Педагогическое заключение
на учебник «Человек и человечество»
Окружающий мир. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания. Учебник для 4 класса. Авторский коллектив: Д.Д.Данилов, Г.Э.Белицкая, Н.В.Иванова, С.С.Кузнецова, С.В.Тырин. Изд.
Учебник «Человек и человечество», являющийся составной частью курса «Окружающий мир», допущен Министерством образования Российской Федерации к обучению детей в 4 классах. Он входит в комплект Образовательной системы «Школа 2100». Руководитель издательской программы — доцент,
Данный анализ имеет целью провести педагогическую экспертизу материалов учебника с точки зрения влияния на воспитание ребенка и формирования его мировоззрения в процессе обучения. Кроме того, некоторое внимание будет уделено вопросу доступности содержания учебника восприятию детей данного возраста, обоснованности применения данной методики для преподавания в средних школах, учитывая специфику образовательного процесса, возможной фрагментарности восприятия, подготовленности преподавателей к адаптации тем для четвероклассников.
Учебник «Человек и человечество» является составной частью курса «Окружающий мир». В соответствии с определением, взятым из «Современного толкового словаря русского языка» (Санкт-Петербург, 2001, под ред. С.А.Кузнецова), слово «окружающий» определяется как «находящийся, расположенный вокруг, поблизости». Адекватное восприятие понятия, о котором идет речь, имеет важное значение для понимания ребенком того, что он должен изучать на уроках при помощи учебника с таким названием.
Теперь обратим внимание на заявленные темы. Какие из них десятилетний ребенок может воспринимать как окружающий его мир? Входят ли в понятие окружающий мир ребенка такие дисциплины, как вся всемирная история, целиком поместившаяся в параграфах
В результате, авторы заявленными темами показывают, что они стремятся дать десятилетнему ребенку знания, в результате которых к окончанию четвертого класса он будет иметь
Первый метод подачи материала заключается в том, чтобы воссоздать для ребенка знакомую атмосферу, в которой он якобы и может
Второй метод вытекает из необходимости
Интересно наблюдать, как, увлекшись пропедевтикой, авторы занимаются пропедевтикой внутри самой пропедевтики. Например, на странице 51, предваряющей изучение новой темы, в конце сложной таблицы исторических периодов, которые дети еще не начали изучать, под знаком «вопрос» детям предлагается задание «укажи начало и конец каждой исторической эпохи», однако определение понятия «исторической эпохи» дается только через две страницы (стр. 53). И таких примеров много. Что касается определений, то многие из них можно рассматривать не только с точки зрения отсутствия логики, но и с точки зрения отсутствия вообще какого-либо объяснения. Например, в первом же параграфе (стр.6) дается определение слова «личность». Сначала говорится, что «личность — это основная отличительная особенность человека», а затем добавляется, что «каждый человек отличается от другого своей неповторимой личностью». Таким образом, для определения слова «личность» используется тоже слово — «личность«. В чем же тогда заключается основная отличительная особенность человека? На это четкого ответа нет, а детям предлагаются пространные рассуждения не относящиеся к данному вопросу, а потом просто дается ссылка на загадочную науку психологию, которая »изучает самого человека» (стр. 9). Определение это опять же не точное, поскольку тоже можно сказать и о медицине, биологии, психиатрии и многих других науках.
Сокращая собственно научные знания, коверкая и фальсифицируя научные определения, авторы повсюду перемешивают их с бытовыми, не научными представления, примитивизируя и добавляя свои понятия, и даже целые области знаний, которые не найдешь ни в какой науке. Например, на страницах
Зачем же надо было так рано изучать в примитивном и вульгарном виде то, что впоследствии дети смогут усвоить быстрее, осознанно, более подробно и внимательно? Нужна ли в школе пропедевтика? Практической необходимости в этом нет, поскольку никаких реальных знаний, кроме хаотичной нахватанности у тех, кто способен запоминать, не вникая в суть, и раздражения, и, как следствие, равнодушного отношения к учебе,
Если в отношении умственного и психического развития детей содержание учебника оказывает отупляющее и неврастенизирующее действие, то посмотрим, какое действие этот учебник оказывает в отношении влияния на воспитание и формирование мировоззрения учеников.
В самом начале учебника дается определение понятиям «общение», «эмоции», «настроение», «чувства», «характер». Легко ли понять ребенку, что такое эмоция, когда он сам с самого рождения постоянно проявляет эмоции? Здесь можно сказать, что такое внимание к этому вопросу лишь повысит его возбудимость, усилит эмоции, сделает их неестественными, рефлексирующими. А по отношению к учебному процессу излишняя возбудимость может привести к рассеянности, невнимательности, и вообще отвлечь от учебы. Тоже можно сказать и о чувствах, настроении и других темах психологии, на изучение каждой из которых отдается по целому параграфу, а также отдельно на чувство тревожности еще параграф. Нужны ли детям научные определения этих слов в этом возрасте? Очевидно, что нет. Тем более, что собственно научные определения дать им невозможно. Тогда зачем это все надо? Либо затем же, зачем господин Журден в преклонном возрасте учился произносить звук «у», то есть от глупости, либо это делается с
С точки зрения решения воспитательной задачи этот учебник также оказывает большое разрушительное воздействие. Детей очень легко возбудить и привлечь к обсуждению эмоций, настроения, чувств, гораздо сложнее было бы научить серьезному и сосредоточенному вниманию. Например, на стр. 12 предлагается сравнить сильные проявления эмоций человека и обезьяны, которые не учат хорошему поведению, а, наоборот, учат вглядываться в крайние проявления эмоций и, как следствие, копировать их. Задания учебника призывают копаться в своих и чужих эмоциях и чувствах (стр. 14, 15, 16, 17, 18. 19), заставляют поверить, что внутренний мир человека можно распознать по выражению лица. При этом, в отношении других людей авторы учебника стараются научить ученика «читать» эмоции на лице (стр.17), но в отношении самого ученика предлагают «сделать так, чтобы твои эмоции не всегда были написаны на лице» (стр.18), и тут же учат ложным представлениям о том, что если «…"настроить» свое лицо, изобразить на нем определенную эмоцию, эта эмоция на самом деле приходит к тебе, ты действительно начинаешь ее испытывать« (стр.17). Все это формирует у ребенка двойные стандарты по отношению к себе и к другим людям, учит лжи, изворотливости, закрытости, неискренности, отучает их от естественной детской непосредственности. В воспитательном плане подобные упражнения наносят непоправимый вред, потому что приучают подсматривать за другими, обсуждать проблемы и внешний вид других в присутствии большого числа окружающих лиц, без стеснения доходя до проявления самых сильных чувств, возможность демонстрации которых уже проиллюстрирована в учебнике (стр.12).
Кроме того, на страницах учебника детей приучают к сомнительной практике аутотренинга (стр.21), которая не снимает с них груз проблем, но заставляет думать о трудностях как о несуществующих. При этом на описание самих трудностей жизни авторы не скупятся (параграф 6, 27), но в решении детских проблем взрослые участия не принимают, в лучшем случае они присутствуют как фон. Тем самым авторы не только пытаются вместить весь комплекс сложных психологических проблем в неокрепшие детские души, но при этом еще и переложить решение этих проблем на самих детей, как бы забывая, что они с этим не в состоянии справиться.
Но, похоже, авторы учебника решили вообще все взрослые проблемы переадресовать детям. Например, это касается «проблемы перенаселенности земного шара», которая, кстати, нашей страны никак не касается. Поэтому проблема авторами учебника в целом представляется как зависимость количества населения планеты от количества земных богатств, из чего делается вывод, что на
В государственном отношении такой подход является скрытой пропагандой сокращения населения, которая активно проводится в нашей стране некоторыми, финансируемыми
В целом, можно сделать вывод о необходимости снятия грифа «Допущено Министерством образования Российской Федерации» с этого учебника, как не соответствующего задачам образования и воспитания российского школьника.
Педагог — консультант
НП «Родительский комитет»
Скопина Л.И.