Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет


Top.Mail.Ru

Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Акция

"Давайте подумаем о стандартах образования"

Федеральный государственный образовательный стандарт - это то, чему и как будут учить наших детей.…

Информация

Давайте писать законы о детях вместе!
Президент внес в ГД РФ законопроект по внесению изменений в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка». Проект содержит ряд мер, направленных на содействие физическому, духовному и нравственному развитию детей.

Экспертизы игрушек, компьютерных игр для детей потребовали от Правительства депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края и о направили Председателю Правительства Путину В.В.  Обращение прилагается.

В ряде регионов проводились прокурорские проверки образовательных учреждений на предмет защиты прав ребенка от негативной для него информации. Выявлены нарушения в работе школ. Установлено, что ряд программ и пособий содержит вредную для детей информацию, хотя заявляется как работа, направленная на охрану здоровья. Материалы прокурорской проверки прилагаем.

Это нужно знать

НП «Родительский комитет» по просьбе родителей публикует примерный Школьный договор, который может быть взят за основу при составлении Школьных договоров родителей и школы.

Насилие в школе.

Какая информация должна быть предоставлена родителям при зачислении их ребенка в школу или детский сад?

Санитарные нормы для школы

Постановление Правительства РФ «О ПОРЯДКЕ БЕСПЛАТНОГО ПОСЕЩЕНИЯ МУЗЕЕВ ЛИЦАМИ, НЕ ДОСТИГШИМИ ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ»

В Некоммерческое партнерство «Родительский комитет» обратилась многодетная мать Дудина Наталья в связи с тем, что ее семилетняя дочь изучает литературное чтение по учебнику, составленному Э.Э.Кац «Литературное чтение» для 1 класса. Содержание учебника, с которым она ознакомились вместе с мужем, возмутило родителей, они запретили ребенку учиться в школе по этому учебнику. Однако их беспокойства по поводу этого учебника продолжаются, поскольку в классе их дочь продолжает заниматься по нему вместе со всеми детьми.

Родители обратили внимание, что в учебнике используются в качестве персонажей фантастические существа, значение и природа которых не объясняется, задания к текстам носят странный характер и смысл их не понятен. В качестве тестов в основном подобраны фантастические произведения. Они взволнованы таким необъяснимо большим количеством мистических текстов в учебнике, который может отрицательно влиять на здоровье и психическое состояние детей.

НП «Родительский комитет» обратился с просьбой о проведении экспертизы этого учебника к педагогу-консультанту Скопиной Л.И.  Экспертное заключение прилагается.

Экспертное заключение

на учебник «Литературное чтение» для 1 класса,
автора Э.Э.Кац, издательство АСТ, «Астрель», 2011 год

Предметом рассмотрения является учебник для первого класса автора Э.Э.Кац нового учебно-методического комплекта для начальной школы «Планета знаний», издательство «Астрель». Внешний вид учебника отвечает требуемым стандартам, однако по поводу содержания учебника возник целый ряд существенных замечаний.

Учитывая, что учебник рассчитан на детей 7–8 летнего возраста, можно заметить, что содержащийся в нем материал сильно занижает уровень развития детей этого возраста. Используемый литературный материал рассчитан часто на детей 4–5 лет — считалки, песенки, загадки для маленьких. Стихи подобраны таким образом, что они не повышают интеллектуальный уровень детей, а наоборот, сильно действуют на эмоции детей, отвлекая их от серьезного восприятия школьного материала. Заметно отсутствие стихотворений классиков русской литературы, дающих прекрасные образцы в описании явлений природы, понимание человеческих взаимоотношений. Вместо этого цитируется английская считалка (стр. 11): Крендель-мендель-колбаса/ Взмыла хрюшка и небеса…! и подобные ей произведения. В некоторых местах автор учебника дает пустой, ничего не значащий текст, не понятно о чем (стр.33): Потолок в комнате — удивительный. Стены — удивительные. Пол — удивительный. А затем предлагает детям самим объяснить, почему они удивительные, не объясняя зачем. Вместе с тем в учебнике появляются вымышленные персонажи Фюсь и Каркузябра. Не известна их природа и смысл появления никак не объясняется, за исключением песенки, которую они поют (стр.10): Фю-фю-фю,/Ся-ся-ся./Вот вам песенка и вся. И потом опять же детям предлагают рассказать, как выглядят эти персонажи, что они о них знают, а заодно и нарисовать. Можно предположить, что авторы учебника для реализации поставленной задачи «развитие способностей детей к литературному творчеству» решили пойти наиболее кратчайшим путем, просто предложив детям самим себе написать учебник и по нему же учиться.

Отдельное внимание хочется уделить заданиям к текстам. Образовательные цели, которые преследуют авторы учебника, заявляя о «высоком и прочном уровне обученности в классах с любой подготовкой» практически невозможно достичь в связи с тем, что процесс выполнения заданий сопровождается большим повышение эмоционального фона урока, которая в нередких случая граничит с перенапряжением нервно-психической сферы ребенка и, при отсутствии постепенного объяснения (объясняется только тот материал, который ребенок и без того знает с 3 лет), требует от него неадекватных психических затрат. Если вопросы после прочтения текста по типу: «что ты почувствовал?», «прочитай стихотворение со страхом, с завистью, с грустью», ничему не обучая, просто растормаживают эмоциональную сферу ребенка, то дальнейшие вопросы уже предваряют психопатическое состояние, в дальнейшем углубляя и укрепляя его постановкой анти воспитательных задач. Приведем постранично примеры из учебника:

стр. 39 — задание: «вообрази, что ты плывешь по небу».

стр. 43 — появляются необычные вещи (чайник на колесах и т.п.) и надо описать, какое у них настроение.

стр. 46 — задание: «Почему юле кажется, что она с ума сошла?»

стр. 46 — «сравни чувства юлы и телефона».

стр. 47 — задание: «Представь, что в этой комнате появились другие предметы и тоже заплясали. Расскажи, какие вещи появились. Как они двигались? Что они чувствовали?»

стр. 51 — задание: «Посиди тихо (имеется в виду, в пустой комнате), а потом расскажи, что услышал».

стр. 55 — «Прислушайся к тишине у себя дома».

При отсутствии какой-либо внятной образовательной цели, воспитательные задачи также сводят любые усилия родителей, приучающих их хотя бы к элементарной дисциплине фактически на нет. На странице 16–17 подробно разбираются стихи «Соня» и «Лежебока», новые слова повторяют и закрепляют знание именно этих слов, а также слова «равнодушный». Слова противоположного значения не приводятся. На странице 71 приводится подробный разбор слова «стянуть». И в довершении этого на странице 90 объясняются понятия «карачун» и «окочуриться», которым в конце учебника, на 138 странице, дается определение, карачун — как внезапная смерть, а окочуриться — это просто умереть.

В свете выявленных несуразностей и ляпов данный учебник нельзя признать удовлетворительным. Если ошибки в учебнике не преднамеренные, то приходится сомневаться в компетентности авторов, его составлявших. В противном случае этот учебник нельзя назвать педагогическим пособием, поскольку его содержание не соответствует цели воспитания сознательного, адекватного, дисциплинированного, интеллектуально развитого гражданина.

Считаю, что данный учебник не соответствует поставленным задачам. Предлагаю снять с этого учебника гриф «Рекомендовано Министерством Образования и науки Российской Федерации».

Педагог — консультант НП «Родительский комитет» Скопина Л.И.