29 июля 2013 года НП «Родительский комитет» принял участие в заседании Круглого стола в Общественной палате г. Москвы на тему:
«Социально-экономическое положение семей в Москве. Пути повышения эффективности помощи московским семьям с детьми»
В Общественной палате г. Москвы состоялось обсуждение проекта Программы развития Москвы «Москва — город, удобный для жизни». В этом обсуждении приняли участие Ольга Асланбековна Бессолова, заместитель председателя Общественной Палаты города Москвы, руководитель Комиссии по социальной защите, делам семьи и молодежи, Борис Львович Альтшулер, заместитель председателя Комиссии по социальной политике, трудовым отношения и качеству жизни граждан Общественной палаты РФ, Людмила Сергеевна Ржаницына, доктор экономических наук, научный сотрудник Института экономики РАН, Руслан Анатольевич Ткаченко, председатель Региональной общественной организации «Московский городской родительский комитет», Лола Игоревна Скопина, педагог-консультант, член правления НП «Родительский комитет» и многие другие представители общественных организаций. Совместно были выработаны предложения к проекту Программы, которые будут затем представлены мэру и правительству Москвы.
НП «Родительский комитет» исходит из того, что защита семьи, материнства и детства является одной из первоочередных задач как государства в целом, так и задачей регионов. Однако помощь семья должна осуществляться с учетом обращений и запросов населения, с учетом права семьи на ее неприкосновенность.
Наши предложения по поводу улучшения социально-экономического и правового положения семей с детьми отражают те проблемы, которые в настоящее время волнуют семьи.
1. Незащищенность иногородних одиноких матерей — студенток, обучающихся в высших и средних учебных заведения в Москве, имеющих временную регистрацию на время обучения в общежитиях. Имеются случаи невозможности встать на учет по беременности, проблемы получения пособий по беременности и родам и пособий в связи с рождением ребенка по месту учебы. Проблемы аналогичного рода возникают и у семей, в которых оба родителя студента иногородние, имеющие временную регистрацию в общежитиях. Матерям и молодым семьям часто невозможно оставаться проживать в общежитиях в случае создания семьи и рождения ребенка. Необходимо создавать равные правовые и социально-экономические гарантии не только для лиц, имеющих постоянную регистрацию в Москве, но и для студентов, обучающихся в Москве.
2. Имеются обращения матерей с детьми, которые нуждаются во временном приюте вместе с детьми в связи с трудной ситуацией в семье (насилие в семье, отсутствие собственного жилья и необходимость подыскания аренды жилья и пр.) Необходимо создать в городе Центры временного пребывания матерей с детьми, находящихся в кризисной ситуации.
3. Молодые матери, как правило, не имеют достаточный заработок и возможность для работы в связи с рождением ребенка. Именно поэтому порой делают аборт или оставляют детей в роддоме. Городу необходимо иметь детские сады-ясли для пятидневного пребывания детей тех матерей, которые находятся в кризисной ситуации, а также интернаты для школьников, которые могли бы обучаться в течение 5 дней, а на выходные находиться в семье.
4. Имеются случаи, когда многодетные семьи, где родители или один из родителей — коренные москвичи, находятся в трудной жизненной ситуации в связи с отсутствием собственного жилья и возможности встать на учет в г. Москве для получения социального жилья. Необходимо рассмотреть вопрос о создании резерва арендного жилья для коренных москвичей или москвичей, постоянно проживающих в г. Москве свыше 10 лет для льготной социальной аренды.
5. Отмечается востребованность в социальной услуге нянь для малолетних детей и детей инвалидов, а также для помощи семьям с детьми и многодетным семьям, находящимся в критической ситуации (болезнь обоих родителей, или одного из них, смерть одного из родителей и пр.) Необходимо не только создавать бесплатную социальную услугу подобного рода, но и развивать услуги няни через Центры занятости населения, оказывать содействия желающим работать нянями в профессиональной подготовке и организовывать поиск рабочих вакансий.
6. В НП «Родительский комитет» были обращения семей, которые боятся обращаться в Департаменты социальной защиты за помощью, хотя в такой помощи остро нуждаются. Они опасаются негативных последствий для своей семьи и необоснованного вмешательства в дела семьи после ее постановки на учет в органы социальной защиты и придания семье статуса неблагополучной. Многими москвичами рассматриваются как ювенальные и направленные не на помощь семье, а на неоправданный контроль над семьей следующие документы:
А. Регламент г. Москвы межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении (трудной жизненной ситуации) 2011 г
Б. ПРОТОКОЛ
№01–12 заседания Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,
регулирующие порядок работы с неблагополучными семьями чрезвычайно жестко. Они не всегда оправдано подробно регламентируют эту работу, что дает основания для нарушений в области охраны прав и свобод человека и гражданина, а также независимости семьи. Имеются основания для дополнительного рассмотрения данных документов с точки зрения их соответствия действующему законодательству, направленному на защиту прав и свобод человека и гражданина, а также их результативность в помощи семье.
7. Необходимо наладить в масштабе города и префектур информационную работу по предоставлению возможности вакансий работы по сокращенному рабочему дню и для работы на дому семьям, воспитывающим детей. Доводить эту информацию целесообразно через местные СМИ при сотрудничестве с учебными заведениями и др. организациями города.
8. Для формирования конкретных предложений необходима аналитическая работа и сбор статистических и информационных данных о положении семей с детьми по годам и возрасту детей, а также учитывать запросы семей. Эти данные должны обрабатываться и доводиться до заинтересованных лиц через средства печати и специальные издания.
НП «Родительский комитет»