Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет


Top.Mail.Ru

Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Статистика рождаемости / смертности по РФ

Родившиеся:
2003 г................... 2002 г.

1359800............1283100

Умершие:
2003г................... 2002г.

2160500.............2122200

Убыль населения:
2003 г................... 2002 г.

-800700.............. -839100

Источник: Госкомстат РФ

По данным статистиков, к 2050 году население России сократится на 30 млн человек

Россия находится на 162 месте в мире по уровню смертности

Смертность в РФ в 1,6 раза превышает рождаемость

Современное демографическое положение в России

Аппарат Совета Федерации ФС РФ

Дети-инвалиды

Проблема общества
У меня родился ребенок инвалид…

Проблема СПИДА

В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ

Священник
А. Дубинин:

Священник
А. Ильяшенко:

Воспитание чувств

Говоря о средствах, которыми можно защитить от вредных впечатлений чувства ребенка, хочется начать с природы. Это отличное противоядие от влияния отравляющей тело и душу «машинной цивилизации».

Добрыми впечатлениями, полученными в общении с природой, может насыщаться и младенческая душа. На прогулке мама обратит внимание малыша на смену времен года. Она покажет ему, как осенью опадает листва в парке, как зимой снег укрывает землю, как радостно возрождается парк весной. Совершенство формы и чистая белизна снежинки, сила стремления к жизни весенней травинки или почки и многое, многое, чем так богата живая природа, — все может радовать и воспитывать ребенка, научая его в творении познавать Творца. Спокойно текущая река, прозрачный ручеек, облака и звезды на небе, плодородие земли… Жизнь насекомых, птиц…

Наблюдение за жизнью природы, естествознание не только не греховно — это благочестивое и полезное занятие. Многие наши подвижники благочестия (например, святитель Феофан Затворник) рекомендовали мирянам давать своим детям вместо романов книги по естествознанию, как познавательные и побуждающие к благоговению перед Творцом.

Природа располагает к высоким, духовным размышлениям. У святителя Игнатия есть прекрасное рассуждение на эту тему, «Сад во время зимы», где он называет природу книгой, «данной для чтения первозданному Адаму», «содержащей в себе слова Духа, подобно Божественному Писанию». Так, в зимнем саду можно усвоить «учение о воскресении мертвых», если только уметь смотреть…

Родители  — особенно детей-дошкольников, — при всей своей занятости, не должны жалеть сил и времени на прогулки с детьми. Не говоря уже о возможности «подышать воздухом», прогулка — это общение в приятной и интересной обстановке. Возраст до 7 лет — золотое время для воспитания души, когда ребенок еще открыт перед взрослыми и особенно легко принимает на веру их слова. Уроки жизни, полученные на таких прогулках, как правило, остаются в памяти на всю жизнь.

Важно и то, что через общение с природой дитя учится познавать и любить сбою Родину.

На наших глазах происходит как бы насильственная американизация всей нашей жизни — на общественном и на бытовом уровне. Современные дети начинают стыдиться того, что они русские, и с завистью смотрят на Запад.

Православные родители порой не придают должного значения этой проблеме, полагая, что патриотическое воспитание — пережиток советской эпохи. Но это не так. Св. праведный Иоанн Кронштадтский, болея душой за Россию, ввергнутую в смуту, в 1907 году говорил в одной проповеди: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного. Поэтому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить, чтобы наследовать жизнь вечную там».

Как привить маленькому ребенку любовь к Отечеству земному? Через любовь к Православной Церкви, родной природе, родной истории. Начать можно с малого.

Известно, что ребенок любит играть. Он, как считают специалисты по педагогике, в игре познает мир и снимает эмоциональное напряжение. Высказываясь против компьютерных игр, психологи, врачи, священники не против игры как таковой -они против именно этой игры, разрушающей здоровье ребенка и отрицательно влияющей на его интеллект и психику. Ребенку действительно необходимы игры, но подвижные игры на воздухе: «салки», «прятки», «вышибалы», «казаки-разбойники"… И хорошие игрушки.

Игрушки в последние годы сильно изменились - это замечают все родители. Куклы стали другими: вместо куклы-«дочки», куклы в образе младенца, девочке предлагается «Барби», кукла в образе сформировавшейся женщины, с набором косметики, модным гардеробом. Мамы с тревогой замечают, что в образе Барби, Синди и др. девочке дается некий образец для подражания. Любимые игрушки мальчиков — машинки и солдатики. Последних теперь заменили американские и японские фантастические существа: «суперчеловеки», «роботы», «черепашки» — герои соответствующих мультфильмов. Некоторые из них настолько страшны (рогатый шлем, рука-клешня, зверское выражение лица), что на упаковке по-английски написано предупреждение: «Детям не младше пяти лет!»

Очень важно, в какие игрушки играют наши дети: ведь игрушки заполняют их внутренний мир. Священник Артемий Владимиров в одной из бесед с родителями и детьми говорит: «Покажи мне, дитя, твои игрушки, скажи, какие из них ты называешь друзьями, и мне многое откроется в твоей будущности. Если у тебя в товарищах злобные, сошедшие с ума агрессивные американские «черепашки» — это одно, а если бравые гусары, пехотинцы, всадники на белых конях — это другое». Оказывается, игрушки тоже учат ребенка любить свою Родину.

Конечно, легко заметить, что «черепашки» и им подобные существа продаются в каждом киоске, на каждом углу, тогда как русских солдатиков поди поищи… Зато будет повод заинтересовать ребенка рассказом о подвигах православного воинства, о мужестве и великодушии русского солдата, о великом полководце и глубоко церковном человеке А. В. Суворове…

Чтение книг по русской истории — о жизни и быте наших благочестивых предков, о русских царях, о героях и православных подвижниках — поможет воспитать в ребенке любовь к Отечеству. На первом месте, разумеется, будут жития русских святых, подвижников благочестия. Очень хорошо, как показывает опыт некоторых родителей, дети воспринимают такие книги, как «Лето Господне» и «Богомолье» И. Шмелева.

Так у ребенка постепенно будет складываться представление о подлинной, живой Родине. Это представление в свое время может оказаться противоядием от зависти к «красивой жизни» по западному образцу.

Хорошим противоядием от пошлости «массовой культуры» (тех же «мыльных опер», «ужастиков» и боевиков, музыкальных и игровых шоу), от губительной рок-музыки может стать для наших детей настоящее высокое искусство.

Мы говорим не только о церковном искусстве. Конечно, очень хорошо, если ребенок с раннего младенчества слышит одни духовные песнопения, видит одни священные изображения и читают ему только житийную литературу. Но замечено, что такое «стерильное» воспитание может со временем обернуться своей противоположностью: контраст мира, в котором живет ребенок, и окружающей действительности окажется слишком велик. Попав в школьную или дворовую среду и оказавшись белой вороной среди сверстников, дитя почувствует себя ущемленным и взбунтуется против родителей, а то и против Церкви…

Несомненно, стоит знакомить ребенка и с лучшими образцами светского искусства, чтобы на них воспитать в нем эстетический вкус. О душевной пользе такого искусства на определенном этапе становления личности говорили оптинские старцы.

Если речь идет о чтении ребенку книг, то пусть это будут не только «Сказки» Пушкина или «Аленький цветочек» Аксакова. Как много сокровищ в русской взрослой поэзии XIX века, вполне доступных детскому восприятию и заучиванию детьми наизусть! Пусть ребенок привыкнет к звучанию классического русского стиха, пусть научится понимать поэтический образ. А сколько интересных тем для бесед с детьми даст поэзия!

Счастливы дети в тех семьях, где есть обычай собираться вместе и читать вслух разные хорошие книги. Затрата взрослыми времени на это сполна окупается огромной пользой для ребенка и всей семьи. Для таких чтений подходят многие произведения мировой классики. Например, в Царской Семье для общих чтений избиралось не только Священное Писание — читались и Диккенс, и Вальтер Скотт, и Тургенев…

Картины на библейские и исторические темы, пейзажи, жанровые полотна — их можно обсуждать с детьми не только в Третьяковке, но и рассматривая художественные альбомы. А главное — серьезная классическая музыка. К ней надо приучать ребенка с первых лет жизни, и тогда позже она станет лучшим противоядием от поп и рок-музыки. Подростки, часто посещавшие консерваторию, как правило, очень спокойно воспринимают всякие «металлы» и прочее и вряд ли увлекутся ими — разве только в знак протеста, если родители перестараются в своем «классическом» воспитании.

Хотелось бы посоветовать всем родителям с малолетства обучать ребенка музыке: или игре на каком-либо инструменте, или пению в хоре. Детские хоры существуют сейчас при многих воскресных школах. А настоящее музыкальное образование, учеба в музыкальной школе, хорошо еще и тем, что надолго займет ребенка, избавит его от вредной праздности. Ученику музыкальной школы не до компьютерных игр: ему, кроме уроков и гулянья, надо еще идти «на музыку» и дополнительно заниматься дома. Приобщение к настоящему искусству сделает ребенка и более разборчивым в отношении телепродукции.

Священник Александр Дубинин