Рецензия психолога Резапкиной Галины Владимировны на учебное пособие Кубасовой О.В. Хрестоматия для начальной школы с методическими рекомендациями. М,
Путешествие по минным полям школьных учебников
Из аннотации к хрестоматии можно узнать о том, что ее «значительный объем занимают упражнения, вопросы и задания к текстам, обеспечивающие развитие одного из важнейших читательских качеств — антиципации (предугадывание характера текста перед чтением и в процессе чтения), а также развитие воссоздающего воображения, умения творчески интерпретировать прочитанное». Очень полезно будет в эпоху повальной безграмотности — посмотрел на картинку — и все ясно. Ждите комиксов по Достоевскому и Толстому.
Хрестоматию открывает стихотворение В. Берестова «Читалочка». Заявленная цель — «заинтересовать детей в обучении чтению». Понятно, что не все дети в первом классе умеют читать. Они, собственно, и пришли этому учиться. На каждом уроке детям предлагают читать слова, вырванные из контекста, сначала «внимательно, потом плавно, целыми словами, затем по слогам, опять слитно». Деление некоторых слов в тексте на слоги затрудняет восприятие, отвлекает от содержания заданий, рассеивает внимание детей. Непонятно, зачем в упражнениях расчленять слова вопреки правилам морфологии, когда в этом возрасте важно целостное восприятие слова и текста?!
Если ребята только начинают читать по слогам, разумно ли давать им задания, превышающие объем самого текста? Если они читают бегло, знакомы с понятиями «от своего лица», «восклицательные предложения», «кавычки», ударение, то зачем их учить читать по слогам?
Принцип подбора материала тоже не понятен — возможно, взяты книги, которые стояли дома на книжной полке или вставлены отрывки, оставшиеся в авторской памяти. Иначе как объяснить присутствие стихотворения Пушкина «Зимний вечер», которое учащиеся изучают в старших классах? Спасибо, что не «Бесы». Стихи Блока и Сурикова, перегруженные архаизмами, сегодня трудно воспринимать даже взрослому:
В уголке, согнувшись, лапти дед плетет:
Матушка за прялкой молча лен прядет.
Избу освещает огонек светца; Зимний вечер длится, длится без конца…
Вопросы к текстам претендуют на развитие эмоциональной сферы. Но беда в том, что младшим школьникам трудно осознавать и правильно выражать
Стихи и рассказы, включенные в хрестоматию, известны не одному поколению читателей. Правда, они разбавлены текстами Голявкина, Биссета, Иованович-Змай, Хотомской, обладающими сомнительными достоинствами. Рассмотрим, к примеру, рассказ Д.Биссета «Про поросенка, который учился летать». Герой рассказа поросенок по имени Икар просит Волшебный источник исполнить его желание — научиться летать. Недаром его звали Икар, поясняет автор, Д.Биссет. Для кого поясняет, непонятно, потому что со своей интерпретацией истории Икара Кубасова планирует познакомить детей только в третьем классе. А пока — история поросенка, который выпросил у птиц перья, склеил их воском и полетел.
Вот это было счастье! И все зрители тоже радовались, а самый маленький жучок чуть не умер от восторга. Икар поднялся высоко-высоко, почти до самого солнца. — Ай да поросенок! Ай да молодчина! — нахваливал он себя.
Хотя солнце, как и в первоисточнике, растопило воск, и герой «плюхнулся в море», все закончилось хорошо, мама даже похвалила:
— Не огорчайся, мой маленький Икар, ведь ты
— Выше голову, сказал Волшебный источник, ты все равно молодчина!
Какие послания заложены в безобидном, на первый взгляд, рассказике?
Кстати, этот рассказ приведен в разделе «Что такое хорошо и что такое плохо». К сожалению, в хрестоматии достаточно включений, способных дезориентировать детей, не имеющих ответа на этот вопрос.
Конечно, учебник не безнадежен. Если убрать несколько стихотворений и рассказов, обладающих сомнительными достоинствами или не соответствующих возрастным особенностям первоклассников; игнорировать навязчивые рекомендации и бестолковые вопросы, а также пропускать упражнения, которые ничего не дают ни уму, ни сердцу, его вполне можно использовать. А еще лучше — пока Министерство образования и науки не обязали ставить на свою продукцию: «Минобр предупреждает…», читать учебники всей семьей, обсуждая и отделяя зерна от плевел.
Галина Резапкина.