НП “Родительский комитет”
Законы | Консультация юриста | Семья и школа | Демография | Здравоохранение | Дети и СМИ | Родительское движение | События | Контакты
Наше сегодняшнее заседание посвящено тому, как
можно противодействовать асоциальным явлениям в молодежной среде. Но для этого
разговора нужно сначала понять, что представляет из себя молодежная среда, в чем
вообще особенности юношеского возраста, которые толкают человека на те или иные
поступки.
Время молодости - особенно сложное время, время поиска своего
пути. Человек в этом возрасте творчески активен, у него еще не сформировались
стереотипы мышления, он подвижен, но эту подвижность можно назвать и неуравновешенностью:
молодой человек легко подпадает под чужое влияние, его можно увлечь и в добро,
и в зло. Тем более, что часто он еще не может отличить добро от зла, он не имеет
опыта, чтобы глубоко разобраться и оценить какое-то явление. Кроме того, в этом
возрасте в связи с перестройкой всего телесного состава в человеке возникают мощные
телесные чувства и движения, которым он зачастую слепо следует.
В этом
возрасте человек остро осознает свою свободу и старается эту свободу реализовать.
Причем, свободу молодые понимают как отказ от того, чем живут родители и вообще
люди старшего поколения, они видят в этом утверждение своего "я". С
другой стороны, молодой человек хочет и быть как все - как все, как сейчас говорят,
"продвинутые" молодые люди.
И современная молодежная культура
предлагает ему такой образец "продвинутости": наркотики, алкоголь, распущенность,
соответствующий стиль одежды и поведения, соответствующая музыка и т.д. И все
эти атрибуты "нормального молодого человека" - как раз и являются или
вызывают асоциальные явления, о которых мы с вами сегодня говорим. Именно они
становятся не только причиной гибели самих молодых, но и источником многих бед
и страданий для окружающих. И все это процветает по всей России - мы объездили
самые отдаленные регионы, и увидели, что везде только увеличивается потребление
наркотиков, алкоголя (никто не говорит сейчас, что потребление пива столь же опасно,
как и потребление крепких напитков). Везде разрушается семья, потому что "не
модно" создавать крепкую семью, воспитывать детей. Модно - жить гражданским
браком, постоянно меняя партнеров, модной стала однополая любовь и т.д.
Надо
заметить, что эта мода сформирована совсем не молодыми людьми, а теми, кто извлекает
из этого выгоду, наживается на этом. Это не только наркодельцы и изготовители
пива. Это и издатели разнообразных молодежных и подростковых журналов типа "Cool-girl",
которые есть в любом самом отделанном регионе, в любом почтовом отделении и которые
пропагандируют разврат, наркотики, однополую любовь и т.д. И самым главным мощным
средством воздействия на человека по всей стране - от Владивостока до Калининграда
- является, конечно, телевидение, которое формирует определенный тип поведения
молодежи, потворствуя низшим человеческим страстям.
В
названии нашей секции говорится об общественном противодействии асоциальным явлениям
среди молодежи. Но, к сожалению, сейчас никакого адекватного по мощности противодействия
не существует.
Что касается непристойных молодежных изданий, телепрограмм
и проч., то здесь нужно противодействие со стороны власти. Но этого нет.
Общественность
и Церковь, со своей стороны, не могут противодействовать негативным явлениям силовыми
методами. Да это и невозможно. Но можно, во-первых, выражать общественный протест
(и этим занимаются многие православные организации: Комитет защиты нравственности,
центр "Жизнь" и другие), а, во-вторых, для того, чтобы что-то изменить,
мы должны предложить альтернативу.
Всем, наверное, известно, что в нашей
стране сейчас единственной формой более или менее организованного молодежного
общения являются дискотеки. Конечно, дискотеки давно стали рассадником тех же
общественных болезней, обстановка на них бывает самая криминогенная: наркотики,
драки и т.д. Но дело в том, что если в крупных городах еще есть какая-то альтернатива
дискотекам, то в глубинке ее нет. Нынешним летом мы с миссионерскими поездками
побывали в Забайкалье, Перми, Заонежье, на Алтае. И когда мы разговаривали с молодежью
и говорили, что не стоит ходить на дискотеки, что там нет ничего хорошего, нам
отвечали: "А куда еще ходить? Где еще собираться?"
Что мы можем
предложить взамен? Мне кажется, здесь есть большие возможности для использования
опыта и традиций Церкви. Понимая это, Президент в своем обращении к участникам
Архиерейского собора сам призвал Церковь не ограничиваться культовой деятельностью,
но участвовать в решении социальных проблем.
Надо сказать, что Церковь
уже в этом участвует, в частности, работает с молодежью.
Так, по опыту,
могу сказать, что молодых можно привлечь к социальной работе, но - не любой, а
такой, которая связана с какими-то экстремальными ситуациями, трудностями и опасностями
для жизни, такой, где есть элемент авантюризма в хорошем смысле слова, к такой,
где можно быстро ощутить результат работы.
Пример: в Москве уже около
года действует молодежная православная бригада помощи бездомным. Они собирали
по улицам бездомных инвалидов - безруких, безногих, устраивали их в больницы,
по каким-то зацепкам разыскивали родных и знакомых (иногда это было целым детективным
расследованием), восстанавливали документы, устраивали в дома престарелых и т.д.
На счету этой группы - десятки буквально спасенных жизней. Эта работа оказалась
очень интересной для молодежи, и численность группы все увеличивается.
Очень
активно, например, откликнулись молодые люди - студентки московского училища сестер
милосердия, когда возникла необходимость дежурить ночью у постели детей, привезенных
из Беслана в московские больницы. Студентки буквально стояли в очередь! Это говорит
о том, что молодежь откликается на такие призывы к жертвенности, к реальному подвигу.
Есть в Москве молодежная организация "Реставрос". Ее члены летом,
во время каникул или отпусков, ездят в отдаленные уголки России и восстанавливают
заброшенные православные храмы. Походная жизнь, общение, прекрасная природа и
нужное дело - это очень привлекает молодых людей.
Таких интересных направлений
молодежной деятельности много - вплоть до изучения китайского языка для проповеди
Православия в тех регионах, где китайское население уже теснит русское. Думаю,
что необходимо делать на телевидении социальную рекламу, которая бы рассказывала
о социальном служении Церкви, о ее проектах, интересных для молодежи. Эта реклама
должна дать молодым людям понять: служение ближнему приносит ни с чем не сравнимое
чувство духовного удовлетворения и радости. Причем, эти проекты не требует того,
чтобы человек был церковным. В них могут участвовать и неверующие, и представители
других конфессий. В качестве примера могу привести такой факт: на бесплатных патронажных
курсах, которые мы организуем уже несколько лет, у нас училась и мусульманка -
сотрудница государственного ЦСО. После обучения она возглавила отдельную службу
в своем центре.
Очень нравится молодым людям участвовать в миссионерских
поездках. (Смысл их в том, что мы приезжаем в отдаленные села, где много лет нет
церкви, проводим там беседы, привозим книги, устраиваем богослужения, крестим,
венчаем и т.д.) Эти поездки возникли более 10 лет назад именно потому, что мы
хотели дать молодым в опасный переходный возраст увлекательное дело, удержать
их от блужданий, помочь им преодолеть внутренний мировоззренческий кризис. Сейчас
желающих участвовать в таких поездках становится так много, что некоторым мы вынуждены
отказывать, назначать испытательный срок.
Уже много лет устраиваются
молодежные православные летние лагеря, которых могло бы быть больше, если бы у
Церкви были для этого средства. У Церкви существует опыт организации даже спортивных
мероприятий для молодежи. Конечно, смысл их - не просто хоть чем-то занять молодых,
а создать такую атмосферу, которая бы воспитывала человека.
Можно создавать
молодежные клубы при храмах и поддерживать те, которые уже существуют. К сожалению,
у большинства православных храмов нет ни помещений, ни средств для организации
таких клубов.
Но проблема состоит не только в отсутствии материальных
средств. Проблема в том, что в эту деятельность мы можем вовлечь (по крайней мере,
на сегодняшнем этапе) только ту молодежь, которая так или иначе связана с церковью,
т.е. верующую или околоцерковную. Чтобы расширить спектр действия, нужно обязательно
использовать телевидение. У Церкви есть люди, которые могли бы противодействовать
растлению молодежи, которым сейчас занимается телевидение, которые говорили бы
о нормальной жизни, а не о жизни гибельной. Но, к сожалению, те, кто мог бы рекламировать
здоровый образ жизни и вечные ценности, не имеет денег для создания своих программ
- в отличие от тех, кто использует свои капиталы для противоположных целей.
Конечно, нужно бороться и с последствиями асоциальных явлений - этим занимаются,
например, православные реабилитационные центры для наркоманов. И эффект от их
деятельности гораздо выше, чем в других реабилитационных центрах, потому что в
них учитывается и духовная составляющая этой болезни. Этот опыт нужно распространить
на все неблагополучные регионы.
Если честно взглянуть
на проблему, придется признать, что современная молодежь, к сожалению, уже во
многом потеряна для общества, и даже используя все способы, о которых я говорил
выше, вернуть ее обществу если не невозможно, то крайне трудно.
Поэтому
мне кажется, что более важной задачей сейчас является профилактика тех асоциальных
явлений, о которых мы говорим. А это значит, что нужно заниматься не только молодежью,
но и детьми. В человеке основные понятия закладываются в детстве. Если они достаточно
устойчивые, то даже после переходного периода, после того, как у молодого человека
проходит этот тяжелый и трудный возраст, он возвращается в нормальное русло жизни
- с теми или другими увечьями, с той или другой степенью изломанности, но все-таки
возвращается. Если в него ничего не будет заложено, ему не к чему будет возвращаться,
он так и будет всю жизнь находиться в переходном возрасте. Поэтому нужно начинать
с самого раннего детства.
Нужны хорошие передачи для детей. Почему о.
Артемию Владимирову запретили вести передачи "Спокойной ночи, малыши"?
Он вел ее очень интересно, потому что имеет уже большой опыт общения с детьми,
в том числе - в эфире. Сейчас передачи ведут победительницы конкурсов красоты.
Неужели это может быть важно для воспитания в ребенке доброты, милосердия, честности,
других добродетелей?
В школе тоже нужно не учить детей тому, как ограничивать
рождаемость и пользоваться для этого разными средствами, т.е. учить не греху,
а - воздержанию, целомудрию, чистоте. Можно это делать в рамках предмета, место
которого сейчас занимает курс истории мировых религий, введенный в московских
школах. Толка от преподавания этого курса, на мой взгляд, нет абсолютно никакого,
потому что к его преподаванию разрешено привлекать только тех, кто не принадлежит
ни к одной религии. Но как может человек, который в этом не разбирается, чему-то
научить детей? Ради чего ребенку нужно подробно изучать историю языческих культов
и тому подобное? Лучше, чтобы дети вместе со своими родителями выбрали ту религию,
историю которой захотели бы изучать в школе: ислам, православие, иудаизм, а к
преподаванию нужно привлекать представителей этих религий. Тогда ребенка можно
научить добродетели, а не пустым цифрам, именам, последовательности исторических
фактов. Если ребенок хочет изучать атеизм - пожалуйста, но пускай об этом говорят
те люди, которые хорошо понимают, что это такое.
Кроме того, сейчас в
школе у детей воспитывается представление об идеальной семье как о семье унитарной
- семье, в которой не живут вместе представители разных поколений, а только родители
и один или, самое большее, два ребенка. Это воспитывается абсолютно на всех уровнях:
тексты в учебнике иностранного языка, картинки в букваре. И это усваивается детьми
очень крепко. Этим летом в миссионерских поездках по разным регионам я поговорил
в общей сложности с более чем тысячью людей, в том числе детей. Я спрашивал у
девочек, хотят ли выйти замуж, сколько хотят иметь детей. Замуж хотели все, и
все хотели, чтобы в семье был один ребенок. Некоторые говорили - два. Для сельских
районов это очень нетипично, и все это - результат соответствующего воспитания.
Нужно изменять это с самого младшего возраста, чтобы дети знали, что счастливая
семья - это семья, где много детей. Чтобы в букваре рядом с мамой и папой рисовали
не одного ребенка, а много детей и т.д.
Эти представления воспитываются
в детях в православных школах и гимназиях. Надо сказать, что они очень востребованы
у населения: в Москве сейчас около 20 православных школ и гимназий, но во всех
- огромный конкурс при поступлении. Тем не менее, сейчас, с принятием в августе
поправок к Закону об образовании, православные школы поставлены под удар. Их финансирование
передается из ведения федеральных органов органам региональным, и решение о финансировании
предоставляется на усмотрение этих органов: захотят - будут финансировать, не
захотят - не будут. Кроме того, в негосударственных школах отменяются льготы на
питание для многодетных семей и детей-инвалидов! О каком решении демографической
проблемы при таком подходе может идти речь?
Чтобы изменить ситуацию, необходимо
особое внимание обратить также на сиротские учреждения - детские дома, интернаты
и т.д. Ведь не секрет, что их воспитанники в большинстве случаев пополняют эту
асоциальную среду и редко могут создать нормальные семьи. Все об этом знают, официальные
органы приводят страшную статистику (сколько детей бежит из детдомов, сколько
по выходе спивается или садится за решетку и т.д.), но в самой системе попечения
об этих детях ничего не меняется. О том, что нужно изменить, тоже многие знают.
Прежде всего, нужно закрыть все детские дома и интернаты, в которых живет более
50 детей, расформировав их по детским домам семейного типа. Потому что в большом
многонаселенном интернате, который больше похож на казарму, невозможно воспитать
полноценного человека. Кроме того, нужно поддерживать детские дома семейного типа,
в частности - церковные. Сестричество, духовником которого я являюсь, имеет на
своем попечении два церковных детских дома семейного типа. Эти детские дома дают
очень хорошие результаты, не сопоставимые с теми, которые имеют государственные
учреждения. Я уж не говорю о том, что в наших детских домах нет наркотиков, алкоголя,
табака, мата - это само собой разумеется. Наши выпускники выходят достойными и
образованными людьми, поступают в институты, создают семьи. При этом церковные
детские дома государством не финансируются, а финансируются государственные, где
результат часто просто чудовищный. По-моему, это абсурдная ситуация.
Для
выпускников детских домов необходимо разработать программу поддержки: они выходят
в мир совершенно беспомощными и беззащитными перед злом в разных его проявлениях.
Здесь тоже мог бы пригодиться опыт Церкви: своих выпускников мы опекаем и после
того, как они выходят из стен детского дома. Не говоря о том, что у них у всех
остается семья - церковная община, где их знают и любят, мы нашли еще одно решение.
В квартиры к нашим выпускницам мы селим иногородних студенток Богословского института.
Выпускнице не так одиноко, у нее появляется подруга, кроме того, от домашних девочек
они быстрее научаются вести хозяйство, обращаться с деньгами и т.д.
Раз
я заговорил и сиротских учреждениях, хочу сказать и об интернатах для детей-инвалидов.
Это самое страшное место из всех, которые я видел. Когда мы захотели что-то изменить,
мы стали тесно сотрудничать с ними. Сейчас в Москве Церковь взяла на попечение
два таких интерната: создали за счет благотворителей дополнительные ставки для
сестер милосердия, в другом интернате весь штат укомплектован православными сотрудниками.
После этого ситуация в этих учреждениях изменилась кардинальным образом: дети
стали меньше болеть, ощутимо поправились, начали улыбаться, у большого количества
детей изменился диагноз - их удалось реабилитировать! Этот опыт Церкви тоже необходимо
использовать.
К наименее благополучным воспитательно-образовательным учреждениям
я бы отнес средние специальные учебные учреждения: колледжи, техникумы. Если говорить
о преподавании духовно-нравственных дисциплин, то нужно обязательно вводить их
в этих учреждениях! Там они нужны, может быть, больше, чем, например, в вузах.
Кроме того, нужно вести в этих учебных заведениях антиабортную пропаганду, как
и в школах, и в женских консультациях.
Необходимо воспитывать не только
детей, но и в каком-то смысле воспитывать родителей: устраивать школы молодой
семьи, клубы молодой семьи, где люди могли бы общаться. И здесь тоже могла бы
помочь Церковь.
Обращаясь к церковной части аудитории, хочу сказать, что
сейчас много зависит от того, удастся ли всем нам включиться в эту работу, в это
служение, которое является неотъемлемой частью нашего служения Богу. Мы должны
служить нашим ближним, потому что в них мы служим Самому Христу. Мы не можем оставаться
безучастными к тому, что происходит с российской молодежью. Храмы должны стать
миссионерскими центрами: при каждом храме должны организовываться молодежные клубы,
кружки для детей (не только воскресные школы, но кружки ремесел, скаутские отряды
и т.д.). В храмах должны быть ответственные за работу с молодежью, за социальное
служение. Нужно поощрять добровольческое движение, организовывать для добровольцев
интересное дело.
Должен сказать, что в то время, когда мы отправляемся
в миссионерские поездки в самые отделанные регионы России, здесь в Москве не ведется
активная миссионерская работа с молодежью, хотя столичная молодежь нуждается в
этом не меньше. Можно было бы предложить в качестве эксперимента следующее. Наш
форум проходит в храме Христа Спасителя, а этот храм является самым посещаемым
среди молодежи, в том числе - среди молодежи не церковной, целесообразно было
бы сделать этот храм центром миссионерской активности по работе с молодежью. Можно
было бы обустроить в одном из помещений храма видеозал, где ежедневно показывались
бы православные фильмы и просто хорошие познавательные фильмы нравственного содержания,
а также предусмотреть в одном из помещений место для встреч и бесед, которые могли
бы проводить московские священники (можно установить среди них дежурство), студенты
московских духовных школ, Свято-Тихоновского православного университета. Через
полгода можно было бы оценить результаты этого эксперимента, обобщить полученный
опыт. Может быть, это помогло бы выработать новые формы миссионерской работы с
молодежью.
Конечно, нужно отдавать себе отчет, что спасти Россию может
только Бог. Ее не может спасти ни очень хороший человек, даже если он обладает
властью, ни даже Русская Православная Церковь. И поэтому для всех верующих людей,
которые озабочены тем, что гибнет молодежь, главная задача, прежде всего, - усердно
молиться Богу об этих людях, и не закрывать перед ними двери храмов. А главная
задача всей Церкви в этой ситуации - задача миссионерская: привлекать людей к
вере, к той жизни, которой жили наши предки, и которая сделала Россию великой
страной.
Законы | Консультация юриста | Семья и школа | Демография | Здравоохранение | Дети и СМИ | Родительское движение | События | Контакты