Некоммерческое
партнерство в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья
“Родительский комитет”
На главную страницу | На главную страницу раздела
Законы | Семья и школа | Семья и демография | Семья и здравоохранение | Дети и СМИ | Родительское движение | События, мероприятия | О нас | Контакты
КУЛЬТУРИНТЕРВЕНЦИЯ
"Когда искусство является отделенным от морали,
когда оно оказывается деятелем социального разложения,
а не социальной гармонии, то это служит признаком того,
что оно внесено извне, как это было в Риме времен Сципиона".
Габриэль Тард, "Социальная логика".
1. ИДЕАЛЬНЫЙ ТОВАР
Корпорация имеет подданых и широко распространяемую идеологию. Она заявляет о себе в парламентах. Для защиты ее интересов действует современная армия, морской и воздушный флот. По сути это - виртуальное государство. Ее тень мертвит высочайшие должностные лица, дьявольская готика ее грязных шприцов пронзает современное культурно-историческое пространство. Опасной громадой нависает она над человечеством. Не замечая, мы смотрим сквозь нее. Не сознавая, подчиняемся ее законам. Ее проявления привычны и давно вошли в обиход. Условно назовем ее - Корпорация "D" (Drug).
Наркотики - идеальный товар, намертво вцепляющийся потребителю в глотку. Большинство пробовавших становится постоянными окупателями. Физиологическая зависимость может наступить сразу (героин), через пару недель (опиум), или через год (конопля), смотря с чего начинает потребитель. По официальным данным, в мире - 70 миллионов наркоманов.
Наркотики - выгодный товар, имеющий характеристики, о которых только может мечтать производитель любого продукта. Эйфория, изначально возникающая при потреблении, быстро превращается в жизненнyю необходимость и гарантирует повторную покупку1. Доход от продажи 1 кг. героина составляет свыше $ 100 000 США. Стоимость 1 т. сырья после переработки в кокаин возрастает на 12 400 %. Ничто в мире не дает такой бешеной прибыли.
Последствия употребления наркотиков - импотенция, распад личности, слабоумие, генетические изменения, приводящие к рождению уродов, дисфункции органов и смерть к 30 годам.
Как и любой бизнес, наркотическая индустрия стремится к бесконечному увеличению числа продаж и прибыли. Поэтому, как и любой товар в современном мире, наркотики требуют построения специальной стратегии рекламы и маркетинга.
2. ВИДИМАЯ ЧАСТЬ НЕВИДИМОГО
Product + Price + Place + Promotion 2
Товар (product) - Героин, кокаин, гашиш, ЛСД и пр.
Цена (price) - Ниже мировых цен и доступна потребителю.
Место (place) - По информации прессы и правоохранительных органов - дискотеки,
бары, клубы, кафе, учебные заведения, розничная продажа и пр.
Продвижение (рromotion) - Реклама средствами искусства и в СМИ3
Следует логический вывод: объем продаж, то есть ЭПИДЕМИЯ НАРКОМАНИИ В РОССИИ - СЛЕДСТВИЕ ВОПЛОЩЕНИЯ НАУЧНОЙ СТРАТЕГИИ МАРКЕТИНГА И РЕКЛАМЫ НАРКОТИКОВ КАК Т О В А Р А.
Проверим наше открытие и выявим другие составляющие D(drug)-маркетинга. Стратегия
распространения и продажи любых товаров (в т.ч. и наркотиков) выстраивается
по всем правилам университетских наук. Как поясняет солидная американская энциклопедия
рекламы:
"Соединяются информация и знания, полученные из бихевиористских наук (антропологии,
социологии, психологии и т.д.) с мастерством и творчеством коммуникативных искусств
(литература и печать, драматическое искусство, театр, графика, фотография и
проч.) с целью мотивирования, видоизменения или усиления чувств, убеждений,
мнений и поведения потребителей".
По официальным данным, основные потребители наркотиков - подростки и молодежь в возрасте 12 - 25 лет. Следовательно, это и есть целевая аудитория, выбранная Корпорацией "D" для распространения наркотиков. Прагматичное умервщление подростков с целью извлечения практической выгоды, со временем, займет достойное место в ряду таких явлений мировой истории как людоедство, рабовладение, концентрационные лагеря с производством матрацев из волос и абажуров из человечьей кожи. Выбор детской целевой аудитории невыразимо аморален, однако, с точки зрения маркетинговой стратегии он безупречен. В России существует огромный рынок неприкаянных подростков. Юность не имеет достаточных знаний и ясной картины мира, основанной на собственном опыте.
Исходя из сведений о группировании потребителей вокруг наиболее часто посещаемых ими местах отдыха, учебы, развлечений, определим целевой рынок на основе отношения потребителей к пользующимся спросом услугам. Как известно, рынок - это потенциальные покупатели, объединенные общим интересом, потребностью или желанием и имеющие возможность оплатить покупку.
Услуги Дискотек, клубов, продукция рок-исполнителей имеют свой целевой рынок, своих покупателей - молодежь 12 - 25 лет. Эти потребители группируются вокруг посещаемых ими мест развлечений - дискотек, клубов, баров, кафе, рок-концертов (сегментация по бихевиористским признакам).
ОДНОВРЕМЕННО ЭТО И ЕСТЬ РЫНОК СБЫТА НАРКОТИКОВ. ЦЕЛЕВОЙ РЫНОК ИХ ПРОДАЖИ ОПРЕДЕЛЕН С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ УСЛУГ СФЕРЫ РАЗВЛЕЧЕНИЙ.
Он жестко связан с рынком поп-музыки, и повсеместно сопровождает потребление этих услуг. Объем продаж наркотиков во многом зависит от рекламы p l a c e (места продажи), т.е. продвижения и количества услуг дискотек, клубов, рок-групп. Как мы увидим в дальнейшем, Корпорация „D" вкладывает огромные средства в индустрию развлечений и ее p r o m o t i o n с тем, чтобы получить гораздо большие выгоды от продажи наркотиков.
3. СИЛОВЫЕ ЛИНИИ
Мотивация посетителей дискотеки, молодежного клуба или рок-концерта по иерархии А. Маслоу предполагает комбинацию физиологических (половая жизнь) и социальных (дружба и привязанность, чувство общности) потребностей для группы подростков 12-19 лет, и потребностей в половой жизни и самоактуализации для группы молодых людей 20 - 25 лет.
Теория стимула-реакции объясняет механизм promotion. Рекламное объявление (стимул) запускает в действие потребность (физиологическую, социальную) или желание покупателя, что создает побуждение к реакции (приобретению товара, услуги). СЕКСУАЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ - непременная принадлежность СМИ, осуществляющих promotion "альтернативных" рок-исполнителей и их концертов, молодежной моды, дискотек, субкультурных течений, праздников и сборищ-тусовок. Секс пронизывает попавшие в его поле предметы, знаки и темы, превращая их в Условные стимулы. Методичная трансляция Условных стимулов через коммуникационные каналы ведет к Генерализации (усилению воздействия).
Обратимся к прессе, публикующей рекламу дневных и ночных клубов, дискотек, рок-концертов, и других мест развлечений для молодежи. Как правило, эти издания отличаются эротическими иллюстрациями и текстами сексуального характера ("Playboy", "Yes!", "Cool", "Птюч", "ОМ", "Ровесник", "Тусовочка", "Версия", "Московский комсомолец" и т.д.).
В Москве и регионах России музыкальные телеканалы заполнены клипами з в е з д, осуществляющих секс-promotion в названной прессе. 90% молодежных телепередач предлагают своим зрителям те же произведения в качестве непременной нагрузки. FM-радио беспрерывно полощет их в эфире. Периферийная пресса, претендующая на молодежную аудиторию, копирует столичные материалы о рок-альтернативе. Стиль и записи "з в е з д", ставшие условными секс-стимулами, подхватывают миллионы подростков. Воздействие таланта заменено действием Безусловного рефлекса. В любом конце России, возьмет ли подросток пульт телевизора, окажется у него журнал, или он услышит радио - всюду ему неотвратимо мигает однообразная рок-тусовка. Нескончаемый радиоэфир и точно рассчитанное телевизионное время, клипы, журнальная и газетная продукция, видеофильмы и аудиокассеты - все это создает мощный идеологический пресс, выбраться из-под которого практически невозможно.
СЕКС-ПРОПАГАНДА - БЕЗУСЛОВНЫЙ СТИМУЛ, ВЫЗЫВАЮЩИЙ ПОТРЕБНОСТЬ В ПОЛОВОЙ ЖИЗНИ. МЕСТА РАЗВЛЕЧЕНИЙ, МОДА, РОК-МУЗЫКА В СОЕДИНЕНИИ С БЕЗУСЛОВНЫМ СТИМУЛОМ (СЕКС) СТАНОВЯТСЯ УСЛОВНЫМИ СТИМУЛАМИ.
Это и есть силовые линии, направляющие нужных людей (молодежь, подростков) в нужные места (дискотеки, кафе, клубы и т.д.)
4. ИДЕОЛОГИЯ
ВСЕ КАНАЛЫ КОММУНИКАЦИИ ПОСТАВЛЯЮТ ДЛЯ МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИИ 12 - 25 ЛЕТ
ОДИН И ТОТ ЖЕ НАБОР ИЗ ЯВНО ИДЕОЛОГИЧЕСКИ ОКРАШЕННЫХ ТЕМ:
1. Секс-пропаганда. Дискредитация секса, как акта личностной половой
любви и пропаганда секс-девиаций в качестве развлечений: Fast Love (моментальное
спаривание), парафилий (извращений), гомосексуализма4,
множественного, безличного подросткового полового опыта.
2. Молодежная мода. Пропаганда шокирующей, эпатажной моды с элементами
различных субкультур и клеймением, "моды для дискотеки", нарушающей общепринятые
коды одежды, унисекс.
3. Девиантность5
и преступление. Разрушение табу и общепринятых кодов поведения (публичный
половой акт, нецензурная брань и т.д.). Пропаганда христианских заповедей наоборот:
"Не чти отца своего", "Прелюбодействуй", "Убий", "Сотвори себе кумира" и т.д.
4. D - мифология. Экстремальность, "безбашенность"; скрытая пропаганда
наркотиков под видом постижения мистики, сверхъчувственных явлений, дьявольщины;
астрология, ужасы, пришельцы, НЛО.
5. Рок -звезды и рок-музыка. Реклама звезд, сведения о гонорарах, поклонниках,
описания успеха, богатства, любовных приключений. Сообщения о девиантных поступках
(преступлениях, наркомании), как о составной части их жизни.
6. Места развлечений. Реклама клубов, рок-концертов, дискотек, массовых
праздников и других разнообразных "тусовок".
Идеологическая окраска тем, соединенных с Безусловным сексуальным стимулом,
очевидна. Это идеология нарушения социальных норм, идеология в ы п а д е
н и я из общества, идеология п р е с т у п л е н и я.
5. ТУСОВКА - КОМАНДА - ГРУППА
Огромное влияние на развитие эго-идентичности подростка оказывает пропаганда массовой культуры, герои толпы. Он подражает поведению манере одеваться тех, кто чаще всего мелькает на экранах и страницах. Эксперимент в Институте психологии РАН (В.П. Морозов, 1997) показал положительную связь между предпочтением рок-музыки и низким образовательным цензом, отсутствием слуха. Таким образом, подросток, практически не обладающий способностью выбирать, безоговорочно воспринимает моду и музыку, навязанную СМИ.
Стиль рок-звезды нарушает общепринятые коды одежды. Эпатажная прическа, грим, клейма (татуировки, пирсинг и т.д.) означают отделение от общества. Основная функция такого облика в маркетинге наркотиков - усилить чувство неполноценности у подражающего подростка, вызвать шок, неприятие, насмешки, отделить группы молодежи от общества. Так искусственно создается противостояние "Мы" и "Они", где дети - "Поколение Икс", "Generation П.", противопоставляются отцам - "Другому поколению", т.е. обществу.
Социальный дискомфорт и желание найти поддержку заставляют подростков объединяться в группы. Уличная тусовка или дворовая компания становятся их главной опорой. Члены группы испытывают иллюзии неуязвимости и единомыслия, имеют готовое коллективное самооправдание и верят в собственную непогрешимость. В обмен на признание, одобрение и присоединение к могущественному "Мы" (группа) против враждебного "Они" (общество), подросток усваивает групповые стереотипы восприятия, учится оказывать давление на несогласных, терпеливо умалчивает о своем несогласии и вместе с другими членами группы цензурирует факты, опровергающие ценности группы. Такая группа представляет собой идеально слаженный социально-психологический механизм, готовый к потреблению наркотиков. Немного антисоциальной мифологической смазки - и он заработает в нужном направлении.
6. МИФОЛОГИЯ
Как правило, они расположены рядом и тому есть причины. Краткосрочный телегипноз
рекламных песен о лучших сортах кофе ничтожен в сравнении с мощным внушением
музыкальных клипов, ежедневно транслирующих D-мифологию по телевидению и радио,
из домашнего магнитофона, компьютера и модных уличных наушников. В дискотеках
и рок-концертах, благодаря силе звука и эффекту толпы гипнотическое внушение
многократно возрастает. D-мифология в качестве вершины устремлений (наивысшей
личностной целесообразности6)
предлагает:
захватывающий секс с наркотиками;
духовное совершенствование посредством употребления наркотиков;
выдающиеся физические достижения (увеличение силы, выносливости и пр.) при помощи
употребления наркотиков;
повышение статуса путем подражания знаменитостям, употребляющим наркотики и
т.д.
D-идеология отвергает основные законы и нормы общества, ниспровергает тысячелетние табу, ставит под сомнение и дискредитирует основные жизненные ценности и саму жизнь, как наивысшую ценность. Ее цель - противопоставить подростка обществу, подтолкнуть к девиантности, запустить механизм "Порочный круг депрессивного настроения - негативного мышления", освободить путь для проникновения в сознание мифологии наркотиков.
Исследования американских психологов показали, что делинквентные7
действия подростков резко снижают самооценку. За нарушением правил следует осуждение,
которое в свою очередь обусловливает еще более низкую самооценку. Для 90% подростков
употребление наркотиков начинается в группе, исповедующей девиантную идеологию.
Вместе с жаргоном и знаковой символикой, это - средство коммуникации и групповой
идентификации.
МАРКЕТИНГ НАРКОТИКОВ ПОСТРОЕН НА СОЗДАНИИ ИСКУССТВЕННЫХ ДЕВИАНТНЫХ ГРУПП
И ВНЕДРЕНИИ В НИХ D-ИДЕОЛОГИИ И D-МИФОЛОГИИ.
7. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ РОК
Рок-группы, транслирующие D-мифологию, имеют несколько функций, осуществляющих маркетинг наркотиков.
1. З в е з д а как объект эго-идентификации подростка.
Поведение. Звезды "альтернативы" буквально соревнуются в демонстрации
непристойного поведения. В интервью они часто распространяются о пристрастии
к наркотикам (иногда мнимом) и своей аномальной сексуальности. На сцене считают
долгом публично мочиться, обнажать гениталии, онанировать, совершать половые
акты или дефекации. Таким образом, у подростка создается устойчивое впечатление,
что подобное поведение - путь к миллионным гонорарам и славе супер-звезды.
2. З в е з д а как источник мифологии товара (наркотиков).
Тексты.
Поэтизация т о в а р а, описание наркотического опьянения, как п о
л е т а, ассоциации с яркой чувственной сексуальностью, путешествиями" и
т.д. Текст-протест, как и любое упоминание в СМИ, также является рекламой. У
потенциального потребителя возникает ощущение нормы, обыденности потребления
наркотиков. Именно повторением реклама добивается доверия. В текстах дискредитируются
главные конкуренты наркотиков - основные человеческие ценности: красота, любовь,
доверие, семья, дети, творчество, труд, жизнь, счастье и т.д. Отдельная статья
- тексты, транслирующие тоску, ужас, жалобы. Как правило, они снабжены рефреном,
при длительном повторе и постоянном прослушивании способным привести к реальному
самоубийству.
3. З в е з д а как катализатор депрессии.
Чувство тоски, отвращения, ужаса. Ритм и музыкальный строй "альтернативы",
как это не раз подтверждалось отечественными и зарубежными исследованиями, подавляет
работоспособность, ввергает в тоску, депрессию. Такие аксессуары видеоклипов
как тараканы, черви, пауки, летучие мыши, змеи, сороконожки, тянущаяся слизь
вызывают чувство тошноты и гадливости.
Для видеоклипов, осуществляющих задачи D-маркетинга характерны аритмичный монтаж,
гнетущая музыка, уродливые ракурсы и интерьер, мелькающие "огрехи", "разъезжающееся"
изображение, омерзительный вид исполнителей - эти приметы D-маркетинга часто
совмещены с D-текстом.
Типичный пример - ряд Marilyn Manson'ов постсоветской эстрады - трупные пятна
глазниц, зрачки рептилии, черный рот. Образ транслирует отвращение, ужас, являющиеся
катализаторами депрессии. "Альтернативный" рок рекламирует наркокотики, пропагандирует
девиантность и катализирует депрессию.
8. МОДЕЛИРОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Рассмотренные нами явления складываются в схему Функционального причинно-следственного анализа, работающую по законам оперантного бихевиоризма Б.Ф.Скиннера.
Пропаганда секса всеми средствами коммуникаций (искусство, СМИ, культурно-бытовое
пространство), как безусловный стимул, вызывает респондентное поведение - сексуальный
позыв, ощущаемый как потребность в половой жизни (Маслоу, 39;78).
Реклама, тесно ассоциирующая секс с молодежной модой, поп-музыкой, местом отдыха и развлечений, обращает эти нейтральные понятия в условные стимулы (классическое обусловливание), т.е. обладающие той же силой, что и безусловный стимул. Соединение подобных стимулов ведет к генерализации, т.е. к многократному усилению реакции. В поисках сексуального партнера потребитель отправляется на рынок развлечений.
Идеология девиантности, окрашивающая действуюшие переменные:
СЕКС (безусловный стимул), МОДА (условный стимул), РОК-МУЗЫКА
(условный стимул), МЕСТА РАЗВЛЕЧЕНИЙ (условный стимул)
позволяет и дальше манипулировать поведением потребителя:
D-секс - требует участить посещения p l a c e (места продаж) в поисках
сексуальных развлечений.
D-мода - (пирсинг8,
татуировки, гребень панка и пр.) нарушает общепринятые коды одежды и заставляет
испытывать дискомфорт, чувство неполноценности. Она объединяет группы, для которых
служит средством невербальной коммуникации. Образуется социально-психологическое
противостояние "Мы" - группа и "Они" - общество. Группа проникается девиантностью,
навязанной каналами коммуникаций. Члены группы нарушают общепринятые нормы.
Происходит огруппление мышления.
D-звезда - являясь средоточием вербальной и визуальной коммуникации, транслирует
мифологию наркотиков, депрессию, девиантность, элементы D-моды и становится
объектом подражания.
Употребление наркотиков в группе идентификации ведет к возникновению порочного
круга "Депрессия - негативное мышление - депрессия".
Снижается самооценка, следует самоосуждение.Трансляция D-роком чувства тоски,
ужаса, отвращения углубляет депрессию, вызванную нарушением общественных табу
и подменой подлинных ценностей, лишает жизнь смысла и выполняет в D-маркетинге
функцию поддержки постоянного спроса на товар (наркотики).
9. ГЛОБАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ
Говоря о маркетинговой деятельности транснациональных корпораций, мы имеем в виду четкую стратегию, характеризующуюся централизованным контролем и координацией.
ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ОДНООБРАЗИЕ (6 ТЕМ) ИНФОРМАЦИИ TV И РАДИОПЕРЕДАЧ,
ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ, ВИДЕО И КИНОПРОДУКЦИИ, КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР И Т.Д., НАПРАВЛЕННОЙ
НА АУДИТОРИЮ 12 - 25 ЛЕТ, УКАЗЫВАЕТ НА ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК КООРДИНАЦИИ, КОНТРОЛЯ
И ФИНАНСИРОВАНИЯ.
ПЕРЕД НАМИ ГЛОБАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ.
В разных вариациях, в виде упоминаний или занимающие большую часть информации, эти темы являются составляющими маркетинга наркотиков не только в России, но и во всем мире. Эти темы начинают усиленно развиваться в западном искусстве с рассветом Сексуальной революции (начало 50-х), и к концу второго тыcячелетия захватывают коллосальные области информационного пространства. Претворенные рекламой в условные стимулы, они моделируют поведение все новых и новых потребителей наркотиков. (О становлении D-маркетинга - во II-й и III-й части работы). Их неприкасаемость декларируется как достижение западной демократии, гарантирующей основные права человека - свободу слова и плюрализм мнений.
Таким образом, СОДЕРЖАНИЕМ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЯВЛЯЕТСЯ МАРКЕТИНГ НАРКОТИКОВ.
В начале 90-х в России перекрываются каналы, финансирующие национальную культуру. Погружаются в анабиоз целые отрасли, жизненно необходимые для интеграции любого свободного, процветающего государства (театр, музыка, кинематограф, и т.д.). Многие выдающиеся деятели искусства оказываются на грани нищеты, другие уходят из жизни. Вновь открывшиеся, неожиданные финансовые источники ограничивают художника шестью темами. В Россию вступает D-маркетинг.
Высокий гонорар и возможность работать вынуждает к компромиссу знаменитостей,
престиж и крупные средства привлекают родственников известных людей. Таким образом,
новое "искусство" приобретает легитимность. За короткое время в России образуется
ч у ж д а я культурная среда. Свобода слова, отсутствие идеологии - декларируемые
в ней культурные фикции.
СОДЕРЖАНИЕ НОВЕЙШЕЙ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ - МАРКЕТИНГ НАРКОТИКОВ. ИДЕОЛОГИЯ - РАСПАД.
10. КУЛЬТУРОНОСИТЕЛИ
Давно выведенная формула рекламного успеха гласит: чтобы
быть успешной, реклама должна являться частью и порождением национальной культуры.
Новейшая Российская культура осуществляет Promotion наркотиков при помощи газет
и журналов, телевидения, фильмов, книг, рок-музыки, интернета, компьютерных
игр, бытового пространства.
Пресса. Количество изданий, осуществляющих D-маркетинг (6 тем), огромно.
Некоторые специализируются на одной из тем ("Fuzz" - рок-музыка, "Хастлер" -
секс-пропаганда). Другие проводят комплекс D-маркетинга полностью ("ОМ", "Птюч").
Большая часть изданий учреждены в нашей стране и повторяют структуру, идеи и
содержание зарубежных образцов на русском материале. Оригиналы (иностранные
журналы) десятилетиями выполняют работу по совмещению т о в а р а с потребителем
во всем мире:
"COOL"(оригинал) - "БАШНЯ"(копия).
[Целевой сектор - подростки 12-19 лет]
"PLAYBOY"(оригинал) - "АНДРЕЙ"(копия).
[Целевой сектор - молодежь 20-25 лет]
(Приложение: D-promotion в российской прессе).
Телевидение, кино- и видеофильмы.
Как правило, это телепередачи для подростков, темами которых являются основные
элементы D-маркетинга: D-мода, D-музыка, D-развлечения, пропаганда субкультур
и экстремального легкомысленного "безбашенного" отношения к жизни - (D-мифология),
например: "Башня", "До шестнадцати и старше", "100%", "Акуна Матата" и пр.
Американский сериал "Друзья" и другие сериалы и фильмы для молодежи.
Это - практически все передачи о диско- и рок-музыке, музыкальный телеканал
МТV, „Музыкальный ринг", „Диск-канал", „Двое", „Про это...", "Плейбой"
и т.д.
Фильмы с сюжетом, построенным на любовании сексуальными аномалиями („Империя
страсти", „Эммануэль").
Знаменитый ежедневный мультсериал „Бивис и Батт-Хэд" (МТV), специализирующийся
на девиантности и создании у юного зрителя четких
ассоциативных связей между прекрасным и отвратительным. (Чайковский - черви,
младенцы - блевота, изобретения - фекалии).
Цель: опорочить высшие ценности, привить отвращение к жизни.
Фильмы, пропагандирующие девиантность, изображающие преступников обаятельными,
волевыми, сильными личностями, мстящими несправедливому миру, пример: „Леон"
(promotion профессии "киллер"), „Никита"(promotion профессии "снайпер").
Десятки фильмов, пропагандирующих D-мифологию - наркотики, „расширение сознания",
путешествия и приключения при помощи веществ, изменяющих сознание („Знахарь"
с Шоном'о Коннери, „Секретные материалы") и т.д.
Радио. Все радиостанции на коротких FM-волнах, раскручивающие хиты D-звезд,
пропагандирующие D-рок, D-секс, D-моду и D-развлечения:
„Европа плюс", „Хит-FM", "Наше радио", "Русское радио", "Максимум", "Эхо Москвы",
"Авторадио", и т.д.
Книжный рынок. Секс-пропаганда - горы бульварных полупорнографических
и порнографических произведений (десяток лет назад некоторые из них претендовали
на новое слово в искусстве (Нарбикова, Ерофеев, Сорокин, и т.д.);
Promotion D-рока и D-звезд в виде биографий и рок-энциклопедий;
десятки миллионов экземпляров Кастанеды, вызывающие интерес и подвигающие к
"расширению сознания" и "путешествиям"; произведения В. Пелевина, составляющего
достойную конкуренцию Кастанеде; продукция Трансперсонального института, основанного
в Москве в 1992 г. С. Гроффом и Т. Маккеной (специализация института - внедрение
D-мифологии);
литература, провоцировавшая и сопровождавшая психоделическую революцию и движение
Хиппи на Западе: Тимоти Лири, Роберт Лэнг, мистика, йога, буддизм и т.д.
Компьютерные игры. Тысячи игр, представляющие весь спектр D-маркетинга.
Девиантность - жестокость, убийства, хакерство: "Blood 1-2", "Quake 1-2", "Carmageddon
1-2", "Postal" и пр. D-мифология: "Вангеры 1-2", "Blob Job" и пр.
Секс: "Voyeur 1-2", "Geisha", и т.д.
Интернет. Секс-пропаганда (порно и сексуальные девиации) с ссылками на каждом интернетовском перекрестке, составляет 60% содержания Интернет-сети. Здесь процветает прямая реклама, сведения о способах изготовления и местах продажи наркотиков.
Культурно-бытовая среда. Картинки, наклейки, украшения, постеры; изображения
на предметах быта: тетради, пакеты, календари, постельное белье.
Например: майка с изображениями Бивиса и Батт-Хэда как современная двуглавая
Горгона, сеющих леденящий ужас
или рейвгамка (жевательная резинка) под названием Кислота9
друг молодежи: „Собери 13 оберток10
от этой жвачки и поменяй их у того же киоскера на светящуюся в темноте татуировку",
- напечатано внутри этикетки.
Сведения о сексе дети получают из порно-вкладышей к жевательной резинке „Кама
сутра", а тренинг девиантности - по картинке-вкладышу от резинки „Альф", рекомендующей
испугать прохожего или продырявить карманы брату.
Как же произошла эта удивительная трансформация насквозь христианской, западно-европейской культуры, центром которой вплоть до XIV века11 оставались образы Бога, Христа, Богоматери; в культуру, ядро которой сформировано злом, а центральные фигуры - дьявол, антихрист, гермафродит?
К середине ХХ века торговля т о в а р о м определила дальнейшее развитие гуманитарных наук и художественной культуры стран Запада (прежде всего Англии и США), стала их скрытым содержанием, выстроила идеологию, экономику, и политику. В самом деле, говоря об альтернативной массовой культуре, по сути дела, являющейся, как мы выяснили, синонимом drug-маркетинга, мы говорим о предложении, полностью формирующем спрос.
Необходимость понять происхождение этого поразительного феномена заставляет нас обратиться к его корням.
D-PROMOTION В РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ
Приведем лишь некоторые издания, пользующиеся о с
о б о й популярностью читателей (безусловный секс-стимул) и одновременно
совершающие рутинный маркетинг наркотиков в России.
Издатели: ЗАО "Редакция газеты "Московский комсомолец"" и "Московский
муниципальный банк "Банк Москвы"".
Газета "Московский Комсомолец" (тираж 390 262), главный редактор П. Гусев. Журнал
"МК-Бульвар", еженедельник, тираж 450 000, шеф-редактор В. Поэгли.
ИД "Калейдоскоп": Журналы-еженедельники "Вне закона", тираж 150 000;
"Тусовочка", тираж 50 000; "Интим-калейдоскоп", тираж 100 000, а также газета
"Калейдоскоп", журналы "Вокруг смеха" и "НЛО". Главный редактор всех изданий
- М.Н. Лисовский.
Издательство "АиФ-газеты": "Я - молодой", тираж 160 000, редактор В.
Полупанов; "АиФ-Любовь", тираж 215 000, редактор В. Романенко; "Дочки-матери",
тираж 225 000.
Издатель: ЗАО "МАПТ-Медиа", Холдинг "Совершенно секретно", еженедельная
газета "Версия", вместе с "U.S. News" и "DAILY NEWS"- тираж 203 800, главный
редактор А.Боровик.
Издатель: ЗАО "Издательский дом "Бурда"".
Журналы-еженедельники "Вот так!", тираж 400 000, "COOL GIRL", тираж 300 000
(+ 50 000 Казахстан + 150 000 Украина), редактор - А. Бабинский. "СООL", тираж
300 000 (+50 000 Казахстан + 150 000 Украина), редактор С. Верейкин.
Издатель: ЗАО "Индепендент Пресс"
(Independent Media Group) Журналы: "PLAYBOY", тираж 100 000, главный редактор
А.Троицкий; "Космополитен", (т-ж не указан), главные редакторы Е. Мясникова,
Э. Фербеек; "YES!", тираж 70 000, главный редактор И. Шеин; "Men's Health"...
(А также журналы "Домашний очаг", "Драйв", "Культ личностей").
Издатель: АО "Ежемесячник "Ровесник""
Ежемесячные журналы: "Ровесник" ...и "Шестнадцать", тираж 25 000, главный редактор
И. Чернышков,
Издатель: ЗАО "Гертруда". Ежемесячный журнал "ПТЮЧ", тираж 110 000, главный
редактор И. Шулинский.
Издатель: PIDP PUBLISHING GROUP, NEW YORK
Ежемесячн. журнал "ОМ", (т-ж не указан), редактор И. Григорьев.
Российское подразделение PIDP издает также журналы "Audio-Video Бизнес", "Hi-Fi
& Music", "Если", "Мир развлечений".
1. "Самое сильное оружие в руках потребителей, которого
больше всего боятся изготовители товаров, это - отказ от повторной покупки"
- К. Бове У. Аренс (8;161).Вернуться
2. Продукция+цена+место+продвижение, стимулирование сбыта=количество продаж.Вернуться
3. Статья 46 Федерального закона 1998 года, запрещающая пропаганду и рекламу наркотических средств, практически не работает. Вернуться
4. Л. Троцкий “Вопросы быта” (55;228).Вернуться
5. Складчина, совместное воспитание детей, обмен половыми партнерами.Вернуться
6. А.Ф. Лосев "Диалектика мифа" (21;150-155).Вернуться
7. Делинквент [лат. delinquens] правонарушитель, преступник, мятежник.Вернуться
8. Пирсинг - прокалывание тела (ноздри, пупок и пр.) металлическими предметами.Вернуться
9. В культуре хиппи так назывался синтетический наркотик ЛСД.Вернуться
10. „Несчастливое" число 13 катализирует депрессию.Вернуться
11. По свидетельству Г. Спенсера и П. Сорокина.Вернуться
На главную страницу | На главную страницу раздела
Законы | Семья и школа | Семья и демография | Семья и здравоохранение | Дети и СМИ | Родительское движение | События, мероприятия | О нас | Контакты