Воспитание добрых навыков
Почему если один школьник охотно соглашается попробовать выпить и покурить, то другой без сожаления отказывается? Откуда берутся девочки, при которых друзья и подружки не заводят грязных разговоров? Почему среди веселой компании подростков находится один, который смотрит на часы, чтобы вовремя прийти домой?
Очевидно, это дети, которых воспитывали. Или под страхом родительского наказания, или по навыку послушания и воздержания они умеют уклоняться от зла. Путь воспитания добрых навыков, несомненно, предпочтительнее.
В святоотеческой литературе есть яркое сравнение: «Привычки, снисканные в детстве, подобны буквам, вырезанным на коре молодого дерева: вместе с ним они растут, увеличиваются и даже составляют часть его самого». Много написано о пользе доброго навыка. «Привычка — вторая натура»,- говорит пословица. Есть и другое мудрое изречение: «Праздность — мать всех пороков». Великое благо, если ребенок с раннего детства привык не оставаться в праздности. От нее — и привычка часами сидеть у телевизора, и увлечение азартными играми с компьютером, и сама мечтательность.
Поэтому хорошо, если родители сумели, когда дети свободны от учебы, занять их
Мы употребляем это слово в широком смысле, принятом в святоотеческой литературе. Рукоделие есть посильный телесный труд с душеполезной целью. Цель же заключается прежде всего в избавлении от праздности, о вреде которой мы уже говорили.
Занятие простым и однообразным рукоделием (это могло быть и плетение корзин или веревок, и возделывание огорода) помогало древним подвижникам собирать ум — не давать ему рассеиваться помыслами — и пребывать в непрестанной молитве. И не только древним.
В
Рукоделие не есть «работа» (с этим понятием мы обычно связываем снискание хлеба насущного), так как у него иная цель — не телесная, а душевная польза. В рукоделии важен не столько внешний, сколько внутренний результат. Мы говорим об этом потому, что маленьких детей, оберегая их от губительной и развращающей праздности, следует приучать именно к рукоделию. Родители же многие дела по дому не доверяют детям именно потому, что думают о внешнем результате. «Лучше сама сделаю!» — порой говорит со вздохом мама, убирая за своим малышом разбросанные игрушки или не давая дочке помыть посуду. Действительно, это легче (и качественнее!) — делать все самой, но для ребенка полезнее как раз обратное.
Конечно, истинная цель рукоделия должна быть известна только родителям — дети же должны быть уверены, что их труд нужен в семье, что они настоящие помощники.
Как показывает опыт многих семей, маленькие дети охотно помогают маме на кухне, особенно в готовке, и охотнее всего , если приготовляется
В некоторых семьях мамы вместе с детьми выращивают (даже в условиях городской квартиры) декоративные или съедобные растения. Те, у кого есть счастливая возможность вывезти ребенка летом за город (на дачу, в деревню), выделяют ему свою грядку на огороде, чтобы он, самостоятельно возделывая землю, научился уважительно и ответственно относиться к сотворенному Богом миру.
Очень важно, чтобы у каждого ребенка в семье была своя постоянная обязанность — послушание, как говорят в монастыре. Это может быть — для малышей — обязанность убирать свои игрушки, позже, когда ребенок подрастет, — убирать свою постель, еще позже — вытирать пыль в квартире, поливать цветы, вовремя покупать хлеб для семьи и т. д. Обязанностей, конечно, не должно быть непосильно много — лучше одна, но выполняемая неукоснительно.
В семьях, где много детей, на старших может быть возложена ответственная обязанность заботы о младших. И опять — лучше если это будут не «отдельные поручения», а постоянное, неизменное послушание: или ежедневная прогулка с младшим братиком или сестренкой, или ежевечерние занятия с ними каким-либо рукоделием… Старшим может, например, быть поручено ежедневно забирать младших из детского сада или (если младшие уже школьники) проверять приготовление уроков и т. д.
В некоторых православных семьях на детей полностью возложен уход за домашними животными — будь то рыбки, или кошка, или собака. Бывает, что подросток уклоняется от пустого препровождения времени после школы и спешит домой, потому что там его ждет собака, которую никто, кроме него, не выведет гулять. Конечно, относиться к домашним животным все члены семьи должны не как к игрушкам, которые, наигравшись, можно отбросить за ненадобностью, а как к творениям Божиим, вверенным нашему попечению.
Священник Александр Дубинин