Рецензия психолога Резапкиной Галины Владимировны на учебное пособие Бунеева Р.Н, Бунеевой Е.В «Капельки солнца». Книга для чтения в
«Свободный ум» против «здравого смысла» (об учебниках серии «Школа-2100»)
Найдется ли человек, который не разделял бы озвученную авторами Образовательной системы «Школа-2100» установку — «ориентация на все лучшее в российской педагогической традиции, от Ушинского и Льва Толстого до «педагогики сотрудничества». «Хочешь любви, большой, но чистой?» — «Кто же ее не хочет?» — отвечала крестьянская девушка заезжему ловеласу в известном фильме.
На каждой странице объемного руководства к Образовательной системе — хорошие и умные слова. Самое популярное словосочетание — «должен быть»: «должна быть развивающей», «должна быть самостоятельной…«, «должен осознавать», «должно быть сформировано», «должно быть обеспечено» и т.д. В надежде, что
Как филолога по первому образованию меня особо интересует литература. В нетерпении открываю глянцевую обложку, на которой изображен очкарик с заячьими ушами. «Капельки солнца» из серии «Свободный ум», книга для чтения в 1 классе.
Читаю знакомые с детства тексты, перемежающиеся вредными советами Остера, спотыкаясь о регулярные превращения мальчика в зайца и наоборот («Составьте по картинкам устный рассказ «Заяц Пус мечтает»), и честно стараюсь увидеть, как авторы реализуют идеи Бахтина, Блонского, Выготского, Роджерса, Франкла, Ухтомского и еще десятка корифеев отечественной и зарубежной психологии, щедро цитируемых авторами «Школы 2100»? В чем ее принципиальное отличие от других систем? «Деятельностный подход, «личностно ориентированное образование», «педагогика свободы» против «педагогики необходимости»… Жонглирование словами, которые превратились в образовательные штампы.
Вероятно, дело было так. Ученые, как это часто бывает, слепили идеальную, по их разумению, образовательную модель из кусков умных, но бесконечно далеких от жизни диссертаций. Затем нашли авторов, которые собрали текст, особо не заботясь, чтобы он соответствовал теоретической модели. В школе это называют «подгонкой». Третья составляющая книги — концепция оформления. Рисуночки, конечно, страшноватые. Да и детские гримасы и ужимки на фотографиях могут умилить только их родителей. Наверное, авторы не имеют никакого отношения к оформлению. Наверное, и рамочка со штрих-кодом на каждом рисунке не входила в их планы. А в чьи входила?
Но посмотрим, что скрывает «Маленькая дверь в большой мир». Так нейтрально Бунеевы назвали учебник литературы для второго класса.
Галина Резапкина