Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет



Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Статистика рождаемости / смертности по РФ

Родившиеся:
2003 г................... 2002 г.

1359800............1283100

Умершие:
2003г................... 2002г.

2160500.............2122200

Убыль населения:
2003 г................... 2002 г.

-800700.............. -839100

Источник: Госкомстат РФ

По данным статистиков, к 2050 году население России сократится на 30 млн человек

Россия находится на 162 месте в мире по уровню смертности

Смертность в РФ в 1,6 раза превышает рождаемость

Современное демографическое положение в России

Аппарат Совета Федерации ФС РФ

Дети-инвалиды

Проблема общества
У меня родился ребенок инвалид…

Проблема СПИДА

В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ

Священник
А. Дубинин:

Священник
А. Ильяшенко:

Целомудрие — дар Божий

Для чего нужно хранить целомудрие? Как нарушение целомудрия влияет на последующую жизнь человека? Почему молодым людям стало так трудно оставаться чистыми до брака?

Брак у всех да будет честен и ложе непорочно (Евр. 13,4))

Все знают о том, что нарушение целомудрия — это грех. Только, к сожалению, ни в Европе, ни в нашей стране почти не осталось людей, сохраняющих целомудрие до брака. Молодые люди часто спрашивают: «А почему нельзя? Что в этом такого?» Попытаемся ответить на эти вопросы, но сначала хотелось бы привести пример из ветхозаветной истории.

Царь Давид, пророк и псалмопевец, жил задолго до Рождества Христова. В те времена многоженство было узаконено лишь для того, чтобы численность народа повышалась, потому что только многочисленный народ, со всех сторон окруженный врагами, мог выжить. Эта мера имела характер временный, и вскоре от нее отказались. Господь в Евангелии определенно говорит о том, что нормой является единобрачие. Но во времена царя Давида многоженство было обычным явлением, и у него было много детей от разных жен. Они были друг другу единокровными братьями и сестрами. И вот один из его сыновей, Амнон, воспылал нечистой страстью к своей единокровной сестре Фамари.

«И полюбил ее Амнон, сын Давида. И скорбел Амнон до того, что заболел из-за Фамари, сестры своей»… Хитростью он заманил ее в свои покои и хотел, чтобы она разделила с ним ложе, «но она сказала: «Нет, брат мой, не бесчести меня, ибо не делается так в Израиле. Ты поговори с царем; он не откажет отдать меня тебе». Но он не хотел слушать слов ее, и преодолел ее, и изнасиловал ее, и лежал с нею. Потом возненавидел ее Амнон величайшею ненавистью, так что ненависть, какою он возненавидел ее, была сильнее любви, какую он имел к ней; и сказал ей Амнон: «Встань, уйди». И Фамарь сказала ему: «Нет, прогнать меня — это зло больше первого, которое ты сделал со мною». Но он не хотел слушать слов ее. И позвал отрока своего, который служил ему, и сказал: «Прогони эту от меня вон, и запри дверь за нею» (2 Цар. 13; 1,2,112–117))..

Такая жестокость весьма характерна для насильника по отношению к своей жертве. Этот яркий психологический момент с невероятной силой живописует нам темные стороны падшей человеческой природы: преступник с ненавистью смотрит на свою жертву. Но история на этом не заканчивается. Ветхий Завет удивительно правдиво и трагично повествует о том, что было дальше. У Фамари был родной брат Авессалом. Он поклялся отомстить за нее, выждал момент и убил Амнона, своего единокровного брата, а затем долгое время скрывался от гнева отца. Однако царь Давид простил Авессалома. Сын поверил в то, что отец простил его, и вернулся во дворец. Только, к сожалению, трагедия не прошла бесследно для их отношений. Авессалом задумал бунт против царя Давида, восстал на него и был убит. Он мчался на коне после проигранного сражения сквозь густые заросли низкорослого леса, запутался своими густыми волосами в ветвях деревьев и повис на них. Конь ускакал, а преследователи, вопреки приказу царя Давида, расстреляли царевича из лука. Вот так ветхозаветная история с необыкновенной глубиной проникновения в человеческую психологию показывает нам закономерности установленного на земле порядка. Нарушение нравственного закона влечет за собой страшные последствия. Грех никогда не остается безнаказанным.

Почитая «брак честен» и «ложе нескверно», Церковь безусловно осуждает добрачные и внебрачные отношения, считая их смертным грехом. «Блуд не есть брак, — пишет свт. Василий Великий, — и даже не начало брака« (Каноническое послание второе, правило 26). За добрачные связи многие расплачиваются выкидышами, рождением мертвых или неполноценных детей, неустойчивостью последующего брака.

Нравственный закон похож на законы естествознания, например, на закон всемирного тяготения: знаешь ты о нем или нет, он существует. В этой истории грех одного человека, правда, не простого, а царевича, породил целую цепочку тяжелейших для древнеизраильского государства преступлений. Смерть двух царских сыновей и гражданская война, в которой погибло много людей — вот последствия нарушения нравственного закона.

Что происходит сегодня? Молодые люди, особенно девушки, нецеломудренно себя ведут, нецеломудренно одеваются… Могу поделиться собственными впечатлениями. Однажды я поднимался из метро по лестнице и увидел перед собой молоденькую девушку, о которой было трудно сказать: полуодета она или полураздета. Отвожу глаза в сторону, и взгляд мой падает на милиционера, стоящего наверху лестницы. Делать ему, видимо, в тот момент было нечего, и он блуждающим взором смотрел по сторонам. И вдруг в поле его зрения попалась та самая полуобнаженная красотка. Грустно и забавно было смотреть, как изменилось выражение его лица: глаза округлились, лицо вытянулось… Его взгляд буквально впился в нее и не отпускал до самого выхода. Спрашивается: «Можно ли так искушать людей? Допустимо ли навязывать им преступные мысли о том, что все девушки такие развязные?» Конечно, у этой девушки мало шансов сохранить целомудрие, да, скорее всего, она его и не сохранила, ведь она сама всем своим видом, всем своим нескромным поведением кричит о своей доступности. Глядя на нее, вряд ли зародится в голове мысль о том, что она хочет иметь семью, заботиться о муже и быть хорошей матерью. Тогда, что именно она желала продемонстрировать окружающим? Может ей кажется, что она одета красиво? Да, критерии красоты могут быть разными.

Представьте себе, например, что вы говорите о женской красоте с рыбаком или с моряком. Не нужно сильно напрягать воображение, чтобы представить, что именно вы услышите. Но вот апостол Петр был профессиональным рыбаком. Значительную часть своей жизни он занимался ловлей рыбы на Генисаретском озере. И он сумел найти поразительные и высокопоэтические слова о женской красоте: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3; 3,4).. Вот удивительное определение истинной красоты женской, не внешней, а внутренней, духовной, нетленной красоты, такой, которая достойна и девушки, и женщины, и жены, и матери.

Целомудренная красота души проявляется и во внешнем облике: в манере поведения, общения, в улыбке… Особенно ярко она сияет во взоре. Недаром А.Н.  Некрасов очень глубоко отметил:

Есть женщины в русских селеньях
…………………………………………………
Их только слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
Пройдет, словно солнцем осветит,
Посмотрит — рублем подарит.

Первые христиане жили в эпоху не меньшего, а, может быть, даже и большего разврата, чем сейчас. В Римской империи рабыни не имели никаких прав. Их можно было использовать как угодно: покупать, продавать, обменивать на понравившуюся вещь. Разврат поощрялся и откровенно демонстрировался на аренах цирков. Но именно тогда и были сказаны слова о той самой вечной красоте апостолом Петром. А позже, благодаря влиянию Церкви и первых христиан, то есть римских граждан, преображенных благодатью Божией, и все римское общество стало совсем другим. Вместо языческого принципа «человек человеку волк» определяющим стал принцип христианский «человек человеку бог».

Супружеские отношения и блудный грех. Нравственная грязь современного общества. О чистоте супружества.

Тело не для блуда, но для Господа и Господь для тела. Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, которого имеете вы от Бога (1 Кор. 6; 13,19))

Недавно мне пришлось беседовать с замечательной молоденькой девушкой из хорошей верующей семьи. Она говорила, что супружеские отношения кажутся ей «грязными». В этом характерном заблуждении она далеко не одинока. Многим молодым (и не только молодым) людям кажется, что отношения между мужчиной и женщиной неизбежно связаны с какой-то «нечистотой», «грязью», и что отношения эти есть некое зло, с которым приходится неизбежно мириться. Насколько я понимаю, именно такая точка зрения и легла в основу теории Фрейда. Он считал, что существует врожденное влечение одного пола к другому, которое настолько сильно, что человек не в состоянии его подавить, следовательно, лучший выход — раскрепостить его. Фрейд считал это своим научным достижением, а с христианской точки зрения — это падение в нравственную пропасть. «Если Бога нет — то все позволено», — говорил Ф.М.  Достоевский, прекрасно понимая, что только мировоззрение, опирающееся на твердые религиозные основания, может дать человеку силы и решимость ограничивать себя.

Однако, поспешим отметить, что даже языческий мир не считал, что «все позволено». Вот отрывок из книги «Жизнь двенадцати Цезарей» Светония, римского писателя и историка, жившего в первом веке нашей эры, об одном из самых распутных римских императоров Гае Калигуле:

«Стыдливости он (Гай Калигула) не щадил ни в себе, ни в других. С Марком Лепидом, с пантомимом Мнестером, с какими-то заложниками он, говорят, находился в постыдной связи. Не говоря уже о его кровосмешении с сестрами и о его страсти к блуднице Пираллиде, ни одной именитой женщины он не оставлял в покое. Обычно он приглашал их с мужьями к обеду, и когда они проходили мимо его ложа, осматривал их пристально и не спеша, как работорговец. Потом он при первом желании выходил из обеденной комнаты и вызывал к себе ту, которая ему больше понравилась; а вернувшись, еще со следами наслаждений на лице, громко хвалил или бранил ее, перечисляя в подробностях, что хорошего и плохого нашел он в ее теле и какова она была в постели». (Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М., Наука, 1964, с.118.).

Император Гай Калигула своей жестокостью, трусостью, развращенностью, ненасытной похотью вызвал к себе такую ненависть, что был убит центурионами преторианской гвардии, которые были обязаны обеспечивать его безопасность. Вполне очевидно негативное отношение и автора приведенного отрывка к императору. Светоний, будучи современником христианства, сам не был христианином, он, как и большинство тогдашней римской интеллигенции, видел в христианстве лишь предрассудок, с которым образованные люди должны бороться, тем не менее, нравственные критерии были у него достаточно твердыми.

А вот слова Апостола Павла, из которых ясно, что и языческий писатель, и христианский Апостол единодушны в отношении к этому греху: «Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. Они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим. 1; 26,27,229–332))..

Апостол Павел более горячо, чем Светоний, последовательно, ярко и насыщенно пишет о том же. Он с большей полнотой охватывает проблему, говоря о развращенности не одного человека, а о развращенности нравов современного ему общества. Его слова звучат очень злободневно. Вспомним совсем недавний пример нравственного разложения: президента США Билла Клинтона, этого современного «императора», прелюбодея и клятвопреступника и известную теперь всему свету Монику Левински. Американское общество оправдало развратника, и он остался президентом сверхдержавы.

Но, к сожалению, нам не надо искать примеры за рубежом, в нашей стране ситуация тоже очень неблагополучная. Недавно в Москве прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Дети России: Насилие и защита». Наряду с действительно интересными и важными исследованиями там можно встретиться и с такими рекомендациями:

«Советы родителям. Что же все-таки делать, если ваш ребенок подвергся сексуальному нападению?

Дайте ему понять, что вы его любите и не в чем не обвиняете его, избавьте его от чувства стыда и вины».

Из дальнейшего текста видно, что его автор радикально избавился «от чувства стыда и вины»:

«Педофилия — это эротическое влечение к ребенку, независимо от его пола.

Общество и конкретные родители, которые выбрасывают своих детей на помойку жизни, не имеют права жаловаться на тех, кто их на этой помойке подбирает, хотя бы на время. Дайте вашим детям социальную защиту, материальное благополучие и, самое сложное, уважение и любовь, и тогда добычей случайных мужчин-педофилов будут только те дети, которые сами этого захотят, причем у них будет свобода выбора. Пока этого нет — не ищите козлов отпущения, это нечестно.

Некоторые богатые люди снимают для своих развлечений квартиры, где постоянно живут мальчики. Возраст мальчиков-проституток чаще всего между 13 и 18 годами, но те, кого интересуют 8-10-ллетние мальчики, тоже находят нужный товар, как правило, из неблагополучной среды. Все дело лишь в наличии денег и умении.

Педофилы стараются быть осторожными, попадаются только те, кто ведет себя неправильно (изнасилование, демонстративное поведение, хранение дома компрометирующих фото- и видеоматериалов с изображением собственных актов с мальчиками). О многих педофилах органы знают, но доказать ничего не могут. Объектом внимания органов чаще являются состоятельные педофилы, но не с целью привлечения к ответственности, а с целью шантажа. За такими людьми устанавливают слежку, системы аудио- и видео наблюдения и стараются поймать с поличным, после чего жертвы откупаются. Живущими на зарплату интересуются мало. Впрочем, очень известных или очень богатых тоже не трогают — боятся осложнений уже для себя». (И.С.  Кон. Совращение детей и сексуальное насилие в междисциплинарной перспективе. Дети России: насилие и защита. Москва, 1997 г., с. 70–72,774))..

Автор этих высказываний, И.С.  Кон, является действительным членом РАО — Российской Академии Образования.

Надо отметить, что аббревиатура РАО используется еще и для обозначения таких названий, как, например, российское акционерное общество. Напомним, что эта структура, призванная быть центром педагогической науки в нашей стране, раньше называлась Академия Педагогических Наук. Из нового названия ушли и педагогика и наука, что и неудивительно, если ее члены на ребенка смотрят, не как на личность, которая требует серьезного и бережного отношения к себе, а как на плохо лежащую вещь, которую можно подбирать на «помойке жизни», или как на объект «эротического влечения», или как на «товар», а попавших в поле зрения органов педофилов, которые, всего лишь «ведут себя неправильно», считают «жертвами« органов, которые, с их точки зрения, «всего лишь занимаются шантажом».

Кроме того, аббревиатура РАО используется для обозначения и такого понятия, как радиоактивные отходы. Видимо, надо признать, что эта аббревиатура все-таки удачно, хотя и не намеренно, отражает суть дела. Если РАО, имеющая таких членов, выдает такие отходы, то это пострашнее любых РАО любых чернобылей, ведь речь идет о нравственном загрязнении нежных душ наших беззащитных детей.

И вот мы живем в этой страшной, зараженной блудными теориями, страстями и нечистотой атмосфере. Именно эта нечистота формирует то, что называется «духом времени». Сама жизнь, телевидение, о котором мы поговорим отдельно, книги, журналы, газеты, содержащие растлевающие тексты и картинки, реклама на улицах — все направлено на разжигание нечистых страстей и нагнетание соответствующей атмосферы, которая даже людей чистых и непорочных способна ввести в соблазн. К сожалению, не всегда удается отгородиться от этой нравственной грязи, которой мы вынуждены дышать. И, как ни прискорбно, та же самая грязь переносится на супружеские отношения. Как-то один человек сказал, что кается в том, что согрешил с женой во время поста. Я ответил ему: «Нет греха в том, что ты любишь свою жену. Ты не с женой согрешил, ты согрешил тем, что нарушил пост, в продолжение которого полагается воздержание. Нет греха в ваших отношениях. Если в том, что чисто и разрешено Богом ты видишь грязь, значит, грязь есть в тебе, а не в супружеских отношениях».

Устанавливая посты, то есть определенные периоды времени, когда полагается воздержание, Церковь опирается на слова апостола Павла: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7; 3–5))..

Обратимся к первым главам книги Бытия, в которых описывается творение мира. Каждый акт творения заканчивается словами: «И увидел Бог, что это хорошо». Все, что Господь создал (по-гречески «Творец» звучит как «Поэтос«), все его творения: звездное небо, земля, человек — все удивительно, прекрасно и гармонично, как Божественная поэма. Но, сотворив первого человека, Адама, Господь произнес слова, которые по отношению к предыдущему тексту звучат неожиданно и резко: «Нехорошо быть человеку одному« (Быт.2,18).. Не завершена еще человеческая природа. «Сотворим помощника по нему« (Быт.2,18)…… Но Бог сотворил не мужчину, такого же сильного напарника в физическом труде, а сотворил жену. Только в совокупности мужского и женского начала человеческая природа достигает своего совершенства.

Господь сотворил людей такими разными не для того, чтобы они страдали от невоздержания и мирились с тем, что есть врожденная сфера, которую они по своей слабости вынуждены удовлетворять, поддаваясь сатане, который искушает нас невоздержанием нашим. Нет, вовсе не для этого Господь создал эту сферу. Она действительно очень эмоциональна и привлекательна, но она же призывает человека к особой ответственности. Тело, душа — все принадлежит человеку, но все это дано ему как дар, и он должен этот дар чистым, незапятнанным и непорочным вручить своему супругу, который ответит ему тем же. На людей накладывается обязательство — хранить свое целомудрие, хранить чистоту, и не позволять никакой грязи осквернять ее, стараться в непрерывном молитвенном покаянном делании очищать эту сферу от всякой нечистоты. Вот поэтому нельзя смотреть фильмы, читать журналы и книги, рассматривать картинки растленного содержания, нельзя нескромно одеваться. Надо всегда помнить о том, что нас окружают живые люди, которые реагируют на нескромную одежду и нескромное поведение. Ввергать их в соблазн — оскорбление. Ведь так трудно хранить чистоту, а тем более, когда кто-то провоцирует на грех. «Сказал также Иисус ученикам: невозможно не придти соблазнам: но горе тому, через кого они приходят. Лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк. 17. 1,2))..

Тогда спрашивается: «А зачем же тогда Господь создал все таким ранимым и подвергающимся негативному воздействию?» Можно ответить так. Очевидно, что есть водители, которые плохо умеют водить автомобиль. Неужели из-за этого надо запрещать пользоваться автотранспортом? Или запретить пить вино из-за того, что пьяницы не могут не напиваться? В Писании сказано: «Вино веселит сердце человека» (Пс. 103.15). Это тоже дар, которым надо уметь пользоваться с особой ответственностью, вино позволяет радостно отмечать важные события в жизни. Но если человек будет пользоваться им безответственно, то может спиться. Обезболивающие вещества нужны тяжелобольным, но запретить производство лекарств из-за того лишь, что наркоманы преступно пользуются ими, оставить больных умирать в тяжелых мучениях — безумие.

Многое из того, чем мы пользуемся, требует к себе бережного и ответственного отношения, точно также как и сфера отношений между мужчиной и женщиной, хотя именно она, наверное, наиболее подвержена искушениям. Объявить эти отношения нечистыми из-за того, что мы не умеем бережно к ним относиться, бережно и целомудренно пользоваться ими — неразумно. Психоанализ исходит из того, что эта сфера настолько привлекательна, что человек не может справиться с этим влечением и для того, чтобы он не впадал в комплексы, необходимо ее, как предписывает Фрейд, «раскрепостить», то есть объявить доступной и позволительной. Это означает: «позволить себе жить блудно». Но: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют… Все мне позволительно, но не все полезно; Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела; а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою« (1 Кор. 6; 9,10,  12, 18,19))..

Апостол Павел имеет в виду цену бесконечного достоинства, ту Голгофскую Жертву, которую Господь принес для спасения нас от власти греха, приняв крестную смерть. Обратите внимание, какое высокое сравнение «тела ваши — суть Храм живущего в вас Святаго Духа», и горе тому, кто растлит этот Храм.

Психоанализ прав, но только отчасти. Действительно, своими силами человек с соблазном справиться не может. Без Бога и Церкви сохранить чистоту практически невозможно и, напротив: «Все могу в укрепляющем меня Господе Иисусе Христе», — говорит апостол Павел (Флп. 4.13),, потому что вера дает человеку силы преодолевать то, что много выше человеческих сил.

Супружеские отношения дарованы Богом мужу и жене, и только мужу и жене, как награда за их веру и верность, любовь и целомудрие.

В книге Товита мы читаем о Товии и его молодой жене: «Когда они остались в комнате вдвоем, Товия встал с постели и сказал: встань, сестра, и помолимся, чтобы Господь помиловал нас. И начал Товия говорить: благословен Ты, Боже отцов наших, и благословенно имя Твое святое и славное во веки! Да благословляют Тебя небеса и все творения Твои! Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою — жену его. От них произошел род человеческий. Ты сказал: нехорошо быть человеку одному, сотворим помощника, подобного ему. И ныне, Господи, я беру сию сестру мою не для удовлетворения похоти, но поистине как жену: благоволи же помиловать меня, и дай мне состариться с нею. И она сказала с ним: аминь. И оба спокойно спали в эту ночь» (Тов. 8; 4–10).. Что за благословение для ребенка — быть зачатым после подобной молитвы, начав жизнь в такой атмосфере любви и страха Божия, который и является хранителем целомудрия.

О том, как страшно нарушить супружескую верность.

Не прелюбодействуй. 7-я заповедь.

В настоящее время мы наблюдаем даже не эпидемию, а пандемию блуда и прелюбодеяния. Менять, как теперь говорят, «партнеров» считается «доблестью», хотя с нравсвенной точки зрения эта «доблесть« — противоестественная. Но заповеди Божии не изменились, и их нарушение по-прежнему не остается безнаказанным. Часто люди просто не сопоставляют причину и следствие. Посетившую нас беду или болезнь мы считаем всего лишь несчастным случаем, не зависящим от нашего нравственного устроения. Однако, это далеко не всегда так.

В шестом веке жил святой блаженный Симеон Христа ради юродивый. Это был первый исторически засвидетельствованный юродивый. В его житии приводится рассказ, ярко демонстрирующий весь тот ужас, который может произойти с человеком, нарушившим седьмую заповедь.

«Захворал как-то раз один из первых людей в городе (святой имел обыкновение наведываться в дом его и устраивать там всякие шутовские проделки). Будучи при смерти, этот человек увидел во сне, будто играет в кости с каким-то эфиопом. А эфиоп этот — не кто иной, как сама смерть. И вот, когда, по его словам, очередь метать кости дошла до него, ему нужно было три раза получить по шестерке, чтобы не проиграть. Привиделось ему также, что пришел авва Симеон и сказал: «Что слышно, несмысленный? Этот черный человек, видно обыграет тебя. Но обещай мне, что впредь не изменишь жене своей, и я кину кости вместо тебя, и проиграет черный». — «Я поклялся, — рассказывал этот человек, — и авва вязл от меня кости, и трижды ему выпало по шесть очков». Едва больной проснулся, как пришел юродивый и говорит ему: «Ловко, бестолковый, ты три раза получил по шестерке, но если преступишь клятву свою, то черный тебя придушит». И высмеяв его и всех в доме, юродивый убежал прочь». (Жития византийских святых. Санкт-Петербург. 1995 г. стр. 178,179).

Спасением для этого вельможи явилось то, что в его время в его городе жил такой великий святой как Симеон Христа ради юродивый. Нам на такое счастье рассчитывать не приходится, и преодолеть грех можем только своим глубоким покаянием. Кара за преступление нравственных законов неотвратима и тяжела. Господь иногда медлит с наказанием и ждет, чтобы человек покаялся, потому что всем хочет «спастись и в разум истинный прийти». Но это промедление не означает того, что, если человек останется нераскаянным, может рассчитывать на счастье в жизни. На грехе и чужом горе счастья не построить, кроме того, нельзя забывать и о том, что «блудников и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13.4),, и что вечные муки ожидают после смерти преступивших заповеди Божии.