«Советский учебник шлифовался десятилетиями»
По расхожему мнению, нынешние школьные учебники никуда не годятся. О том, почему сложилась такая ситуация и как можно ее исправить, «Газете.Ru» рассказал академик Российской академии образования Александр Кузнецов.
Сегодня многие родители школьников жалуются на резкое ухудшение качества школьных учебников. Недавно Министерство образования и науки наконец обратило внимание на недовольство граждан и решило изменить ситуацию, возложив контроль за качеством учебных пособий на академиков Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО). О том, как именно академики станут обеспечивать качество учебников, «Газете.Ru» рассказал академик-секретарь по общему (среднему) образованию РАО Александр Кузнецов.
— Александр Андреевич, сколько всего школьных учебников сегодня существует?
— Думаю, не менее 1 тыс.
— И они действительно так плохи, как говорят? Почему?
— Да, и ничего удивительного в этом нет: за что боролись, на то и напоролись. Раньше по каждому предмету был один учебник — скажем, Коровкина по истории Древнего мира или Перышкина по физике. И каждый из них переиздавался и шлифовался, проходя различные экспертизы, десятилетиями. В 1992 году закон «Об образовании» закрепил за учителем право на применение разнообразных методик и средств обучения, в том числе и учебников. Тем самым в школе открылся шлюз для учебных материалов с разной идеологией, но и с разным качеством. Конечно, хорошо, что мы ушли от единообразия советских времен, но, как оказалось, медаль имела и оборотную сторону.
Вдобавок раньше все учебники, допущенные для преподавания в школе, имели специальные грифы Министерства образования «Допущено» или «Рекомендовано». В
— В скольких? Есть какая-нибудь статистика?
— Да сплошь и рядом. Думаю, что до 40% школ работают по учебникам без грифа. Причем по каждому предмету существует по нескольку десятков учебников, и рекордсменом среди них является учебник по истории — около сотни разных версий.
Наконец, есть и третья причина падения качества школьных учебников. Дело в том, что их издание превратилось в крайне выгодный бизнес. Речь идет о сотнях миллионов рублей.
— Чем он выгоден?
— Тиражами в десятки миллионов экземпляров. Давайте считать. Предположим, средняя цена учебника 100 руб. (хотя на самом деле больше). Каждому школьнику нужно до полутора десятков таких учебников. Значит, уже 1,5 тыс. руб. Но
— Сколько времени тратится сегодня на «выпекание» учебника?
— На то, чтобы написать, около полугода. И меньше полугода на то, чтобы издать. А на самом деле, чтобы написать качественный учебник, надо
— Сколько издательств занимаются выпуском учебников сегодня?
- 95. Причем многие из них взялись издавать учебники, совершенно не зная специфики этой работы — ни как размещать в тексте справочный аппарат, ни какой должна быть технология. Вдобавок все они жестко конкурируют между собой за то, чтобы их продукцию купили. Законы конкуренции известны: опередить других, использовать новый стиль, новую форму изложения, новые данные. Углубляться в детали некогда, надо быстро сбыть учебник-товар. Поэтому многое делается поверхностно: используются внешне завлекательные меры-однодневки, под видом инноваций протаскивается сомнительная, неапробированная идеология.
— Например?
— Самый известный случай связан с одним из учебников по истории, где велась прямая манипуляция событиями периода Великой Отечественной войны. Если помните, осенью 2004 года ветераны войны жаловались на этот учебник президенту…
— Странно, что острая конкуренция между издательствами, о которой вы говорили, не привела, как ей и полагается, к повышению качества выпускаемой продукции.
— Эта фаза наступает только сейчас. Издательства накопили опыт работы с учебниками, начали специализироваться на выпуске пособий по определенным дисциплинам: естественно-научным, гуманитарным, методическим пособиям и т. д. А специализация всегда означает улучшение качества. Да и число издательств, выпускающих учебники, сократилось за счет явных аутсайдеров: еще несколько лет назад школьные учебники выпускали около 150 издательств.
— Решит ли проблему качества учебников введенная в этом году процедура их экспертизы?
— Думаю, что да. Весной 2005 года Министерством образования и науки был создан специальный экспертный совет, призванный стать фильтром, отсекающим негодные учебники. К работе в нем подключены эксперты академий РАН и РАО, каждая из которых будет отвечать за свой участок оценки качества учебников. РАН — за научную часть подаваемого в учебнике материала и предлагаемые в нем новшества; РАО — за методическую эффективность учебника и его доступность для учащихся. Сначала учебники попадут в комиссию РАН, затем те, которые будут одобрены ею, будут переданы в комиссию РАО. И только прошедшие обе ступени будут рекомендованы для школ. Так что учебникам, претендующим на министерский гриф, придется отныне проходить экспертизу на самом высоком уровне. Да еще двойную.
— Способен ли стать экспертный совет гарантией от проталкивания «нужных» учебников? Ведь сами говорите, что
— Очень важно, что с привлечением к экспертизе учебников академий экспертиза перестанет быть чиновничьей, ведомственной. А значит, освободится от упомянутых вами факторов, не имеющих отношения к качеству учебников. Кроме того, чтобы избежать давления на членов экспертного совета по учебникам, мы настояли, чтобы акт экспертизы подписывали не конкретные люди-эксперты, а юридическое лицо — РАН или РАО. От имени своих организаций акт экспертизы отныне будут подписывать вице-президенты академий.
— За объективность академиков, значит, общество может быть спокойно?
— В любом случае подписывающий акт экспертизы вице-президент академии наук гораздо сильнее дорожит своим именем и репутацией, чем чиновник.
— Успели ли
— Да. На недавнее заседание комиссии РАН была представлена первая сотня учебников. И около 50% из них комиссия не пропустила.
— Значит, в РАО поступит не более 50 учебников. Сколько из них, по вашей оценке, пройдут второй тур экспертизы?
— Думаю, что тоже не более 50%. Ведь учебник — это не только свод информации по какому-нибудь предмету. Это и средство организации учебной деятельности школьника по ее усвоению. Насколько эффективна эта составляющая, скоро определят эксперты РАО.
Беседовала Марина Лемуткина
Источник - Газета.ру