Общественность, родители третий год ожидают результатов принятия крайне необходимого документа — закона о защите детей от вредной для них информации. Проект закона был разработан и передан в Госдуму РФ еще в 2004 г., однако до настоящего не рассмотрен по существу. Общество с одной стороны говорит о необходимости защиты ребенка, принятия мер к детским порножурналам, недопустимрости жестокости насилия, порнографии на киноэкране и ТВ, с другой стороны непростительная медлительность депутатов при принятии крайне необходимого закона в интересах ребенка. Помещаем проект закона для общественного обсуждения просим направлять свои замечания и мнения в Родительский комитет.
Проект на 20.07.06.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию»i
Статья 1. Цель и сфера действия настоящего Федерального закона
1. Целью настоящего Федерального закона является защита детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.
2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере оборота информационной продукции, предназначенной для детей или доступной детям, и способной причинить вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) оборот информационной продукции, причиняющей вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей, — производство, изготовление, хранение, предоставлениеii и распространение указанной информационной продукции;
2) распространение информационной продукции, причиняющей вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей, — действия, направленные на получение указанной информационной продукции неопределенным кругом лицiii (в том числе посредством ее размещения в информационно-телекоммуникационных сетяхiv общего пользования, а также предоставления или использования в этих целях иных технических средств и каналов связиv ) или ее передачу неопределенному кругу лиц без ограничения доступа к ней детей;
3) информационная продукцияvi — информация на любых носителях, включая электронные, произведенная на территории Российской Федерации или за рубежом, в том числе продукция средств массовой информацииvii; кинофильмыviii; иная
4) производитель информационной продукции — лицо, осуществляющее полное или частичное приведение информации к готовой для распространения формеxv;
5) распространитель информационной продукции — лицо, осуществляющее распространение информационной продукции любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, в том числе вещатель;
6) информационная продукция, доступная детям, — информационная продукция, предназначенная для неопределенного круга лиц и распространяемая в доступное для детей время или в доступных для посещения детьми местах без применения технических, программных средств или иных способов ограничения доступа к ней детей;
7) доступное для детей время — период времени: в телепрограммах и телепередачах 6 до 23 часов; в радиопрограммах с 7 до 24 часов; при
8) информационная продукция для детей — специализированнаяxvii информационная продукция, использующая предназначенную для детей тематику как ведущую, либо систематически включающая сообщения и (или) материалы, предназначенные для детей, либо включающая указанные сообщения и (или) материалы в объеме, превышающем 20 процентов объема содержания такой продукции;
9) специализированная информационная продукция, предназначенная для лиц старше 18 лет, — информационная продукция, систематически включающая сообщения и (или) материалы, предназначенные для возрастной группы старше 18 лет, либо размещающая указанные сообщения и (или) материалы в объеме, превышающем 20 процентов объема содержания такой продукции;
10) возрастная классификация информационной продукции -распределение информационной продукции по возрастным категориям в зависимости от ее содержания с учетом возраста детей — потребителей указанной продукции и особенностей ее восприятия детьми разных возрастных групп;
11) возрастная категория информационной продукции — присвоенный в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, класс информационной продукции, указывающий на возрастную группу лиц, среди которых допускается ее распространение;
12) знак возрастной категории информационной продукции — присвоенное в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, графическое и цифровое обозначение возрастной категории информационной продукции, указывающее на возрастную группу лиц, среди которых допускается ее распространение;
13) маркировка информационной продукции — нанесение на информационную продукцию знака, обозначающего ее возрастную категорию;
14) зрелищные мероприятия — публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения произведения, фонограммы, исполнения или постановки в месте, доступном для посещения неопределенным кругом лицxviii, включая театрально-зрелищныеxix и зрелищно-развлекательные мероприятияxx;
15) пропаганда насилия и жестокости — распространение информации, направленной на формирование позитивного отношения к насильственному или жестокому поведению, либо имеющее целью побудить или побуждающее к актам противоправного насилия и (или) жестокого обращения с человеком или животным, в том числе путем, оправданияxxi насилия и жестокости или их представления как нормы поведенияxxii, либо в качестве приемлемого и (или) преимущественного способа разрешения конфликтов и жизненных проблем;
16) натуралистическое изображение или описание — изображение или описание, фиксирующее внимание на анатомических подробностях и (или) физиологических аспектах процессов жизнедеятельности, болезни, травм, увечий, обильного кровотечения либо смерти человека или животного;
17) изображение или описание насилияxxiii — изображение или описание действий, направленных на лишение жизни, причинение вреда здоровью посредством нанесения травм и увечий, изнасилование, совершение иных насильственных действий сексуального характера, других видовxxiv насилия над человеком или животным, применение угроз физического насилия, нанесение тяжких оскорбленийxxv, применение издевательствxxvi, а равно изображение или описание труповxxvii убитых людей либо следов кровопролитияxxviii;
18) изображение или описание жестокостиxxix — изображение или описание бесчеловечного обращенияxxx, в том числе пытокxxxi, истязанийxxxii, мученийxxxiii, глумления над жертвойxxxiv, применения особо жестоких способов нанесения травм, увечий или лишения жизни, а также иных, причиняющих особые физические или психические страдания человеку или животному деяний либо надругательств над телами умерших или осквернения мест их захороненияxxxv;
19) информация, имеющая устрашающий характер, — информация, способная вызвать у детей повторяющиеся страхиxxxvi, панику или внушающая ужасxxxvii, в том числе вследствие оказывающих такое воздействие изображений или описаний смерти, тяжелых заболеваний, травм , увечийxxxviii, показа актов вскрытия, самоубийства, членовредительства, несчастных случаев, аварий, катастроф;
20) информация, провоцирующая детей на антиобщественные действияxl или опасные поступкиxli, — информация, способная побудить детей к занятию проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, к участию в азартных играхxlii, совершению аморальных или противоправных деяний, либо деяний, ставящих в опасность их жизнь и здоровьеxliii, в том числе информация, провоцирующая детей на потребление веществ, товаров или услуг, опасных для их жизни или здоровьяxliv, включая наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, алкогольную или спиртосодержащую продукцию, пива или напитков, изготавливаемых на его основеxlv, табак или табачные изделияxlvi, а также информация, содержащая бранныеxlvii, вульгарные, непристойные, циничныеxlviii, нецензурные, жаргонныеxlix или иные ненормативные слова и выражения либо непристойные и оскорбительные образы, изображения, сравнения и выраженияl, а равно слова, сходные с нецензурными до степени смешенияli;
21) информация, провоцирующая детей на преступления, — информация, способная побудить детей к совершению деяний, запрещенных уголовным законом, в том числе позитивно представляющая совершение преступлений, лиц, их совершающих, пропагандирующая преступный образ жизни, нормы, ценности, обычаи, традиции, атрибутику или символикуlii преступной среды, а также информация, содержащая рекомендации о способах подготовки, совершения, сокрытия преступлений или уклонения от уголовной ответственности;
22) информация, дискредитирующая социальный институт семьи, — информация, способствующая принижению значимости социального института семьи, брака и родителей, формированию неуважения к ним детей, или представляющая родителей, без учета национально-культурных норм и традицийliii, в унижающем их достоинство видеliv,;
23) информация порнографического характераlv, — направленное на возбуждение или удовлетворение сексуального влечения, натуралистическое изображение или описание половых органов либо действий сексуального характераlvi,, в том числе совершаемых в любой форме реальных, имитированных или смоделированных половых актов, групповых, инцестных или насильственных действий сексуального характера, мужеложства и лесбиянства, либо сексуальных действий, совершаемых с детьми или животными либо с умершими;
24) детская порнографияlvii — изображение или описание ребенка, его образа либо имитирующего ребенка лица, совершающих реальные или смоделированные действия сексуального характера или имитирующих такие действия, а равно изображение или описание половых органов ребенка, направленные на возбуждение и (или) удовлетворение сексуального влечения;
25) информация, имеющая эротический характерlviii, — информация, не являющаяся порнографической, но содержащая способствующее возбуждению или удовлетворению сексуального влеченияlix изображение или описание сексуального поведения, а также иная информация, способная вызвать не соответствующий возрастной норме интерес к сексуальным проблемам, превышающим возрастные потребности ребенкаlx, либо побуждающая ребенка к половой жизни, в том числе изображение детей в подчёркнуто сексуальных позахlxi, а также текстовое, визуальное или звуковое изображение образа ребенка или его голоса в эротических целяхlxii;
Статья 3. Законодательство Российской Федерации о защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитиюlxiii
Законодательство Российской Федерации о защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию , состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих отношения в указанной сфере.
Статья 4. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере защиты детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию
1. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере защиты детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, относятся:
1) формирование основ государственной политики в этой сфере;
2) установление приоритетных направлений деятельности государственных органов и учреждений по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охране его здоровья, нравственного и духовного развития при обороте информационной продукции;
3) установление порядка распространения информационной продукции, предназначенной для детей или доступной детям;
4) установление порядка определения возрастной категории информационной продукции, ее маркировки;
5) определение порядка аккредитации организаций, осуществляющих проведение экспертизы информационной продукции;
6) установление порядка проведения экспертизы информационной продукции, а также порядка аттестации лиц, которые проводят обязательную экспертизу информационной продукции, на соответствие требованиям к уровню их специальной подготовки и профессиональной квалификации;
7) осуществление в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, государственного контроля и надзора за оборотом информационной продукции, предназначенной для детей, или доступной детям.
2. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере защиты детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, относятся:
1) определение порядка распространения информационной продукции, запрещенной законодательством Российской Федерации для распространения среди детей;
2) осуществление в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, государственного контроля за оборотом информационной продукции, предназначенной для детей, или доступной детям;
3) поддержка общественных объединений, органов саморегулирования и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов детей от информационной продукции, причиняющей вред здоровью, нравственному и духовному развитиюlxiv.
3. К полномочиям органов местного самоуправления в сфере защиты детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, относятся:
1) определение мест и помещений, специально предназначенных для розничной продажиlxv, проката и демонстрации, в том числе посредством зрелищных мероприятий, специализированной информационной продукции, запрещенной законодательством Российской Федерации для распространения среди детей;
2) осуществление в соответствии с компетенцией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, контроля за соблюдением установленного законодательством Российской Федерации порядка распространения запрещенной для распространения среди детей информационной продукции.
Статья 5. Виды информационной продукции, причиняющей вред
здоровью, нравственному и духовному развитию детей
1. К информационной продукции, причиняющей вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей, относится информационная продукция, содержащая информацию:
1) запрещенную законодательством Российской Федерации для оборота среди детей;
2) ограниченную настоящим Федеральным законом для распространения среди определенных возрастных групп детей.
2. К информационной продукции, запрещенной для оборота среди детей, относится информационная продукция, содержащая информацию:
1) пропагандирующую антиобщественные и уголовно наказуемые деяния,
2) пропагандирующую насилие и жестокость,
3) дискредитирующую социальный институт семьи;
4) имеющую порнографический характер.
3. К информационной продукции, распространение которой среди детей определенных возрастных групп ограничено, относится информационная продукция, содержащая информацию:
1) содержащую изображение или описание насилия;
2) содержащую изображение или описание жестокости;
3) имеющую устрашающий характер;
4) содержащую изображение или описание антиобщественных действий или опасных поступков;
5) содержащую изображение или описание преступлений и лиц, их совершающих;
6) имеющую эротический характер.
Статья 6. Возрастная классификация информационной продукции
1. Оборот информационной продукции среди детей разных возрастных групп осуществляется с соблюдением ограничений, установленных в соответствии с возрастной классификацией информационной продукции и требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
2. Возрастная классификация информационной продукции осуществляется в целях предупреждения причинения вреда здоровью, нравственному и духовному развитию детей по следующим возрастным категориямlxvi:
«универсальная» — включает в себя информационную продукцию, допустимую для распространения среди детей любых возрастных групп;
«с 6 лет в присутствии родителей» — допускается для распространения среди детей, достигших возраста 6 лет, в присутствии родителей или лиц, их заменяющих;
«с 12 лет» — допускается для распространения среди детей, достигших возраста 12 лет;
"с 16 лет» — допускается для распространения среди детей, достигших возраста 16 лет;
"с 18 лет» — не допускается для распространения среди детей.
3. Возрастная классификация информационной продукции в соответствии с частью 2 настоящей статьи и статей
4. К информационной продукции возрастных категорий «универсальная", «с 6 лет в присутствии родителей», «с 12 лет», «с 16 лет» не может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, запрещенную законодательством Российской Федерации для оборота среди детей, а также информация, допускаемая настоящим Федеральным законом для оборота в более старших возрастных группах детей.
Статья 7. Информационная продукция возрастной категории «универсальная"
К возрастной категории «универсальная» может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, находящуюся в открытом обороте и не причиняющую вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей, в том числе содержащую оправданные жанром и сюжетом информационной продукции:
1) отдельные вульгарные или жаргонные слова (за исключением криминального жаргона), не носящие оскорбительного характера и используемые для характеристики отрицательных персонажей;
2) не направленные на сексуальное возбуждение потребителя информационной продукции эпизодические изображения или описания обнаженного тела (за исключением гениталий) без фиксации сексуальных мимики, поз, жестов и телодвижений.
Статья 8. Информационная продукция возрастной категория «с 6 лет
в присутствии родителей"
К возрастной категории «с 6 лет в присутствии родителей» может быть отнесена информационная продукция, содержащая наряду с информацией, указанной в статье 7 настоящего Федерального закона, информацию, включающую в себя:
1) оправданные жанром и сюжетомlxvii отдельные ненатуралистические и недетализированные эпизодические изображение или описание насилия при условии, что в информационной продукции содержится явно отрицательное, осуждающее отношение к насилию и сострадание к жертве и не осуществляется показ насильственной смерти, травм или следов кровопролития;
2) кратковременные и недетализированные изображения или описания заболеваний человека в не унижающей человеческое достоинство форме либо несчастного случая, аварии, катастрофы или ненасильственной смерти без натуралистического показа их последствий, а также травм, увечий и обильного кровотечения;
3) эпизодическое, оправданное жанром и сюжетом использование отдельных бранных слов для характеристики отрицательных персонажей;
4) не носящие инструктивного характера изображение или описание преступлений, при условии, что в информационной продукции содержится явно отрицательное, осуждающее отношение к преступному поведению, к лицам, совершившим преступления, образу их жизни, нормам, ценностям, обычаям и традициям и не пропагандирует атрибутику или символику преступной средыlxviii.
Статья 9. Информационная продукция возрастной категория «с 12 лет"
К возрастной категории «с 12 лет» может быть отнесена информационная продукция, содержащая наряду с информацией, указанной в статьях 7 и 8 настоящего Федерального закона, информацию, включающую в себя:
1) оправданные жанром и сюжетом отдельные недетализированные эпизодические изображение или описание насилия при условии, что они выражают явно отрицательное, осуждающее отношение к насилию и сострадание к жертве и не сопровождаются фиксацией внимания на натуралистических деталях насильственных смерти и травм или следов кровопролития, а также эпизодическое изображение или описание сексуального насилия (за исключением такого насилия, направленного против ребенка) без показа физиологических подробностей;
2) оправданные жанром и сюжетом отдельные ненатуралистические и недетализированные эпизодические изображение или описание жестокости, при условии, что информационная продукция не имеет инструктивного характера и выражает явно отрицательное, осуждающее отношение к указанным явлениям и сострадание к жертве;
3) изображение или описание сверхъестественных сил, вымышленных существ в форме, учитывающей особенности их восприятия детьми указанной возрастной группы;
4) изображение или описание оккультных или мистических практик или ритуалов (без их показа), не представляющих опасности для жизни или здоровья человека и не связанных с жестоким обращением с человеком или животным;
5) эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств или психотропных веществ, не имеющее инструктивного характера и не провоцирующего к их потреблению при условии, что в информационной продукции выражено явно отрицательное, осуждающее отношение к употреблению указанных веществ и (или) сопровождается указанием на опасность их употребления;
6) не имеющие возбуждающего, провоцирующего или инструктивного характера и не выходящие за рамки общепринятых нравственно-этических норм изображение или описание сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, обусловленные жанром и сюжетом информационной продукции.
Статья 10. Информационная продукция возрастной категория
"с 16 лет"
К возрастной категории «с 16 лет» может быть отнесена информационная продукция, содержащая наряду с информацией, указанной в статьях 7 — 9 настоящего Федерального закона, информацию, включающую в себя:
1) не носящие инструктивного характера, ненатуралистические и недетализированные изображение или описание насилия и его последствий при условии, что в информационной продукции содержится явно отрицательное, осуждающее отношение к насилию и сострадание к жертве;
2) не носящие инструктивного характера, ненатуралистическое изображение или описание актов жестокости при условии, что в информационной продукции выражено явно отрицательное, осуждающее отношение к указанным явлениям, событиям и сострадание к жертве;
3) упоминание (без показа) наркотических средств или психотропных веществ, показ опасных последствий их употребления, не носящие инструктивного или провоцирующего характера при условии, что в информационной продукции выражено явно отрицательное, осуждающее отношение к употреблению указанных веществ и (или) указано на опасность их употребления;
4) оправданное жанром и сюжетом непродолжительное использование бранных, вульгарных, жаргонных слов и выражений для характеристики отрицательных персонажей;
5) ненатуралистические описание или изображение сексуальных отношений между мужчиной и женщиной без показа полового акта или его имитации, при условии, что такие действия не выходят за рамки общепринятых нравственно-этических норм.
Статья 11. Информационная продукция возрастной категории «с 18 лет"
1. К информационной продукции возрастной категории «с 18 лет» может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, указанную в частях 2 и 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.
2. К информационной продукции возрастной категории «с 18 лет» относится специализированная информационная продукция, предназначенная для оборота среди лиц возрастной группы старше 18 лет, распространение которой осуществляется с соблюдением требований, установленных статьей 15 настоящего Федерального закона.
Статья 12. Общие требования к распространению информационной продукции, имеющей возрастные ограничения
1. Распространение информационной продукции, содержащей информацию, допустимую для оборота среди детей в соответствии с частью 3 статьи 5 и статьей 6 настоящего Федерального закона, осуществляется с учетом возрастной классификации, предусмотренной настоящим Федеральным законом.
2. Распространение информационной продукции посредством средств массовой информации, кинопродукции, иной
Присвоение информационной продукции знака возрастной категории осуществляется ее производителями (распространителями) самостоятельно или на основании заключения добровольной экспертизы информационной продукции.
3. Знак возрастной категории информационной продукции, предназначенной для теле-, радиотрансляции, розничной торговли, аренды или проката, размещается, соответственно, в программах
4. На территории Российской Федерации допускается без присвоения знака возрастной категории допускается транслировать в прямом эфире информационные программыlxxi,
5. В печатной, аудио-,
1) информации об анонимных службах знакомств и оказании услуг сексуального характера;
2) объявлений физических и (или) юридических лиц о знакомствах с детьми, а также объявлений о знакомствах и встречах с сексуальной целью;
3) объявлений о проведении отбора детей, а равно
6. Ограничения, указанные в части 5 настоящей статьи, распространяются также на оборот информационной продукции в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в том числе в сети «Интернет"lxxiii, на каналах мобильной (сотовой) связиlxxiv.
Статья 13. Маркировка информационной продукции
1. Информационная продукция, допустимая для оборота среди детей на основании части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, подлежит маркировке в соответствии с присвоенной ей возрастной категорией.
2. Маркировка информационной продукции производится посредством нанесения на нее соответствующего знака возрастной категории: универсальная — «У», «с 6 лет в присутствии родителей» — «6+», «с 12 лет» — «12+», «с 16 лет» — «16+», «с 18 лет» — «18+», а специализированной информационной продукции возрастной категории «с 18 лет» — «18+С"».
3. Распространение на любых видах носителей (включая электронные) информации, подлежащей возрастной классификации и маркировке в соответствии с настоящим Федеральным законом, сопровождается ясно различимым предупреждением о наличии возрастных ограничений посредством размещения знаков возрастной категории, размер которых должен занимать не менее семи процентов площади:
1) афиш и иных объявлений репертуара зрелищных мероприятий в кассовых залах и на наружной рекламе организаций культурыlxxv;
2) рекламных конструкций;
3) билетов, предоставляющих право посещения
4) упаковки аудио-, видеокассет, компактдисков, а также каждого экземпляра аудиовизуального произведения, фонограммыlxxvi, компьютерной программы и базы данныхlxxvii;
5) первой страницы газет, обложек журналов и иных периодических и продолжающихсяlxxviii печатных изданий;
6) титульного листа печатных изданий, предназначенных для использования в образовательных учреждениях дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей;
7) этикеток на игрушках, упаковок каждого экземпляра игр, игрушек;
8) кадра при демонстрации видеопродукции посредством телевещания,
9) экрана электронных средств при распространении информации по информационно-телекоммуникационным сетям общего пользования.
Статья 14. Требования к обороту отдельных видов информационной продукции, предназначенной для детей
1. Оформление и содержание печатнойlxxx продукции, канцелярских товаровlxxxi, игр, предназначенных для работы с детьми в образовательных учреждениях дошкольного образования, должны соответствовать возрастной категории информационной продукции универсальная.
2. Оформление и содержание печатнойlxxxii продукции, в том числе оформление школьных и общих тетрадейlxxxiii, школьных дневниковlxxxiv и обложек для них, книжных закладок и канцелярских товаровlxxxv, предназначенных для обучения детей в образовательных учреждениях общего образования и дополнительного образования детейlxxxvi , не должны содержать информацию, относимую в соответствии с настоящим Федеральным законом к возрастной категории с 18 лет.
3. Оформление и содержание не указанной в частях 1 и 2 настоящего Федерального закона печатной продукции (в том числе оформление ее упаковки), и предназначенной для распространения среди детей или среди неограниченного круга лиц и доступной детям, не должны содержать информацию, относимую в соответствии с настоящим Федеральным законом к возрастной категории с 18 лет.
Статья 15. Требования к распространению информации, ограниченной для оборота среди детей, посредством информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования и видеопоказа
1. Информация, распространяемая посредством телевещания и радиовещания (в том числе по сетям кабельного вещания открытого доступа) с 9 часов утра до 19 часов вечера по местному времени, должна соответствовать возрастной категории универсальная, с 7 до 9 часов утра и с 19 до 22 часов вечера по местному времени — возрастной категории «с 6 лет в присутствии родителей»lxxxvii.
2. Содержание информационных
3. Документальные
4. Доступ детей к информационной продукции, распространяемой по информационно-телекоммуникационным сетям общего пользования (в том числе в сети Интернет) в образовательных учреждениях дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей, а также в иных организациях, предоставляющих детям доступ к сети Интернет, допускается при условии применения программно-технических и иных средств, обеспечивающих защиту детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 16. Требования к обороту информационной продукции возрастной категории с 18 лет и специализированной информационной продукции, имеющей знак возрастной категории «18+С»"
1. Распространение информационной продукции возрастной категории с 18 лет и специализированной информационной продукции, имеющей знак возрастной категории «18+С», среди детей, а также среди неограниченного круга лиц и доступной детям, не допускается.
2. Привлечениеlxxxix детей к распространению информационной продукции, указанной в части 1 настоящей статьи, не допускается.
3. Привлечение детей для съемок и записи в отдельных эпизодах, являющихся составной частью информационной продукции возрастной категории с 18 лет, а также для участия в качестве исполнителей в эпизодах зрелищных мероприятий, относящихся к указанной возрастной категории, допускается при условии информированного согласия их родителей (законных представителей) и обеспечения защиты детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.
4. Розничная продажа, аренда и прокат информационной продукции возрастной категории с 18 лет в местах, доступных для посещения детьми, осуществляются в запечатанных непрозрачных упаковках и не подлежат демонстрации в доступной для детей форме.
5. Розничная продажа, аренда, прокат и демонстрация специализированной информационной продукции, имеющей знак возрастной категории 18+С, осуществляются только в запечатанных упаковках в специально отведенных органами местного самоуправления помещениях зданий, строений и сооружений, которые должны располагаться на расстоянии не менее чем триста метров от территорийxc образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, спортивных организаций, организаций культурыxci, предоставляющих услуги детям. Допуск детей в указанные помещения запрещается.
При наружном оформлении указанных помещений использование информационной продукции возрастной категории с 18 лет и специализированной информационной продукции, имеющей знак возрастной категории «18+С», не допускается.
6. Распространение информационной продукции возрастной категории с 18 лет и специализированной информационной продукции, имеющей знак возрастной категории «18+С», посредством телевещания и радиовещания сопровождается устным предупреждением, а также предупреждением посредством размещения телетекста способом «бегущей строки» о наличии возрастных ограничений при их анонсировании и непосредственно перед началом трансляции
Анонсирование в доступное для детей время специализированной информационной продукции, имеющей знак возрастной категории 18+С, запрещается.
Использование информации, причиняющей вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей, при анонсировании в доступное для детей время
7. Распространение информационной продукции возрастной категории с 18 лет на зрелищных мероприятиях, проводимых в предназначенных для детей образовательных, медицинских, санаторно-курортных, спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха детей и их оздоровленияxcii либо на территориях или в помещениях, расположенных на расстоянии менее 300 метров от указанных организаций, а также в иных определенных законодательством Российской Федерации местах, не допускается.
Статья 17. Цели и виды экспертизы информационной продукции
1. В целях защиты детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, в Российской Федерации организуются и проводятся добровольная экспертиза, обязательная экспертиза и общественная экспертиза информационной продукции, предназначенной для детей или доступной детям.
2. Результатом проведения указанной в части 1 настоящей статьи экспертизы является заключение экспертов или экспертной комиссии, утвержденное экспертным органом или организацией, проводящими экспертизу, и содержит мотивированныеxciii выводы:
1) об отсутствии или наличии в представленной информационной продукции информации, запрещенной законодательством Российской Федерации для оборота на территории Российской Федерации, а также для оборота среди детей;
2) об отнесении информационной продукции к определенной возрастной категории;
3) о соответствии или несоответствии информационной продукции ранее присвоенному ей знаку возрастной категории (при его наличии).
3. Экспертиза информационной продукции, за исключением обязательной экспертизы информационной продукции, проводится специализированными организациями, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, аккредитованными при федеральном органе по вопросам культуры в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4. Для проведения экспертизы информационной продукции экспертные органы и специализированные организации привлекают штатных или внештатных экспертов или создают экспертные комиссии, состоящие из экспертов разных специальностей (в том числе специалистов в области детской психиатрии и психологии, физиологии, сексологии, педагогики, кинематографии, лингвистики), имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее пяти лет. Для подготовки заключений по конкретным вопросам, требующим специальных познаний, экспертные органы и специализированные учреждения вправе привлекать на договорной основе специалистовxciv.
5. В состав экспертных комиссий не могут входить лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, или за преступления против семьи и несовершеннолетних, против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против общественной нравственности, лица, привлекавшиеся к административной и гражданско-правовой ответственности за нарушения требований настоящего Федерального закона, а также лица, заинтересованные в конкретных результатах экспертизы.
6. Срок хранения в экспертных органах и специализированных организациях образцов информационной продукции, в отношении которой были даны экспертные заключения, составляет не менее чем пять лет после окончания экспертизы.
7. Экспертиза информационной продукции, проводится в соответствии с методиками, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение экспертизы информационной продукции.
8. Экспертиза информационной продукции, проводимая по уголовным, административным и гражданским делам по фактам нарушения законодательства Российской Федерации о защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим государственную судебно-экспертную деятельность в Российской Федерацииxcv.
Статья 18. Добровольная экспертиза информационной продукции
1. Добровольная экспертиза информационной продукции проводится по инициативе производителей или распространителей указанной продукции до или после начала ее распространения в целях решения вопросов о присвоении информационной продукции соответствующей возрастной категории, о соответствии информационной продукции ранее присвоенной ей возрастной категории, либо о ее маркировке на основании требований, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Расходы, связанные с проведением добровольной экспертизы информационной продукции, возмещаются заказчиками.
Статья 19. Обязательная экспертиза информационной продукции, предназначенной для детей или доступной детям
1. В целях решения вопроса о присвоении информационной продукции, произведенной в Российской Федерации или за пределами территории Российской Федерации, соответствующей возрастной категории и о ее маркировке до начала ее распространения на территории Российской Федерации проводится обязательная экспертиза следующих видов информационной продукции, предназначенной для детей или доступной детям:
1) электронных (с экраном) и компьютерных игрxcvi;
2) кино- и видеофильмов, в том числе анимационных;
3) рекламы, разрешенной в соответствии с законодательством Российской Федерации для размещения в информационной продукции для детей.
2. Обязательная экспертиза информационной продукции проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление указанного вида экспертной деятельности, и его территориальными подразделениями.
3. Срок проведения обязательной экспертизы информационной продукции определяется сложностью и объемом объекта экспертизы, но не может быть более чем один месяцxcvii.
4. Отрицательное заключение обязательной экспертизы информационной продукции является основанием для запрета выпуска информационной продукции в оборот.
5. Заключения обязательной экспертизы информационной продукции подлежат опубликованию в официальном печатном издании федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение указанной экспертизы, а также в информационно-телекоммуникационной сети общего пользованияxcviii в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
6. Заключения обязательной экспертизы информационной продукции могут быть оспорены в судебном порядкеxcix.
7. Порядок проведения обязательной экспертизы информационной продукции, размер платы за ее проведение и порядок взимания такой платыc, требования к уровню профессиональной подготовки экспертов и их профессиональной квалификации, а также порядок аттестации экспертов определяются Правительством Российской Федерации с учетом требований статьи 17 настоящего Федерального закона.
Статья 20. Реестры информационной продукции
1. Сведения об информационной продукции, в отношении которой в соответствии с частью 2 статьи 5 и частью 1 статьи 19 настоящего Федерального закона проведена обязательная экспертиза, включаются в реестр предназначенных для детей
2. Ведение реестров, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется, соответственно, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля и надзора в сфере массовых коммуникацийci; контроля и надзора в сфере образованияcii, контроля и надзора в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламыciii.
Статья 21. Общественная экспертиза информационной продукции
1. Общественная экспертиза информационной продукции организуется и проводится по инициативе граждан или общественных объединений независимо от проведения добровольной или обязательной экспертизы информационной продукции.
2. Заключение общественной экспертизы информационной продукции направляется заявителю, по просьбе которого проведена общественная экспертиза.
3. Заключение общественной экспертизы информационной продукции может быть направлено заявителем любым заинтересованным лицам для сведения, а также в государственные органы исполнительной власти, на которые возложены функции по надзору и контролю за соблюдением требований настоящего Федерального закона, для решения вопроса о проведении обязательной экспертизы, правоохранительные органы или в суд для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в нарушении требований настоящего Федерального закона, к юридической ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы государственной экспертизы информационной продукции.
Статья 22. Государственный надзор и контроль и муниципальный контроль за исполнением настоящего Федерального закона
Государственный надзор и контроль и муниципальный контроль за исполнением настоящего Федерального закона осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 23. Общественный контроль за исполнением настоящего Федерального закона
1. Общественный контроль за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется общественными организациями (объединениями) и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Обращения физических и юридических лиц по результатам общественного контроля, представленные в федеральные органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление контроля и надзора за исполнением настоящего Федерального закона, подлежат обязательному рассмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Для осуществления общественного контроля за исполнением настоящего Федерального закона могут создаваться попечительские (наблюдательные) советы при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
4. Порядок формирования попечительских (наблюдательных) советов и их полномочия определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
5. Органы общественного контроля вправе:
1) осуществлять мониторинг распространения информационной продукции, предназначенной для детей или доступной детям;
2) организовывать проведение общественной экспертизы информационной продукции;
3) осуществлять сбор информации по жалобам и обращениям граждан и организаций посредством почтовой, телефонной, электронной или иной связи и создавать горячие линии;
4) предоставлять сведения о нарушении настоящего Федерального закона в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие контроль и надзор за исполнением настоящего Федерального закона;
5) обращаться в органы государственного контроля (надзора), а также в суд и органы прокуратуры с заявлениями о фактах нарушения законодательства Российской Федерации о защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.
Статья 24. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Нарушение настоящего Федерального закона влечет за собой гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 25. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу через сто восемьдесят дней после его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Президент
Российской Федерации
Примечания
i Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Статья 14. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. 1. Органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции,
ii Проект ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», ст. 2: «9) предоставление информации — действия, направленные на ознакомление с информацией определенного круга лиц; 10) распространение информации — действия, направленные на ознакомление с информацией неопределенного круга лиц;». ^
iii См. там же. ^
iv Проект ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», ст. 2: «4) информационно-телекоммуникационная сеть — технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;». ^
v ФЗ «О рекламе». Статья 2. Основные понятия. «В целях настоящего ФЗ применяются следующие основные понятия: …рекламораспространитель — юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными
vi ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» от 4 июля 1996 года N
ФЗ «О гидрометеорологической службе» от 19 июля 1998 года N
Ст. 3 ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» N
vii Ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации»: под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации; под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража
viii ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» от 22 августа 1996 года N
ix ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» от 29 декабря 1994 года N
x Правила продажи отдельных видов товаров. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.1998 N 1222, от 02.10.1999 N 1104, от 06.02.2002 N 81, от 12.07.2003 N 421). XII. Особенности продажи экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм. ^
xi Перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10%, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. № 41. ^
xii Печатным изданием признается газета, книга, журнал, брошюра, альбом, плакат, буклет, открытка, иное изделие полиграфического производства независимо от тиража и способа изготовления, предназначенное для передачи содержащейся в нем информации. (Временное положение об издательской деятельности в РСФСР, в ред. Постановления Правительства РФ от 08.06.93 N 542). ^
xiii Закон РСФСР «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23 сентября 1992 года N
xiv «такие как документальные, документографические, библиографические, реферативные, полнотекстовые, документально-фактографические, объектографические, базы данных показателей, лексикографические, гипертекстовые» — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг. 7200000 — Услуги, связанные с деятельностью по использованию компьютеров«. ^
xv Федеральный закон «О рекламе» 2006 г., ст. 2.: «рекламодатель — юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы; рекламопроизводитель — юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме; рекламораспространитель — юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами; рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;». ^
xviФедеральный закон «О рекламе» 2006 г. «Статья 22. Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе. »…2. Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться: 1) в телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени и в радиопрограммах с 9 до 24 часов местного времени; …3) при
xvii Закон РФ «О средствах массовой информации». Абз. 7 ст. 2. «Для целей настоящего Закона: … под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила;…».
Исходя из определения, приведенного в абз. 7, специализированным является СМИ, если Законом о СМИ установлены специальные правила в отношении порядка: 1) его регистрации; 2) распространения его продукции. При этом специализированным признается СМИ, в отношении которого действует хотя бы один из указанных порядков.
К специальным СМИ, для регистрации которых установлены специальные правила, относятся СМИ, специализирующиеся: на сообщениях и материалах рекламного характера; на сообщениях и материалах эротического характера; на сообщениях и материалах для детей и подростков, инвалидов, а также образовательного и культурно-просветительского назначения. Специфика правил регистрации указанных СМИ заключается в установлении специальных государственных пошлин. Специальные правила в отношении распространения продукции также предусмотрены для СМИ, которые специализируются на сообщениях и материалах рекламного (ст. 28, 36), а также эротического характера (ст. 28, 37). ^
xviii Публичный — открытый, предназначенный для неограниченного круга лиц. «Публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения — любые показ, исполнение или сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимаются ли произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания в месте их сообщения или в другом месте одновременно с сообщением произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания …» — Ст. 4 ФЗ «Об авторском праве и смежных правах», Временное положение об издательской деятельности в РСФСР. Утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 апреля 1991 г. N 211 (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.06.93 N 542). ^
xix Налоговый кодекс. Часть вторая. Статья 149, п. 20. ^
xx См. там же. ^
xxi Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты (МТП): «…реклама не должна восприниматься как оправдывающая насилие при осуществлении действий, противоречащих законам и общепринятым правилам социального поведения конкретной страны». ^
xxii Рекомендации № R (97)19 Комитета Министров стран-участниц Совета Европы о демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации от 30 октября 1997 г.: «…насилие иногда представляется в СМИ как норма поведения либо даже прославляется в целях привлечения большей аудитории…» ^
xxiii Рекомендации № R (97)19 Комитета Министров стран-участниц Совета Европы о демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации от 30 октября 1997 г.: …немотивированная демонстрация насилия достигает иногда неприемлемого антигуманного и разрушительного для психики уровня«. Европейская конвенция о трансграничном телевидении (Страсбург, 5 мая 1989 г.) вменяет в обязанности телевещателя, чтобы программы в целом, их представление и содержание обеспечивали уважение к достоинству человеческой личности и основным правам других людей. В частности, они не должны: б) чрезмерно выделять насилие…». ^
xiv Психическим насилием в уголовно-правовой практике признается унижающее человеческое достоинство обращение с потерпевшим: шантаж, угрозы, оскорбления, издевательства, иные действия, наносящие вред психическому здоровью человека, а в отношении ребенка — и нормальному развитию несовершеннолетнего. ^
xv Ст. 107, 130 УК РФ. ^
xvi Ст. 107 УК РФ. ^
xvii См. Проект ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Закона РФ »О средствах массовой информации«, внесенный А.В. Скочем и принятый в первом чтении 10.11.04. ^
xviii См. Руководство по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, утв. Приказом Федерального агентства по культуре и кинематографии от 15 марта 2005 г. N 112 (в ред. Приказа Роскультуры от 01.07.2005 N 415); Положение о регистрации
xix Термин «жестокое» в русском языке толкуется как «крайне суровое, безжалостное, беспощадное» (Словарь русского языка. Составитель С.И. Ожегов.
УК РФ употребляет термин «особой жестокости» в качестве квалифицирующих признаков убийства (п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ), умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (п. «б» ч.2 ст. 111), умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью (п. «в» ч.2 ст. 112), изнасилования (п. «в» ч.2 ст. 131), насильственных действий сексуального характера (п. «в» ч.2 ст. 131). В уголовно-правовой практике признано, что признак особой жестокости имеется, в частности, в случаях, когда перед совершением насильственного преступления или в процессе его совершения к потерпевшему применялись пытки, истязание или совершалось глумление над жертвой либо когда преступление совершено способом, который заведомо для виновного связан с причинением потерпевшему особых страданий (нанесение большого количества телесных повреждений, использование мучительно действующего яда, сожжение заживо, длительное лишение пищи, воды и т.д.). Особая жестокость может выражаться в совершении насильственного преступления в присутствии близких потерпевшему лиц, когда виновный сознавал, что своими действиями причиняет им особые страдания п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27. 01. 1999 № 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)»). ^
xx П. 15 Постановления N 5 Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» от 10 октября 2003 г. «В практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к »бесчеловечному обращению« относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания». ^
xxxi Под «пыткой» в Уголовном кодексе Российской Федерации понимается «причинение физических или нравственных страданий в целях понуждения к даче показаний или иным действиям, противоречащим воле человека, а также в целях наказания либо в иных целях» (Примечание к статье 117 УК РФ). ^
xxxii Термин «истязание» определяется в законодательстве как «причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями (длительное причинение боли щипанием, сечением, причинением множественных, в том числе небольших повреждений тупыми или острыми предметами, воздействием термических факторов и другие аналогичные действия) — см. ст. 117 УК РФ, п. 51.2 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью, утвержденными Приказом Минздрава РФ от 10 декабря 1996 г. № 407 (с изм. от 5 марта 1997 г.). ^
xxxiii Термин «мучения» определяется в законодательстве как «действия, причиняющие страдания (заболевание) путем длительного лишения пищи, питья или тепла, либо помещения (или оставления) потерпевшего во вредные для здоровья условия, либо другие сходные действия (п.п. 11 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью, утв. приказом Минздрава РФ от 10 декабря 1996 г.). Мучения представляют собой действия, в результате которых может возникать вред здоровью. УК РФ использует термин »мучения« в качестве квалифицирующего признака умышленного причинения тяжкого и средней тяжести вреда здоровью (ст. 111 ч.2 п. »б« и ст. 112 ч.2 п. »в"«). ^
xxxiv Термины «глумление над жертвой», «глумление над трупом» употребляются в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27. 01. 1999 № 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» при определении понятия «убийство с особой жестокостью». ^
xxxv Статья 244 УК РФ «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения». ^
xxxvi Ст. 3 Международного кодекса рекламной практики Международной торговой палаты. ^
xxxvii П.6 ст. 5 «Общие требования к рекламе» ФЗ «О рекламе». ^
xxxviii Постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
xxxix ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», ст. 3 и др. Трудовой кодекс РФ. ^
xl ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» N
xli Ст. 12, 13, норма 4 «Безопасность» Международного кодекса рекламной практики Международной торговой палаты: «реклама не должна содержать никаких заявлений или изображений, способных побудить ребенка оказаться в опасной ситуации или пойти на контакт с незнакомыми людьми, или проникнуть в незнакомые или небезопасные места». ^
xlii См. Доклад о миссии Специального докладчика в Бельгию и Нидерланды по вопросу о сексуальной эксплуатации детей в коммерческих целях (30 ноября — 4 декабря 1998 года) на пятьдесят шестой сессии Комиссий по правам человека ООН: «В целях борьбы с распространением азартных игр среди детей и с учетом того факта, что это явление признано одним из факторов вовлечения детей, прежде всего мальчиков, в занятие проституцией, необходимо наложить строгий запрет на посещение казино или заведений, где установлены игровые автоматы, детьми, не достигшими
xliii Ст. 20 ФЗ «О рекламе». ^
xliv П. 3 ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации», ст. 46 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». ^
xlv Федеральный закон от 22 апреля 2005 г. N
xlvi См. п. 1 ст. 16 ФЗ «О рекламе». 1. Реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий, распространяемая любыми способами, не должна: содержать демонстрацию процессов курения и потребления алкогольных напитков, а также не должна создавать впечатление, что употребление алкоголя или курение имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха либо для улучшения физического или психического состояния; дискредитировать воздержание от употребления алкоголя или от курения, содержать информацию о положительных терапевтических свойствах алкоголя, табака и табачных изделий и представлять их высокое содержание в продукте как достоинство; обращаться непосредственно к несовершеннолетним, а также использовать образы физических лиц в возрасте до 35 лет, высказывания или участие лиц, пользующихся популярностью у несовершеннолетних и лиц в возрасте до 21 года;…«. ^
xlviii Ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе» 2006 г. ^
xlviii Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на промышленный образец, утв. Приказом Роспатента от 06.06.2003 г. № 84, п. 4. ^
xlix Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом министерства юстиции РФ от 03.11.2005. № 205, п. 15. ^
l Ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе» 2006 г. ^
li Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 года N
КоАП РФ от 30 декабря 2001 года N
lii КоАП РФ от 30 декабря 2001 года N
liii Преамбула Конвенции о правах ребенка ООН: «…учитывая должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка…». ^
liv Норма 3 для рекламы, адресованной детям Международного кодекса рекламной практики, ст. 20 ФЗ «О рекламе». ^
lv П.1 ст.4 Закона РФ «О средствах массовой информации», ст. 242 УК РФ. ^
lvi Ст. 132, 133, 134 УК РФ. ^
lvii Факультативный протокол к Конвенции ООН о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, Рекомендация Rec (2001) 16 Комитета Министров Совета Европы относительно защиты детей от сексуальной эксплуатации от 31 октября 2001 г., Европейская конвенция о правонарушениях в сфере электронной информации от 23.11.2001. ^
lviii «Продукция эротического характера — любая печатная и аудиовизуальная продукция (включая все виды рекламы), содержащая изображения или описания, стимулирующие и (или) эксплуатирующие интерес к сексу». П.2.1. Положения об ограничении распространения и размещения продукции сексуального характера на территории города Новосибирска, утв. Решением № 184 от 09 декабря 1998 г. Городского Совета Муниципалитета Новосибирска. П. 2.1. ^
lix Под сексуальным влечением в сексологии понимается совокупность психических реакций и переживаний, обусловленных половой потребностью человека. ^
lx Приложение 1 к Временному порядку проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей, утв. Приказом Минобразования России от 26 июня 2000 г. N 1917. ^
lxi Закон Германии «Об охране молодежи», — «носители информации, которые изображают детей или подростков в неестественных, подчёркнуто сексуальных позах». ^
lxii Рекомендация № R (91) 11 Комитета министров государствам-членам относительно эксплуатации секса в целях наживы, порнографии, проституции, торговли детьми и несовершеннолетними (1991 г.). Рекомендация Ree (2001) 16 Комитета Министров Совета Европы относительно защиты детей от сексуальной эксплуатации (принята Комитетом Министров 31 октября 2001 года на
Вариант: «использующих образы детей в качестве сексуальных объектов», то есть провоцирующих к ним сексуальный интерес путем создания эротического облика, подчеркнутого стилем или деталями одежды, эротическими позами, жестами, мимикой, использованием атрибутик сексуальных игр и пр. ^
lxiii Статья 3. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». -«Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего ФЗ, соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка». ^
lxiv Ч.2 ст. 5 Федерального закона №«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»: «…поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка». (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N
lxv Статья 37 Закона РФ «О средствах массовой информации». ^
lxvi Согласно Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра
lxvii Рекомендация Совета Европы № R (97)19 Комитета министров государствам-участникам о демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации (Одобрена Комитетом министров 30 октября 1997 г. на
lxviii КоАП РФ от 30 декабря 2001 года N
lxix Порядок организации проката видеопродукции на территории города Москвы. Приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от 26 августа 2003 г. N
lxx «6. В пунктах приема подписки в доступном для подписчика месте должны находиться: … г). каталоги распространяемых им периодических изданий;…» — Правила распространения периодических печатных изданий по подписке, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.11.2001 № 759. ^
lxxi ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». ^
lxxii См. п. 2 ст. 18 настоящего ФЗ. ^
lxxiii Ст. 24 ФЗ «О средствах массовой информации»: «Правила, установленные настоящим Законом для
lxxiv Там же. ^
lxxv Театральных, эстрадных, цирковых, выставок и иных. См. п.2 ст.1 настоящего закона. ^
lxxvi Имеются в виду музыкальные, драматические, литературные, учебные, научно-популярные и иные фонограммы. — Требования к организации торговли аудио-, видеопродукцией, компьютерными информационными носителями на территории г. Москвы«. Приложение 5 к постановлению Правительства Москвы от 27 июля 1999 года N 693. ^
lxxvii В рекламе пива — не менее чем три секунды эфирного времени, при распространении рекламы другими способами — не менее пяти процентов рекламной площади (пространства). ^
lxxviii Федеральный закон «О рекламе» 2006 г., ст. 2.: «рекламодатель — юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы; рекламопроизводитель — юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме; рекламораспространитель — юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами; рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;». ^
lxxix Ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации»: «…под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год…». ^
lxxx Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утв. Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 6 ноября 2001 г. N
lxxxi «Освобождение от уплаты таможенной пошлины в соответствии с Соглашением и Протоколом не применяется при ввозе: канцелярских принадлежностей;» — Методические рекомендации «О некоторых вопросах применения норм Соглашения о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера» в целях обоснованного предоставления таможенных льгот при ввозе товаров, декларируемых как материалы образовательного, научного и культурного характера. Приложение к письму ГТК России (в ред. письма ГТК РФ от 25.08.2003 N
lxxxii Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утв. Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 6 ноября 2001 г. N
lxxxiii Федеральный закон «О рекламе» 2006 г. «Статья 5. Общие требования к рекламе. …10. Не допускается размещение рекламы в учебниках, предназначенных для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования, школьных дневниках, а также в школьных тетрадях». ^
lxxxiv Там же.
lxxxv «Освобождение от уплаты таможенной пошлины в соответствии с Соглашением и Протоколом не применяется при ввозе: канцелярских принадлежностей;» — Методические рекомендации «О некоторых вопросах применения норм Соглашения о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера» в целях обоснованного предоставления таможенных льгот при ввозе товаров, декларируемых как материалы образовательного, научного и культурного характера. Приложение к письму ГТК России (в ред. письма ГТК РФ от 25.08.2003 N
lxxxvi Ст. 5 Федерального закона «О рекламе от 13 марта 2006 г. №
lxxxvii Европейская Конвенция по трансграничному телевидению (статья 7): «Все программы, которые могут нанести вред физическому, умственному или нравственному развитию детей и подростков, не должны транслироваться в тот период времени, когда они могли бы их смотреть». ^
lxxxviii Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». ^
lxxxix В качестве производителей или распространителей. ^
xc Федеральный закон от 1 декабря 2004 г. N
xci Федеральный Закон Российской Федерации «О внесении изменения в статью 16 Федерального Закона «О рекламе» от 20 августа 2004 года, N
xcii Статья 1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»: …организации отдыха детей и их оздоровления — детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления. (абзац введен Федеральным законом от 21.12.2004 N
xciii См. ФЗ «Об экологической экспертизе», п. 1 ст. 18. ^
xciv Положение о создании и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2003 г. N 513. «Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии:
а) создает экспертные комиссии с учетом программы разработки технических регламентов, утверждаемой Правительством Российской Федерации, и уведомлений о разработке проектов технических регламентов и завершении их публичного обсуждения;
>б) направляет в федеральные органы исполнительной власти, научные организации, саморегулируемые организации, общественные объединения предпринимателей и потребителей обращения с предложением представить кандидатуры для включения в состав экспертной комиссии…«. ^
xcv ФЗ «О государственной судебной экспертной деятельности». ^
xcvi Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Статья 5. п. 4. ^
xcvii См. ФЗ «Об экологической экспертизе», п. 4 ст. 14. ^
xcviii Статья 16 Федерального закона «О техническом регулировании»: «9. Национальный орган по стандартизации утверждает и опубликовывает в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно — цифровой форме перечень национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов. ^
xcix ФЗ «Об экологической экспертизе», п. 8 ст. 18. ^
xcix ФЗ «Об экологической экспертизе» № 174 — ФЗ от 23.10.1995 г. ^
ci См. Положение о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 301. ^
cii См. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 318. ^
ciii См. Положение о Федеральной антимонопольной службе при Правительстве РФ, утв. Постановлением правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331.