Кто будет контролировать ЕГЭ?
18 ноября 2013 года в Общественной палате РФ прошел Всероссийский форум «Общественное наблюдение на ЕГЭ в 2014 году», организованный Комиссией по развитию образования ОП РФ.
Как спасать ЕГЭ от коррумпированности, обманов, — это в последнее время основная забота Минобра, так долго внедрявшего в российскую действительность многомиллиардный по затратам ЕГЭ, выхолащивающий до сих пор из российских детей все зачатки классического образования, которыми так славилась наша школа.
Чтобы решить проблему кризиса доверия, надо прежде всего вернуть доверие туда, откуда оно было по неразумию отнято, то есть отдать его обратно учителям.
Форум собрал значительные силы, которые казалось бы могли принять
Однако все обсуждения свелись в внедрению института общественных наблюдателей и эффективности их работы. Наблюдатели появились почти сразу после введения ЕГЭ в связи с тем, что нарушения, зафиксированные в процессе экзамена, сводят на нет все заявленные достоинства участия в ЕГЭ — объективность, честность, открытость. В Министерстве образования, Общественной палате РФ и Рособнадзоре искренне считают, что спасти ЕГЭ можно при помощи общественных наблюдателей, которые по собственной инициативе на бесплатной основе возьмут на себя решение тех проблем и проколов, которые в свое время создали в Министерстве при введении ЕГЭ. Они будут бесплатно осуществлять контроль за проведение экзамена в пунктах проведения экзамена, во время апелляции, присутствовать при проверке работ. Критические замечания по поводу такой постановки вопроса высказали председатель Общества защиты прав потребителей образовательных слуг Виктор Викторович Панин, член Комиссии по развитию образовании ОП РФ. Ефим Лазаревич Рачевский, заявил, что институт общественных наблюдателей — это утопия и профанация, так как люди на бесплатной основе не будут эффективно работать, не имея мотивации. Их предложения сводились к тому, чтобы создавать очередной независимый институт общественных наблюдателей на бюджетной основе, который и будет осуществлять наблюдение за ЕГЭ, помимо выделенных огромных средств на экзамен в Министерстве образования и Рособрнадзоре. Но тогда возникает вопрос: кто же будет наблюдать за наблюдателями? И сколько еще бюджетных средств надо будет вложить в бездонную бочку ЕГЭ?
Единственное, в чем все единодушно сошлись во мнении, так это в том, что главной проблемой ЕГЭ является практически непреодолимый кризис доверия. С нашей точки зрения эта ситуация имеет простое решение. Чтобы решить проблему кризиса доверия, надо прежде всего вернуть доверие туда, откуда оно было по неразумию отнято, то есть отдать его обратно учителям. Надо с самого начала понять, что экзамен — это оценка индивидуального роста и кто как не учитель может прежде всего оценить этот рост. Не случайно, очень многие предложения по улучшению работы общественных наблюдателей сводятся к тому, чтобы привлекать к этой работе старых учителей, вышедших на пенсию, а также молодежь, обучающуюся в педагогических институтах. Вернуть доверие учителям — это самый дешевый и эффективный способ справиться в этой проблемой. После первых скандалов, связанных со сдачей ЕГЭ, очень многие вузы вернули собеседование и некоторые устные экзамены для поступающих. Совершенно очевидно, что тоже можно сделать и в школах.
Не удалось оставить в стороне обсуждение самого единого экзамена. Абдул Магомедов из Общественной палаты Дагестана назвал сдачу ЕГЭ в своей республике катастрофой. Там уже каждый ребенок еще в школе ощущает, что без взятки ничего невозможно сделать. Трагически падает уровень образования, особенно преподавания русского языка.
НП «Родительский комитет» с самого начала следит за проведением ЕГЭ и наша озабоченность в связи с введением этого экзамена исходит из того, что школа не должна превращаться из поставщика качественного образования в поставщика услуг по подготовке ЕГЭ, как это практически сейчас и происходит.
Наблюдатель от НП «Родительский комитет»