ФАКУЛЬТАТИВ В ШКОЛЕ:
«Основы Православной культуры»
- Школа и религиозное образование.
- Будут ли дети изучать православную культуру в школе?
Родители хотят знать о том, какая ситуация в настоящее время сложилась с преподаванием Основ Православной культуры в школе. Сведения противоречивы. С одной стороны Президент Медведев в июле 2009 г. публично поддержал обращение лидеров основных религиозных конфессий о необходимости преподавания предметов по основам религий. С другой стороны ответственные руководители Министерства образования и науки РФ высказываются о том. что этот вопрос еще не решен и это просто предложение религиозных конфессий, которое требует изучения и проработки. Для разъяснения ситуации мы публикует статью доктора юридических наук Понкина И.В., в которой он анализурует ситуацию с преподаванием основ православной культуры и дает ей свою оценку. - Новости от Минобразования об ОПК.
- Протоиерей Сергий Рыбаков: «ОПК ни в коей мере не противостоит Закону Божьему»
Председатель отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии рассказал, каким должен быть предмет «Основы православной культуры»… - Главной проблемой «Духовно-нравственной культуры» в школе стали кадры.
- Биологи и физики во главе с сексологом Коном ополчились на православную культуру.
- Родители Саратовской области за «Основы православной культуры»
- 27 января 2004 г. в рамках XII Международных Рождественских образовательных чтений в Министерстве образования РФ состоялась конференция «Изучение православной культуры в светской школе».
- Приказ Минобразования РФ «О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ РЕЛИГИОЗНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧАТЬ ДЕТЕЙ РЕЛИГИИ ВНЕ РАМОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ»
- Московские школьники не будут изучать основы православной культуры
- Религиозные организации получили пропуск в светскую школу, Елена Яковлева
- Союз писателей России выступил в поддержку проведения уроков православной культуры в школах
Прот. Владимир Воробьев, ректор ПСТБИ:
«Действующее законодательство позволяет очень многое делать из того, что нам бы хотелось осуществить, но по незнанию ли законов, по лености ли мы не используем те возможности, которые имеются. А если эти не используем, то нам и других не дадут. Ведь когда мы приходим и требуем изменить законы, нам отвечают: так вы и то, что есть не используете. Прежде всего, надо использовать возможности существующего законодательства на все 100%, тогда можно будет дальше двигаться».
(из выступления на заседании круглого стола по теме «Церковь и школа» в рамках Фестиваля «Православие на телевидении и радиовещании» (г.Москва, 14.05.2003) Стенограмма на сайте «Государство и религия в России» http://www.state-religion.ru)
Вопросами религиозного образования на государственном уровне занимается не только Русская Православная Церковь. Так, 21 мая 2002 г. Президент РФ поручил Правительству РФ (поручение № Пр-849 и от 19 июня 2002 г. № Пр-1089) в первоочередном порядке разработать комплекс мер по оказанию организационной, материальной и методической помощи в развитии сферы религиозного образования, прежде всего мусульманского. Поставлен также вопрос о создании учебно-методического центра, который мог бы готовить квалифицированные кадры и вести научно-методическую работу в этой области. В соответствии с этим поручением федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов России продолжают осуществлять комплекс мер по оказанию помощи в развитии мусульманского образования. Со стороны органов государственной власти исламским учебным заведениям предоставляется определенная материальная помощь, развивается учебная база, оказывается содействие в преподавании общеобразовательных дисциплин, подготовке и передаче учебных пособий, проводится консультирование ведущими образовательными и научными учреждениями. В настоящее время рассматривается вопрос о создании высшего учебного заведения профессионального образования в области истории и культуры ислама. Предполагается, что это будет светское учебное заведение профессионального образования в области истории и культуры ислама; его выпускники получат широкий комплекс знаний об исламе и смогут работать в государственных организациях.
9 декабря 2002 года Некоммерческим партнерством «Родительский комитет» было направлено Открытое письмо Президенту РФ Путину В.В. в поддержку введения в школах страны предмета «Основы православной культуры».
В Открытом письме ставится вопрос о введении в государственных и муниципальных образовательных учреждениях страны учебного предмета "Основы православной культуры«. Кроме того, в письме говорится о необходимости альтернативного образования в школе на основе православного мировоззрения по выбору детей и их родителей и о введении ответственности за нравственное и духовное растление детей и молодежи, в том числе средствами массовой информации.
Под Открытым письмом поставили подписи 38 062 человека из 43 регионов России. В числе подписавших — простые жители нашей страны, начиная с домохозяек, рабочих, сельских жителей, заканчивая представителями науки, культуры, искусства, исполнительной и законодательной власти.
Открытое письмо вместе с подписными листами было передано с нарочным в Администрацию Президента для непосредственного вручения В.В. Путину, и в копиях передано в Правительство РФ и в Министерство образования РФ.
Общественность страны рассчитывает на поддержку родительских инициатив.
Введение в школах страны предмета «Основы Православной культуры» будет наиболее полно способствовать реализации требований Конвенции ООН о правах ребенка. В соответствии со ст. 29 Конвенции образование ребенка должно быть направлено на воспитание уважения к его культурной самобытности, языку и национальным ценностям страны.
Православие является культурообразующей религией России. Преамбула Федерального Закона «О свободе совести и религиозных объединениях» особо отмечает »роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры«. Православная культура является необходимым ключем для усвоения, понимания русской литературы, языка, искусства. Следовательно, без знания основ православной культуры невозможно добиться высокого уровня подготовки учащихся и специалистов, невозможно достигнуть наиболее полного развития личности, талантов и умственных способностей учащихся в их самом полном объеме (как того требует Конвенция о правах ребенка); качество оказываемых образовательных услуг не будет соответствовать установленному Законом «Об образовании» уровню.
Министерство образования предлагало проводить предмет "Православная культура« факультативно. Известны случаи, крогда в государственных школах осуществляется преподавание не столько культуры, сформированной какой-либо религией, но нечто большего. Например, традиции иудаизма (Школа №550 г. Санкт-Петербурга, школа № 1311 г.Москвы). Действующее законодательство позволяет в государственных и муниципальных школах преподавать вероучительные дисциплины. Вопрос только в том, как это правильно оформить, чтобы не произошло ущемления прав учащихся. Школы с иудейским уклоном приведены не в качестве »красной тряпки«, но в качестве положительного примера активной позиции родителей и национальных общин. Они реализовали на практике заботу о своих детях. Они хотели, добились и воплотили в жизнь. Поэтому, говоря о каком-либо религиозном компоненте в школьном образовании необходимо задать себе простой вопрос: «А хотят ли родители? И если хотят, то что они делают, кроме того, что хотят?»