Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет


Top.Mail.Ru

Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Президенту
Российской Федерации
Д. А. Медведеву

103132, Москва, ул. Ильинка, д. 23, подъезд 11

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Мы, представители родительской и научно-педагогической общественности России, выражаем крайнюю обеспокоенность результатами реформ, осуществляемыми Министерством образования и науки РФ.

При внимательном анализе содержания проектов новых Государственных образовательных стандартов общего и начального образования (проекта РАО и проекта института и «Эврика») становится очевидным, что по существу в этих документах закрепляются псевдонаучные теории и ложные мировоззренческие установки, которые по оценкам научной общественности фактически явились причиной тотального разрушения всей системы российского образования.

>В Концепции новых Государственных образовательных стандартов общего образования образовательный стандарт рассматривается как «общественный договор». Договор, по определению, предполагает обоюдное согласие сторон (учащихся в лице родителей и государства в лице Министерства образования) по поводу всех аспектов образовательного процесса. Однако реальность последних лет свидетельствует, что чиновники Министерства образования не учитывали и игнорировали мнения и требования родителей при осуществлении реформ и инноваций в школе.

В обоих проектах стандарта за основу выбран широко внедряемый сегодня так называемый рыночный подход к образованию. По своей сути данный подход, когда образование, являясь товаром, услугой, покупается и продается на рынке образовательных услуг, производит тонкую мировоззренческую подмену: не экономика — для человека (через развитие всех сфер духовной культуры общества и, прежде всего, образования), а человек (и, следовательно, образование) — для экономики. Из социального многомерного пространства образование переходит в узко рыночную, одномерную плоскость, в которой все человеческие проявления рассматриваются вне каких-либо нравственных ориентиров и духовных ценностей. Сегодняшний мировой кризис ярко продемонстрировал, а выдающиеся российские ученые давно обосновали ложность современной модели экономического развития, ориентированной исключительно на «прибыль любой ценой», а не на реальные интересы личности и социума. И в среде западных исследователей существует целая традиция самой жесткой критики именно коммерциализации или «рыночного подхода в образовании», являющегося следствием растущего патологичного состояния общества. Рыночный подход прямо противоречит «личностному подходу», развитию индивидуальности ребенка, обеспечению «свободного выбора» и пр. О какой индивидуальности можно говорить, когда все диктуется спросом на рынке? И о каком выборе, когда нам навязываются «псевдоценности» и унифицирующие «мировые» стандарты, зачастую самые низкие? Лицемерием после этого выглядят декларации о «вариативной» педагогике. По сути, образованию вменяется цель готовить отнюдь не «свободную и ответственную личность», а узко мыслящего и духовно неразвитого специалиста-прагматика, человека-функцию, легко поддающегося любым манипуляциям.

В проектах стандарта отсутствует само понятие «воспитание», которое всегда было системообразующей категорией российской педагогической науки и практики и предполагало готовить всесторонне развитого, фундаментально подготовленного и укорененного в национальной культурной традиции человека-творца и человека-гражданина. Воспитательная функция школы в данных проектах стандарта сведена лишь к «воспитанию социальных и личностных компетенций у учащихся; диагностике уровня развития социальной компетентности учащихся». К глубокому сожалению, в проектах стандартов отсутствуют концептуальные положения, на каких предметах и каким образом следует осуществлять патриотическое и гражданское воспитание, формирование системы семейных ценностей, морально-нравственных ориентиров и моделей социального поведения, знания своей национальной культуры. Декларирование обобщенных общечеловеческих понятий не является воспитанием. Более того, из-за сложившегося положения, в котором находятся остатки системы воспитания, да и само подрастающее поколение, практическая реализация данных проектов стандартов может нанести непоправимый вред, привести к усилению многочисленных кризисных явлений в обучении и воспитании, спровоцировать рост нестабильности в многоконфессиональном и полиэтничном обществе.

Духовно-нравственная культура, как область образования, не нашла своего самостоятельного предметного отражения и развития в обоих проектах Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Базисном учебном плане начальной и основной общеобразовательной школы. Тем самым исключено государственное финансирование предмета «духовно-нравственная культура» как части базисного учебного плана, определяющей перечень обязательных учебных предметов преподавания. Ключевые принципы воспитания и образования подрастающего поколения, которые соответствуют лучшим традициям религиозных конфессий России, никак не отражены в проектах государственных образовательных стандартов. В представленных проектах стандартов нарушены конституционные права учащихся, когда исключено государственное финансирование преподавания «Основ духовно-нравственной культуры» для православных учащихся в виде предмета «Основы православной культуры», «Исламская культура» — для мусульман, «Культура иудаизма» и «Культура буддизма» — для учащихся соответствующих вероисповеданий, либо «Основы этики и нравственности» — для учащихся вне религии.

Представленные для обсуждения проекты государственного стандарта общего образования не отвечают целям и задачам его разработки, не соответствуют высокому статусу государственного документа, устанавливающего основополагающие принципы образования и воспитания, будущих граждан России.

Ситуация, сложившаяся вокруг разработки и обсуждения проектов стандартов, наглядно демонстрирует статус стандарта образования как документа высокого государственного уровня и необходимость возвращения его обсуждения и принятия высшим государственным органом Государственной Думой. Недопустимо, чтобы основополагающий документ воспитания и образования будущего поколения России принимался в тишине чиновничьих кабинетах, кулуарно и чиновниками с сомнительными мировоззренческими позициями.

В российских традициях целью образования было воспитать Человека — многогранную, творческую личность, развившую свою индивидуальность, свой природный потенциал; а с другой стороны — чувствующую себя частью общества, глубоко нравственную, укорененную в тысячелетней истории, культуре и государственности и ответственную за судьбу своей Родины-России. Эти традиции практически полностью утрачены в результате образовательных реформ.</p>

На основе сказанного выше просим Вас:

  1. возвратить процедуру утверждения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования Государственной Думой РФ, как выражающей мнение большинства населения России, не жалкой группкой не известных чиновников.
  2. дать соответствующие поручения Министерству образования и науки РФ о включении предмета «Духовно-нравственная культура» в обязательную часть Базисного учебного плана в объёме двух часов в неделю и отразить в Базисном учебном плане в его части «Внеучебная деятельность» духовно-нравственную деятельность в качестве самостоятельного направления.

Мы надеемся, на положительное решение поставленных вопросов.

ФИОАДРЕСПОДПИСЬ
1.
2.
3.

Ответ просим направить по адресу: 620144, Екатеринбург, ул. Куйбышева д. 55, офис 101


Warning: include(../../inc/footer.htm) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /var/www/u6860375/data/www/r-komitet.ru/school/program/action2009/index.php on line 15

Warning: include(../../inc/footer.htm) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /var/www/u6860375/data/www/r-komitet.ru/school/program/action2009/index.php on line 15

Warning: include() [function.include]: Failed opening '../../inc/footer.htm' for inclusion (include_path='.:') in /var/www/u6860375/data/www/r-komitet.ru/school/program/action2009/index.php on line 15