Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет


Top.Mail.Ru

Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Акция

"Давайте подумаем о стандартах образования"

Федеральный государственный образовательный стандарт - это то, чему и как будут учить наших детей.…

Информация

Давайте писать законы о детях вместе!
Президент внес в ГД РФ законопроект по внесению изменений в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка». Проект содержит ряд мер, направленных на содействие физическому, духовному и нравственному развитию детей.

Экспертизы игрушек, компьютерных игр для детей потребовали от Правительства депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края и о направили Председателю Правительства Путину В.В.  Обращение прилагается.

В ряде регионов проводились прокурорские проверки образовательных учреждений на предмет защиты прав ребенка от негативной для него информации. Выявлены нарушения в работе школ. Установлено, что ряд программ и пособий содержит вредную для детей информацию, хотя заявляется как работа, направленная на охрану здоровья. Материалы прокурорской проверки прилагаем.

Это нужно знать

НП «Родительский комитет» по просьбе родителей публикует примерный Школьный договор, который может быть взят за основу при составлении Школьных договоров родителей и школы.

Насилие в школе.

Какая информация должна быть предоставлена родителям при зачислении их ребенка в школу или детский сад?

Санитарные нормы для школы

Постановление Правительства РФ «О ПОРЯДКЕ БЕСПЛАТНОГО ПОСЕЩЕНИЯ МУЗЕЕВ ЛИЦАМИ, НЕ ДОСТИГШИМИ ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ»

Рецензия психолога Резапкиной Галины Владимировны на учебное пособие Бунеева Р.Н,  Бунеевой Е.В «Капельки солнца». Книга для чтения в 1-м классе. Изд. 3-е,  переработанное. — М, Баласс, 2005. — 208 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»).

«Свободный ум» против «здравого смысла» (об учебниках серии «Школа-2100»)

Найдется ли человек, который не разделял бы озвученную авторами Образовательной системы «Школа-2100» установку — «ориентация на все лучшее в российской педагогической традиции, от Ушинского и Льва Толстого до «педагогики сотрудничества». «Хочешь любви, большой, но чистой?» — «Кто же ее не хочет?» — отвечала крестьянская девушка заезжему ловеласу в известном фильме.

На каждой странице объемного руководства к Образовательной системе — хорошие и умные слова. Самое популярное словосочетание — «должен быть»: «должна быть развивающей», «должна быть самостоятельной…«, «должен осознавать», «должно быть сформировано», «должно быть обеспечено» и т.д.  В надежде, что наконец-то появятся учебники, в которых изложено, как всего этого достичь, стараюсь не замечать фактические и грамматические ошибки, стилистическую небрежность, повторы и излишнее теоретизирование. Шутка ли — авторы выносили детище, зачатое еще до перестройки, в 1988 году ВНИК «Школа». Тогда еще первые кооперативы начинались. Правда, сами уточняют, что этот подход не нов — в истории образования он формулировался неоднократно. Но вот беда, никому пока «так и не удалось последовательно реализовать его в той или иной образовательной системе». Кроме, надо полагать, создателей «Школы 2100». Свершилось!

Как филолога по первому образованию меня особо интересует литература. В нетерпении открываю глянцевую обложку, на которой изображен очкарик с заячьими ушами. «Капельки солнца» из серии «Свободный ум», книга для чтения в 1 классе. Какие-то говорящие зайцы, один из которых превратился в мальчика и пошел в школу… Материал подается через призму восприятия этого мальчика-зайчика, которого называют то Пусом, то Петей Зайцевым…

Вообще-то в младшем школьном возрасте происходит очень важный процесс, который называется самоидентификацией. Ребенок (да и взрослый!) идентифицирует себя с героем. Поэтому так важно с детства читать хорошую, правильную литературу и смотреть хорошие, правильные фильмы, где ясно расставлены смысловые акценты — «что такое хорошо и что такое плохо», где главный герой — хороший человек. А не заяц. Пусть даже хороший. С этого места мой свободный ум начинает конфликтовать с моим здравым смыслом.

Читаю знакомые с детства тексты, перемежающиеся вредными советами Остера, спотыкаясь о регулярные превращения мальчика в зайца и наоборот («Составьте по картинкам устный рассказ «Заяц Пус мечтает»), и честно стараюсь увидеть, как авторы реализуют идеи Бахтина, Блонского, Выготского, Роджерса, Франкла, Ухтомского и еще десятка корифеев отечественной и зарубежной психологии, щедро цитируемых авторами «Школы 2100»? В чем ее принципиальное отличие от других систем? «Деятельностный подход, «личностно ориентированное образование», «педагогика свободы» против «педагогики необходимости»… Жонглирование словами, которые превратились в образовательные штампы.

Вероятно, дело было так. Ученые, как это часто бывает, слепили идеальную, по их разумению, образовательную модель из кусков умных, но бесконечно далеких от жизни диссертаций. Затем нашли авторов, которые собрали текст, особо не заботясь, чтобы он соответствовал теоретической модели. В школе это называют «подгонкой». Третья составляющая книги — концепция оформления. Рисуночки, конечно, страшноватые. Да и детские гримасы и ужимки на фотографиях могут умилить только их родителей. Наверное, авторы не имеют никакого отношения к оформлению. Наверное, и рамочка со штрих-кодом на каждом рисунке не входила в их планы. А в чьи входила? Кто-нибудь может объяснить, какую смысловую или художественную нагрузку несет стилизованный штрих-код на каждой странице книги для чтения в первом классе?

Но посмотрим, что скрывает «Маленькая дверь в большой мир». Так нейтрально Бунеевы назвали учебник литературы для второго класса.

Галина Резапкина