Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет


Top.Mail.Ru

Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Акция

"Давайте подумаем о стандартах образования"

Федеральный государственный образовательный стандарт - это то, чему и как будут учить наших детей.…

Информация

Давайте писать законы о детях вместе!
Президент внес в ГД РФ законопроект по внесению изменений в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка». Проект содержит ряд мер, направленных на содействие физическому, духовному и нравственному развитию детей.

Экспертизы игрушек, компьютерных игр для детей потребовали от Правительства депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края и о направили Председателю Правительства Путину В.В.  Обращение прилагается.

В ряде регионов проводились прокурорские проверки образовательных учреждений на предмет защиты прав ребенка от негативной для него информации. Выявлены нарушения в работе школ. Установлено, что ряд программ и пособий содержит вредную для детей информацию, хотя заявляется как работа, направленная на охрану здоровья. Материалы прокурорской проверки прилагаем.

Это нужно знать

НП «Родительский комитет» по просьбе родителей публикует примерный Школьный договор, который может быть взят за основу при составлении Школьных договоров родителей и школы.

Насилие в школе.

Какая информация должна быть предоставлена родителям при зачислении их ребенка в школу или детский сад?

Санитарные нормы для школы

Постановление Правительства РФ «О ПОРЯДКЕ БЕСПЛАТНОГО ПОСЕЩЕНИЯ МУЗЕЕВ ЛИЦАМИ, НЕ ДОСТИГШИМИ ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ»

Рецензия психолога Резапкиной Галины Владимировны на учебное пособие Кубасовой О.В.  Хрестоматия для начальной школы с методическими рекомендациями. М, АСТ-ЛТД, 1998.

Путешествие по минным полям школьных учебников

Из аннотации к хрестоматии можно узнать о том, что ее «значительный объем занимают упражнения, вопросы и задания к текстам, обеспечивающие развитие одного из важнейших читательских качеств — антиципации (предугадывание характера текста перед чтением и в процессе чтения), а также развитие воссоздающего воображения, умения творчески интерпретировать прочитанное». Очень полезно будет в эпоху повальной безграмотности — посмотрел на картинку — и все ясно. Ждите комиксов по Достоевскому и Толстому.

Хрестоматию открывает стихотворение В. Берестова «Читалочка». Заявленная цель — «заинтересовать детей в обучении чтению». Понятно, что не все дети в первом классе умеют читать. Они, собственно, и пришли этому учиться. На каждом уроке детям предлагают читать слова, вырванные из контекста, сначала «внимательно, потом плавно, целыми словами, затем по слогам, опять слитно». Деление некоторых слов в тексте на слоги затрудняет восприятие, отвлекает от содержания заданий, рассеивает внимание детей. Непонятно, зачем в упражнениях расчленять слова вопреки правилам морфологии, когда в этом возрасте важно целостное восприятие слова и текста?!

Если ребята только начинают читать по слогам, разумно ли давать им задания, превышающие объем самого текста? Если они читают бегло, знакомы с понятиями «от своего лица», «восклицательные предложения», «кавычки», ударение, то зачем их учить читать по слогам?

Принцип подбора материала тоже не понятен — возможно, взяты книги, которые стояли дома на книжной полке или вставлены отрывки, оставшиеся в авторской памяти. Иначе как объяснить присутствие стихотворения Пушкина «Зимний вечер», которое учащиеся изучают в старших классах? Спасибо, что не «Бесы». Стихи Блока и Сурикова, перегруженные архаизмами, сегодня трудно воспринимать даже взрослому:

В уголке, согнувшись, лапти дед плетет:
Матушка за прялкой молча лен прядет.
Избу освещает огонек светца; Зимний вечер длится, длится без конца…

Вопросы к текстам претендуют на развитие эмоциональной сферы. Но беда в том, что младшим школьникам трудно осознавать и правильно выражать свои-то чувства. А учитель (если, конечно, он будет следовать инструкциям О.Кубасовой) на каждом уроке допытывается, какие чувства вызывают или испытывают герои стихотворений и рассказов, предлагает сделать сравнительный анализ различных произведений, «обосновать свое мнение», фактически убивая непосредственный интерес к содержанию. А ведь есть о чем поговорить! Какие воспитательные возможности заложены в произведениях Барто, Маршака, Ушинского, Козлова, Сутеева, Драгунского, Пантелеева, Осеевой, Ермолаева, Железникова. Жалко, что автор хрестоматии этих возможностей не видит. Или не хочет видеть? Утешает только мысль, что хороший учитель сам найдет нужные слова и точные вопросы, которые помогут детям понять и полюбить художественную литературу, а не развить «антиципацию».

Стихи и рассказы, включенные в хрестоматию, известны не одному поколению читателей. Правда, они разбавлены текстами Голявкина, Биссета, Иованович-Змай, Хотомской, обладающими сомнительными достоинствами. Рассмотрим, к примеру, рассказ Д.Биссета «Про поросенка, который учился летать». Герой рассказа поросенок по имени Икар просит Волшебный источник исполнить его желание — научиться летать. Недаром его звали Икар, поясняет автор, Д.Биссет. Для кого поясняет, непонятно, потому что со своей интерпретацией истории Икара Кубасова планирует познакомить детей только в третьем классе. А пока — история поросенка, который выпросил у птиц перья, склеил их воском и полетел.

Вот это было счастье! И все зрители тоже радовались, а самый маленький жучок чуть не умер от восторга. Икар поднялся высоко-высоко, почти до самого солнца. — Ай да поросенок! Ай да молодчина! — нахваливал он себя.

Хотя солнце, как и в первоисточнике, растопило воск, и герой «плюхнулся в море», все закончилось хорошо, мама даже похвалила:

— Не огорчайся, мой маленький Икар, ведь ты все-таки летал!
— Выше голову, сказал Волшебный источник, ты все равно молодчина!

Какие послания заложены в безобидном, на первый взгляд, рассказике? Во-первых, если что-то нельзя, но тебе этого очень хочется, то можно. Ты получишь от этого массу удовольствия. Если что-то выйдет не так, как ты хотел, это не смертельно: тебя не только не поругают, но еще и похвалят. А если ребенок сомневается в правильности поведения Икара, учитель «дожмет» его наводящими вопросами: «Чем тебе нравится Икар? За что похвалил Икара Волшебный источник? Какие чувства испытывал Икар, когда летел?»

Кстати, этот рассказ приведен в разделе «Что такое хорошо и что такое плохо». К сожалению, в хрестоматии достаточно включений, способных дезориентировать детей, не имеющих ответа на этот вопрос.

Конечно, учебник не безнадежен. Если убрать несколько стихотворений и рассказов, обладающих сомнительными достоинствами или не соответствующих возрастным особенностям первоклассников; игнорировать навязчивые рекомендации и бестолковые вопросы, а также пропускать упражнения, которые ничего не дают ни уму, ни сердцу, его вполне можно использовать. А еще лучше — пока Министерство образования и науки не обязали ставить на свою продукцию: «Минобр предупреждает…», читать учебники всей семьей, обсуждая и отделяя зерна от плевел.

Галина Резапкина.