бегу, обсуждая какие-то учебные или бытовые мелочи. А в тишине, настроившись друг на друга, открывая в сыне интересную личность с собственными суждениями и интересами. Родителям нелегко это сделать по одной простой причине - нас самих в детстве не слушали. Мы не понимаем, что это значит на самом деле и как это делать правильно.

Доктор Райхерт советует буквально выделять время на разговоры с сыном. Планируйте хотя бы по полчаса в неделю на то, чтобы побыть с сыном наедине и выслушать его. Никуда не торопиться, не нервничать, быть эмоционально открытыми к ребенку. Принимать любые его чувства. Разговаривать можно на прогулке, за играми, за ужином, перед сном. Можно под спокойную музыку - она помогает раскрыться.

Когда мальчики лишены способности обрабатывать свои эмоции в процессе диалога, они начинают освобождаться от них посредством драк, ссор с братьями и сестрами, саботажем в учебе и другим нежелательным поведением. Как только вы замечаете нечто подобное в своем сыне, это практически всегда призыв о помощи, призыв вмешаться.

Выслушайте все жалобы и разочарования ребенка, эти эмоции обычно всегда лежат на поверхности. Установите границы приемлемого поведения: «Как бы ты ни был расстроен, я не позволяю тебе срывать свой гнев на брате», «Даже если ты рассержен, ломать вещи неприемлемо», «Что бы ни случилось, ты не должен бояться сказать мне правду», «Не лги, ты выше этого»…

Доктор Райхерт объясняет, что ограничения в проявлении физической силы для сброса негатива позволяют мальчикам больше высказываться. Они начинают проявлять еще больший поток эмоций, и зачастую под верхним слоем жалоб лежат другие слои: застарелый конфликт с учителем или одноклассниками, или обида на отца, или что-то еще. Но мальчик не знает, как рассказать о нем в самом начале, потому что у него нет практики, он может сам не до конца осознавать свои эмоции, он может думать стереотипными установками, что это его проблемы, он мужчина, он их сам должен решать и так далее.

Разговаривайте с сыновьями.

Каждому мальчику очень нужна прочная связь хотя бы с одним любящим взрослым, которому он может доверять. Который его не осудит за «неправильные» мысли, с кем он всегда будет чувствовать себя в одной стае, кто о нем позаботится, что бы ни случилось, кто примет его в любом настроении и с любыми сомнениями и страхами. Такая опора нужна каждому человеку, но мальчикам особенно, потому что давление на них огромно, а ожидания чрезмерно завышены. И ничто не укрепляет связь с человеком лучше, чем искренние разговоры по душам.

А когда мы, наконец-то, перестанем разговаривать с сыновьями директивно и услышим их , то поймем, что мальчики сделаны не столько из «улиток, ракушек, зеленых лягушек, насмешек и угроз», сколько из доброты, честности, сочувствия, страхов, сомнений и любви. И из слез тоже, да. Природа дала их не только девочкам.

2021 г.