МАТЕРИАЛЫ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
к «КРУГЛОМУ СТОЛУ» на тему
«ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ УСЫНОВЛЕНИИ: ПРАКТИКА И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»
Материалы и предложения по вопросам, связанным с международным усыновлением (удочерением) российских детей
Проведенный анализ свидетельствует, что ситуация, складывающаяся с международным усыновлением российских детей иностранными гражданами, требует особого внимания.
В последние годы не обеспечивается приоритетность усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами Российской Федерации. Работники детских домов, домов-интернатов, школ-интернатов смирились с «пассивным» усыновлением, в результате чего за последние 10 лет из Российской Федерации было вывезено более 45 тысяч детей.
Только в 2003 году за рубеж вывезено почти 7,5 тыс. таких детей. Крайнее беспокойство вызывает участь 2,5 тыс. из них, вывезенных так называемыми «независимыми усыновителями». Судьба большинства из них — неизвестна.
В отдельных регионах Российской Федерации посредническую деятельность по усыновлению детей осуществляют организации, не прошедшие аккредитацию или переаккредитацию. Все они различными незаконными способами получают сведения о детях и представляются переводчиками, адвокатами «независимых» усыновителей.
По существу в стране процветает незаконная посредническая деятельность, завуалированная под «независимое» усыновление.
В тоже время международное законодательство и практика по этому вопросу идут по пути усыновления детей только через аккредитованные организации (Германия, Австрия, Голландия и т.д.).
Зачастую процветает и криминальный бизнес на детях. Так, в ходе проведенного комплекса оперативно-розыскных мероприятий установлены 9 участников организованной группы, состоящей из директора, медсестры и водителя Рязанского дома ребенка № 2, сотрудников Управления образования Администрации г. Рязани, а также представителя американского агентства по международному усыновлению «Каролина Адокшин Сервис», которыми в период с 1999г. по 2000г. было продано иностранным гражданам 77 детей.
МВД России неоднократно обращало внимание на существующие проблемы в этой сфере.
В 2002 году МВД России вносились предложения в проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в статьи 124 и 165 Семейного кодекса Российской Федерации» в части организации работы по усыновлению детей, оставшихся без попечения родителей, а также в проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» по изменению порядка предоставления отчетов об условиях жизни и воспитания усыновленных детей в семьях иностранных граждан, а также о продлении сроков их предоставления до исполнения ребенку совершеннолетия.
По инициативе Министерства в январе 2003 г. была создана межведомственная рабочая группа для подготовки предложений в Правительство Российской Федерации по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере усыновления российских детей иностранными гражданами. Соответствующее письмо было направлено на имя заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.И. Матвиенко.
О сложившейся ситуации в данной области была проинформирована Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Учитывая сложившуюся ситуацию с положением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детской беспризорностью и безнадзорностью, увеличением числа граждан, лишенных родительских прав, и в целях усиления противодействия незаконному вывозу за рубеж детей, торговле несовершеннолетними считаем целесообразным:
Внести предложения в Правительство Российской Федерации:
- о создании государственной структуры, которая обладала бы правом принятия организационных и административных решений, контроля за исполнением действующего законодательства, координации действий заинтересованных субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при осуществлении указанной деятельности, в том числе и в сфере усыновления российских детей иностран ными гражданами;
- о предоставлении органам исполнительной власти права осуществлять через аккредитованные агентства и иным путем контроль за условия ми проживания, воспитания и обучения детей (до достижения ими совер шеннолетия), переданных на усыновление российским и иностранным гражданам.
- Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации следующие изменения в части:
— ужесточения ответственности за участие в незаконном усыновлении детей, а также ответственности должностных лиц, имеющих отношение к работе с детьми, подлежащими усыновлению, за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних;
— установления уголовной ответственности за осуществление неза конной посреднической деятельности при усыновлении детей.
МВД России
СПРАВКА
«Об усыновлении (удочерении) российских детей иностранными гражданами»
Анализ информации о ситуации, складывающейся с усыновлением (удочерением) граждан Российской Федерации иностранными гражданами показывает, что нарастает угроза выживанию, здоровью и развитию детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их нравственному становлению.
В стране отсутствует единый государственный орган, обеспечивающий координацию и взаимодействие органов исполнительной власти по решению жизненно важных проблем таких детей (их образованию, воспитанию, трудоустройству, обеспечению жильем, медико-социальному обслуживанию). В последние годы Министерство образования Российской Федерации не обеспечивало приоритет усыновления таких детей гражданами РФ. Работники детских домов, домов-интернатов, школ-интернатов смирились с «пассивным» усыновлением, в результате чего за последние 10 лет из Российской Федерации было вывезено более 45 тысяч детей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2000 г. № 268 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением"(далее Положение) МВД России проводит в пределах своей компетенции проверку деятельности иностранных организаций и представляет в Министерство образования Российской Федерации заключения о возможности аккредитации или продления срока аккредитации представительствам иностранных организаций на территории Российской Федерации.
В феврале т.г. была проведена сверка иностранных организаций, занимающихся усыновлением (удочерением) детей и зарегистрированных на территории Российской Федерации.
В ходе проверки было выявлено, что отдельные представительства в нарушение п. 5 Положения получили аккредитацию на территории Российской Федерации без заключения МВД России.
В частности:
- ASEFA (АСЕФА) (Испания) — письмо получено МВД России 26.09.03г., разрешение выдано Минобразованием России 22.10.03г.
- ABC Adoption Services, Inc.
(Эй-Би-Си Эдопшн Сервисиз, Инк., США) — письмо получено МВД России 07.10.03г., разрешение выдано Минобразованием России 22.12.03г. - Dove Adoption International, Inc. ( Дав Эдопшнс Интернэшнл , Инк., США) — письмо получено МВД России 01.12.03г., разрешение выдано Минобразованием России 16.12.03г.
- Creative Adoptions, Inc. ( Криэтив Эдопшнс , Инк ., США) — письмо получено МВД России 16.12.03г., разрешение выдано Минобразованием России 13.01.04г.
- Alaska International Adoption Agency , LTD (Аляска Интэрнэшнл Эдопшн Эйдженси, ЛТД., США) — письмо получено МВД России 20.01.04г., разрешение выдано Минобразованием России 13.01.04г.
- The World Child International Corporation (Зе Уорлд Чайлд Интернэшнл Корпорэйшн, США) — письмо получено МВД России 11.12.03г., разрешение выдано Минобразованием России 12.01.04г.
- Beacon House Adoption Services, Inc. (Бикон Хаус Эдапшн Сервисиз, Инк., США) — письмо получено МВД России 01.12.03г., разрешение выдано Минобразованием России 13.01.04г. и т.д.
Заключения МВД России по данным организациям направлены в Минобразование России 27.02.04г. № 1445.
Вместе с тем, на Межведомственной комиссии по вопросам усыновления (удочерения) иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации было принято решение о переаккредитации испанской организации ASEFA (АСЕФА) после выезда в эту страну.
При проведении проверки было установлено, что ранее полученная переаккредитация была выдана без заключения МВД России, а процесс усыновления двух детей осуществлен с явными нарушениями действующего на территории России законодательства.
Это далеко не полный перечень организаций, которые уже получили разрешения на аккредитацию представительств иностранных организаций по усыновлению детей на территории Российской Федерации без предоставления заключений от МВД России.
Имеют место факты не предоставления аккредитованными представительствами иностранных организаций, занимающихся вопросами усыновления детей на территории России, отчетов об условиях жизни и воспитания детей, переданных на усыновление иностранным гражданам.
Не осуществляется контроль за условиями жизни и воспитания детей, усыновленных так называемыми «независимыми» усыновителями. В связи с чем, место нахождения сотен российских детей, после вывоза из страны, неизвестно.
За период
По состоянию на 1 января 2004 года 93 иностранные организации получили разрешение на аккредитацию для осуществления деятельности по усыновлению (удочерению) российских детей своим представительствам на территории Российской Федерации.
Тем не менее, более 10 из них за последние 2 года не осуществили ни одного усыновления, при этом снимают дорогостоящие офисы в центре г. Москвы, занимаются иной неустановленной деятельностью. При проверках представленных документов, для получения аккредитации, установлены факты возбуждения уголовных дел на лиц, являющимися представителями этих организаций, из которых установочные данные многих из них не соответствуют действительности.
В некоторых регионах Российской Федерации посредническую деятельность по усыновлению детей осуществляют организации, не прошедшие аккредитацию или переаккредитацию. Все они различными незаконными способами получают сведения о детях и представляются переводчиками, адвокатами «независимых» усыновителей (лица, усыновляющие детей не через аккредитованные иностранные организации).
Так, в представленных документах на получение аккредитации американского агентства «Интернэшнл Чилдрэнс Эллайенс» главой представительства заявлен Богомолов Павел Николаевич, в отношении которого было возбуждено в 1999 году уголовное дело № 144558 по ст. 198 ч. 1 УК РФ. Представительству было отказано в аккредитации, но несмотря на это в настоящее время через сотрудников данного агентства осуществляются усыновления.
В последнее время получило широкое распространение практика размещения сведений о детях-сиротах во всемирной компьютерной сети Интернет в целях поиска иностранных усыновителей для этих детей. Используя правовую неурегулированность вопроса, иностранные организации, получая от посредников
Получена информация о нахождении в Иркутской области «Умной компании» которая распространяет информацию о детях — сиротах, с их фотографиями и медицинскими заключениями, а также с указаниями требуемых сумм, которые должны оплачивать усыновители при нахождении их в период усыновления на территории России (обед в ресторане с представителями власти после суда, перечисление денег на счета детских домов, музеи, концерты, экскурсии и т.д.).
Большинство аккредитованных представительств имеют лиц, которые осуществляют оказание посреднических услуг в период нахождения иностранных усыновителей в России (встреча в аэропорту, размещение в гостиницах, передача денег должностным лицам и т.д.) при этом, с последних, также взимается дополнительная плата.
Так, в 2003 г. из Генконсульства России в Монреале поступила информация о том, что в отношении канадского агентства «Лё ни фамильяль о Квэбэк» возбуждено уголовное дело и ведется расследование его финансовой деятельности.
Данное агентство проводило усыновление российских детей в в Республике Тыва, Ивановской, Кемеровской и Самарской областях. Глава агентства в Канаде Елена Теслюк, получила гражданство как беженка из России. Проживает в провинции Квебек и имеет жилую площадь в г. Москве.
После предъявления с канадской стороны претензий о финансовых нарушениях и последующего увольнения из квебекского агентства, в котором Теслюк работала казначеем и переводчиком, она образовывает новое агентство «Семейное гнездо в Квебеке». С 1994 по 2002 годы она являлась одновременно и президентом корпорации и директором указанного агентства.
Финансовые и другие обязательства между агентством и усыновителями отражены в контракте. Как правило, усыновители оплачивали расходные статьи контракта по Квебеку личными чеками на имя агентства «Семейное гнездо в Квебеке». Что касается контрактных расходов по России, то здесь дело обстояло иным образом. Усыновители просто ввозили в Россию определенные наличные суммы в долларах США и передавали их в России Елене Теслюк или указанным ею лицам..
За последние годы данное агентство усыновило более 50 детей. В мае 2002 года Службой по расследованию экономических преступлений провинции Квебек,
По существу в стране процветает незаконная посредническая деятельность, завуалированная под «независимое» усыновление. В то время как международное законодательство и практика по этому вопросу идут по пути усыновления только через аккредитованные организации.
Установлены факты слияния аккредитованных представительств с Благотворительными Фондами, расположенными на территории России и оказывающими помощь детским домам, домам ребенка, школам- интернатам. Фактически существует организованная сеть из представителей агентств и сотрудников Фондов по подбору, изучению данных ребенка, фотографированию, подбору родителей, их знакомству с ребенком, проведению переписки между будущими усыновителями и подростком и склонением последних на согласие усыновления.
По существу в стране процветает незаконная посредническая деятельность, завуалированная под «независимое» усыновление. В то время как международное законодательство и практика по этому вопросу идут по пути усыновления только через аккредитованные организации.
В целях усиления противодействия незаконному вывозу за рубеж детей, торговле несовершеннолетними считаем целесообразным:
— принять необходимые меры по выявлению и предотвращению незаконной посреднической деятельности неаккредитованных организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации.
МВД России