Рецензия психолога Резапкиной Галины Владимировны на учебник Бунеева Р.Н, Бунеевой Е.В., Чиндиловой О.В. «Год после детства».
Кошмар на у…роке литературы
Несколько лет назад в сборнике элективных курсов, в редакционную коллегию которого входило два десятка кандидатов и докторов педагогических и психологических наук, я обнаружила удивительную программу под названием «Целительные силы». В программе было снятие порчи и сглаза, диагностика кармы и практические занятия по уринотерапии. Сборник был распространен по школам в печатном и электронном виде…
Тогда я расценила это как некий курьез — ну, недосмотрели ученые и чиновники. Сегодня я склонна рассматривать «вбрасывание» в школы этой и другой подобной продукции как разведку боем — «прокатит или нет»?
Прокатило. Сегодня мы имеем линию учебников по литературе оккультно-мистической направленности. Одни из них рекомендованы Министерством науки и образования Российской Федерации, другие «допущены», третьи и без всяких грифов издаются многотысячными тиражами.
Уже с эпиграфа к учебнику-хрестоматии по литературе для
— А вы
— Конечно, нет, — ответил лектор и медленно растаял в воздухе.
Правдивая история. А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»
Наверное, вспомнили, как сладко замирало сердце от ночных страшилок в пионерском лагере… Но всему свое время, место и мера. Ночь кошмаров длиною в полугодие — это перебор даже для поколения, выросшего на фильмах ужасов. Тем более, что смотреть или не смотреть фильм — это ваше личное дело. А тут — будьте любезны, ответьте, «как от строфы к строфе нарастает чувство ужаса в душе героя и читателя баллады «Лесной царь» Гете.
Чувствуется, что Бунеевы свое дело знают. В рекомендациях для учителя баллада Жуковского «Светлана» снабжена двумя (!) переводами первоисточника — баллады Бюргера «Ленора», а также дан оригинал на немецком языке с подстрочником! Далеко не все студенты филологических факультетов знакомятся с текстами в таком объеме. Родителям, у которых нет времени читать учебники своих детей, поясню, что речь идет о безутешной невесте, проклинающей небо за смерть своего жениха. Ночью Леноре является убитый жених и увозит ее к себе домой, на кладбище:
Кусок одежды за кустом
Слетел с него, как тленье;
И нет уж кожи на костях;
Безглазый череп на плечах;
Нет каски, нет колета;
Она в руках скелета…
И так далее. В общем, все умерли. Очень актуально для шестиклассников.
Дальше — «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя (это в
После этой обоймы негатива делается неуклюжая попытка психологической реабилитации школьников рассказом А.П. Чехова «Страшная ночь». Авторы надеются таким образом смягчить урон, нанесенный детской психике двухмесячным путешествием в загробный мир?
Первой на атаку отреагировала Камчатка. В обращении председателя Совета народных депутатов Камчатской области Н.Я.Токманцева к министру образования и науки РФ А.А.Фурсенко, написанном по многочисленным просьбам родителей и поддержанном законодательными собраниями
У специалистов РАО, отстаивающих программу, с этим проблемы.
Из письма и.о. президента РАО Д.И. Фельдштейна директору Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ И.И.Калине (от 11.12.06):
Произведения, которые условно можно назвать «мистическими», включены в учебник 6 класса и присутствуют всего в одном разделе. В основном, все они входят в государственный образовательный стандарт и рекомендованы для включения в любой государственный учебник литературы (В.А.Жуковский «Светлана», Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством», А.С.Пушкин «Бесы», «Песни западных славян» и другие. Стихотворение В.А.Жуковского «Лесной царь» всегда традиционно предлагается для чтения учащимся при изучении романтизма. Пародийный юмористический рассказ А.П.Чехова «Страшная ночь» даже условно трудно отнести к мистике. Присутствие данных произведений оправдано концептуально и методически, так как на их основе изучается направление романтизм и мистическая тема в российской литературе, без которых невозможно адекватное представление о литературном процессе. Кроме того, в вышеназванных учебниках через эти произведения учащиеся знакомятся с нашей национальной славянской мифологией, без знания которой невозможно понимание русской классики
Знакомый издатель говорил, что издательский бизнес по доходности занимает третье место после торговли оружием и наркотиками. По «убойной силе», наверное, тоже. В учебнике есть произведения, представляющие серьезную духовную опасность.
Малоизвестная широкому читателю новелла Мопассана «Орля», которую Л.Андреев назвал истерической, написана в форме дневниковых записей больного, страдающего манией преследования. Психически больной писатель раскрывает суть процессов, происходящих в сознании человека, больного шизофренией.
Кстати, вам известно значение слова «Орля»? Из учебника Бунеевых я узнала, что «это слово сейчас принято понимать в значении »внешнее, находящееся за пределами действительности». Кем принято, не сказано. Орля, одним словом!
Герой Мопассана борется с таинственным Орля, пытается перехитрить невидимку («О, да, я буду ему повиноваться, следовать его внушениям, выполнять его приказания, стану кротким, покорным, трусливым! Он сильнее. Но мой час придет…») Он запирает Орля и поджигает свой дом, но возникают сомнения: «Мертвый? Да так ли?А его тело? Ведь его светопроницаемое тело не уничтожить средствами, убивающими наши тела!». Герой приходит к выводу, что избавление возможно только ценой самоубийства.
Прошу прощения у тех, кому пришлось это читать. Но самый верный способ узнать, что изучают наши дети — прочитать выдержки из их учебников. Вариант цитатного плана, приведенный в рекомендациях, состоит из 23 пунктов и занимает три страницы мелким шрифтом. Детям предстоит не только читать «Орля», но и выписывать самые жуткие фрагменты. По мнению авторов хрестоматии, «подобная работа поможет углубленному проникновению в текст, исследованию психологического состояния героя».
Чтобы ответить на вопросы к тексту, нужно настолько глубоко войти в образ героя, что есть риск не вернуться. Дети должны объяснить, «что повергло героя в состояние крайнего ужаса (человечеству грозит гибель, на смену человеку приходит новое Существо — Орля) и почему герой называет Орля и пленником, и повелителем (герою кажется, что Орля боится его, что его можно пленить, но Орля до последней минуты держит героя в руках, … а мысль о том, что Орля жив, видимо, приведет героя к самоубийству) (Е.Барова, Методические рекомендации для учителя к учебнику-хрестоматиидля
Для «непонятливых» учителей в скобках даны «правильные» ответы. В системе, декларирующей «деятельностный подход», «личностно ориентированное образование», »педагогику свободы« против »педагогики необходимости« используются приемы, характерные для тридцатых годов прошлого века: «Ваш любимый поэт и почему именно Маяковский»! Было бы забавно, если бы не было так страшно…
Иногда мне кажется, что современное школьное образование — это и есть Орля — таинственная и неуловимая сила, которая целенаправленно разрушает здравый смысл, навязывает самоубийственные модели поведения и диктует свои правила игры в целях, известных только узкому кругу лиц. Авторы типа Р. Бунеева (по удивительному совпадению еще и директора по науке издательства «Баласс») — пешки в этой игре. Угроза проникновения оккультно-мистического мировоззрения в сферу образования давно требует внимания не только педагогов, врачей и психологов образования, но и специалистов силовых ведомств, поскольку является вопросом национальной безопасности.
Художественный текст в отличие от научного не может быть нейтрален, потому что несет в себе энергию автора, его ценности, открытия и заблуждения. Читайте ребенку стихи и рассказы, написанные талантливым, но душевно больным или эмоционально ущербным человеком — и вы рискуете вырастить его подобие, правда, лишенное таланта. Хотите вырастить человека с чистым сердцем и ясным умом — питайте его книгами, написанными людьми с чистым сердцем и ясным умом. И чем раньше это произойдет, тем прочнее будет результат. Поэтому так легко формируются в этом возрасте искаженные ценности — информация, полученная первой, да еще из авторитетных рук воспитателя или учителя, воспринимается как единственно верная. Так цыплята, высиженные уткой, лезут за ней в воду.
Галина Резапкина
P.S. Из письма и.о. президента РАО Д.И. Фельдштейна директору Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ И.И.Калине (от 11.12.06):
… проведенные экспертизы дают основание утверждать, что Образовательная система «Школа 2100» и реализующий ее непрерывный учебно-методический комплекс отвечают требованиям государственного стандарта, основным стратегическим направлениям развития образования, являются здоровьесберегающими, соответствуют государственной политике Российской Федерации в области образования и закону «Об образовании» (№
3266–1 от 10.07.92).И.о. президента Д.И. Фельдштейн