Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет


Top.Mail.Ru

Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Новости

Тезисы выступления Председателя Правления НП «Родительский комитет» Павловой Л.О.на рабочей группе Федеративного собрания РФ 13.11.2018 г. по теме «Совершенствование правового регулирования роли учреждений образования в обучении и воспитании детей».

Ликвидация Единого государственного экзамена фактически началась.

Тест на наркотики: опросы и советы специалистов родителям.
В этом году в регионах проводилось добровольное тестирование школьников на наркотики. Как показала практика, школьники отказываются проходить тесты на употребление наркотиков. Желающих пройти добровольное тестирование не много.

Так ли нужны детям игрушки?
Дети порой быстро теряют к новой игрушке всякий интерес, и начинают требовать новую, тогда как в доме ящики игрушек. Родители часто не понимают, как себя вести — ограничить детей в игрушках вроде как наказание, а если продолжать покупать новое, это может только усугублять ситуацию… Немецким родителям предложили жесткий вариант решения проблемы.

Родители против платного образования.
25 октября 2014 г. в Барнауле прошел пикет, за сохранение бесплатного образования и здравоохранения, в защиту традиционной семьи, против УЭК, против платной продленки.

Международный семейный форум «Многодетная семья и будущее человечества»
10–11 сентября 2014 года в Москве, в Государственном Кремлевском дворце и Храме Христа Спасителя пройдет Международный семейный форум «Многодетная семья и будущее человечества».

Акция

Акция родительской самозащиты
«Сбор информации о незаконных анкетах в школе»


"Давайте подумаем о стандартах образования"

Федеральный государственный образовательный стандарт - это то, чему и как будут учить наших детей.…

Информация

Первый госсовет по вопросам семейной политики пройдет в феврале 2014 г.

Детей стали активно анкетировать и тестировать в школе, законно ли это?

Родители спрашивают, что такое гендерная политика и какое отношение она имеет к семье?

Советы многодетной мамы

Это нужно знать

НП «Родительский комитет» по просьбе родителей публикует примерный Школьный договор, который может быть взят за основу при составлении Школьных договоров родителей и школы.

Насилие в школе.

Какая информация должна быть предоставлена родителям при зачислении их ребенка в школу или детский сад?

Санитарные нормы для школы

Постановление Правительства РФ «О ПОРЯДКЕ БЕСПЛАТНОГО ПОСЕЩЕНИЯ МУЗЕЕВ ЛИЦАМИ, НЕ ДОСТИГШИМИ ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ»

Здоровый образ школьной жизни

Повышение квалификации на европейском уровне — станет ли оно доступным для российских учителей?

В феврале прошла итоговая конференция международного проекта «Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации». Название на первый взгляд скучноватое: навевает мысли о физкультминутках и тематических классных часах раз в месяц. Казалось бы, тема может заинтересовать лишь учителей физкультуры и ОБЖ. Однако вклад — положительный или отрицательный — в здоровье школьника вносят все, кто влияет на его жизнь: родители, сверстники, медики, учителя всех дисциплин. Проект, осуществленный в России по инициативе и при активной поддержке Евросоюза, был рассчитан на всех специалистов, работающих с детьми. А под здоровым образом жизни в развитых странах давно уже понимают не только то, что нужно есть овощи и чистить зубы. В условия здорового образа жизни ребенка и учителя помимо привычных нам «медицинских» факторов входят чувство собственного достоинства, ощущение безопасности, ситуация успеха, интерактивные формы обучения. Об этом говорили на конференции участники проекта — и организаторы, и педагоги, приехавшие из Москвы и Московской области, Псковской области, Татарстана, Чувашии и Ростовской области. Именно в этих регионах в течение почти двух лет разворачивался проект. Нас заинтересовала нетрадиционная для России технология подготовки учителей: ведь за столь короткий период обучение прошли две тысячи специалистов. И не просто прослушали курсы, но и загорелись идеей, самостоятельно разрабатывали внедрение новой технологии в своих школах и даже после закрытия проекта собираются продолжать работу в этом направлении, хотели бы обучать своих коллег из других школ.

Кто не знает о том, что абсолютно здоровых детей в школах можно по пальцам пересчитать, уровень насилия в школе и за ее пределами возрастает, учителям все труднее находить общий язык с ребятами? Причин тому много: от падения уровня жизни и непрерывной демонстрации насилия в фильмах, новостях, компьютерных играх до устаревших методов преподавания и неудобных школьных помещений.

Школа не может нейтрализовать все отрицательные факторы, но многое ей по силам. Говоря о здоровье, современные специалисты имеют в виду не только отсутствие физических болезней, но и психоэмоциональную и социальную нормы. То есть, чтобы быть здоровым, человек должен жить в условиях, позволяющих сохранять и развивать свои физические и психологические качества. В эти условия входит многое: и сбалансированное питание, и оптимальные физические нагрузки, и отсутствие вредных привычек. Но помимо этого здоровый образ жизни предполагает благоприятный эмоциональный климат в школе; сотрудничество между учителем и учеником на уроке, возможность для каждого взрослого и ребенка внести желательные изменения в уклад школы. Другими словами, все обитатели школы должны научиться бережно, доброжелательно и разумно относиться к себе и окружающим.

Звучит заманчиво, но можно ли этого добиться? Практика показывает, что да, можно. Если грамотно руководить осуществлением проекта. Если скрупулезно учитывать местные особенности, ресурсы, риски. Если демонстрировать учителям новый стиль отношений, а не только читать о нем лекции.

Расставание с иллюзией

Как же было организовано столь широкое повышение квалификации учителей и управленцев?

Сначала организаторы, в числе которых были специалисты из Финляндии, Германии, Латвии, выбрали шесть пилотных регионов, наиболее характерных для России по индексу человеческого потенциала. В каждом из них из сотни просмотренных учебных заведений было выбрано по пять — самых открытых, инициативных, готовых к сотрудничеству всей командой, включая персонал и медработников. Еще одним условием было неучастие ни в каких других проектах. После этого было организовано обучение работников районных управлений образования и администрации образовательных учреждений, чтобы представляли себе суть проекта и посильно помогали в будущем пилотным школам.

Кроме того, в каждом регионе из числа психологов и учителей были выбраны будущие тренеры. Они прошли интенсивное обучение в Москве и Финляндии.

Для того чтобы координировать продвижение проекта, в каждом регионе был создан центр. Центры организовали обучение во всех пилотных школах по очереди: туда приезжали тренеры и проводили тренинги. Наверное, это тоже облегчает обучение — то, что тренер сам только что прошел через тренинг и очень хорошо представляет себе проблемы и неуверенность педагога со стажем, стереотипы которого рушатся. Нелегко ведь признать, что методы, которыми пользовался годы, не всегда эффективны, а учебный материал на самом деле усваивается детьми не так хорошо, как хотелось бы. Для этого учителю нужно на себе ощутить, как чувствует себя ученик на традиционном уроке; научиться выслушивать коллег по поводу своей деятельности и самому анализировать работу другого учителя; организовывать рефлексию и обратную связь с детьми.

Тренинг помогает избавиться от иллюзий, что обучение - это прочитал-повторил. А потом дает возможность попробовать на себе эффективность новых методов работы. Именно поэтому вступительная часть тренинга длится не более десяти минут, а учителя, приготовившиеся по традиции конспектировать, откладывают тетради и включаются в групповые упражнения. Групповые потому, что, во-первых, это работает на сплочение школьной команды, а во-вторых, дает учителю представление, насколько эффективен и интересен метод групповой работы учеников на уроке. И это совсем не то же самое, что прочитать о преимуществах групповой работы в дидактическом пособии.

Самое трудное

Даже многочасовое занятие не позволяет освободиться от стереотипа и адекватно использовать вновь освоенные методы. Это проявляется на следующем этапе, когда учителя, прошедшие тренинг, изучают опыт других участников проекта, создают на основе чужих моделей свои. У всех пилотных школ они разные, каждая выбрала внутри проекта наиболее перспективное для себя направление: одна команда сочла наиболее актуальным противодействие насилию, другая исследует особенности обучения здоровью в небольшой сельской школе и т.д.

Тут каждый учитель использует навыки, приобретенные на тренинге, причем действует не по кем-то написанному плану, а руководствуется своим новым пониманием того, что же такое образование. Дает уроки, приглашает коллег, обсуждает с ними, получается ли работать по-новому. В каждую школу приезжает курирующий ее тренер, он тоже смотрит открытые уроки, обсуждает их с учителями. «Это самый трудный этап, — поясняет тренер Казанского центра Николай Тутышкин. — Из привычной колеи учителю выскочить нелегко. Сотрудничество на уроке не рождается лишь за счет новых методов преподавания. Их ведь можно использовать и формально». Требуется долгая, кропотливая работа самого учителя, всей школьной команды, тренера, чтобы уроки качественно изменились: стали эффективными, развивающими, комфортными и для учеников, и для учителя.

Очень важно, что при выборе модели школам было предложено проанализировать свои потребности и возможности. Чтобы, с одной стороны, не ставить нереальных целей, с другой — максимально использовать все школьные ресурсы. Была тщательно продумана организация продвижения проекта. Помимо педагогов обучение прошли медработники и персонал школ. Для координации работы внутри школы были организованы школьные комитеты здоровья. А для взаимодействия с организациями за пределами школы - общественно-консультативные комитеты.

Проект закончен. Что дальше?

Результаты осуществления проекта представлены в виде отчетов, таблиц, сравнивающих уровень заболеваемости, усвоения материала, комфортности в пилотных и контрольных школах. Но о результатах можно судить и по тому, как рассказывают о своем участии в проекте учителя и дети, приехавшие на конференцию. Все говорили, как изменилось качество их жизни за последние два года. Учителя в первую очередь отмечают, что стали гораздо более свободными, раскованными в общении с коллегами, в классе, в семье. Участники проекта ездили на конференции, в летние школы, что доступно далеко не каждому педагогу районной, да и столичной школы; каждая пилотная школа получила по две библиотечки, оргтехнику, раздаточные материалы, спортинвентарь. А педагоги добавляли, что такого повышения квалификации можно только пожелать и всем остальным. Пожелать-то можно…

Итак, тысячи учителей из пяти регионов России прошли качественное повышение квалификации на европейском уровне. Будет ли востребован их опыт, во-первых, для обучения других педагогов в этом направлении и, во-вторых, для использования эффективного алгоритма повышения квалификации учителей? Софья Селегненко, координатор проекта в Псковской области, например, планирует предложить Псковскому институту повышения квалификации систему курсов в области обучения здоровью. В ней должно быть несколько уровней: обучение преподавателей института, преобразование пилотных школ в научно-методические центры для дальнейшей инновационной деятельности и обучения педагогов близлежащих школ и, наконец, работа с методическими объединениями здоровья в каждой школе.

Координатор Московского центра обучения здоровью Наталья Романченко готова взяться за разработку курсов повышения квалификации учителей для своего региона.

Все пилотные школы и все тренеры, принимавшие участие в проекте, хотели бы продолжать работу, обучать педагогов из других школ тому, что освоили сами.

Получится ли у них поделиться своим опытом с коллегами?

Елена КУЦЕНКО
ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N 45