НП “Родительский комитет”

Законы | Консультация юриста | Семья и школа | Демография | Здравоохранение | Дети и СМИ | Родительское движение | События | Контакты

 

В земном раю семьи своей

 

Помните популярную в 70-х годах шутливую, но, если разобраться, весьма грустную песенку: "У меня сестренки нет, у меня братишки нет…"? Сколько лет прошло с тех пор, а слова эти, увы, не утратили злободневности. И если эта "малодетная" тенденция сохранится, то в России в недалеком будущем вообще отомрут такие понятия, как "дядя", "тетя", "двоюродные, троюродные братья, сестры" и т. д. Мы окончательно превратимся в общество безнадежно одиноких людей.

Страна сейчас остро нуждается не только в подъеме экономики, но и в возрождении традиционного для России института многодетной семьи, христианской морали.
"Без Бога я не представляю, как даже одного ребенка можно воспитать, а с Божьей помощью и пять, и десять можно. Нам вот с матушкой Господь тринадцать ребятишек послал! И ничего - управляемся".

Эти слова принадлежат настоятелю Михаило-Архангельского храма, что в Башмакове, протоиерею Стефану Видманову.
К сожалению, собрать для группового снимка все семейство Видмановых не удалось. Пятеро старших детей уже выросли и покинули родные пенаты (о них мы еще расскажем). Еще двое ушли в школу на консультацию перед экзаменами, поэтому сфотографировали только тех, кто находился в доме к моменту нашего приезда. Хотя, по словам отца Стефана, и это сейчас редкость, поскольку даже за стол летом не всегда удается собраться вместе в одно время - кому-то из детей надо в поле идти коров доить, кому-то овец в этот день выпало пасти, кому-то огород обрабатывать.

В поте лица

Так что все, кроме самого младшенького, полуторагодовалого Миши, при деле. Одного огорода 80 соток! Капуста, картофель, свекла, другие овощи. Да плюс живность: корова, три телка, лошадь, тридцать овец. Забот невпроворот - в иные дни в 4 часа утра приходится вставать, а ложиться чуть ли не в полночь. Зато семья полностью обеспечивает себя продуктами, разве только хлеб в магазине приходится покупать. Ну и, разумеется, одежду, учебники, хозтовары. Но это уже по осени, когда бычков и овечек в заготконтору сдадут и появятся "живые" деньги. (Приход у отца Стефана, мягко говоря, небогатый, на службы приходят люди в основном пожилые, так что скудные пожертвования полностью уходят на обустройство храма).

Вот вам и ответ на вопрос, как жить многодетной семье в нынешних условиях. Для этого достаточно одного взгляда на почерневшие от каждодневной работы, заскорузлые мозолистые руки отца Стефана. Именно они с матушкой на примере своей жизни учат детей добывать хлебушек в поте лица. И плоды такого воспитания всем известны. О детях Видмановых в Башмакове мы слышали только самые добрые отзывы: работящие, уважительные к старшим, на худое не способны.

Взять хотя бы Марию - старшую дочь. Она сейчас в Саранске учится на регента (руководитель церковного хора) и на швею. Или Антонину, вторую дочь. Там же, в Саранске, она учится на швею и закройщицу. За вторую специальность в училище надо было уже платить, так девушка договорилась посещать занятия факультативно, то есть, как пояснили ей, учиться - учись, но диплома закройщицы тебе не дадут. Ну и невелика беда, здраво рассудила Тоня, главное не бумажка, а чтобы знания и профессия в жизни сгодились.

Оно и правда: вон сколько их, дипломированных экономистов, юристов и т. д., расплодили нынче вузы, сколько денег родители угробили, чтобы дать своим чадам высшее образование, а из выпускников хорошо если хотя бы десятая часть устроилась работать по специальности. Многие так и сидят на родительской шее. А все потому, что высшее образование люди в самоцель превращают. К слову сказать, Антонина параллельно с занятиями в училище окончила еще и вечерние компьютерные курсы. И как только успевает, ведь времени у нее столько же, сколько и у всех нас, - 24 часа в сутках. Хотя, конечно, понятно, почему. Сызмальства приучена отцом и матерью не сидеть без дела.


Вос-питание - питать душу

У матушки Надежды Ивановны на сей счет такое мнение:
- Ребенка с самого раннего детства к труду приучать надо. Вот взять нашу Оленьку, три годика ей, и сейчас она все в охотку делает, пытается и стирать, и убирать, и еду готовить. Как уж у нее все получается - другой вопрос. Для нее это игра, удовольствие, и мы такие "игры" поощряем. Пусть себе стирает, убирает, хотя и перемажется вся, и мокрая бывает с ног до головы. Но если не приобщать ее сейчас к работе, уже через 2 - 3 года девочку трудно будет заставить и посуду мыть, и траву полоть, и многое другое делать. Только из-под палки.

Кстати, насчет палки. Отец Стефан весьма огорчился, узнав, что в Думе в угоду каким-то международным нормам всерьез собираются рассматривать законопроект чуть ли не об уголовной ответственности родителей за физическое наказание детей.

- Как же люди не понимают, - сокрушается батюшка, - что дитя приходит в этот мир отнюдь не ангелочком, а с уже поврежденной природой, с печатью первородного греха, и грех этот в нем развивается в силу разных обстоятельств. Вот почему далеко не каждому ребенку словами объяснишь, как себя вести и что делать, иной раз и хворостину использовать приходится для вразумления. Ничего, что наказанный поплачет при этом, зато потом спасибо скажет. Важно ведь не просто одеть, накормить ребенка, но и суметь организовать его жизнь. Надо, чтобы у него обязанности были по дому. Отец с матерью трудятся - и он должен трудиться. Беда в том, что родители во многих семьях уходят на весь день, и ребенок, по сути, брошен, бездельничает, мается и от скуки на разные глупости способен. Я, конечно, не против, чтобы ребятишки поиграли, но делу - время, потехе - час. Чем меньше бездельничают, тем меньше озоруют, тем больше к труду, к порядку привыкают, не боятся ручки замарать. Хотя какие сейчас игры?.. Вон, иду зимой по улице, вроде бы и каникулы, а ни одного пацаненка не видно, ни одного следа на снегу от санок или лыж - вся ребятня по домам у телевизоров сидит.

- А своим-то детям разрешаете телевизор смотреть? - интересуемся у батюшки.
- Разрешаю, но редко. Хороших фильмов, передач практически нет, одни политические склоки, убийства, разврат показывают. Я и телевизор-то купил только для того, чтобы по нему видеофильмы на православную тематику семьей смотреть. Во время же поста мы вообще к экрану не подходим.

- А ребятишки, часом, не скучают при таких ограничениях?
- Для скуки у нас слишком хозяйство большое, сами видели. Девочки за коровой, телками ухаживают, мальчики овец пасут, с лошадью управляются, а в свободное время каждому в нашей семье всегда есть с кем и поговорить, и поиграть. Опять-таки вместе отмечаем все православные праздники, именины. Обязательно тортик испечем, подарки дарим - кто игрушку, кто книжечку, открыточку, кто букетик цветов нарвет. И повеселимся, и пошутим. Ну и, понятное дело, в храм дети обязательно ходят. Чтобы исправить греховную природу (не только ребенка, но и взрослого человека), нужно приобщаться к церковным таинствам. А если человек, и особенно ребенок, живет вне Церкви, то в нем прежде всего будет развиваться плотское, греховное начало. В детском возрасте это не всегда заметно, но с годами проявляются и эгоизм, и агрессивность, и другие негативные черты. Слово "воспитание" означает питать душу. Питать ее семенами той жизни, какую заповедовал нам Иисус Христос. Только с Его помощью, с помощью Его Церкви можно приучить ребенка к тому, чтобы он вкушал радости именно от духовной жизни. Это главное в воспитании. За это родители будут нести ответственность перед Богом.


Не ради Иисуса, а ради хлеба куса

Отец Стефан сетует, что люди к вере чаще всего приходят, когда какое-нибудь несчастье случается с ними или их близкими, когда возникает та или иная житейская проблема.

- Каждый год так бывает: как пора экзаменов в школе или поступления в институт - приходят в церковь девушки, парни, свечки ставят, просят помощи свыше. А поступили - и все, опять дорогу в храм забыли. Пока кто-то болеет или в армии служит, особенно если в "горячей точке", - родители в церкви, а как все благополучно разрешается - так в храм ходить вроде бы и ни к чему.

Но нередко и просим-то у Господа то, что во вред душе. Вот сейчас многие родители всеми правдами и неправдами пытаются своих сыновей уберечь от армии. Да, там много недостатков, но ведь защита Родины - это святая обязанность человека не только перед государством, но и перед Богом. Не почитающий родную землю, не желающий ее защищать тем самым отрекается от всех ее святынь. Как тот, например, кто при необходимости не захочет защитить свою мать, своих детей. И за нарушение этой святой обязанности жизнь жестоко наказывает, как и за любой другой грех. Я знаю немало случаев, когда "спасенные" от армии молодые люди очень плохо кончали - спивались, становились наркоманами, попадали в тюрьму, а нередко и вовсе уходили из жизни в результате несчастного случая. Поэтому всегда напоминаю родителям: "Не слушайте ужасы про армию, положитесь на Бога, Он все устроит. Военная служба ведь не только обязанность, но и великое благо для молодого человека. В армии хочешь - не хочешь, а возмужаешь, станешь более приспособленным к жизни, самостоятельным, дисциплинированным, к тому же, пожив без родителей, парень больше будет их любить и почитать.

К слову сказать, оба старших сына отца Стефана, Алексей и Василий, уже отслужили, хотя знакомые батюшки в свое время и предлагали "уберечь" их от армии. Отдав "кесарю кесарево", старший из них, Алексей, решил свою дальнейшую жизнь посвятить Богу - сейчас он служит иеродиаконом в одном из монастырей Костромской области.


Малая церковь

Это уже наверняка по наследственной линии. Ведь дед Алексея - духовник Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря схиигумен Иероним (Верендякин), которого еще при жизни православный народ почитал как святого. По молитвам старца приезжавшие к нему со всех концов страны люди получали наставления, утешение, исцеление от физических, душевных недугов. Матушка Надежда Ивановна - одна их двух дочерей богоугодного старца. И тот, прозревая духовными очами будущую монашескую стезю своего внука, по-особому относился к нему. Свой земной путь отец Иероним окончил 6 июня прошлого года на 70-м году, и только сейчас его дочь открыла нам семейную тайну, о которой отец не велел рассказывать до своей кончины. Когда будущий схиигумен еще служил простым священником, ему было явление преподобного Серафима Саровского, причем не во сне, а наяву. Великий старец появился на некотором отдалении от отца Иеронима и знаками как бы призывал священника следовать за ним. Иными словами, оставить мир и удалиться в монастырь. Разумеется, последовал отец Иероним этому призыву уже после того, как обе дочери выросли и устроились в этой жизни. Именно он заповедовал зятю и дочери иметь столько детей, сколько пошлет Господь.

В христианском понимании семья - это малая церковь, свод людей, которые вместе живут христианскими идеалами и церковной жизнью. И именно таковой является семья, о которой мы рассказали. Когда отца Стефана спрашивают, как ему удается управляться с таким количеством детей, он неизменно отвечает: "Без Бога я не представляю, как даже одного ребенка можно воспитать, а с Божьей помощью нет ничего невозможного".
Вот такой парадокс получается: чем больше детей, тем легче их воспитывать. В семье Видмановых никто не мучается от одиночества, здесь каждый и все вместе заботятся друг о друге, помогают, учат. Вместе радуются, когда у кого-то праздник, все вместе переживают, если кто-то заболел, молятся о его выздоровлении.

Мы говорим: все люди - братья. Но сначала надо научиться стать братьями и сестрами в семье. А как это сделать, если у нас и один ребенок для родителей скоро будет в тягость, слишком привыкли мы жить "для себя", а семейные отношения сводить исключительно к телесным. Стоит ли удивляться, что чуть ли не каждый второй брак у нас (да и в других странах тоже) заканчивается разводом. После женитьбы физическая любовь быстро охладевает без должной духовной подпитки. Именно той подпитки, которую и дают Церковь, чадородие, воспитание детей как главная цель христианской семьи (не случайно бездетность считалась в Ветхом Завете проклятием). И если в обществе, большинство членов которого считают себя православными людьми (по данным опросов - 74,6 процента), семьи будут по-прежнему строиться на принципах, далеких от христианства, наши мужчины вместо того, чтобы обеспечивать близких в поте лица своего, будут и дальше спиваться, а женщины чуть ли не панически бояться рожать детей, делать аборты и глотать противозачаточные таблетки, гробя свое здоровье, мы в самом недалеком будущем превратимся в страну безнадежно одиноких и никому не нужных людей.

В свое время писатель Солженицын написал целый трактат на тему "Как нам обустроить Россию?". А один поэт ответил на этот вопрос очень просто, всего одной строкой своего стихотворения: "В земном раю семьи своей".


В. МЕЛЬНИК.

 

Законы | Консультация юриста | Семья и школа | Демография | Здравоохранение | Дети и СМИ | Родительское движение | События | Контакты