Брачно-семейные отношения в России после Октябрьской революции — пути развития
(ретроспективный правовой обзор)
Чтоб уяснить нечто новое — не бесполезно возвратиться к старому и осмыслить его заново. Предлагаем к обсуждению Тему 2 новой рубрики «Брачно-семейные отношения в России после Октябрьской революции — пути развития». Начинаем разговор с правовой ретроспективы семьи и брака за последние почти 100 лет, чтоб лучше понять задачи сегодняшнего дня.
Почти сто лет идет сознательное разрушение традиционных семейных отношений и устоев в России. Разрушение семейных устоев , основанных на христианстве, происходившее в так называемой западной цивилизации имеет еще более долгую историю.
Одними из первых Декретов большевиков, подписанных Лениным и Свердловым в 1917 году явились два Декрета, направленные на коренное изменение брачно-семейных отношений.
Декретом Совета народных комиссаров от 18.12.1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении актов состояния» религиозный брак отправлен «на свалку истории». Было провозглашено, что впредь признается лишь гражданский брак, для вступления в который достаточно «словесного» или письменного заявления. Церковный брак наряду с обязательным гражданским является частным делом брачующихся. Возраст брака для жениха — 18 лет, невесты — 16 лет; в Закавказье соответственно — 16 и 13 лет.
Препятствий для заключения брака минимум: запрет на браки между родственниками по прямой линии, полнородными и неполнородными братьями и сестрами и для умалишенных. Дети «внебрачные уравнены с брачными» относительно прав и обязанностей как родителей к детям, так и детей к родителям. закрепляется принцип раздельности имущества супругов, а также родителей и детей; вводится институт опеки; не признается усыновление.
Декретом ВЦИК Совета народных комиссаров РСФСР от 19.12.1917 г. «О расторжении брака» максимально упрощена процедура расторжения брака и минимизировано время его расторжения. Все под контролем государства. Максимально устранялись препятствия . Расторжение брака производилась по просьбе обоих или одного из супругов органом регистрации или судьей. При наличии соглашения между супругами судья одновременно с постановлением о расторжении брака, определял: у кого из родителей остаются несовершеннолетние дети; кто несет «издержки» по содержанию и воспитанию детей; равно и то, обязан ли муж и в каком размере «доставлять пропитание и содержание» своей жене. При отсутствии согласия, брак просто расторгался, а все остальные вопросы решались сторонами в общеисковом порядке в суде. При этом судья при расторжении брака до разрешения спора мог временно определить судьбу детей и решал вопрос их содержании и содержании жены, если имелись к тому основания. Кроме того, Декретом закрепляется важный принцип раздельности имущества супругов, а также родителей и детей; вводится институт опеки; не признавалось усыновление. Дети-сироты улиц должны были идти под революционный надзор и воспитание пролетарского государства.
Менее чем через год, на сессии ВЦИК 16 .09. 1918 года принимается уже закон. Это «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве».
В нем также закрепляется только гражданский (светский брак), тогда как церковный не порождает никаких прав и обязанностей, если не зарегистрирован в ЗАГС. Брак не создает общности имущества супругов. Специально оговаривается религиозная принадлежность детей. Родители могут согласиться (только в письменной форме) относительно принадлежности детей, не достигших
При отсутствии между родителями соглашения по этому вопросу, дети до достижения ими
К 1927 г. государство перешло от политики террора и экспроприации к политике НЭПа: у граждан вновь появилось
С 1 января 1927 года вступил в действие Кодекс законов о браке, семье и опеке, который просуществовал с некоторыми дополнениями и изменениями вплоть до 1969 г., то есть почти 40 лет. Как указано в Постановлении ВЦИК от 19.11.1926 г. , его утвердившем, новый закон необходим для урегулирования правовых отношений, вытекающих из брака, семьи и опеки на основе нового революционного быта, для обеспечения интересов матери и особенно детей и уравнения супругов в имущественном отношении и в отношении воспитания детей. Регистрация брака устанавливается как в государственных и общественных интересах, так и с целью облегчить охрану личных и имущественных прав и интересов супругов и детей; единый возраст для вступления в брак -18 лет. Брак оформляется регистрацией в органах записи актов гражданского состояния; введен режим общности супружеского имущества ; отменен судебный порядок расторжения брака. Брак расторгается только в загсе, причем участие второго супруга было не обязательно, он лишь извещался о разводе; был восстановлен институт усыновления.
Мы видим в Кодексе 1926 г. уже столь знакомую по нашим временам ювенальную терминологию, основанную на приоритете прав ребенка , возможности изымать детей из семьи по суду или без, лишать родителей родительских прав в случае невыполнения своих обязанностей или неправомерного осуществления ими своих прав по отношению к детям, а также в случае жестокого обращения с детьми. Суд при установлении нарушения прав ребенка постановляет решение об отобрании детей от родителей и передаче детей на попечение органам опеки и попечительства. «Родительские права осуществляются исключительно в интересах детей, и при неправомерном их осуществлении суду предоставляется право лишать родителей их прав»,- указано в ст. 33 Кодекса. При этом неправомерное осуществление прав родителями может быть трактовано весьма широко, что приближает нас к нормам современного семейного права с его неточными и расплывчатыми формулировками, которые могут быть использованы для произвольного вмешательства в дела семьи и субъективных оценок.
Однако через 10 лет необходимость срочного воспроизводства населения, истребленного в горниле революции и гражданской войны, потребность в рабочих руках, необходимых для восстановления страны привела государство к отходу от принципа «полной свободы раскрепощенной женщины».
Это отразилось в Постановлении ЦИК и СНК Союза ССР от 27 июня 1936 года «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательство о разводах».
Важным послевоенным законодательным актом в области семейного права, стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства». Изменения в действующее семейное законодательство бесспорно были вызваны последствиями войны и гибелью огромных масс населения. Они усложнили процедуру развода судебным развирательством. При этом суд первой инстанции только примирял супругов, суд второй инстанции рассматривал развод по существу. Была отменена возможность установления отцовства в отношении детей, рожденных вне брака, сформирована современная терминология : охрана материнства и детства
Новый, третий этап кодификации законодательства о браке и семье, предшествовавший современному, прошел с 1968 по I970 годы с учетом существования союзного государства и намеченных путей его развития. Вопросы брака и семьи регулировались Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье от 27.06.1968 г. В их развитие были приняты кодексы о браке и семье во всех союзных республиках бывшего СССР, в том числе 30.07.1969 г. был принят Кодекс о браке и семье РСФСР.
Именно в этот период, когда КПСС заявлено о строительстве в СССР коммунизма к 1980 г. были сформулированы положения о семье и браке, перекликающиеся с традиционными семейными ценностями.
В преамбуле КоБС РСФСР указано, что задачами государства является не только государственный и общественный интерес, но уже и личные интересы граждан, забота о семье и ее процветании; обеспечение счастливого детства; создание для женщины социально-бытовых условий для сочетания счастливого материнства со все более ее активным участием в производственной и общественно-политической жизни. Сформулирована цель семьи: коммунистическое воспитание детей, очищение от материальных расчетов, полное удовлетворение наиболее глубоких чувств людей. В самом тексте закона в качестве основных задач сформулировано дальнейшее укрепление семьи на принципах коммунистической морали, построение семейных отношений на добровольном брачном союзе женщины и мужчины, на свободных от материальных расчетов чувств, любви и уважении всех членов семьи, воспитание чувства ответственности перед семьей. КоБС РСФСР
Воспитание детей: право и обязанность обоих родителей, было указано в законе. Однако наряду с этим права родителей были значительно ограничены. Так все вопросы воспитания при наличии спора решались органами опеки и попечительства с участием родителей или судом. Интересны, уже несколько забытые нормы права, регламентирующие роль органа опеки и попечительства в жизни семьи. Так в случае развода и отдельного проживания разведенных родителей органы опеки могли на определенный срок лишать отдельно проживающего родителя права на общение с ребенком, если это мешает нормальному воспитанию ребенка и оказывает на него вредное влияние. Неподчинение родителя решению органов опеки и попечительства, могло быть обжаловано им в суде. В истребовании ребенка от других лиц судом могло быть отказано, если передача не отвечает интересам ребенка. Законом предусматривалась обязанность деда и бабушки содержать нуждающихся в помощи своих внуков, если последние не могут получать содержание от своих родителей. Те же обязанности по содержанию возлагались в определенных случаях и на фактических воспитателей в отношении воспитанников, которых они взяли на постоянное воспитание.
Достаточно конкретно и подробно в законе оговаривались случаи лишения родительских прав судом. Это уклонение от обязанностей по воспитанию детей, злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с детьми, вредное влияние на детей своим аморальным, антиобщественным поведением, а также, если родители являются хроническими алкоголиками или наркоманами. Возможность внесудебного изъятия детей без лишения родительских прав законом не предусматривалась.
Последний этап семейного законотворчества начался в 1990 г.
Важные изменения, направленные на расширение прав ребенка, ограничение прав родителей и укрепление полномочий органов опеки были внесены Законом СССР от 22 мая 1990г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства». Дети получили право самостоятельно обращаться за защитой своих прав и интересов в органы опеки и попечительства. Предусмотрена возможность исключения из общего имущества супругов имущества, нажитого после фактического прекращения брачных отношений без оформления развода. Введен институт немедленного отобрания детей у родителей органами опеки и попечительства с последующим предъявлением иска в суд о лишении родительских прав.
В 1995 г. был принят Семейный кодекс РФ, в значительной степени изменивший подходы к регулированию семейных правоотношений, который с изменениями и дополнениями действует и сейчас.
В ст. 6 Кодекса указано, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством, применяются правила международного договора. Семейное законодательство согласно ст. 2 состоит из Кодекса и законов субъектов Российской Федерации по вопросам непосредственно Кодексом не урегулированным
Из названия кодекса видно, что понятие брака уже не ставится в название документа. Исчезло также упоминание о построении семейных отношений на брачном союзе мужчины и женщины.
В общие начала семейного законодательства включено положение о недопустимости произвольного вмешательства в дела семьи, обеспечении беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав. В законе указано, что граждане по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им правами, вытекающими из семейных отношений. Что права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.
Наряду с этим в законе расширены положения, регулирующие права несовершеннолетнего. Введены такие нормы как норма, закрепляющая право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, а также его право быть заслушанным в суде или при административном разбирательстве. Учет мнения ребенка , достигшего 10 лет обязателен. Ребенок имеет право при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка, либо злоупотреблении родительскими правами самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а при достижении 14 лет в суд.
Защита родительских прав в значительной степени ограничена. Например при требовании возврата ребенка от третьего лица суд может установить, что родитель не вправе обеспечить его воспитание и развитие и передать ребенка на попечение органов опеки и попечительства.
Расширены основания лишения родительских прав в сравнении с прежним законом. Так в числе оснований для лишения родительских прав появился отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома, лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты, совершение умышленного преступления против жизни и здоровья своих детей или здоровья супруга. Появилась статья о возможности судебного решения об отобрании ребенка при условии ограничения родительских прав по обстоятельствам, когда пребывание ребенка с родителями опасно для ребенка по обстоятельствам от родителей не зависящим ( напр. болезнь). Установлен пресекательный срок в шесть месяцев для родителей не изменивших своего поведения, когда орган опеки и попечительства обязан предъявить иск о лишении родительских прав права родителей. В Кодекс включена новая норма ( ст. 77), позволяющая органам опеки и попечительства отбирать ребенка из семьи при непосредственной угрозе жизни ребенка, или его здоровью на основании акта, после чего в течение семи дней обратиться с иском в суд.
При рассмотрении судебных споров по воспитанию детей предусмотрено обязательное участие в них органа опеки и попечительства, производящего обследование и выдачу основанного на нем заключения по существу спора.
Существенно изменились правоотношения в области опеки. Расширены возможности устройства ребенка под опеку по договору, в том числе на возмездной основе. Возможна передача ребенка по договору в приемную семью, или в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ по договору в патронатную семью ( патронате, патронатном воспитании). Установлено достаточно много ограничений для возможности установления опеки ( исключаются из числа опекунов лица, имеющие судимости по ряду статей УК РФ, или подвергавшиеся по ним уголовному преследованию, в том числе за незначительные правонарушения; лица не прошедшие в установленном порядке подготовку опекунов и др.
При провозглашении принципа семейного воспитания детей приняты значительные ограничения для усыновителей в том числе по социальным показаниям. Это такие показатели как проживание усыновителей в помещениях, не отвечающих санитарным нормам и техническим правилам и нормам, не возможность усыновления для лиц, не имеющих постоянного места жительства, не имеющих на момент усыновления дохода, обеспечивающего ребенку прожиточный минимум.
Отличительной чертой правового регулирования семейных правоотношений на современном этапе, особенно в сфере ограничения независимости семьи и снижения роли родителей как гарантов защиты прав ребенка, является то, что данные ограничения в значительной степени реализуется через законодательные акты, не регулирующие напрямую семейные отношения. К таким законодательным актам относится например ФЗ N
НП «Родительский комитет»