Некоммерческое партнерство в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья
“Родительский комитет”

На главную страницу | На главную страницу раздела

Законы | Семья и школа | Семья и демография | Семья и здравоохранение | Дети и СМИ | Родительское движение | События, мероприятия | О нас | Контакты

 

МАТЕРИАЛЫ "КРУГЛОГО СТОЛА" на тему

"ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ УСЫНОВЛЕНИИ: ПРАКТИКА И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ"

 

ПАРЛАМЕНТСКИЙ ЗАПРОС

Об усилении государственного контроля за усыновлением иностранными гражданами детей,
являющихся гражданами Российской Федерации

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

Председателю Правительства Российской Федерации

М.Е.ФРАДКОВУ

Уважаемый Михаил Ефимович!

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации обеспокоена ситуацией, сложившейся с усыновлением иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации.

Несмотря на принимаемые меры, по-прежнему острой остается проблема государственного контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, при усыновлении их иностранными гражданами.

Ежегодно иностранные граждане усыновляют более семи тысяч детей, являющихся гражданами Российской Федерации. За последние три года число таких детей увеличилось почти на 50 процентов.

В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации посредническая деятельность по усыновлению детей не допускается. Однако на территории Российской Федерации такая незаконная деятельность осуществляется. Факты нарушения семейного законодательства Российской Федерации выявлены и в деятельности по усыновлению детей, осуществляемой на территории Российской Федерации представительствами иностранных организаций, получивших соответствующую аккредитацию.

По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, в нарушение установленного Правительством Российской Федерации порядка Министерство образования Российской Федерации проводило аккредитацию указанных представительств без заключения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Установлены факты "слияния" представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность по усыновлению детей, с благотворительными фондами, расположенными на территории Российской Федерации и якобы оказывающими помощь домам ребенка, детским домам и школам-интернатам для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но фактически осуществляющими незаконную деятельность по изучению сведений о детях, подбору детей и усыновителей для них. Вопреки семейному законодательству Российской Федерации большинство представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность по усыновлению детей, взимают плату с иностранных граждан, желающих усыновить детей, за оказание посреднических услуг. Тем самым приоритет в усыновлении детей гражданами Российской Федерации нарушается: впервые в 2003 году случаи усыновления иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации (7852 ребенка), превысили случаи их усыновления гражданами Российской Федерации (7331 ребенок).

Особую тревогу вызывает отсутствие государственного контроля, основанного на нормах международного права, за соблюдением прав и законных интересов детей, усыновленных иностранными гражданами и проживающих за пределами Российской Федерации. В результате права детей, являющихся гражданами Российской Федерации, продолжают нарушаться. Вопиющими являются факты убийств усыновленных в Российской Федерации детей усыновителями - гражданами Соединенных Штатов Америки.

Для защиты прав и законных интересов детей, усыновленных иностранными гражданами и проживающих за пределами Российской Федерации, мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, явно недостаточно. Эта проблема носит межгосударственный характер. Контроль со стороны консульских учреждений Российской Федерации за усыновленными детьми осуществляется в соответствии с международным правом с соблюдением норм и правил страны пребывания ребенка и только в пределах консульского округа, но в целом малоэффективен.

Государственные органы Российской Федерации практически не имеют возможности влиять на разрешение неблагоприятных ситуаций с усыновленными детьми. В соответствии с законодательством большинства государств усыновленные дети приобретают гражданство страны усыновителей. Вопрос осложняется и тем, что иностранное семейное право в части усыновления существенно различается.

Многие проблемы, связанные с усыновлением иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации, можно решить путем заключения Российской Федерацией двусторонних договоров о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления, что соответствует положениям статьи 21 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года № 1559-1 "О ратификации Конвенции о правах ребенка".

Государственная Дума неоднократно обращалась к Правительству Российской Федерации с предложением инициировать заключение таких двусторонних договоров, однако ответа на эти предложения не последовало.

В связи с вышеизложенным Государственная Дума просит Вас, уважаемый Михаил Ефимович, рассмотреть вопрос о критической ситуации, сложившейся с усыновлением иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации, с привлечением всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в целях разработки с учетом предложений Государственной Думы действенных мер, направленных на защиту прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации, при усыновлении их иностранными гражданами.

О результатах рассмотрения указанных вопросов просим проинформировать Государственную Думу.

 


 

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

ПРАВИТЕЛЬСТВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

« 23 » августа 2004 г.
№ 4276п-П44

г. МОСКВА

Об усилении государственного контроля за усыновлением иностранными гражданами детей,
являющихся гражданами Российской Федерации

На №2.1.2.-1016 от 31 мая 2004 г.

 

Правительство Российской Федерации в соответствии с парламентским запросом об усилении государственного контроля за усыновлением иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации, сообщает.

Вопросы передачи детей, граждан Российской Федерации на усыновление (удочерение), в том числе иностранным гражданам, регулируются Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", постановлениями Правительства Российской Федерации. Все эти документы закрепляют приоритет граждан Российской Федерации на усыновление (удочерение) детей-сирот.

В соответствии с законодательством Российской Федерации иностранные граждане - кандидаты в усыновители вправе проводить процедуру усыновления ребенка как самостоятельно, так и через представительства иностранных органов и организаций, получивших разрешение (аккредитацию) на осуществление деятельности по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2000 г. № 268 "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроля за ее осуществлением" решение вопроса об аккредитации этих представительств принимает Минобразовапие России (в настоящее время Министерство образования и науки Российской Федерации) по согласованию с МВД России, МИДом России, Минюстом России, Минздравом России и Минтрудом России.

По информации Министерства образования и науки Российской Федерации, ни одно представительство не было аккредитовано без согласования с указанными министерствами, в том числе с МВД России.

Вместе с тем многие заинтересованные министерства нарушали установленные сроки (более чем на 3 месяца) подготовки и представления в Минобразование России заключения о возможности продления аккредитации представительств иностранных организаций, что приводило к жалобам со стороны глав этих организаций, так как они не могли осуществлять свою деятельность в судах, налоговых и банковских структурах.

В связи с этим Межведомственная комиссия по вопросам усыновления (удочерения) иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации (в настоящее время упраздненная в связи с реорганизацией федеральных органов исполнительной власти), в состав которой входили представители этих министерств, приняла решение о том, что Минобразопание России может выдавать разрешение о продлении аккредитации без заключений министерств, если они не поступили в установленные сроки, но при условии положительных отзывов регионов о деятельности представительств.

Минобразование России постоянно проводило анализ деятельности аккредитованных представительств иностранных органов и организаций. Все выявленные факты нарушений установленного порядка проведения процедур усыновления постоянно рассматривались на заседании Межведомственной комиссии по вопросам усыновления (удочерения) иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации. Решением комиссии лишены были аккредитации три организации из США и одна - из Канады.

Законодательство Российской Федерации не предусматривает взимания платы с российских и иностранных граждан за проведение процедуры усыновления (удочерения) детей, являющихся гражданами Российской Федерации. Однако иностранные граждане - кандидаты в усыновители в соответствии с законодательством своей страны оплачивают услуги лицензированных организаций по усыновлению (обследование семьи, подготовка пакета документов и т.п.).

В парламентском запросе указывается на наличие фактов "слияния" представительств иностранных органов и организаций и благотворительных фондов, действующих на территории Российской Федерации и оказывающих им помощь в подборе детей. Однако никаких материалов по этому вопросу в Министерство образования и науки Российской Федерации от правоохранительных органов и заинтересованных министерств и ведомств не поступало.

В настоящее время Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет подготовку материалов для ратификации Концепции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыномления (удочерения) детей от 29 мая 1993 г., подписанной Российской Федерацией в 2000 году. К Конвенции присоединились около 70 государств, в том числе Франция, Канада, Великобритания, Германия и др. страны, принимающие российских детей. Ратификация конвенции позволит осуществлять контроль за условиями жизни детей, проживающих за пределами Российской Федерации. При необходимости дополнительного регулирования отдельных вопросов будут заключаться двусторонние соглашения в области семейного права. Разрабатываются также предложения о внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", в Уголовный кодекс Российской Федерации и решения Правительства Российской Федерации, регулирующие деятельность орпшов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) деюй на территории Российской Федерации в части установления дополнительных требований к кандидатам в усыновители, к деятельности представительств, ужесточения ответственности за осуществление незаконной посреднической деятельности при усыновлении детей иностранными гражданами. Все эти меры позволят обеспечить защиту прав и законных интересов детей, усыновленных иностранными гражданами.

 

Председатель Правительства

Российской Федерации М. Фрадков

 


 

 

МАТЕРИАЛЫ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

к "КРУГЛОМУ СТОЛУ" на тему

"ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ УСЫНОВЛЕНИИ: ПРАКТИКА И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ"


Материалы и предложения

по вопросам, связанным с международным усыновлением (удочерением) российских детей

 

Проведенный анализ свидетельствует, что ситуация, складывающаяся с международным усыновлением российских детей иностранными гражданами, требует особого внимания.

В последние годы не обеспечивается приоритетность усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами Российской Федерации. Работники детских домов, домов-интернатов, школ-интернатов смирились с «пассивным» усыновлением, в результате чего за последние 10 лет из Российской Федерации было вывезено более 45 тысяч детей.

Только в 2003 году за рубеж вывезено почти 7,5 тыс. таких детей. Крайнее беспокойство вызывает участь 2,5 тыс. из них, вывезенных так называемыми «независимыми усыновителями». Судьба большинства из них - неизвестна.

В отдельных регионах Российской Федерации посредническую деятельность по усыновлению детей осуществляют организации, не прошедшие аккредитацию или переаккредитацию. Все они различными незаконными способами получают сведения о детях и представляются переводчиками, адвокатами «независимых» усыновителей.

По существу в стране процветает незаконная посредническая деятельность, завуалированная под «независимое» усыновление.

В тоже время международное законодательство и практика по этому вопросу идут по пути усыновления детей только через аккредитованные организации (Германия, Австрия, Голландия и т.д.).

Зачастую процветает и криминальный бизнес на детях. Так, в ходе проведенного комплекса оперативно-розыскных мероприятий установлены 9 участников организованной группы, состоящей из директора, медсестры и водителя Рязанского дома ребенка № 2, сотрудников Управления образования Администрации г. Рязани, а также представителя американского агентства по международному усыновлению "Каролина Адокшин Сервис", которыми в период с 1999г. по 2000г. было продано иностранным гражданам 77 детей.

МВД России неоднократно обращало внимание на существующие проблемы в этой сфере.

В 2002 году МВД России вносились предложения в проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в статьи 124 и 165 Семейного кодекса Российской Федерации» в части организации работы по усыновлению детей, оставшихся без попечения родителей, а также в проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» по изменению порядка предоставления отчетов об условиях жизни и воспитания усыновленных детей в семьях иностранных граждан, а также о продлении сроков их предоставления до исполнения ребенку совершеннолетия.

По инициативе Министерства в январе 2003 г. была создана межведомственная рабочая группа для подготовки предложений в Правительство Российской Федерации по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере усыновления российских детей иностранными гражданами. Соответствующее письмо было направлено на имя заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.И. Матвиенко.

О сложившейся ситуации в данной области была проинформирована Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Учитывая сложившуюся ситуацию с положением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детской беспризорностью и безнадзорностью, увеличением числа граждан, лишенных родительских прав, и в целях усиления противодействия незаконному вывозу за рубеж детей, торговле несовершеннолетними считаем целесообразным:

Внести предложения в Правительство Российской Федерации:

•  о создании государственной структуры, которая обладала бы правом принятия организационных и административных решений, контроля за исполнением действующего законодательства, координации действий заинтересованных субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при осуществлении указанной деятельности, в том числе и в сфере усыновления российских детей иностран ными гражданами;

•  о предоставлении органам исполнительной власти права осуществлять через аккредитованные агентства и иным путем контроль за условия ми проживания, воспитания и обучения детей (до достижения ими совер шеннолетия), переданных на усыновление российским и иностранным гражданам.

•  Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации следующие изменения в части:

- ужесточения ответственности за участие в незаконном усыновлении детей, а также ответственности должностных лиц, имеющих отношение к работе с детьми, подлежащими усыновлению, за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних;

- установления уголовной ответственности за осуществление неза конной посреднической деятельности при усыновлении детей.

 

МВД России


СПРАВКА

«Об усыновлении (удочерении) российских детей иностранными гражданами»

 

Анализ информации о ситуации, складывающейся с усыновлением (удочерением) граждан Российской Федерации иностранными гражданами показывает, что нарастает угроза выживанию, здоровью и развитию детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их нравственному становлению.

В стране отсутствует единый государственный орган, обеспечивающий координацию и взаимодействие органов исполнительной власти по решению жизненно важных проблем таких детей (их образованию, воспитанию, трудоустройству, обеспечению жильем, медико-социальному обслуживанию). В последние годы Министерство образования Российской Федерации не обеспечивало приоритет усыновления таких детей гражданами РФ. Работники детских домов, домов-интернатов, школ-интернатов смирились с "пассивным" усыновлением, в результате чего за последние 10 лет из Российской Федерации было вывезено более 45 тысяч детей.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2000 г. № 268 "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением"(далее Положение) МВД России проводит в пределах своей компетенции проверку деятельности иностранных организаций и представляет в Министерство образования Российской Федерации заключения о возможности аккредитации или продления срока аккредитации представительствам иностранных организаций на территории Российской Федерации.

В феврале т.г. была проведена сверка иностранных организаций, занимающихся усыновлением (удочерением) детей и зарегистрированных на территории Российской Федерации.

В ходе проверки было выявлено, что отдельные представительства в нарушение п. 5 Положения получили аккредитацию на территории Российской Федерации без заключения МВД России.

В частности:

•  ASEFA (АСЕФА) (Испания) - письмо получено МВД России 26.09.03г., разрешение выдано Минобразованием России 22.10.03г.

•  ABC Adoption Services, Inc. (Эй-Би-Си Эдопшн Сервисиз, Инк., США) - письмо получено МВД России 07.10.03г., разрешение выдано Минобразованием России 22.12.03г.

•  Dove Adoption International, Inc. ( Дав Эдопшнс Интернэшнл , Инк., США) - письмо получено МВД России 01.12.03г., разрешение выдано Минобразованием России 16.12.03г.

•  Creative Adoptions, Inc. ( Криэтив Эдопшнс , Инк ., США) - письмо получено МВД России 16.12.03г., разрешение выдано Минобразованием России 13.01.04г.

•  Alaska International Adoption Agency , LTD (Аляска Интэрнэшнл Эдопшн Эйдженси, ЛТД., США) - письмо получено МВД России
20.01.04г., разрешение выдано Минобразованием России 13.01.04г.

•  The World Child International Corporation (Зе Уорлд Чайлд Интернэшнл Корпорэйшн, США) - письмо получено МВД России
11.12.03г., разрешение выдано Минобразованием России 12.01.04г.

•  Beacon House Adoption Services, Inc. (Бикон Хаус Эдапшн Сервисиз, Инк., США) - письмо получено МВД России 01.12.03г.,
разрешение выдано Минобразованием России 13.01.04г. и т.д.

 

Заключения МВД России по данным организациям направлены в Минобразование России 27.02.04г. № 1445.

Вместе с тем, на Межведомственной комиссии по вопросам усыновления (удочерения) иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации было принято решение о переаккредитации испанской организации ASEFA (АСЕФА) после выезда в эту страну.

При проведении проверки было установлено, что ранее полученная переаккредитация была выдана без заключения МВД России, а процесс усыновления двух детей осуществлен с явными нарушениями действующего на территории России законодательства.

Это далеко не полный перечень организаций, которые уже получили разрешения на аккредитацию представительств иностранных организаций по усыновлению детей на территории Российской Федерации без предоставления заключений от МВД России.

Имеют место факты не предоставления аккредитованными представительствами иностранных организаций, занимающихся вопросами усыновления детей на территории России, отчетов об условиях жизни и воспитания детей, переданных на усыновление иностранным гражданам.

Не осуществляется контроль за условиями жизни и воспитания детей, усыновленных так называемыми "независимыми" усыновителями. В связи с чем, место нахождения сотен российских детей, после вывоза из страны, неизвестно.

За период 2001-2002 г.г. немецкими гражданами усыновлено около 300 детей. За этот период времени не получен ни один отчет об условиях проживания российских детей. На неоднократные обращения в компетентные органы Германии о предоставлении таких отчетов, только в октябре 2002г. в Министерство образования Российской Федерации из посольства Германии в России поступила информация о том, что в Германии не имеется правовой основы, позволяющей в принудительном порядке требовать от приемных родителей представления отчетов об условиях жизни и воспитания усыновленных детей. Практически, немецкая сторона отказывается информировать российскую сторону об условиях адаптации российских детей.

По состоянию на 1 января 2004 года 93 иностранные организации получили разрешение на аккредитацию для осуществления деятельности по усыновлению (удочерению) российских детей своим представительствам на территории Российской Федерации.

Тем не менее, более 10 из них за последние 2 года не осуществили ни одного усыновления, при этом снимают дорогостоящие офисы в центре г. Москвы, занимаются иной неустановленной деятельностью. При проверках представленных документов, для получения аккредитации, установлены факты возбуждения уголовных дел на лиц, являющимися представителями этих организаций, из которых установочные данные многих из них не соответствуют действительности.

В некоторых регионах Российской Федерации посредническую деятельность по усыновлению детей осуществляют организации, не прошедшие аккредитацию или переаккредитацию. Все они различными незаконными способами получают сведения о детях и представляются переводчиками, адвокатами "независимых" усыновителей (лица, усыновляющие детей не через аккредитованные иностранные организации).

Так, в представленных документах на получение аккредитации американского агентства "Интернэшнл Чилдрэнс Эллайенс" главой представительства заявлен Богомолов Павел Николаевич, в отношении которого было возбуждено в 1999 году уголовное дело № 144558 по ст. 198 ч. 1 УК РФ. Представительству было отказано в аккредитации, но несмотря на это в настоящее время через сотрудников данного агентства осуществляются усыновления.

В последнее время получило широкое распространение практика размещения сведений о детях-сиротах во всемирной компьютерной сети Интернет в целях поиска иностранных усыновителей для этих детей. Используя правовую неурегулированность вопроса, иностранные организации, получая от посредников фото- и видеоматериалы детей, размещают их на сайте, при этом устанавливая цены в зависимости от состояния, здоровья и внешнего вида ребенка. По мнению международных экспертов, такие сайты привлекают контингент лиц соответствующей сексуальной ориентации.

Получена информация о нахождении в Иркутской области "Умной компании" которая распространяет информацию о детях - сиротах, с их фотографиями и медицинскими заключениями, а также с указаниями требуемых сумм, которые должны оплачивать усыновители при нахождении их в период усыновления на территории России (обед в ресторане с представителями власти после суда, перечисление денег на счета детских домов, музеи, концерты, экскурсии и т.д.).

Большинство аккредитованных представительств имеют лиц, которые осуществляют оказание посреднических услуг в период нахождения иностранных усыновителей в России (встреча в аэропорту, размещение в гостиницах, передача денег должностным лицам и т.д.) при этом, с последних, также взимается дополнительная плата.

Так, в 2003 г. из Генконсульства России в Монреале поступила информация о том, что в отношении канадского агентства "Лё ни фамильяль о Квэбэк" возбуждено уголовное дело и ведется расследование его финансовой деятельности.

Данное агентство проводило усыновление российских детей в в Республике Тыва, Ивановской, Кемеровской и Самарской областях. Глава агентства в Канаде Елена Теслюк, получила гражданство как беженка из России. Проживает в провинции Квебек и имеет жилую площадь в г. Москве.

После предъявления с канадской стороны претензий о финансовых нарушениях и последующего увольнения из квебекского агентства, в котором Теслюк работала казначеем и переводчиком, она образовывает новое агентство «Семейное гнездо в Квебеке». С 1994 по 2002 годы она являлась одновременно и президентом корпорации и директором указанного агентства.

Финансовые и другие обязательства между агентством и усыновителями отражены в контракте. Как правило, усыновители оплачивали расходные статьи контракта по Квебеку личными чеками на имя агентства «Семейное гнездо в Квебеке». Что касается контрактных расходов по России, то здесь дело обстояло иным образом. Усыновители просто ввозили в Россию определенные наличные суммы в долларах США и передавали их в России Елене Теслюк или указанным ею лицам..

За последние годы данное агентство усыновило более 50 детей. В мае 2002 года Службой по расследованию экономических преступлений провинции Квебек, гр-ке Теслюк было предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ст. 380 (1а) УК Канады в том, что она обманывала семьи усыновителей, требуя с них суммы денег для оплаты расходов в России, которые не существовали или были значительно завышены по отношению к реальным расходам.

По существу в стране процветает незаконная посредническая деятельность, завуалированная под «независимое» усыновление. В то время как международное законодательство и практика по этому вопросу идут по пути усыновления только через аккредитованные организации.

Установлены факты слияния аккредитованных представительств с Благотворительными Фондами, расположенными на территории России и оказывающими помощь детским домам, домам ребенка, школам- интернатам. Фактически существует организованная сеть из представителей агентств и сотрудников Фондов по подбору, изучению данных ребенка, фотографированию, подбору родителей, их знакомству с ребенком, проведению переписки между будущими усыновителями и подростком и склонением последних на согласие усыновления.

По существу в стране процветает незаконная посредническая деятельность, завуалированная под «независимое» усыновление. В то время как международное законодательство и практика по этому вопросу идут по пути усыновления только через аккредитованные организации.

В целях усиления противодействия незаконному вывозу за рубеж детей, торговле несовершеннолетними считаем целесообразным:

- принять необходимые меры по выявлению и предотвращению незаконной посреднической деятельности неаккредитованных организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации.

 

МВД России

 


 

МАТЕРИАЛЫ

ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

к "КРУГЛОМУ СТОЛУ" на тему

"ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ УСЫНОВЛЕНИИ: ПРАКТИКА И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ"


СПРАВКА

О практике применения законодательства об ответственности за незаконные действия
по усыновлению детей и торговлю несовершеннолетними

 

Статья 20 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 123 Семейного кодекса РФ устанавливают, что приоритетной формой устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, является передача его на воспитание в семью, в частности на усыновление (удочерение).

Российским законодательством определен судебный порядок усыновления детей, который призван обеспечить защиту их прав и интересов и является основным правовым фактором, препятствующим их незаконному усыновлению. На основании ст.273 ГПК РФ и ч.1 ст. 125 СК РФ дела данной категории рассматриваются судом с обязательным участием прокурора.

Анализ практики прокурорского надзора в данной сфере показывает, что нарушения законов в работе органов и учреждений, занимающихся вопросами выявления и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носят распространенный характер.

Почти повсеместно не выполняются требования ст.ст.122, 126 СК РФ, определяющие порядок и сроки выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей. Должностные лица образовательных, лечебных учреждений и учреждений социальной защиты населения сведения о таких детях в органы опеки и попечительства направляют несвоевременно, в результате тысячи детей длительное время содержатся в больницах, приютах, домах ребенка.

Деятельность органов опеки и попечительства, вопреки требованиям ст. 123 Семейного кодекса РФ, часто сводится в основном к подбору детей только тем гражданам, которые сами обратились с такой просьбой, тогда как органы опеки обязаны в инициативном порядке подыскивать детям-сиротам усыновителей. Работа с кандидатами в усыновители на местах налажена неудовлетворительно.

Снижение эффективности детского здравоохранения, коммерциализация медицинских услуг оставляют все меньше надежд для родителей, в том числе усыновителей, вылечить больного ребенка. Это является одним из серьезных факторов, тормозящих развитие усыновления.

В ряде регионов имеют место нарушения Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" в части порядка и сроков направления в региональный банк данных информации о детях, подлежащих передаче на воспитание в семью, информации об изменениях данных, содержащихся в анкете ребенка, о прекращении учета сведений о несовершеннолетних.

Многочисленны нарушения в области усыновления российских детей иностранными гражданами. Зачастую не соблюдается принцип наибольшего благоприятствования усыновления детей в отношении российских граждан. Имеют место факты первоочередного предоставления иностранным усыновителям сведений о детях, подлежащих усыновлению. В нарушение установленного порядка им предоставляется право беспрепятственно посещать детские учреждения с целью подбора ребенка, организуется предварительное знакомство с детьми.

Выявлены факты усыновления российских детей иностранными гражданами, сопровождающиеся корыстной заинтересованностью со стороны должностных лиц органов опеки и попечительства, других органов и учреждений, которые по долгу службы обязаны осуществлять защиту прав и законных интересов детей.

В нарушение Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ направления на посещение детей органами образования во многих случаях выдаются представителю иностранного агентства, который в отсутствие кандидатов в усыновители посещает ребенка, проводит сбор информации, видео- и фотосъемку, получает медицинскую выписку о состоянии здоровья ребенка и направляет полученные сведения в иностранную организацию по усыновлению детей по месту нахождения кандидатов в усыновители.

Выявляются факты отсутствия в органах образования сведений о регистрации и местонахождении представителей ряда аккредитованных агентств по усыновлению. Практика свидетельствует, что посреднические услуги таких агентств и частных лиц по подбору и передаче детей на усыновление нередко преподносятся как деятельность представителя усыновителя, предусмотренная Гражданским и Гражданским процессуальным кодексами РФ.

В этой связи следует иметь в виду, что в соответствии с п.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.07.97 № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления» представитель хотя и вправе действовать за рамками судебного процесса, но его действия ограничиваются сбором доказательств при подготовке дела к судебному разбирательству.

В целях усиления защиты прав несовершеннолетних в 1995 г. в Российской Федерации введена уголовная ответственность за торговлю несовершеннолетними (ст. 152 УК РФ, в настоящее время ст. 127-1 ч.2 п. «б» УК РФ) и незаконные действия по усыновлению детей (ст. 154 УК РФ).

Статистические данные, характеризующие динамику совершения преступлений, предусмотренных ст.ст.152, 154 УК РФ, выглядят следующим образом.

По ст. 152 УК РФ в 1998 г. расследовано 20 уголовных дел, осуждено 11 лиц; в 1999 г. расследовано 17 дел, осуждено 43 лица; в 2000 г. расследовано 18 дел, осуждено 27 лиц; в 2001 г. расследовано 10 дел, осуждено 21 лицо; в 2002 г. расследовано 6 дел, осуждено 17 лиц.

По ст. 154 УК РФ в 1998 г. расследовано 2 уголовных дела; в 1999 г. - 10 дел; в 2000 г. - 1 дело; в 2001 г. - 1 дело; в 2002 г. - 3 уголовных дела. При этом за рассматриваемый период осуждено только два человека (в 1999 г.).

Приведенная статистика свидетельствует не только о высокой латентности этих преступлений, но и о слабой активности правоохранительных органов по их выявлению.

Учитывая, что усыновление является наиболее предпочтительной формой семейного устройства детей-сирот, а также его чрезвычайную значимость для всей последующей жизни ребенка, процесс усыновления должен пристально контролироваться, в том числе для предотвращения злоупотреблений в данной сфере.

В Волгоградской области по фактам совершения незаконных действий по усыновлению детей должностными лицами детских домов и домов ребенка было возбуждено уголовное дело по признакам составов преступлений, предусмотренных ст.ст.154, ч.1 ст.285 УК РФ.

Расследованием установлено, что в период с 1993 по 2001 год на территории области гр. Фратти Н.Ф. осуществляла посредническую деятельность по оказанию услуг итальянским гражданам по усыновлению ими российских детей. Усыновленные дети, в нарушение действующего законодательства, фактически не предлагались на усыновление российским гражданам, не во всех случаях выдерживались сроки нахождения детей на учетах в федеральном, региональном банках данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С целью ускорения и упрощения процедуры усыновления, из корыстных побуждений, Фратти Н.Ф. оказывали содействие должностные лица органов власти и управления образования, руководители детских учреждений. В отношении их, в частности Текучевой Н.А. (главного врача Михайловского Дома ребенка), Чаплиной Т.М. (директора Кировского детского дома) и Герусовой В.А. (бывшего ведущего специалиста комитета по образованию администрации области), прокуратурой Волгоградской области возбуждено уголовное дело, в рамках которого по ходатайству о правовой помощи правоохранительными органами Италии проводятся проверки семей, усыновивших детей из Волгоградской области. Все названные лица осуждены к различным срокам лишения свободы условно.

Аналогичные дела расследовались и в других регионах (Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Калининградская, Рязанская, Пермская области, г.Санкт-Петербург и др.).

В Рязанской области в 2000 г. было возбуждено уголовное дело по п. «в» ч.2 ст. 152 УК РФ, в ходе расследования которого установлено, что главный врач Рязанского Дома ребенка Светова О.А., при соучастии специалиста Управления образования администрации Рязанской области Гуровой Н.А., незаконно передавала представителю иностранного агентства по международному усыновлению Усову В.А. сведения о наиболее перспективных для усыновления малолетних детях, при этом скрывала данную информацию от российских кандидатов в усыновители. При их посредничестве за рубеж вывезено 16 детей. Рязанским областным судом виновные лица осуждены к различным срокам лишения свободы условно.

В Алтайском крае в ходе расследования уголовного дела в отношении главного врача Бийского Дома ребенка Коновалова П.В. установлено, что в нарушение действующего законодательства иностранными гражданами в период 1996-1999 г.г. было усыновлено 45 детей.

Необходимо отметить, что случаи возвращения детей в Россию единичны.

Имеют место факты, когда в ходе рассмотрения судами гражданских дел о лишении родительских прав выявляются преступления со стороны родителей. Прокуратурой Новосибирской области по результатам рассмотрения дела о лишении родительских прав матери - Гавенко О.Н. в отношении сына - Гавенко Д.М., 2002 года рождения, было возбуждено уголовное дело по ст. 156, ч.1 ст. 152 УК РФ. Гавенко О.Н. в течение первых трех дней жизни ребенка умышленно отказывалась его кормить, а затем продала за 200 руб. лицам цыганской национальности. Следствие по делу приостановлено по п.2 ч.1 ст.208 УПК РФ в связи с розыском обвиняемой.

Случаи продажи родителями своих детей лицам цыганской национальности, иным лицам для дальнейшего вовлечения их в противоправную деятельность выявлены и в других регионах (Воронежская, Новосибирская, Ростовская, Тверская, Тульская области).

Как правило, такие родители приговариваются судом к небольшим срокам (2-3 года) лишения свободы условно.

Прокуратурой Рязанской области возбуждено уголовное дело по п. «ж» ч.2 ст. 152 УК РФ по факту продажи ребенка в целях изъятия у него органов для трансплантации. В ходе следствия установлено, что Ткачева Н.А. - бабушка ребенка по предварительному сговору с сыном Ткачевым СБ. и его женой Ткачевой Л.В. продала за 90 тысяч долларов США своего несовершеннолетнего внука Ткачева Андрея.

Ткачевой Н.А. назначено наказание в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима, остальным - в виде лишения свободы условно.

Имеются случаи продажи родителями своих детей с целью совершения с ними развратных и насильственных действий сексуального характера (Челябинская область).

Одной из форм продажи детей можно считать и вывоз несовершеннолетних за рубеж с целью сексуальной эксплуатации под видом трудоустройства в качестве официанток, парикмахеров и т.п.

В Оренбургской области в 1997г. были осуждены Попова Т.А. и Самвелян Ю.К. по ст.ст. 151,210, 322 и 327 УК РФ, которые по подложным паспортам вывозили в Турцию несовершеннолетних с целью сексуальной эксплуатации. Подобные факты имели место в Удмуртской Республике, Ставропольском крае, Калининградской, Калужской и Тюменской областях.

Другой распространенной формой преступной деятельности, связанной с торговлей детьми, являются различные злоупотребления со стороны работников родильных домов и других медицинских учреждений.

В Пермской области санитарка родильного отделения Воробьева Е.Е., пользуясь ненадлежащим хранением бланков справок о рождении детей, передала Гладковой И.С. справку о якобы рожденном ею мальчике (от него отказалась мать). На основании данной справки Гладкова И.С. зарегистрировала ребенка в органах ЗАГС как своего сына. Действия Воробьевой Е.Е. были квалифицированы по ч.1 ст. 152 УК РФ и ч.1 ст.327 УК РФ, действия Гладковой И.С. - по ч.1 ст. 152 УК РФ. Уголовное преследование в отношении их прекращено в связи с выходом акта амнистии.

В Новосибирской области педиатр Колыванской ЦРБ Коновалова Р.К. неоднократно передавала новорожденных, матери которых отказывались от родительских прав, в семьи граждан, совершая при этом незаконные действия по их усыновлению. По данному факту было возбуждено и расследовалось уголовное дело.

В некоторых регионах уголовные дела данной категории за период с 1998 по 2003 год вообще не возбуждались (Республики Коми, Алтай, Татарстан, Хакасия, а также Белгородская, Тамбовская, Курская, Новгородская и др. области). В то же время однозначно утверждать об отсутствии данной проблемы в этих регионах нельзя.

Генеральная прокуратура РФ еще в 1999 г. обращала внимание прокуроров субъектов на необходимость серьезной корректировки прокурорской практики, усиления надзора за исполнением законодательства об усыновлении.

За последние три года такие проверки проводили прокуроры Республики Адыгея, Удмуртской Республики, Чувашской Республики, Калужской, Смоленской, Тульской и некоторых других областей, по результатам которых принимали соответствующие меры реагирования, возбуждали уголовные дела.

 

Отдел по делам несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры Российской Федерации

 

 

На главную страницу | На главную страницу раздела

Законы | Семья и школа | Семья и демография | Семья и здравоохранение | Дети и СМИ | Родительское движение | События, мероприятия | О нас | Контакты