Рецензия на учебное пособие Бунеева Р.Н, Бунеевой Е.В «Путь к станции «Я» для 7 класса.
Изд. Баласс, 2005 (Образовательная система «Школа 2100»).
Убойная сила слова (рецензия на учебник по
«Какие они счастливые! О них узнает вся страна«, — мечтательно сказала семиклассница из подмосковной Балашихи на похоронах трех своих одноклассниц, которые, взявшись за руки, выпрыгнули из окна квартиры на девятом этаже.
Ассоциативная память услужливо извлекла из запасников этот случай во время чтения учебника Бунеевых по литературе «Путь к станции «Я» для
«Бьет по мозгам сильно, конечно. Но впечатление неоднозначное — своему
Сильно сомневаюсь, что это — подлинный дневник пятнадцатилетний американской наркоманки. Слишком литературно, слишком смачно описаны ощущения школьницы, употребляющий наркотики («Это было круто, лучше, чем в прошлые разы, не знаю, как это возможно, но тем не менее это так. Я несколько часов созерцала уникальность и великолепие своей правой руки. Я видела все мышцы, клетки и поры. Каждый кровеносный сосуд был прекрасен сам по себе, я до сих пор трепещу от всего этого великолепия«), потерявшей девственность и озабоченной возможной беременностью («Мне раньше и в голову не приходило, что я могу забеременеть. Может ли это произойти в первый раз? Женится ли тогда на мне Билл или решит, что я маленькая дура, которая занимается этим со всеми? Наверное, сделаю аборт»), ушедшей из дома и испытавшей все радости секса за дозу от группового изнасилования до гомосексуализма («Прошлая ночь оказалась худшей в моей никчемной, гнилой, вонючей, мрачной, уродской жизни. Мы были вчетвером с Шейлой и ее теперешним бойфрендом Родом, и они познакомили нас с героином. Это были потрясающие ощущения, абсолютно отличные от всего, что я пробовала раньше. Но прямо перед тем, как отключиться, я заметила, как Шейла и этот ее мудак собираются закинуться «спидом». Я еще удивилась, зачем им эти бодряки, когда они вмазали нас таким замечательно расслабляющим средством. Поняла, когда эти ублюдки стали насиловать нас — грубо, садистски. Говнюки — спланировали все это заранее»), безуспешно лечившейся от наркомании («Сначала черви отъели у меня женские органы. Они почти полностью выели вагину и груди, а теперь трудятся над моим ртом и глоткой. Я хочу, чтобы доктора и сестры позволили моей душе умереть, но они все пытаются воссоединить тело и дух»).
«…Героиня этой книги умерла через три недели после своего решения не заводить новый дневник. Ее родители вернулись из кино и нашли ее мертвой. Они вызвали полицию и врачей, но было уже поздно. Была это случайная передозировка или преднамеренная? Никто не знает, да в
Действительно, о чем еще думать нашим семиклассницам. До ЕГЭ и профильного класса дожить еще надо… Бедные дети! Уж лучше пусть прогуливают уроки и получают двойки за невыученные уроки, чем изучают такую литературу!
Подростки должны ответить на вопрос, «что же подтолкнуло героиню вступить на ужасный путь, приведший ее к гибели?» По мнению авторов, «трагедия героини прежде всего в боязни индивидуальности, в слабости характера, в неспособности сопротивляться обстоятельствам» (с.94).
Ложные посылки, уводящие от истинных причин трагедии!
«Героиня Д.п.н., к сожалению, не нашла себе серьезного занятия, может быть, как раз потому, что в ее жизни в целом все было благополучно, а проблемы ее носили несколько надуманный характер».
Многие люди наивно считают, что самое лучшее воспитание — это запугивание. Прочитает подросток о страшном конце сверстника, который не слушался родителей — и будет слушаться. Возможно, да. Только надо знать, для какого психотипа допустимо такое воздействие, в какой форме и в каком возрасте. Иначе получится обратный эффект.
Это — как прививка. Качественная, сделанная в нужный момент и по всем правилам здоровому ребенку — поможет. Если нарушено одно или несколько условий — последствия могут быть серьезнее теоретически возможной болезни.
Авторы уверяют, что чтение такой литературы — своего рода профилактика наркомании, а также алкоголизма, нежелательной беременности и спида. Это справедливо для определенной категории подростков, например, для тревожно-мнительных. Демонстративных подростков, которых хотят быть в центре внимания любой ценой, даже ценой своей жизни, такое чтиво может спровоцировать на поступки, от которых взрослые так неуклюже стараются их оградить. Причем демонстративных сейчас намного больше, чем
Из методических рекомендаций Е.Баровой узнаем, что «учебник «Путь к станции «Я» представляет собой совершенно новый этап в работе авторов… …учебник помогает подростку, отроку постичь себя, причем не только через великолепные образцы художественной литературы, но и через форму, логику и композицию самой учебной книги».
Сквозной персонаж, ведущий подростков по своих дневниковых записей — студент Алексей (вероятно, он лет на пять-шесть старше учеников, которым адресован учебник). В юности пять лет — целая вечность. Алексей по замыслу авторов ищет смысл жизни и вовлекает в это занятие семиклассников.
Кроме «Синей травы» семиклассники должны прочитать фрагменты «Былого и думы» Герцена, наводившего тоску еще на их родителей; «Детства» Толстого и Горького; «Мне скоро шестнадцать» М. Цветаевой (семиклассникам, кстати, на три года меньше); Ш.Бронте «Джен Эйр»; жесткий рассказ В. Тендрякова «Хлеб для собаки»; «Слепой музыкант» В.Короленко; дневник Анны Франк «Погибель»… Не уверена, что все эти тексты семиклассники станут разыскивать в интернете и библиотеках с таким же энтузиазмом, как «Дневник пятнадцатилетней наркоманки».
Читать и анализировать в течение года произвольно выхваченные отрывки из чужих дневников и мемуаров в сочетании с хронологическими скачками — удовольствие на любителя. Должна же быть в этом
Герои большинства текстов, включенных в хрестоматию, трагически погибают в подростковом возрасте. Остальные испытывают нравственные потрясения, которые накладывают отпечаток на всю их жизнь.
Главы из книги Л. Кассиля «Ранний восход. Дневник Коли Дмитриева. «Учитель может сообщить учащимся, что в 1949 году Лев Кассиль попал на выставку произведений Коли Дмитриева, трагически погибшего в 15 лет 12 августа 1947 года. Писатель был настолько поражен и пленен увиденным, что решил написать о юном художнике книгу…». Текст начинается с четвертой главы второй части. Вопросы к тексту: Объясни, как ты понимаешь смысл названия глав и т.д. Но для этого нужно читать текст целиком!
Смерть предстает в поэтизированном виде. О серьезных вещах говорится мимоходом, вскользь: «Не сотвори себе кумира!.. Вся история человечества — это построение и разрушение памятников». Рядом неразборчивый ксерокс с картины Босха «Вавилонская башня»…И вопросы к тексту: «Нужны ли людям кумиры? Есть ли кумиры у тебя? За что ты их любишь?» Из контекста занятий учащимся должно быть понятно, что творить кумиров — плохо. А почему плохо? А что хорошо?
Из заключения Российской академии образования о работе экспериментальной площадки Российской академии образования «Образовательная система «Школа 2100» и использовании ее в широкой практике: — учебники формируют у ученика целостную систему знаний, являющихся ориентиром для поиска нужной информации и решения творческих задач…»
«Есть два вида лжи: говорить то, чего нет, и не говорить того, что есть. Я не знаю, что страшнее, — писал замечательный русский писатель Виктор Некрасов.
Целостная система знаний подростка о себе и своем месте в мире на страницах учебника выглядит очень однобоко и безрадостно: конфликты, болезни, грязь, насилие, непонимание окружающих, смерть… Зачем все это? Чтобы вогнать читателей в депрессию, откуда — один шаг до раскрытого окна? Филологам очевидна убойная сила слова: предсмертные стихи Есенина спровоцировали эпидемию самоубийств.
Раздел Я и Я. На шмуц-титуле — фрагмент работы Дали «Рождение человека». Человек мучительно выбирается из яйца. А смысл? Посмотрим, что думают по этому поводу классики.
Стихотворение А.Пушкина «Дар напрасный, дар случайный». Вопросы к учащимся: О каком душевном состоянии поэта говорят строки стихотворения? Найди философские размышления поэта о жизни. Что его заставляет страдать? В чем видит поэт свое предназначенье? Попробуй доказать на примере прочитанных тобою произведений А.С.Пушкина справедливость последних строк второй строфы.
Последние строки второй строфы звучат так:
…Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?…
Непонятно, что ребята должны здесь доказывать.
Предвкушаю анализ знаменитого поэтического диалога Пушкина и Филарета. Интересно, что думают о нем школьники, как воспринимают стихотворение «Дар напрасный, дар случайный», написанное поэтом в свой
Ничего этого нет. А есть примитивные и сумбурные методические рекомендации к уроку «Дар напрасный? Дар случайный?»: «Мы не видим противоречия в содержании
Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Вопросы, заданные поэтом в минуты уныния, тяжелыми гроздьями повисают над бедными головами семиклассников. Вероятно, чтобы закрепить полученный эффект — стихотворение Н. Огарева «Хандра»:
Бывают дни, когда душа пуста:
Ни мыслей нет, ни чувств, молчат уста,
Равно печаль и радости постылы,
И в теле лень, и двигаться нет силы.
Напрасно ищешь, чем бы ум занять, -
Противно видеть, слышать, понимать,
И только бесконечно давит скука,
И кажется, что жить — такая мука!
Затем — «Пока горит свеча» А.Макаревича, лучшая, на мой взгляд, песня «Машины времени», которая в стихотворном виде теряет многое, если не все. Вряд ли когда-нибудь Андрей Вадимович мечтал попасть в учебник литературы для
Уверена, что такая литература придется по вкусу поклонникам модного сейчас в молодежной среде
Авторы учебника не обманули. В книге есть и «строгая логическая последовательность, оригинальность композиции, единство нравственной проблематики, наличие внутренней ассоциативной и смысловой взаимосвязи всех разделов«.
«Логично» и «последовательно» детей ведут в трясину уныния. «Нравственная проблематика» сводится к актуализации негативных переживаний. Есть в учебники и светлые станицы, такие, как «Алые паруса» А.Грина. Но они растворяются в массе тенденциозно подобранных литературных произведений, моделирующих картину мира, в котором не хочется жить. Герои произведений, с которыми невольно будут идентифицировать себя семиклассники, представлены жертвами и мучениками, как на кощунственной картине В.Овчинникова «Св.Себастьян», приведенной в качестве иллюстрации к «Дневникам Адриана Моула» С.Таунсенд. К счастью, остальные иллюстрации в книге отвратительного качества, которое нейтрализует «воспитательное» воздействие картин Босха, Ван Гога, Гойя, Дали, Пикассо…
Но, судя по ответу директора департамента государственной политики в образовании И.И.Калины на обращение родителей по поводу качества учебной литературы, в жизни все не так плохо, как в этом учебнике:
«В соответствии со ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» выбор учебников из утвержденных федеральных перечней, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе, относится к компетенции и ответственности образовательного учреждения. Учебную литературу выбирает школа, и это должен быть выбор, согласованный с органом общественного управления образовательным учреждением (Советом школы, попечительским советом, общим собранием, педагогическим советом), а также с учетом мнения родительской общественности».
филолог, психолог, старший научный сотрудник
Центра практической психологии образования
Академии социального управления (Москва)
автор книг по педагогике и психологии
Г.В. Резапкина