Рецензия
на учебные пособия «Граждановедение» для учащихся 5, 6, 7 классов, их родителей и учителей/Я.В. Соколов, Д.В. Колесов, С.В. Максимов, А.Н. Мусаев, В.В. Фортунатов. —
Учебное пособие «Граждановедение» призвано, по словам авторов, «…помочь человеку вырасти гражданином и чувствовать себя хозяином в своей стране». Думаем, что большинству родителей хотелось бы, чтобы дети стали достойными гражданами своего Отечества, прославили его своими делами, которыми Россия могла бы гордиться. Но, когда начинаешь внимательно читать учебное пособие, понимаешь, что авторы и родители имеют ввиду совершенно разные вещи.
Прежде всего хочется сказать о том, что на книгу Я.В. Соколова «Граждановедение» уже много написано рецензий, поэтому мы не станем повторяться в перечислении всего, что подлежит критике, но попытаемся дать оценку учебному пособию, которое В.Я. Соколов в 2004г. переиздал совместно с коллективом коллег, оставшись при этом руководителем проекта. Стиль пособия поэтому практически не изменился.
5 класс. В самом начале пособия (Раздел 1. О человеке и гражданине; параграф 2. Гражданин) содержится определение гражданина, которое вызывает, мягко говоря, недоумение. Согласно выдержкам из определения: «гражданин участвует в политике, требует реформ, протестует, участвует в экологических митингах, сажает деревья …» и т.д. То есть, если следовать логике, те люди, которые этого не делают, не могут называться гражданами. Весьма странное, если не сказать абсурдное заявление! Так же странно выглядит вопрос: «Многие подают бедным милостыню. Достаточно ли этого, чтобы чувствовать себя достойным сыном Отечества?» Подобные определения и вопросы на наш взгляд, вместо сформированного понятия о гражданском долге, насаждают в детях полную неразбериху и путаницу в понятиях. В параграфе 4. Права человека и гражданина в начале рассказывается о рабстве, предлагается узнать побольше о Спартаке, затем следует установка: человек рожден быть свободным; любая зависимость от других людей не может нравиться. Далее перечисляются примеры «несвободы»: брак и служба в армии. Заканчивается утверждением: человек не может быть совершенно свободным. Здесь налицо элементы программирования: брак и армию нужно считать рабством.
Раздел 2. Об обществе людей. Параграф 6. Что такое нация говорится о бескультурных людях. Опять наблюдается путаница понятий: бескультурными предлагается считать людей, которые «могут подтолкнуть споткнувшегося, ударить бездомную собаку, нагрубить матери, сломать дерево». Но даже дети младшего дошкольного возраста при перечислении этих ситуаций, называют людей, которые все это делают, грубиянами и злыми. Так причем здесь «бескультурье?!
В параграфе 7 Семья речь идет о семье. Семья называется здесь «местом (?) для восстановления затраченных сил и местом, где каждый может показать свои личные достижения. Не хотелось бы упрекать авторов в безграмотности, но в данном случае вопиющая безграмотность налицо. Ибо слово »место«, является неодушевленным предметом, тогда как семья образуется из мужчины, женщины и детей. Тогда как »местом, где каждый может показать свои личные достижения« можно назвать, например, стадион. Такой подход и »понятие« о семье превращает саму идею семьи в фарс. В теме семейной в учебниках Соколова вообще с
Например: «отец не получает достаточно денег, не хочет менять свою работу. Жена критикует способности мужа и »любящие детки « добавляют свой голос: им ведь надо жить »не хуже других« или
Раздел 3. Человек в обществе. Параграф 9. Достоинства и недостатки человека. Приводится дикий, совершенно недопустимый для детей, пример девиантного поведения. Девочка, когда родители отказали ей в требовании купить очень дорогие модные джинсы, выбросилась из окна. Иначе, как руководство к действию, такой пример назвать нельзя. По мнению психологов, категорически нельзя приводить подобные примеры, да еще массово. Очень большая вероятность, что у детей возникнет искушение пошантажировать своих родителей при определенных обстоятельствах. А у детей, склонных к демонстративности и истериям, намерение может быть претворено в жизнь.
Параграф 10. Честь. Детям приводятся примеры литературных героев драматурга Сухово-Кобылина, А.С. Пушкина («Пиковая дама»).
Речь идет об азартных играх в карты (!). Детям предлагается порассуждать на тему «какой ценой Герман пытался спасти свою честь». Чтобы рассуждать нужно, как минимум, знать о чем идет речь, но то, что ребенок в 11 лет сможет разобраться в интригах «Пиковой дамы», вызывает большие сомнения.
В параграфах
А вот, например, краткий совет, как себя вести, если ребенка обуяла зависть: «Итак, »взять родителей за горло« — это самый простой путь». Фраза, если рассмотреть ее в контексте параграфа, является установочной (элемент программирования).
6 класс.
Раздел 1. Человек в обществе. Параграф 2 Ребенок и его права. Этой теме вообще придается особое значение: приводятся примеры жестокого обращения с детьми (с.19), примеры родительской власти, причем в не с лучшей стороны:
Раздел 2. О государстве. Параграф 6. Диктатура. «Авторитарная — значит держащаяся на силе, угрозе, наказании. Диктатор — человек, присвоивший себе право решать судьбы других людей при помощи силы». Далее родительская власть обозначается как «авторитарная власть», а папа назван «диктатором». Налицо пример скрытого внушения: детям преподается, что любое наказание (даже и заслуженное) — это пренебрежение их правами! Как далеко это может завести, наглядно видно из примера (с.11), где описывается как девочка подала в суд на собственных родителей (место действия Соединенные Штаты). После таких уроков известны случаи, когда дети приходили домой и заявляли, что никто не должен ущемлять их права, особенно это действует на детей легко возбудимых и впечатлительных. Постоянное муссирование прав ребенка неизбежно ведет к неповиновению детей и разрушению отношений с родителями.
Раздел 4. Реформы в обществе и государстве. Параграф 15. Что такое рыночная экономика. Несколько строк параграфа посвящены небольшому количеству людей, которые счастливы тем, что духовны, а вот дальше… Дальше начинается ода богатству. Говорится, что большинство людей стремится к материальному благополучию, что богатых людей уважают все, а особенно учителя, полицейские и военные (?). Затем
Порассуждать стоит ли пускать в свободную продажу землю или нет, даст банк кредит или нет и т.п. И апофеозом параграфа звучат слова : «Для успешного участия в рыночных отношениях необходимо хорошее образование. Оно поможет получить нужную профессию. Тогда и появится то, о чем мечтают многие, — высокое благосостояние и экономическая независимость.». Прямо-таки пособие для начинающего предпринимателя. В чем здесь состоит гражданский долг, собственно говоря, непонятно. Да и изложение основ рыночной экономики
Раздел 3. Достоинства и недостатки человека. Параграф 11. Доброта и гуманность. В задании детям предлагается история об эвтаназии: изложена она так, тут же усваивается мораль — раз человек безнадежно болен, то вполне гуманно выполнить его просьбу о прекращении жизни. К тому же в предложенном примере просьбу умирающего выполняет лучший друг. Эвтаназия — выдумка западной цивилизации — глубоко чужда и противна русскому сознанию. Поэтому учить наших детей подобным проявлениям «гуманизма» просто преступно.
7 класс.
Учебное пособие за 7 класс можно охарактеризовать как пособие по подготовке юристов или следователей, но использовать его в общеобразовательной школе крайне опасно для детской психики. Выдержки из уголовных дел, подробные объяснения всевозможных видов преступлений, «азбука» криминалиста от хулиганства до тяжелых убийств и изнасилований, а также преступлений, против половой неприкосновенности (этот параграф, правда, рекомендуется к самостоятельному ознакомлению. Тут можно предположить, что обязательно найдутся любопытствующие именно на эти темы детки). Тяжелый, плохо усваиваемый материал плюс похабные, мрачные рисунки к темам — вот содержание учебного пособия для 7 класса. Если учитывать данные статистики о росте нервных и психических заболеваний среди школьников, этот учебник следует категорически запретить, на том простом основании, что он наносит информационный вред хрупкой детской психике, способен спровоцировать многочисленные фобии, а также усилить отклонения в поведении тех детей, у которых присутствуют так называемые «пограничные состояния психики». Информация, изложенная в пособии, не имеет отношения к предмету «Граждановедение», так как очень специфична и напоминает скорее криминальную сводку.
Вывод.
После всего вышеперечисленного можно сделать однозначный вывод: учебные пособия Я.В. Соколова и соавторов использовать в работе с детьми ни в коем случае нельзя. Авторы в некоторых вопросах проявляют явную безграмотность, в некоторых полную неосведомленность (особенно в том, что касается истории страны). Все пособия отвратительно оформлены, почти в каждом содержатся элементы программирования, огромное количество информации, способной нанести вред здоровью учащихся. Сам предмет «Граждановедение» не является
Вице-президент Национального фонда передовых технологий, психолог Г.В. Резапкина
Руководитель реабилитационного центра «Родник» Г.А. Бугорков
Ответственный секретарь координационного Совета по духовно-нравственному просвещению населения при главе Балашихинского района, член Союза писателей России О.А. Жеглова
Председатель Балашихинского отделения НП «Родительский Комитет» А.Н. Журавлева
Вице-президент Фонда социальной и психологической помощи семье и ребенка, Член Союза писателей России, Т.Л. Шишова