Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет


Top.Mail.Ru

Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Информация

Что могут родители? Или как противостоять ювеналке
Опыт Одинцовского родительского комитета в защиту семьи, детства и нравственности.

3 октября 2008 года возобновляет свою работу Общественный консультативный Совет по духовно-нравственному воспитанию при Департаменте образования г. Москвы. Подробнее...

Детская игрушка — что это, как законодательно можно защитить право детей на игру?
Ответ на эти вопросы пытались дать специалисты, собравшиеся в департаменте образования г. Москвы. Предлагаем вниманию выписку из протокола заседания Общественно-консультативного совета.

СМИ о нас

Интервью с председателем Московского отделения НП «Всероссийский родительский комитет» адвокатом Ларисой Октябристовной Павловой.

«Дети - наше будущее?..»

«…Наши дети стали уже не в переносном, а в буквальном смысле потерянным поколением. Десятилетие, как мы забыли детский смех, возню во дворах и подъездах. Детей стало мало, они стали неудобны, они мешают нам «самовыражаться», они мешают нам говорить о серьезном…»

Предлагаем вашему вниманию беседу корреспондента «Деловая столица» с членом Правления НП «Родительский комитет» - адвокатом Павловой Ларисой Октябристовной.

Лариса Октябристовна, заранее прошу прощения за вопросы, которые могут показаться вам неприятными или глупыми. Ведь люди — разные, и возможно, я понимаю жизнь совсем иначе, чем вы…

Я вас уверяю, что в целом у нас одна точка зрения. Когда начинается диалог, люди понимают, что говорят одно и то же, только разными словами.

Может быть… Скажите, почему для «Всероссийского родительского комитета» была выбрана такая организационная форма, как некоммерческое партнерство?

Я не являюсь учредителем этой организации, но, насколько мне известно, «Всероссийский родительский комитет» представляет собой группу граждан, объединившихся для защиты своих интересов. Это педагоги, врачи и другие люди у каждого из которых была своя проблема — у кого-то ребенка в школе побили, у кого-то отняли, у кого-то в колонию посадили, вот они все собрались и решили, что вместе действовать лучше. А некоммерческая потому, что их деятельность не является предметом бизнеса. Они действуют, исходя из общественных интересов.

Как вы попали в эту организацию?

Я как адвокат вела для них несколько дел, и они оказались такими интересными, настолько меня тронули — а я давно занимаюсь делами несовершеннолетних, — что я начала этой организации помогать. А потом мне показалось, что они поднимают очень важные темы и я стала работать с ними все больше и больше. Потом меня избрали членом правления, а потом и председателем Московского отделения.

Каковы цели, задачи, основные принципы работы «Всероссийского родительского комитета»?

Задачи самые благороднейшие и самые актуальные для всех и каждого. Если кто-то и считает, что семья неважна, то это самая-самая маленькая часть человечества. Люди, работающие в этой организации, полагают, что государство не построило системы, которая защищала бы семью должным образом. Поэтому они, во-первых, помогают отдельным людям в защите целостности семьи, прав ребенка, в том числе беспризорников, прав родителей в области образования. Дают юридические консультации. Но поскольку это общественная организация, они работают по мере своих возможностей. В целом они защищают семейные устои и права ребенка потому что у нас ведь нет организаций защищающих интересы семьи бескорыстно.

Другими словами, наиболее значимые темы — это семья и образование?

Да, это защита традиционных семейных устоев, и, во-вторых, это защита прав родителей, потому что семья — это в первую очередь родители и конечно дети — ведь без них семья не полная. Защита прав и нравственного благополучия семьи осуществляется в основном в трех областях: в образовании, здравоохранении и средствах массовой информации. Вот такие цели, разделяемые — по крайней мере в последнее время — государством и большинством граждан.

Что такое традиционные национальные нравственные ценности, о которых много пишется на сайте «Всероссийского родительского комитета»?

Наше государство сформировалось более тысячи лет назад. Как известно, основой государства являются право и мораль, которая во всех странах основана на религиозных нормах. Для Европы и России — это христианство или десять всем известных заповедей. В их число безусловно входят и те, что выражают отношение к семье и семейным ценностям, поскольку семья — это не «сверху спущенное мероприятие», а богом установленная форма жизни, биологическая и социальная ячейка. Семья исторически существовала всегда и везде…

Но в очень разных формах…

Почему в разных? Во-первых, цель семьи, что бы сейчас не говорили — мужчина и мужчина по нынешним временам тоже семья — ее цель, которую эти современные формы не выполняют, продолжение рода. Так вот традиционные семейные ценности — это нормы, вышедшие из христианства и культивируемые нашим государством на протяжении тысячи лет: неприкосновенность семьи, непозволительность вмешательства в дела семьи, отношения между мужчиной и женщиной, основанные на любви, стремление к продолжению рода, почитание старших младшими. Они свойственны почти всем народам и конфессиям, которые находят общий язык именно на этой почве. Эти же положения закреплены и в нашем законодательстве, которое подтверждает защиту прав семьи, преимущественное право родителей на воспитание детей. «Всероссийский родительский комитет» исходит из этих законодательных установок, которые, как он считает, сделают всех детей счастливыми. А счастливые дети станут хорошими родителями и родят других счастливых детей.

Кстати, о счастливых детях. Почему говоря о христианских ценностях «Всероссийский родительский комитет» считает их именно православными ценностями? Это они сделают их счастливыми?

Чего нам говорить, к примеру, о католических ценностях, если мы живем в традиционно православной стране? А церковь с наибольшей полнотой выражает традиционные нравственные ценности. Меня кстати пригласили недавно на Рождественские чтения, которые были посвящены семье. Государство понимает, что церковь отстаивает традиционные семейные ценности, которые отвечают интересам подавляющего большинства населения нашей страны. Конечно, есть те, кто против, но что делать? — всегда есть белые вороны.

Вы полагаете, что интерес государства к семье — бескорыстен?

Мне непонятно, что такое корысть государства.

Вот, на пример, призывы рожать побольше.

Думаю, что это не корысть, а стремление государства к самосохранению. Государство с малым народом — нежизнеспособно и не может быть богатым.

Мне кажется, вы отделяете государство от народа. Например, Россия — это важнее, чем отдельный человек.

Я с вами не согласна, потому что сказано: высшая ценность — это человек, его жизнь и его душа. Он родился, он здесь и не имеет значения, какое это государство. Мы жили в СССР, сейчас живем в России. Может, мы потом с вами в Малайзии будем жить! И везде мы будем сами собой, со своей бессмертной душой.

А вы верующая?

Да, конечно.

И с вашей точки зрения, православие не обесценило евангельские нравственные нормы?

Не только не обесценило, оно их раскрыло, расцветило яркими красками, жизнями великих святых, в которых мы видим образцы действительно прекрасной жизни.

Несмотря на факты стяжательства и сребролюбия?

А причем здесь евангельские нормы? Люди — разные. Священнослужители — тоже люди. Все мы грешники. Грехи, правда, у всех разные. И зло в мире, к сожалению, существует. Так вот «Родительский комитет» хочет всех сделать счастливыми. Я работаю там, потому что они разделяют простые жизненные ценности, а не заумь какую-нибудь. А истина, по большому счету, в простоте.

Вот я сейчас читаю новую концепцию образования, предложенную для обсуждения Министерством образования. Там самое простое слово — «интеграция». С чем, с кем и для чего — непонятно. А главное разработчики забыли. Забыли, что слово «образование» происходит от слова «образ». А школа должна создать в душе ребенка образ прекрасного одухотворенного мира. Воспитать в нем прекрасную душу.

А что такое прекрасная душа?

С точки зрения христианства — прекрасная душа у человека, наиболее близкая образу божьему. Это значит, что человек чист душой, стремится не иметь дела со злом и искоренить в себе ростки зла. Это человек прежде всего добрый, светлый.

Добрый — это понятие сложное…

Все понятия сложные. Для того-то бог и пришел на землю, потому что все по-разному понимают. И вот бог смотрел-смотрел и явился в облике Христа, что бы показать образ идеального человека. И если каждый из нас приближается к нему, то приближается к истине. Вот это и надо объяснять ребенку: Христос — идеал человека и приближаясь к нему мы не находим никакой тьмы. А вы-то сами исповедуете какую-нибудь веру?

Сложный вопрос, потому что исповедовать православие я, конечно, не могу.

Это неважно. Хоть во что-то вы верите?

Не знаю, называется ли это верой, но меня очень берет за душу и жизнь Христа, и его проповедь. Это был редчайший образец человека, который действительно любил людей. Но с моей точки зрения и православие, и католицизм имеют очень отдаленное отношение к учению Христа. Это агрессивные и жестокие конфессии, постоянно пытающиеся уничтожить тех, кому приходит в голову их критиковать, например, Льва Толстого. Я считаю, что религиозный человек не может призывать к подавлению чего бы то ни было, выступать против…

Против чего?

Против других людей… Он может выступать только…

Против греха.

Хорошо. Что такое грех?

Ну вы же читали Евангелие! Не почитание отца или матери, блуд…

Про блуд ничего не сказано…

Как не сказано? Прелюбодействие…

Сказано — не возжелай жены ближнего…

Нет. Сказано — не прелюбодействуй. Вы же слышали о Марии Египетской?

Да. «Кто много любил, тому много простится», — это кажется о ней. Она, кстати, стала святой.

Да, но сначала была блудницей и стала святой ценой отречения от блуда и духовного подвига в пустыни.

Давайте решим нравственную дилемму: христианство призывает помогать ближним…

Нет, помогать нужно с умом и смотря в чем.

Допустим, стоят нищие…

Давайте о другом: стоит проститутка у дороги, и говорит: приходи ко мне и я тебя утешу. А если вы христианин, вы отвечаете: Нет, дорогая, такое утешение мне не нужно.

Допустим, я с ней не пойду, но дам сто долларов, чтобы она хоть в этот вечер могла спокойно посидеть дома. Такая помощь тоже грех?

Дело ваше. Я спросила как-то у священника, нужно ли подавать нищим? Он мне ответил: это личное дело каждого. Хочешь подать — подай. Никто ведь не знает, на что он потратит эти деньги. Может он последний день на этой земле. Как адвокат могу сказать — люди приходят за помощью. Я слушаю их и иногда понимаю, что помогать им не надо — плохое дело они задумывают. Так что помогать нужно с умом.

Мы с вами знаем, что каждый третий брак распадается…

Я не знаю. Все говорят плохо, плохо у нас семьей, а можно я вам другую статистику приведу: во Франции только 30% детей рождаются в браке, а в России — 70%! Как семья будет развиваться дальше — неизвестно, но большинство старается родить детей в браке, потому что интуитивно, генетически понимает ценность семьи.

Та же статистика показывает, что в каждой пятой семье бывают случаи семейного насилия.

Я настороженно отношусь к статистике, потому что семейное насилие — явление латентное. Перебираю в памяти — пять, десять, двадцать семей — и ни в одной из них не помню случая, что бы муж бил жену. В моей адвокатской практике такие случаи бывали, и вы знаете, — у богатеньких. Но такого, что бы побои в семье были распространены повсеместно — не думаю. Знаю по своей адвокатской практике, и сотрудники МВД подтвердят, что из 10 поданных заявлений о побоях в семье, 3–4 забираются в течении недели. Все это происходит от отсутствия культуры в семейных отношения. Семья для человека то место, где он может быть самим собой: на работе он тише воды — ниже травы, а дома — вот он злой и все об этом знают. В этом ценность семьи, так что не надо слишком драматизировать ситуацию.

Значит с вашей точки зрения в русской семье все в порядке?

Я не хочу сказать, что все в порядке. Просто главная беда — это утрата понятия о ценности семьи, роли супругов как единого целого и целей и задач семьи.

Расскажите подробнее о ценности семьи? Сужу по своему опыту: все знакомые и друзья моих лет развелись. О тех, кто живет вместе 40–50 лет, не могу сказать, что их отношения гармоничны. Может быть моногамия не такая уж и ценность?

Не помню, кто сказал: человек рождается и умирает в одиночестве. А пока он живет, ему необходимы тепло, ласка и понимание. Люди, живущие долго вместе становятся действительно одним целым, я бы сказала, биологическим целым: у них одни привычки, даже бактерии одни и те же. И умирают они один за другим. Так вот семья спасает человека от самого страшного — от одиночества, дает возможность продолжить род. И никакой друг никогда не будет ближе, чем собственная жена или муж. Если конечно супруг — не супер эгоист. Сейчас, к сожалению таких стало больше, люди забыли, что такое человеческое тепло. Этому надо учить.

В любом случае, что плохого в том, что женщина рожает ребенка без мужа?

Это плохо, потому что женщина не реализовала себя как жена, как хозяйка.

Но может быть она этого и не хотела? Я знаю многих женщин, которые вовсе не хотят себя так реализовывать.

Послушайте! Я сама женщина и я знаю, что таких женщин просто нет. Это генетически заложено: все женщины хотят семью, хотят иметь законного нормального мужа и детей. А если они вам так говорят, то или врут, или утратили надежду, или находятся в такой ситуации, когда карьера для них важнее. Я никогда не сталкивалась с женщиной — самой emancipe, — которая не хотела бы иметь любимого человека, защитника…

Любимый человек — обязательно защитник?

Конечно.

И значит, пусть умирает раньше — по долгу службы, так сказать…

Почему? Она свою любовь направит на ребенка, но ей нужна «стенка». Все женщины хотят семью. Даже откровения каких-то полубезумных проституток свидетельствуют, что они откладывают деньги, что бы потом создать семью, по образу и подобию приличных.

А почему вы так против проституток? Ведь если не учитывать понятие греха — многие из них несчастные люди, которых нужно пожалеть, помочь им.

Это их проблемы.

Нет, это наши проблемы.

Это не мои и не ваши проблемы. Они выбрали этот путь — ну, так вперед…

Значит, не осуждаете их?

Поймите, я осуждаю явление как грех, потому что оно противно заповедям Божьим. Эти женщины себя разрушают. Погоня за сексуальными утешениями — все та же погоня за идеалом: человеку плохо одному и он хочет восполнить пустоту хотя бы минутной близостью, минутным теплом. У кого-то это трансформируется в такие дикие формы, как проституция. Человек гонится за счастьем, хватает что под руки подвернулось, а потом — разруха, пустота, отсутствие семьи. И этот вихрь только внешне выглядит красиво, а на самом деле — мерзость и гадость.

А мне их все-таки жалко. Это работа трудная и опасная.

А что жалеть? Вот солдат, которых убивают в Чечне мне жалко, потому люди страдают «за други своя». А когда человек разрушает себя сам, чего жалеть. Это бесполезно.

А если женщина ничего не берет за свои сексуальные услуги, она тоже проститутка?

А кто же еще!?

В «Современнике» идет спектакль «Голая пионерка»…

Слава Богу, не видела…

…о девушке, которая пошла на фронт и спала с солдатами, потому что им трудно, потому что им это нужно, потому что их завтра могли убить, а они никогда еще этого не испытывали…

А вы знаете, что во время войны Гитлер приказал немецким женщинам рожать, потому что Германии нужны солдаты? И они шли в армию и рожали.

Чем его призывы отличаются от наших? Нашему государству ведь тоже нужны солдаты и работники, которые будут содержать пенсионеров.

А Путин призывает в семье рожать!

Какая разница, где рожать солдат?

Почему солдат? Мы разных рожаем! Мы и жен рожаем, и сестер…

Давайте теперь поговорим об образовании. Сторонница ли вы введения в общеобразовательный курс предмета «Основы православной культуры»?

Я, конечно, не возражала бы, что бы дети это изучали. Но один предмет не решает задачу воспитания гармоничной, полной и, главное, свободной личности, в то время как ребенок окружен миром зла и насилия. Поэтому нужны другие проекты. Существующие образовательные программы, особенно гуманитарные, нужно пересмотреть: они должны учить ребенка прекрасному, доброму вечному. Они должны быть направлены на светлое и учить различать добро и зло. Программы должны быть пересмотрены в сторону большей полноты и научности. Почему дети должны изучать только теорию Дарвина? Почему не дать им ознакомиться и с другими взглядами на происхождение человека — ведь кроме дарвиновской, не доказанной научно, есть религиозная концепция, теория большого взрыва и т. д. Что бы свободно мыслить, нужно знать разные точки зрения на мир.

Что касается «Основ православной культуры» — такой предмет нужен. Надо же с чего то начинать! И что плохого в православии? Оно дает образ идеальной жизни, поэтому многим и не нравится, в частности тем, кто сам не хочет стремиться к идеалу.

Нужно ли в школе преподавать половое воспитание и если нужно, то чем его ограничить?

На эту тему наиболее полно может ответить врач. Давайте определимся с терминами: что вы понимаете под половым воспитанием?

Я хотел бы, что бы мужчины умели обращаться с женщинами хотя бы на физиологическом уровне: что они не делали им больно, что бы оба получали удовольствие от сексуальных отношений, что бы мужчины не ненавидели женщин за собственные ошибки…

Остановимся на этом. С какого возраста вы начинали бы половое воспитание?

Лет с четырнадцати.

Вы полагаете, что с 14. А ваш сосед скажет, что его сыну нужно с 10. А кто-то еще решит, что его сыну вообще до 18 ничего знать не нужно. А я знаю родителей, которые собственных детей растлевают — и матери, и отцы. Так что вы сами ответили на свой вопрос: родители сами должны решать что и когда узнают их дети, в зависимости от физического развития детей, от устройства семьи и от своих представлений по этому вопросу. Родители могут это решить? Да, могут, говорит наше законодательство. Половое воспитание должно определяться родителями в зависимости от того, кого они хотят воспитать — в семье проститутки дочь впитает образ жизни матери с малых лет, в других семьях ценностные ориентации могут быть совершенно другими. Я не выдуманные вещи вам говорю: я знаю такую женщину-проститутку, которая говорит, что ей нравится это дело, и она хочет, что бы ее дочь пошла по тому же пути. Но я, простите, не хочу, что бы моих детей обучали в школе проститутскому делу, я не хочу, что бы детей учили сексу. Я не для этого ребенка в школу отправляю. В школе должны давать знания. Секс это что!? Знания?!

Но ведь когда-то дети все-таки должны узнать технику секса?

Да не волнуйтесь! Народ-то еще не перевелся. Все узнают, не такое это сложное дело, но каждый тогда, когда у него возникнет этот вопрос и естественным образом.

Половое воспитание — это часть общего воспитания ребенка, напрямую связанное с его психикой, индивидуальностью, здоровьем. И вопрос о том, когда и какой объем этого воспитания необходим — решает каждый родитель в зависимости от состояния конкретного своего ребенка, что бы не нанести ему вреда, что бы у него осталась возможность радоваться жизни, что бы образ отношений между мужчиной и женщиной остался в его памяти максимально светлым и радостным, что бы он хотел быть отцом, матерью, верным мужем или женой. И не надо поручать это грубым невоспитанным людям, которые могут принести вашему ребенку страшный вред. В любом случае, отношения между мужчиной и женщиной — это дело интимное, частное и никто не вправе совать в него свой нос.

Скажите, какое место в системе ваших ценностей занимает понятие «терпимость»?

Терпеть не могу слово «терпимость».

Почему?

Потому что терпимость всегда к чему-то. Терпимость к жизненным трудностям — конечно, терпимость к другому человеку — обязательно, но терпимость к тому, кто избивает слабого — это я даже не знаю, как называется. Как можно быть терпимым к тому, что ребенка обижают? Или к журналу, который учит его воровать и способам потерять невинность? Я выбрасываю этот журнал в помойку и плюю на его редакторов.

Терпимость к инакомыслию и другому способу действия, непривычному для вас.

Да ведь мы все разные, все инакомыслящие по отношению друг к другу. Но мы терпим друг друга. Однако свобода вашего кулака кончается на уровне моего носа. А свобода издателей порножурналов кончается на уровне глаз ребенка. Но государство не готово защищать детей. Это должны делать сами родители.

Как вы думаете, кому в нашей стране труднее: мужчинам или женщинам?

Детям, потому что они не могут защитить себя сами. И государство, и родители должны оберегать и воспитывать ребенка, что бы он вырос добрым, с широкой душой, что бы он был счастлив. А мы об этом забыли.

Каким должен быть человек, что бы он вам нравился?

Благородным

А еще?

Добрым.

А еще?

Умным.

А какой бы вы хотели видеть Россию?

В ее нынешних границах, удобной для жизни своих граждан. Просторной и свободной, где дети смеются и радуются. Где родители — это родители, дети — это дети, а государство — это государство.

И что для этого нужно сделать?

Помочь восстановить и сохранить семью. Это та веревочка, держась за которую мы можем вытянуть всю страну. Если в каждой семье муж постарается сделать счастливыми свою жену и ребенка, и жена постарается сделать тоже самое, мы все станем счастливее. Главное, что бы государство в этом не мешало. А пока что оно пытается превратить школу в публичный дом и разрушить семью, вводя институт ювенальной юстиции.