В Некоммерческое партнерство «Родительский комитет» обратилась многодетная мать Дудина Наталья в связи с тем, что ее семилетняя дочь изучает литературное чтение по учебнику, составленному Э.Э.Кац «Литературное чтение» для 1 класса. Содержание учебника, с которым она ознакомились вместе с мужем, возмутило родителей, они запретили ребенку учиться в школе по этому учебнику. Однако их беспокойства по поводу этого учебника продолжаются, поскольку в классе их дочь продолжает заниматься по нему вместе со всеми детьми.
Родители обратили внимание, что в учебнике используются в качестве персонажей фантастические существа, значение и природа которых не объясняется, задания к текстам носят странный характер и смысл их не понятен. В качестве тестов в основном подобраны фантастические произведения. Они взволнованы таким необъяснимо большим количеством мистических текстов в учебнике, который может отрицательно влиять на здоровье и психическое состояние детей.
НП «Родительский комитет» обратился с просьбой о проведении экспертизы этого учебника к педагогу-консультанту Скопиной Л.И. Экспертное заключение прилагается.
Экспертное заключение
на учебник «Литературное чтение» для 1 класса,
автора Э.Э.Кац, издательство АСТ, «Астрель», 2011 год
Предметом рассмотрения является учебник для первого класса автора Э.Э.Кац нового учебно-методического комплекта для начальной школы «Планета знаний», издательство «Астрель». Внешний вид учебника отвечает требуемым стандартам, однако по поводу содержания учебника возник целый ряд существенных замечаний.
Учитывая, что учебник рассчитан на детей
Отдельное внимание хочется уделить заданиям к текстам. Образовательные цели, которые преследуют авторы учебника, заявляя о «высоком и прочном уровне обученности в классах с любой подготовкой» практически невозможно достичь в связи с тем, что процесс выполнения заданий сопровождается большим повышение эмоционального фона урока, которая в нередких случая граничит с перенапряжением нервно-психической сферы ребенка и, при отсутствии постепенного объяснения (объясняется только тот материал, который ребенок и без того знает с 3 лет), требует от него неадекватных психических затрат. Если вопросы после прочтения текста по типу: «что ты почувствовал?», «прочитай стихотворение со страхом, с завистью, с грустью», ничему не обучая, просто растормаживают эмоциональную сферу ребенка, то дальнейшие вопросы уже предваряют психопатическое состояние, в дальнейшем углубляя и укрепляя его постановкой анти воспитательных задач. Приведем постранично примеры из учебника:
стр. 39 — задание: «вообрази, что ты плывешь по небу».
стр. 43 — появляются необычные вещи (чайник на колесах и т.п.) и надо описать, какое у них настроение.
стр. 46 — задание: «Почему юле кажется, что она с ума сошла?»
стр. 46 — «сравни чувства юлы и телефона».
стр. 47 — задание: «Представь, что в этой комнате появились другие предметы и тоже заплясали. Расскажи, какие вещи появились. Как они двигались? Что они чувствовали?»
стр. 51 — задание: «Посиди тихо (имеется в виду, в пустой комнате), а потом расскажи, что услышал».
стр. 55 — «Прислушайся к тишине у себя дома».
При отсутствии какой-либо внятной образовательной цели, воспитательные задачи также сводят любые усилия родителей, приучающих их хотя бы к элементарной дисциплине фактически на нет. На странице
В свете выявленных несуразностей и ляпов данный учебник нельзя признать удовлетворительным. Если ошибки в учебнике не преднамеренные, то приходится сомневаться в компетентности авторов, его составлявших. В противном случае этот учебник нельзя назвать педагогическим пособием, поскольку его содержание не соответствует цели воспитания сознательного, адекватного, дисциплинированного, интеллектуально развитого гражданина.
Считаю, что данный учебник не соответствует поставленным задачам. Предлагаю снять с этого учебника гриф «Рекомендовано Министерством Образования и науки Российской Федерации».
Педагог — консультант НП «Родительский комитет» Скопина Л.И.