Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет


Top.Mail.Ru

Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Акция

"Давайте подумаем о стандартах образования"

Федеральный государственный образовательный стандарт - это то, чему и как будут учить наших детей.…

Информация

Давайте писать законы о детях вместе!
Президент внес в ГД РФ законопроект по внесению изменений в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка». Проект содержит ряд мер, направленных на содействие физическому, духовному и нравственному развитию детей.

Экспертизы игрушек, компьютерных игр для детей потребовали от Правительства депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края и о направили Председателю Правительства Путину В.В.  Обращение прилагается.

В ряде регионов проводились прокурорские проверки образовательных учреждений на предмет защиты прав ребенка от негативной для него информации. Выявлены нарушения в работе школ. Установлено, что ряд программ и пособий содержит вредную для детей информацию, хотя заявляется как работа, направленная на охрану здоровья. Материалы прокурорской проверки прилагаем.

Это нужно знать

НП «Родительский комитет» по просьбе родителей публикует примерный Школьный договор, который может быть взят за основу при составлении Школьных договоров родителей и школы.

Насилие в школе.

Какая информация должна быть предоставлена родителям при зачислении их ребенка в школу или детский сад?

Санитарные нормы для школы

Постановление Правительства РФ «О ПОРЯДКЕ БЕСПЛАТНОГО ПОСЕЩЕНИЯ МУЗЕЕВ ЛИЦАМИ, НЕ ДОСТИГШИМИ ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ»

03.08.2007

Светлана ТЕТЕРИНА: ОЧЕНЬ СКОРО МЫ ПОЛУЧИМ СЕРЬЕЗНЫЕ ПОПРАВКИ К ЗАКОНУ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

Российский рынок учебной литературы наводнён огромным количеством низкопробных учебников и пособий. Для того чтобы поставить под контроль поток некачественной литературы в школы, Минобрнауки была создана система экспертизы, предполагающая обязательную проверку специалистами РАН и РАО каждого учебника, претендующего на получение министерского грифа допуска. Многие эксперты, в том числе академики РАН и школьные учителя, сходятся во мнении, что эта система ставит серьёзный барьер на пути некачественной литературы в школы.

Однако, как показала практика, эта система имеет ряд серьёзных недостатков, среди которых сами эксперты называют нерациональное использование интеллектуального потенциала академий. Кроме того, в положении об экспертизе учебников ничего не сказано о вспомогательных учебных материалах: контурных картах, глобусах, учебных таблицах, которые тоже не всегда качественны.

Академик Валерий Козлов, вице-президент РАН, председатель экспертной комиссии РАН по оценке качества учебной литературы выступил с предложением создать единый рейтинг учебников с учётом мнения экспертов РАН, РАО и педагогов-практиков. Такой рейтинг позволил бы выявить учебники не просто «соответствующие» тем или иным стандартам, но лучшие книги, наиболее практичные. Эту идею активно поддержали и опрошенные нами школьные педагоги, отметившие, что рейтинг помог бы учителям в повседневной работе. Однако, по словам академика, дело — за Минобрнауки, которое не считает необходимым закреплять создание рейтинга никакими постановлениями либо приказами.

Об этом мы поговорили с руководителем отдела учебной литературы департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ Светланой Тетериной.

Светлана Леонидовна, в положение об экспертизе учебников не включены требования к оценке вспомогательных учебных материалов, например, контурных карт, учебных таблиц, наглядных пособий. Проблемы качества этих материалов не существует?

— Наоборот, это очень большая проблема. Законом «Об образовании» предусмотрена обязательная экспертиза только учебников и формирование на основе экспертизы перечня только учебников. Для прочей издаваемой литературы, а ее очень много, это и хрестоматии, и контурные карты, и пособия, и популярные сейчас «решебники», не предусмотрена обязательная экспертиза. И, надо говорить откровенно, никакие экспертные организации эту работу сделать не смогут. Это невозможно сделать в силу огромного объема выпускаемой литературы, сопровождающей учебники.

В то же время мы понимаем, что, выбирая такую литературу, педагог может рассчитывать только на свою подготовленность, на уровень своей квалификации, и на свое субъективное мнение. Если учебники проходят обязательную экспертизу перед тем как попасть в школу, и ситуация по качеству учебников сейчас (благодаря участию в экспертизе академий) действительно начинает меняться к лучшему, то по прочим учебным изданиям проблема на сегодняшний день не решена — качество дополнительной учебной литературы вызывает очень серьезные нарекания. Предложений со стороны издающих организаций на свободном рынке огромное количество. Учебники издаются сорока издательствами, а число издательств, выпускающих вспомогательную учебную литературу в разы больше. Причем очень часто и издательствами их назвать нельзя.

Вопрос о необходимости отбирать издательства, выпускающие учебные пособия, которые допущены к использованию в школах, поднимался на парламентских слушаниях в Совете Федерации в конце мая. Могу сказать, что поправки к закону «Об образовании» в части отбора издательств для подготовки и издания учебных пособий, 21 июля подписаны Президентом и вступят в силу с 1 сентября 2007 года. То есть очень скоро мы получим серьезные поправки к закону «Об образовании». Конечно, это существенно повлияет на качество всей выпускаемой учебной литературы.

Сегодня только РАН привлекает для экспертизы учебников более 150 сотрудников — штат среднего НИИ. Не кажется ли Вам, что использовать ученых Российской академии наук как редакторов издательств нерационально? Согласны ли Вы, что проблема существует, и как планируется её решать?

— Да, действительно, проблема существует. Мы уверены, что экспертная оценка — это действительно функция Российской академии наук и Российской академии образования. Кто, если не академики, будет оценивать содержание учебников? Однако соглашусь, что речь здесь должна идти не о выполнении академиками функций научных редакторов, а об оценке ими уже готового, вычитанного, серьезнейшим образом подготовленного учебного издания.

Что касается ситуации, когда работа ведущих научных центров сводится к редактированию, выполнению работы, которая должна проводиться на уровне издательств, то внесение изменений в закон «Об образовании» направлено на решение и этой проблемы. Нужно поднимать ответственность издательств, отслеживать условия, которые у них есть: располагают ли они материально-технической базой, научной редакцией, специалистами, способными создать качественный учебник. Ведь создание учебника и вообще учебного издания очень отличается от написания научной статьи, или выпуска художественной литературы. Это не тот случай, когда издательство может написать, как это делается, например, в научных журналах, что «редакция оставляет за собой право не разделять точки зрения автора публикуемой статьи». Такого не должно быть и не может быть при издании учебников. Поэтому мы считаем, и в этом полностью поддерживаем наши академии, что в издательствах должны быть созданы все условия для создания качественного учебника, для работы с авторскими коллективами и для подготовки учебных изданий к использованию в школе: это и научные редакции, и необходимое оборудование, и квалифицированный персонал.

Но качество учебников и качество экспертизы не исчерпываются вопросом об издательской компетенции. Академики отмечают, что сегодня экспертиза учебника проходит безоценочно. То есть задача эксперта сводится к тому, чтобы дать ответ на вопрос: соответствует книга образовательному стандарту или не соответствует. Но соответствие учебника стандартам вовсе не означает, что он написан талантливо. Поэтому академик В. В. Козлов от лица экспертной комиссии РАН предложил создать единый рейтинг учебников: выстроить несколько линий учебников с 1 по 11 классы, которые, по мнению экспертов РАН, РАО и педагогов, можно назвать лучшими. Готово ли министерство обсуждать этот проект, и с какой позиции?

— В оценке учебника, который используется в образовательном процессе, есть две составляющие. Во-первых, это оценка экспертного сообщества. Я не согласна с тем, что академики не дают оценки. Решение вопроса о том, соответствует ли учебник существующим научным представлениям, соответствует ли стандарту, это — именно оценка. Что делают в экспертных организациях? Проводят экспертизу и делают вывод, можно ли допустить этот учебник в школу и можно ли его использовать, нет ли фактических ошибок, нет ли несоответствия возрастным или психологическим особенностям. Во-вторых,  — выбор школы. На основе экспертизы создаются перечни учебников на следующий учебный год. Эти перечни ежегодно утверждаются приказом Министерства образования и науки. В них включаются все учебники, успешно прошедшие экспертизу в экспертных организациях. Количество учебников обеспечивает вариативность и возможность выбора, но выбор остается за образовательным учреждением. Поэтому в оценке каждого учебника уже есть оценка и школы, и учителя, которые, выбирая учебник из перечня, дают ему положительную оценку.

Что касается предложения Валерия Васильевича [Козлова — ред.], то мы полностью поддерживаем идею рейтингов учебников. Могу сказать, что в министерстве найдена схема реализации этой задачи.

Получается, что Минобрнауки поддерживает идею создания рейтинга учебников, но создавать его придётся на общественных началах. От министерства не требуется никаких особых постановлений, указаний?

— Министерство действует в рамках закона «Об образовании». На сегодняшний день законом предусмотрено, что для использования в образовательном процессе допускаются и рекомендуются учебники, которые прошли экспертизу.

Мы согласны, что школам нужна дополнительная информация о наиболее востребованных и успешных учебниках, включенных в федеральный перечень. Эта информация, в виде рейтингов, вполне может быть предоставлена РАН и РАО, как ведущими экспертными организациями, с участием Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, безусловно, с привлечением всей педагогической общественности, всех учителей, которые занимаются по этим учебникам.

Чтобы организовать обмен мнениями внутри педагогического и научного сообщества, делать выводы, не нужно вносить изменения в существующие нормативно-правовые акты. На официальном сайте Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки уже начал действовать форум для обсуждения учебников — http://forum.edu.ru. У педагогов, родителей, школьников есть возможность направлять свои мнения и суждения по учебникам, которые они используют. Мы будем благодарны за направленную информацию. Замечания и предложения по учебникам — это помощь и экспертным организациям при проведении экспертизы, и издательствам при доработке учебников, и школам при выборе учебников.

Антон Иванов, STRF.ru