Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет


Top.Mail.Ru

Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Новости

Тезисы выступления Председателя Правления НП «Родительский комитет» Павловой Л.О.на рабочей группе Федеративного собрания РФ 13.11.2018 г. по теме «Совершенствование правового регулирования роли учреждений образования в обучении и воспитании детей».

Ликвидация Единого государственного экзамена фактически началась.

Тест на наркотики: опросы и советы специалистов родителям.
В этом году в регионах проводилось добровольное тестирование школьников на наркотики. Как показала практика, школьники отказываются проходить тесты на употребление наркотиков. Желающих пройти добровольное тестирование не много.

Так ли нужны детям игрушки?
Дети порой быстро теряют к новой игрушке всякий интерес, и начинают требовать новую, тогда как в доме ящики игрушек. Родители часто не понимают, как себя вести — ограничить детей в игрушках вроде как наказание, а если продолжать покупать новое, это может только усугублять ситуацию… Немецким родителям предложили жесткий вариант решения проблемы.

Родители против платного образования.
25 октября 2014 г. в Барнауле прошел пикет, за сохранение бесплатного образования и здравоохранения, в защиту традиционной семьи, против УЭК, против платной продленки.

Международный семейный форум «Многодетная семья и будущее человечества»
10–11 сентября 2014 года в Москве, в Государственном Кремлевском дворце и Храме Христа Спасителя пройдет Международный семейный форум «Многодетная семья и будущее человечества».

Акция

Акция родительской самозащиты
«Сбор информации о незаконных анкетах в школе»


"Давайте подумаем о стандартах образования"

Федеральный государственный образовательный стандарт - это то, чему и как будут учить наших детей.…

Информация

Первый госсовет по вопросам семейной политики пройдет в феврале 2014 г.

Детей стали активно анкетировать и тестировать в школе, законно ли это?

Родители спрашивают, что такое гендерная политика и какое отношение она имеет к семье?

Советы многодетной мамы

Это нужно знать

НП «Родительский комитет» по просьбе родителей публикует примерный Школьный договор, который может быть взят за основу при составлении Школьных договоров родителей и школы.

Насилие в школе.

Какая информация должна быть предоставлена родителям при зачислении их ребенка в школу или детский сад?

Санитарные нормы для школы

Постановление Правительства РФ «О ПОРЯДКЕ БЕСПЛАТНОГО ПОСЕЩЕНИЯ МУЗЕЕВ ЛИЦАМИ, НЕ ДОСТИГШИМИ ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ»

ОМБУДСМЕН В ШКОЛЕ.

По просьбе родителей и родительских комитетов публикуем выдержки из обзора по уполномоченному по правам ребенка в школе (омбудсмена).

В российских школах в настоящее время реализуется модель введения омбудсмена, который является не только уполномоченным по правам ребенка, но является уполномоченным по правам участников образовательного процесса.

Правовая база для введения структуры уполномоченного по правам участников образовательного процесса в школе отсутствует. Инициативы по введению подобной структурной единицы в школе сомнительны с правовой точки зрения. Законным представителем ребенка являются его родители. Представительство интересов совершеннолетних граждан, каковыми являются родители и учителя, регулируется нормами гражданского законодательства. Уполномоченный не имеет правовых оснований на представление интересов как школьников, так и их родителей и учителей. Наделение омбудсмена какими-либо полномочиями затрагивает законные права и интересы граждан и имеется опасность незаконного вмешательства омбудсмена в частную жизнь граждан, которая защищена законом. Высказывается мнение, что деятельность омбудсмена возможна в рамках договорных отношений участников образовательного процесса. Однако, деятельность омбудсмена не относится к сфере образовательных услуг, поэтому подобная точка зрения вряд ли имеет реальные правовые перспективы. Поэтому в ряде школ предлагается омбудсмена сделать независимой фигурой, назначаемой советом школы. При этом по-прежнему остается вопрос об отсутствии обязательности распоряжений и рекомендаций омбудсмена для участников образовательного процесса. По сути, омбудсмен представляется фигурой, собирающей информацию о конфликтах в школе, а также личную информацию участников образовательного процесса, с размытыми функциями, полномочиями, при отсутствии личной ответственности. Кроме того, неясны источники финансирования деятельности омбудсмена и гарантии его независимости.

Вместе с тем, в ряде школ Москвы, Волгоградской области и других регионов России уже действуют школьные омбудсмены, которые занимаются как детьми, так и учителями и родителями. Часто эти функции выполняют социальные педагоги. Бывший уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ А. Головань пояснял, что омбудсмены выявляют нарушения и устраняют проблемы. Кроме того, высказался о необходимости создания механизмов подачи жалоб детьми на возникающие конфликты, и на нарушение их прав. «Это может быть как телефон доверия, так и специальные почтовые ящики. Нужно развивать самоуправление детей», — пояснил Головань.

Управление образования Южного округа г. Москвы, к примеру, реализует экспериментальный проект «Учреждение института уполномоченного по правам в школе», конечной целью которого является формирование правового пространства в школе и избрание Уполномоченного по правам участников образовательного процесса (омбудсмена).

Как указано на сайте, уполномоченный в школе омбудсмен — это неофициальное лицо, которое разбирает конфликтные ситуации, отслеживает соблюдение законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей, занимается правовым воспитанием, образованием и профилактикой правонарушений. Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей. По мнению авторов сайта, в основе работы Уполномоченного лежит философия сотрудничества.

Дополнительную информацию об Институте Омбудсмена можно найти на сайтах: www.school-sector.relarn.ru и www.prpc.ru

С учетом изложенного, обеспокоенность вызывает заявление уполномоченного по правам ребенка в Москве Евгения Бунимовича, сделанное им 08 февраля 2010 года, что во всех столичных школах будут созданы институты уполномоченных по правам участников образовательного процесса. Ожидается, что данное нововведение упростит разрешение конфликтных ситуаций в учебных заведениях. Уполномоченные по правам участников образовательного процесса появятся предположительно с 1 сентября 2010 года в школах каждого округа Москвы. Сначала омбудсмены появятся хотя бы в одном учебном заведении административного округа столицы. А на следующем этапе этот опыт будет распространяться внутри округа. Детский омбудсмен столицы подчеркнул, что такие люди появятся в школах лишь «на добровольной основе».

В интервью сайту «Милосердие.ru» Евгений БУНИМОВИЧ сказал, что речь идет не об обязательном введении уполномоченных, но о такой возможности. Нужен ли школе омбудсмен, каждая школа решит сама.

«Если в школе хорошая атмосфера, нет серьезных конфликтов учителей с учениками, и учителя не видят необходимости в таких уполномоченных, то они вправе оставить все так, как есть. Но если постоянно вспыхивают и усугубляются конфликты, мы с такой школы спросим: почему вы не сделали так, чтобы не доводить конфликт до кризисной ситуации?», — пояснил Бунимович.

Также только сама школа может решить, кому доверить функции уполномоченного. По словам Бунимовича, это должны быть самые уважаемые люди в коллективе из числа учителей или психологов. Теоретически допускается и член родительского комитета, но сегодня родители не настолько в курсе учебного процесса. Как уполномоченный по правам ребенка в Москве видит эту помощь?

Однако выяснилось, что нет никаких специальных инструкций, методических пособий. Предполагаются только семинары по обучению и обмену опытом на базе Института открытого образования (бывшего Института усовершенствования учителей). Не продуман алгоритм обращения учителя или ученика за помощью. Евгений Бунимович считает, что достаточно доверия учителя или ученика к омбудсмену, а возможность на перемене или после уроков подойти к нему посоветоваться всегда найдется.

Выводы:

  1. Введение в школе штатной единицы уполномоченного по правам участников образовательного процесса (омбудсмена) не обязательно, каждая школа решает самостоятельно — нужен ей омбудсмен или нет.
  2. Правовой основы для деятельности школьных омбудсменов нет. Отсутствуют нормативные документы, регламентирующие деятельность омбудсменов. Школы, которые введут единицу омбудсмена должны самостоятельно определить его полномочия, ответственность, финансирование.
  3. Самое сложное определиться в том, кого, от кого, и как должны защищать и чьи права от кого и как охранять школьные уполномоченные: то ли детей от учителей, то ли наоборот, то ли их всех вместе от родителей.
  4. Родителям и учителям стоит серьезно подумать о том, стоит ли соглашаться на введение омбудсмена в школе и как это отразится на их правах и интересах.