Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет


Top.Mail.Ru

Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Акция

"Давайте подумаем о стандартах образования"

Федеральный государственный образовательный стандарт - это то, чему и как будут учить наших детей.…

Информация

Давайте писать законы о детях вместе!
Президент внес в ГД РФ законопроект по внесению изменений в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка». Проект содержит ряд мер, направленных на содействие физическому, духовному и нравственному развитию детей.

Экспертизы игрушек, компьютерных игр для детей потребовали от Правительства депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края и о направили Председателю Правительства Путину В.В.  Обращение прилагается.

В ряде регионов проводились прокурорские проверки образовательных учреждений на предмет защиты прав ребенка от негативной для него информации. Выявлены нарушения в работе школ. Установлено, что ряд программ и пособий содержит вредную для детей информацию, хотя заявляется как работа, направленная на охрану здоровья. Материалы прокурорской проверки прилагаем.

Это нужно знать

НП «Родительский комитет» по просьбе родителей публикует примерный Школьный договор, который может быть взят за основу при составлении Школьных договоров родителей и школы.

Насилие в школе.

Какая информация должна быть предоставлена родителям при зачислении их ребенка в школу или детский сад?

Санитарные нормы для школы

Постановление Правительства РФ «О ПОРЯДКЕ БЕСПЛАТНОГО ПОСЕЩЕНИЯ МУЗЕЕВ ЛИЦАМИ, НЕ ДОСТИГШИМИ ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ»

Рецензия
на комплект учебников Р.Н.  Бунеева, Е.В.  Бунеевой по литературе (1–8 класс)

Предлагаемые учебники охватывают начальную и среднюю школу и, очевидно, представляют некий целостный замысел и единую концепцию формирования личности. Последовательность и продолженность воздействия, приходящегося на наиболее сензитивный период становления ребенка, заставляет отнестись к оценке предлагаемой программе с максимальной внимательностью и ответственностью, так как результаты внедрения программы будут еще более долговременны.

Прежде всего, если речь идет о столь масштабном и амбициозном проекте, требуется ответить на вопрос, какая именно концепция личности лежит в основе программы. Мозаичность подборки произведений, отсутствие временной, жанровой, стилевой последовательности создает ощущение хаотичности, бессистемности, которую можно трактовать как угодно и невозможно выделить ничего определенного. Так, в учебнике за 8 класс соседствуют Шекспир и Т. Толстая, А.П.  Чехов и М.И.  Веллер, в учебнике 7 класса непосредственно следуют друг за другом «Дневник наркоманки» и «Алые паруса» А. Грина.

Изменение пропорции отечественных и зарубежных произведений в пользу зарубежных, невыделенность родной литературы из мировой, уменьшение удельного веса классической отечественной литературы приводит к потере национальной идентичности, препятствует становлению патриотических чувств, очень важных на первом этапе самоидентификации. Родная литература всегда и везде была средством формирования ментальности народа, его идеалов и ценностей. Невыделенность родной литературы в программе, непрослеживание последовательности её развития не позволяет и ребенку последовательно развиваться в русле родной культуры. В книге для чтения в 1 классе вообще отсутствует русская классика и фольклор. В учебнике для 2 класса непредсказуемо смешаны сказки разных народов. Наравне с народны ми сказками, формирующими базовые алгоритмы поведения, приводятся философские авторские сказки (например, А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»), предполагающие иной уровень понимания и восприятия. В 6 классе один ряд ставятся героические образы разных времен, культур и народов. Смешиваются разные представления о благородстве, честности, добре. Принципиально разные модели личности и поведения аннигилируют друг друга. Изучая мифологию разных времен и народов, авторы почему-то не включают христианские притчи, ограничиваясь, как во времена советской педагогики мифами Древней Греции. Между тем, этот пласт культуры уже стал неотъемлемой частью воспитания и замалчивать это значит искажать реалии духовной жизни наших соотечественников.

«Размывание» национальной ментальности в данном проекте ничем не компенсировано. Не возникает никакой модели личности. Это связано и с тем, что наравне с ценностями зачастую выносятся на обсуждение антиценности без учета возрастных способностей ребенка к интегрированию и осмыслению противоположностей. Так, в учебнике для 1 класса «Капельки солнца» изложение правил вежливости следует непосредственно за «вредными советами» Г. Остера, что ставит ребенка, не вполне понимающего еще юмор и иронию, в ситуацию этического конфликта. В учебнике для 6 класса (детям 12–13 лет) предлагаются к изучению тексты Ги де Мопассана и Ме-риме, очевидно не детских писателей, в частности «Венера Ильская», где основные мистические события разворачиваются в первую брачную ночь. В учебнике для 8 класса в разделе «Самосоздание» предлагается тема: «Можно сделать себя и таким… (Ги де Мопассан »Милый друг«)

Знакомство с концепцией авторов, представленной, в частности, в методических рекомендациях для учителя «Уроки литературы в 8-м классе», заставляет предположить, что весь разработанный курс представляет собой не столько обучение литературе, сколько решение психологических проблем взрослых, болезненно переживающих крушение советской эпохи и возникающие в связи с этим сомнения, чувство вины, жажду самореабилитации.

Показательны названия разделов из учебника для 8 класса: «Воспоминание», «Сомнение», «Резонерство», «Разочарование», «Ностальгия», «Затмение», -темы, явно несвойственные подросткам. Однако в русле стремления к самореабилитации оказывается предлагаемая здесь же тема «Человек толпы» и «Человек в толпе».

Примечательно, что в поурочных разработках, авторы часто путают адресат, так что становится непонятно, к кому обращены размышления; к взрослому или ребенку? Например, после «Дневника наркоманки» следует текст: «…Мы не в состоянии защитить даже своих детей. И педагогическая проповедь оказывается бессильной. … Мне повезет, а тебя напоят, как нашу героиню, на вечеринке удивительным напитком, после которого жизнь станет необыкновенно полна и красочна — и ты на крючке. Я спасу свое дитя, а ты уже не спасешь…» («Путь к станции »Я« 7 класс, с. 37). Если это покаяние предназначается детям, то следует иметь в виду, что признание взрослых в собственном бессилии психологически неуместно и травматично, оно деморализует ребенка, оставляя его один на один с ужасным.

Доктор филологических наук, к. психол. наук доцент ф-та журналистики МГУ

Несоответствие содержания программы возрастным потребностям и возможностям учащихся, мозаичность подбора литературных источников, отсутствие системы изложения свидетельствует о том, что литературный материал используется исключительно для подтверждения концепции авторов, проецирующих духовные коллизии и комплексы постсоветского периода (чувство вины, раскаяние, сомнения, потеря чувства идентичности, разочарование, растерянность и т.д.) на детскую аудиторию. Последствия такого проецирования собственных задач и способов их решения может иметь далеко идущие последствия в виде потери чувства культурной, национальной и гражданской идентичности, комплекса вины, этической дезориентации, неспособности выстраивать самостоятельную линию поведения, не говоря уже об отсутствии системных и глубоких знаний по литературе.

Доктор филологических наук, к. психол. наук,
доцент ф-та журналистики МГУ,
Е.Е.Пронина