Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет


Top.Mail.Ru

Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Мероприятия

XIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ СЕМИНАР РОДИТЕЛЕЙ «РОДИТЕЛИ ЗА ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ»

г. Москва, 29 января — 3 февраля 2006 года.

Р Е З О Л Ю Ц И Я 

Мы, родители, обсудив вопросы доступности и качества образования в Российской Федерации, констатируем неблагополучную ситуацию в области образования. Родители обеспокоены негативными тенденциями образовательной реформы, нарушением прав их детей на доступность (бесплатность) и качество образования, невозможностью для многих родителей дать детям качественное образования и хотели бы отметить следующие моменты:

Считаем, что Министерство образования и науки РФ внедряет образовательную реформу без ее достойного научного обеспечения и широкого общественного обсуждения; без учета положительного потенциала российского образования, исторических и религиозных традиций страны, социальных проблем и проблем народонаселения страны; без учета крайне низкой материальной базы образовательных учреждений; в условиях нехватки профессиональных педагогических кадров; без учета мер, необходимых для охраны здоровья детей.

Образовательная реформа не имеет идеологической основы, разработчиками и исполнителями реформы не сформулированы понятные всем цели и задачи реформы, возможности ее материального обеспечения. Общество, родители вправе знать то, куда и как тратятся бюджетные средства и какой положительный эффект планируется при этом.

На деле реформа образования фактически осуществляет сокращение доступности бесплатного образования, что грубо нарушает конституционные права граждан, предусмотренные ст. 43 Конституции РФ.

Навязываемый «сверху» Единый государственный экзамен способствует снижению гармоничного и творческого развития личности, влечет за собой снижение уровня содержания образования и «подгонки» учебников под тесты ЕГЭ, не учитывает индивидуальные особенности развития и здоровья детей. Так называемый «эксперимент по ЕГЭ» проводиться без согласия родителей в нарушение ст. 21 Конституции России. На ЕГЭ затрачены впустую миллионы бюджетных средств, вместе с тем, нет нормального финансирования сельской школы, школ отдаленных регионов страны, оплата труда педагогов крайне низка, нет нормальной подготовки профессиональных кадров, практически ликвидированы все формы бесплатной внеклассной работы с учащимися, спортивной, кружковой работы, бесплатное дошкольное образование. Все больше денег вынуждены тратить родители на образование детей, при этом качество образования становиться все хуже, возможностей все меньше.

С учетом крайне низких доходов населения и введения повсеместно платных образовательных услуг огромное количество семей уже не имеет возможности дать детям качественное школьное и профессиональное образование. Гарантии получения бесплатного высшего образования на конкурсной основе также снижаются.

Реформа образования не выполняет основных задач образования: подготовки творческих, высокообразованных людей, высоконравственных и морально высоких личностей, не решает вопросов воспитания. Образовательные учреждения либо устранились от воспитания молодого поколения, либо сводят воспитание молодого поколения к мерам профилактики СПИДа, наркотиков, заменяют воспитание «половым или сексуальным просвещением», в том числе через учреждения дополнительного образования. В результате резко снижаются духовно-нравственные установки и ценностные ориентиры молодежи. Результаты подобного воспитания уже привели к негативным последствиям: резкому скачку у молодежи разнообразных венерических заболеваний, понижению возраста заболевших, снижению в целом нравственных установок и моральных критериев молодежи, их настроя на будущую семейную жизнь, вступление в брак.

В связи с внедрением ЕГЭ как основного способа проверки знаний уже создано новое поколение низкопробных учебников, навязываемых школе, что лишает школу, гарантированной Законом РФ «Об образовании» возможности самостоятельно выбирать программы и методы обучения. Частные школы и школы, созданные религиозными и общественными организациями, ориентированные на подготовку творческой молодежи, воспитываемой на примерах традиционной морали и нравственности, владеющие прогрессивными, научно-обоснованными методами обучения, поставлены в неравное положение в сравнение с государственными. Это проявляется в навязывании органами образования некачественных обучающих программ, в том числе под предлогом внедрения ЕГЭ, отсутствие государственной поддержки, отсутствие налоговых льгот и компенсационных выплат за обучение.

Образовательными учреждениями часто грубо нарушается преимущественное право родителей самостоятельно определять методы воспитания своего ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, здоровья и развития. Известны многие факты насильственного «полового просвещения», внедрения оккультных технологий в школах.

Родители лишены возможности реально участвовать в образовательном процессе и влиять на улучшение качества образования, защищать законные права и интересы ребенка. В ходе реформы ликвидирована сложившаяся в 2004 году единая система государственной экспертизы учебников, давшая положительный результат, приостановлена работа Координационного Совета Министерства образования РФ и Русской Православной Церкви по духовно-нравственному воспитанию. Государство фактически устранилось от контроля за качеством содержания образования и не предоставило такой возможности родителям и Обществу в целом.

Растет социальное неравенство в области образования, снижается уровень образования, в ряде учебников пропагандируются пренебрежение к традиционным ценностям, высоким нравственно моральным критериям, религиозным взглядам населения, семьи и самого ребенка, порой навязываются антинаучные и антирелигиозные взгляды.

Все это вызывает широкое недовольство политикой, проводимой в области образования, и нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, прежде всего, права на бесплатность и доступность образования.

Вместе с тем, руководящие органы системы образования, как правило, не способствуют внедрению в школах программ и предметов, которые положительно влияют на воспитание ребенка, его чувства и моральные установки и закладывают в ребенке высокие морально-нравственные ориентиры, традиционные для нашего общества. Это такие предметы, как «Основы Православной культуры», «Этика и психология семейной жизни» и другие.

Считаем что для улучшения ситуации в области образования необходимо:

1. Приостановить реформу образования и обеспечить утверждение перспективной программы развития образования, утвержденной правительством на конкурсной основе, как это предусмотрено ч. 3 ст. 1 Закона РФ «Об образовании».

2. Создать государственно-общественную систему оценки качества и контроля образования (необходимо конкурсная основа для принятия образовательных программ и издания учебников, восстановление экспертных советов и органов контроля в рамках государственной системы образования)

3. Обеспечить общедоступность, в том числе гарантированного Конституцией РФ бесплатного образования на всех ступенях системы образования.

4. Осуществлять приоритетное финансирование образования, в том числе: путем повышения зарплаты и установления дополнительных льгот педагогическим работникам, в особенности, работающим на селе и отдаленных местностях, сохранения полноценного финансирования сельской школы, повышения требования к уровню подготовки педагогов.

5. Признать нецелесообразным подушевое финансирование, которое ухудшит положение школ в малонаселенных деревнях и поселках, и создаст предпосылки оттока из них молодежи,

6. Обеспечить право родителей на преимущественное воспитание ребенка, исключив навязывание детям антисоциальных установок, низких моральных устоев и ценностных ориентаций.

7. Запретить «половое просвещение» в школе, как в рамках учебного процесса, в том числе под видом заботы о здоровом образе жизни школьников, так и путем его массового осуществления через учреждения дополнительного образования.

8. Создать организационно-правовые, финансовые возможности для осуществления школой обучения и воспитания учащихся с учетом принципов государственной политики, установленных ст. 2 Закона РФ «Об образовании», а именно, воспитания гражданственности, любви к Родине, семье, защиты и развития национальной культуры, общедоступности образования, а также уважения к религиозным традициям населения, в частности Православия.

9. Определить в качестве приоритетных образовательные программы, направленные на всестороннее развитие творческого потенциала молодежи, сохранения и улучшения ее здоровья и воспитания в духе высоких нравственно-моральных ценностей, основанных на национальной культуре и традициях.

10. Создать государственные механизмы защиты гарантированных прав учащихся на доступное и качественное образование, а также прав родителей как участников образовательного процесса.

Считаем необходимым направить принятую резолюцию Президенту России, Председателю Правительства РФ, в Комитет по науке и образованию ГД, Общественную палату, Министру образования и науки РФ для принятия должностными лицами и депутатами срочных мер по защите нарушенных конституционных прав граждан, обсуждения образовательной реформы и ее одобрения обществом, в том числе Общественной палатой, ликвидации уже допущенных нарушений в ходе реализации реформы образования и привлечения виновных к ответственности за допущенных нарушения в ходе реализации реформы.


Материалы семинара